Поучение Мерикара
Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара | |
---|---|
Жанр | дидактическая литература |
Автор | Хети III |
Язык оригинала | среднеегипетский |
Дата написания | ок. 2150-2050 до н.э. |
Дата первой публикации | 1913 |
Поучение Мерикара (полное название: Поучение гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара[1] или Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара[2]) — древнеегипетское литературное произведение жанра «поучения» (sb3 jt)[3]. Датируется XXII веком до н. э. (ок. 2150—2050 до н. э.)[4], переписан с подлинника в период правления XVIII—XIX династий[5]. Представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством[6].
Источники
Текст обрывочно сохранился на трёх папирусах второй половины XVIII династии (конец XV в. до н. э.)[7][8]:
- иератический папирус № 1116A (Papyrus Leningrad 1116 A) из музея Эрмитажа со множественными повреждениями (особенно первые 22 строки) и ошибками переписчиков;
- Московский папирус № 4658 (Papyrus Moscow 4658) из московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина;
- Карлсбургский папирус 6 (Papyrus Carlsberg 6) содержит часть текста с 88-й строки, а до 92-й строки сохранились плохо. После смерти Л. Борхардта, который опубликовал текст в 1933 году[9], папирус передан в Копенгагенский университет и хранится в Египтологическом институте.
Первый перевод и транскрипцию «Поучения Мерикара» с петербургского и московского папирусов опубликовал в 1913 году российский египтолог В. С. Голенищев[10]. Затем последовали переводы Аллана Х. Гардинера (1914)[11], Адольфа Эрмана (1923)[12], А. Шарфа (1936)[13], А. Фольтена (1945)[14] и др.[15][16][17]. На русский язык переводы делали М. А. Матье[1] , М. А. Коростовцев[5], Р. И. Рубинштейн[6], А. Е. Демидчик[2] и М. И. Соколова[18].
Автор
Имя царя X династии Ахтоя III (Хети III — 2120—2070 гг. до н. э.), автора поучения, установлено по царским спискам Туринского папируса[6]. Этот фараон продолжал борьбу с кочевниками, обитавшими к востоку от Дельты, и положил конец их набегам на Египет[1]. Мнение о том, что автором мог быть сам Мерикара, высказывал А. Фольтен[14].
Содержание
Восстановление содержания текста в полном объёме из-за утраченных фрагментов и повреждений папирусов не представляется возможным.
Открывалось, вероятно, с имени определённого лица, фараона, обращавшегося к принцу[7]. В начале поучения, судя по отдельным фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока[6].
Условно текст делится на 3 части[4][19]:
- Правила управления строгим судом, наказания врагов, привечания элиты и сподвижников;
- Внешняя политика государства: проблемы с кочевниками на востоке, мятежниками на юге.
- Определение личности властелина как единственного в своём роде на земле, несущего ответственность за своё правление.
Поучение завершается божественным гимном и именами переписчиков «Поучения», Хамуасом и Махи[7].
Анализ
Поучение даёт ценный материал для суждения о социальных отношениях и об организации государства в конце III тысячелетия до н. э.[1] После тяжёлого периода нестабильности и смуты появился литературный памятник, освещающий образ фараона, как мудрого и строгого правителя, не допускающего впредь поползновений на свою власть и спокойствие в стране[7].
Проставленные до 78 строки красные точки, предположительно, указывают, что литературный текст читался нараспев, с целью сохранения смысловых и стилистических оттенков написанного[20].
По мнению Я. Ассмана, поучение преподносится будто бы от умершего отца[19].
Некоторые учёные прослеживают параллели «Поучения Мерикара» с книгой Екклесиаста[7].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Из «Поучения гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара» / Струве В. В. — Хрестоматия по истории древнего мира. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. I. Древний Восток. Архивная копия от 11 сентября 2017 на Wayback Machine
- ↑ 2,0 2,1 перев. Демидчик А. Е. Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара / под ред. В.И. Кузищина. — История Древнего Востока: Тексты и документы. — М., 2002. — С. 17—23. Архивная копия от 14 сентября 2017 на Wayback Machine
- ↑ Институт востоковедения (Академия наук СССР), Институт Африки (Академия наук СССР). Восток // Наука. — 1994. — № 1—3. — С. 112—117.
- ↑ 4,0 4,1 Quirke, Stephen. Exploring Religion in Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2014. — С. 162. — 280 с. — (Blackwell Ancient Religions).
- ↑ 5,0 5,1 1 // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 2 ч / М.А.Коростовцев, И.С.Канцельсон, В.И.Кузищин. — М.: Высшая школа, 1980. — С. 31—36.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А) // Вестник Древней Истории. — 1950. — № 2. — С. 122–123.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Акимов В. В. Книга Екклезиаста и древнеегипетские поучения царей // Скрижали. — 2001. — № 1. — С. 65—111. Архивировано 12 июля 2019 года.
- ↑ Antonio Loprieno. Ancient Egyptian Literature: History and Forms. — BRILL, 1996. — 726 с. Архивная копия от 6 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Borchardt L. Allerlei Kleinigkeiten. — Leipzig: Privatdruck, 1933.
- ↑ Голенищев В. XXIII—XXV // Les Papyrus Hieratiques № 1115, 1116 А et 1116 B de l'Ermitage Imperial a St. Petersbourg. — Санкт-Петербург, 1913.
- ↑ Gardiner A. New Literary Works from Ancient Egypt // Journal of Egyptian Archeology. — London, 1914. — Vol. 1. — С. 20—36, 100-106.
- ↑ Еrman, А. Die Literatur der Aegypter. — Leipzig, 1923.
- ↑ Sсharf A. Der historische Abschnitt der Lehre für König Merikare // Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. — Berlin, 1936.
- ↑ 14,0 14,1 Volten, A. Zwei Altägyptische Politische Schriften: Die Lehre für König Merikare (Pap. Carlsberg VI) und Die Lehre des König Amenemhet // Analecta Aegyptiaca. — Copenhagen, 1945. — Т. IV.
- ↑ Helck W. Die Lehre für König Merikare. — Wiesbaden, 1988.
- ↑ Quack J. F. Studien zur Lehre für Merikare. — Wiesbaden, 1992.
- ↑ The Instruction for King Meri-Ka-Re / James B. Pritchard. — Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. — С. 414—418.
- ↑ М. И. Соколова при участии А. А. Ильина-Томича и М. В. Панова. Поучение для Мерикара // Египтологический изборник. — М., 2006–2007. Архивировано 5 мая 2007 года.
- ↑ 19,0 19,1 Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — Присцельс, 1999. — С. 256.
- ↑ Петровский Н. С. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАГМАТИКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ РЕЧИ // Ассириология и египтология : статья. — Л., 1964. — С. 116—127. Архивировано 12 октября 2019 года.
Литература
- Из «Поучения гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара» / Пер. М. Э. Матье. — Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Струве В. В. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 1. Древний Восток. — С. 46—49.
- Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара / Пер. Р. И. Рубинштейн // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Уч. пособие: В 2 ч / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Канцельсона, В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980. — Т. 1. — С. 31—36.
- Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара / Пер. А. Е. Демидчик. — История Древнего Востока: Тексты и документы / Под редакцией В.И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 17—23.
- Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А) // Вестник Древней Истории. — М., 1950. — № 2. — С. 122—123.
- Lichtheim M. . — Berkeley, 1973. — Т. 1. — С. 97—109.