Порт Диксон

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Морской порт Диксон
МУП «Диксонский морской торговый порт»
Местонахождение  Россия, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, пгт Диксон
юго-восточная часть Карского моря, Енисейский залив[1]
Площадь акватории 0,182 км2[1]
Площадь территории 3,308 га[1]
Грузооборот 11,71 тыс. тонн (2010)
Пропускная способность 120 тыс. тонн в год[1]
Время навигации июнь - октябрь[1]
К-во и длина причалов 2 (149 п.м)[1]
К-во портовых кранов 3
Глубина у причала 5—14
осадка до 8,0 м[1]
Дополнительные сведения
Наличие собственного флота есть
Ближайшие порты Дудинка
Ближайшая ж/д станция порт не связан с ж/д сетью
Ближайший аэропорт Диксон — 4 км
73°30′22″ с. ш. 80°30′39″ в. д.HGЯO

Ди́ксон — российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Находится на территории посёлка Диксон Красноярского края.

Порт используется для обеспечения жизнедеятельности посёлка Диксон, военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций, а также для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы Севморпути.

История

Решение о строительстве морского порта Диксон было принято на основании Постановления Главсевморпути № 47 от 22 мая 1934 года. Предполагалось, что порт станет базовым на трассе Северного морского пути для обеспечения стоянки и бункеровки судов углём. Возведение порта и посёлка началось в июле того же года силами 145 строителей, прибывших из Игарки и Архангельска. В 1936 году были построены причалы на острове Конус, через которые в первую же навигацию было принято 3 тыс. тонн угля. В 1939 году на каменном основании был заложен главный причал, который был сдан в эксплуатацию летом 1941 года. В 1942 году угольные причалы были разрушены при обстреле немецким крейсером «Адмирал Шеер». В 1958 году была произведена реконструкция причала с надрубкой ряжа и установкой двух новых портальных кранов «Каяр». К середине 1970-х годов портом были построены новое здание управления, пятиэтажный жилой дом, склады, овощехранилище.

До 1995 года Диксонский морской порт являлся государственным предприятием и находился в подчинении Департамента морского транспорта Минтранса России. В 1995 году был передан в состав Норильского комбината и до 2004 года являлся структурным подразделением Дудинского морского порта Заполярного филиала ОАО «ГМК „Норильский никель“». С 1 ноября 2004 года был реорганизован в МУП «Диксонский морской порт».

В настоящее время общий износ основных фондов и средств предприятия достигает 70 %[2]. Часть зданий порта не используется, находится в состоянии консервации[3].

В 2020 в порту Диксон установлен морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ[4].

Описание порта

Период летней навигации в порту приходится на июнь—сентябрь (октябрь). Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом.

Пропускная способность порта составляет 50 тыс. т. генеральных грузов и 150 тыс. т. навалочных грузов. Действующими причалами являются:

  • № 1, 2 — для генеральных грузов (длиной по 100 метров каждый с глубинами 14 м);
  • № 7 — для нефтепродуктов;
  • пассажирские — на о. Диксон и в бухте Портовая (глубиной 5 м).

Вспомогательные причалы на о. Конус — Южный для отстоя судов и Западный для ремонта судов, а также топливный причал на о. Сахалин в настоящее время не используются.

Маршрутная сеть

Катер «Станислав Гуменюк» на рейде Диксона

Основной грузопоток в Диксон направляется из морского порта Дудинка по Енисейскому заливу. Также возможен, но ныне почти не используется водный путь по реке Пясина до порто-пункта Валёк, расположенном на территории городского округа город Норильск.

Морской порт в летний период осуществляет регулярные пассажирские перевозки между материковой и островной частями посёлка Диксон посредством катера «Станислав Гуменюк».

Производственная инфраструктура

Для хранения грузов используются крытый склад площадью 10 тыс. м² и открытый склад площадью 4 тыс. м². В порту действуют 3 портальных крана, 3 гусеничных автокрана, 1 колесный автокран, 4 автопогрузчика[5].

Грузооборот

Грузооборот, тыс. т[6]
1989 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010
130,0 12,0 9,5 12,5 12,2 12,4 11,79 11,71

Перспективы

Предполагается реконструкция и расширение имеющихся причалов для организации приёма всей номенклатуры генеральных грузов перспективного проекта разработки Сырадасайского месторождения коксующихся углей[7], а также строительство нового балкерного терминала, предназначенного для погрузки добытого угля.

Терминалы

Общее количество причалов — 2[1].

Основные операторы морских терминалов[1]:

  • Таймырская энергетическая компания — 2

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Реестр морских портов.
  2. МУП «Диксонский морской порт». Официальный сайт органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (2009).
  3. Современное использование территории поселка. стр.4. Диксоновский вестник (№ 24 (235), 21 августа 2013 года). (недоступная ссылка)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 3639-р «Об установлении в морском порту Диксон (Красноярский край) морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ».
  5. Порт Диксон. ЕСИМО. Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 12 мая 2021 года.
  6. Грузооборот порта Диксон. Таблица 5.3.. Диксонский вестник (№ 24 (235), 21 августа 2013). Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 25 мая 2018 года.
  7. Сырадасай – самый северный проект «Енисейской Сибири» ⋆ Geoenergetics.ru. Дата обращения: 17 июня 2020. Архивировано 17 июня 2020 года.

Литература

Ссылки