Порт Диксон
Морской порт Диксон | |
---|---|
МУП «Диксонский морской торговый порт» | |
Местонахождение |
Россия, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, пгт Диксон юго-восточная часть Карского моря, Енисейский залив[1] |
Площадь акватории | 0,182 км2[1] |
Площадь территории | 3,308 га[1] |
Грузооборот | 11,71 тыс. тонн (2010) |
Пропускная способность | 120 тыс. тонн в год[1] |
Время навигации | июнь - октябрь[1] |
К-во и длина причалов | 2 (149 п.м)[1] |
К-во портовых кранов | 3 |
Глубина у причала |
5—14 осадка до 8,0 м[1] |
Дополнительные сведения | |
Наличие собственного флота | есть |
Ближайшие порты | Дудинка |
Ближайшая ж/д станция | порт не связан с ж/д сетью |
Ближайший аэропорт | Диксон — 4 км |
73°30′22″ с. ш. 80°30′39″ в. д.HGЯO |
Ди́ксон — российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Находится на территории посёлка Диксон Красноярского края.
Порт используется для обеспечения жизнедеятельности посёлка Диксон, военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций, а также для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы Севморпути.
История
Решение о строительстве морского порта Диксон было принято на основании Постановления Главсевморпути № 47 от 22 мая 1934 года. Предполагалось, что порт станет базовым на трассе Северного морского пути для обеспечения стоянки и бункеровки судов углём. Возведение порта и посёлка началось в июле того же года силами 145 строителей, прибывших из Игарки и Архангельска. В 1936 году были построены причалы на острове Конус, через которые в первую же навигацию было принято 3 тыс. тонн угля. В 1939 году на каменном основании был заложен главный причал, который был сдан в эксплуатацию летом 1941 года. В 1942 году угольные причалы были разрушены при обстреле немецким крейсером «Адмирал Шеер». В 1958 году была произведена реконструкция причала с надрубкой ряжа и установкой двух новых портальных кранов «Каяр». К середине 1970-х годов портом были построены новое здание управления, пятиэтажный жилой дом, склады, овощехранилище.
До 1995 года Диксонский морской порт являлся государственным предприятием и находился в подчинении Департамента морского транспорта Минтранса России. В 1995 году был передан в состав Норильского комбината и до 2004 года являлся структурным подразделением Дудинского морского порта Заполярного филиала ОАО «ГМК „Норильский никель“». С 1 ноября 2004 года был реорганизован в МУП «Диксонский морской порт».
В настоящее время общий износ основных фондов и средств предприятия достигает 70 %[2]. Часть зданий порта не используется, находится в состоянии консервации[3].
В 2020 в порту Диксон установлен морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ[4].
Описание порта
Период летней навигации в порту приходится на июнь—сентябрь (октябрь). Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом.
Пропускная способность порта составляет 50 тыс. т. генеральных грузов и 150 тыс. т. навалочных грузов. Действующими причалами являются:
- № 1, 2 — для генеральных грузов (длиной по 100 метров каждый с глубинами 14 м);
- № 7 — для нефтепродуктов;
- пассажирские — на о. Диксон и в бухте Портовая (глубиной 5 м).
Вспомогательные причалы на о. Конус — Южный для отстоя судов и Западный для ремонта судов, а также топливный причал на о. Сахалин в настоящее время не используются.
Маршрутная сеть
Основной грузопоток в Диксон направляется из морского порта Дудинка по Енисейскому заливу. Также возможен, но ныне почти не используется водный путь по реке Пясина до порто-пункта Валёк, расположенном на территории городского округа город Норильск.
Морской порт в летний период осуществляет регулярные пассажирские перевозки между материковой и островной частями посёлка Диксон посредством катера «Станислав Гуменюк».
Производственная инфраструктура
Для хранения грузов используются крытый склад площадью 10 тыс. м² и открытый склад площадью 4 тыс. м². В порту действуют 3 портальных крана, 3 гусеничных автокрана, 1 колесный автокран, 4 автопогрузчика[5].
Грузооборот
Грузооборот, тыс. т[6] | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
130,0 | ▼12,0 | ▼9,5 | ▲12,5 | ▼12,2 | ▲12,4 | ▼11,79 | ▼11,71 |
Перспективы
Предполагается реконструкция и расширение имеющихся причалов для организации приёма всей номенклатуры генеральных грузов перспективного проекта разработки Сырадасайского месторождения коксующихся углей[7], а также строительство нового балкерного терминала, предназначенного для погрузки добытого угля.
Терминалы
Общее количество причалов — 2[1].
Основные операторы морских терминалов[1]:
- Таймырская энергетическая компания — 2
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Реестр морских портов.
- ↑ МУП «Диксонский морской порт» . Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (2009).
- ↑ Современное использование территории поселка . стр.4. Диксоновский вестник (№ 24 (235), 21 августа 2013 года). (недоступная ссылка)
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 3639-р «Об установлении в морском порту Диксон (Красноярский край) морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ» .
- ↑ Порт Диксон . ЕСИМО. Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 12 мая 2021 года.
- ↑ Грузооборот порта Диксон . Таблица 5.3.. Диксонский вестник (№ 24 (235), 21 августа 2013). Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 25 мая 2018 года.
- ↑ Сырадасай – самый северный проект «Енисейской Сибири» ⋆ Geoenergetics.ru . Дата обращения: 17 июня 2020. Архивировано 17 июня 2020 года.
Литература
- Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 г. № 79-р «Об установлении границ морского порта Диксон» .
- Распоряжение Росморречфлота от 14.07.2014 № АП-266-р «О внесении сведений о морском порте Диксон в Реестр морских портов РФ» .
- Приказ Минтранса РФ от 22.01.2014 г. № 14 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Диксон» .
Ссылки
- Морской порт Диксон на сайте Администрации морских портов Западной Арктики
- Объем экспортных отправок угля по Севморпути с нового арктического терминала «Чайка» в 2017 году составит 1 млн тонн Архивная копия от 30 марта 2017 на Wayback Machine