Пианино (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пианино
The Piano
Постер фильма
Жанр историческая мелодрама
Режиссёр Джейн Кэмпион
Продюсер Ян Чепмен
Автор
сценария
Джейн Кэмпион
В главных
ролях
Холли Хантер
Харви Кейтель
Сэм Нилл
Анна Пэкуин
Оператор Стюарт Драйбёрг
Композитор Майкл Найман
Кинокомпания The Australian Film Commission,
CiBy 2000,
Jan Chapman Productions
Длительность 121 мин
Бюджет 7 млн долл.
Сборы 40 157 856 долл.[1]
Страна  Новая Зеландия
 Великобритания
 Франция
Язык английский
английский жестовый
маори
Год 1993
Ссылки
IMDb ID 0107822

«Пиани́но» (англ. The Piano) — мелодраматический кинофильм режиссёра-сценаристки Джейн Кэмпион. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» за лучший фильм и приза за лучшую женскую роль (Холли Хантер) Каннского кинофестиваля; трёх премий «Оскар» за лучшую женскую роль (Холли Хантер), лучшую женскую роль второго плана (Анна Пэкуин), лучший оригинальный сценарий.

Сюжет

Середина XIX века. Ада Макграт с дочерью Флорой приезжает в Новую Зеландию из Шотландии, чтобы вступить в брак «по договорённости» с Алистером Стюартом. Ада не говорит, она изъясняется знаками и игрой на пианино. Пианино для неё больше, чем инструмент — это способ чувствовать, выражать эмоции. При высадке пианино благополучно оставляют на берегу, так как носильщиков для его переноски не хватает. Ада просит унести только пианино, а её вещи оставить, но её муж Алистер Стюарт не понимает этого. Он пытается сколотить себе состояние, выменяв как можно больше земли на бусы и ружья, и не понимает горя новоиспечённой жены из-за оставленного пианино. Ада не представляет свою жизнь без музыки, она просит проводника Джорджа Бейнса отвести её на берег. Там происходит одна из красивейших сцен фильма — на берегу моря, на косе, стоит пианино, и Ада играет. Флора делает колесо по волнам, а Бейнс просто ходит по пустынному пляжу и слушает.

Когда Стюарт получает возможность выменять бесполезную вещь на акры земли, он охотно идёт на сделку. Выкупает пианино Джордж Бейнс с условием, что ему будут давать уроки игры. Его поразила игра Ады, он влюблён… в музыку? Аде пришлось согласиться на уроки. Ей обидно, но она не может без пианино. Бейнс это чувствует и ставит условие — если она будет давать ему уроки, Ада сможет получить своё пианино обратно. Они договариваются: один урок — одна клавиша становится собственностью Ады; и так, постепенно, по одной клавише пианино вернётся к женщине. Ада словно «выкупает» пианино по частям. Но Бейнс не заинтересован в обучении, он влюблён в Аду, ему мало просто слушать, и с каждым разом требует от неё всё большего: сначала сыграть, приподняв юбку, в следующую встречу — сыграть и лечь с ним в кровать полежать, затем лечь с ним уже без одежды… Больше требований — выше цена: каждый раз они торгуются, сколько «клавиш» Ада сможет выкупить за эту встречу. Бейнса начинает мучить совесть. Он объясняет Аде, что после того что они сделали «за клавиши» она стала шлюхой, а он — негодяем. Бейнс возвращает женщине пианино, хотя оно ещё не «выкуплено» окончательно. Далее при встрече он просит Аду больше не приходить к нему, если она не испытывает никаких ответных чувств. Ада в глубоком возмущении осыпает Бейнса пощёчинами, после чего начинает страстно с ним целоваться. В этот момент оба героя понимают, что чувства между ними действительно есть, и очень сильные. Это не просто любовь — это одержимость. Ада и Бейнс становятся любовниками.

Дочь Ады Флора чувствует неладное, ребёнку не нравится то, что происходит. Ада заставляет Флору гулять на улице, пока она уединяется с Бейнсом. Когда Бейнс и Ада занимались сексом, дочь подсматривала за ними через щель между досками дома. Флора делает так, что обо всём узнаёт муж (при этом обращает внимание трансформация отношения дочери — в начале фильма она говорит Аде, что не будет называть чужого ей мужчину — Стюарта — папой, и вообще никого не будет так называть, но после возникновения у Ады чувств к Бейнсу, Флора резко встаёт на сторону отца и называет его «папа»). Поначалу тот реагирует на новость достаточно спокойно, хоть и переживает. Он пытается вернуть её любовь, но Ада не позволяет законному мужу даже прикоснуться к себе. Стюарт запрещает Аде встречаться с Бейнсом и даже заколачивает окна дома, чтобы она никак не смогла выйти, запирает дверь снаружи на огромную балку. Но через несколько дней он убрал доски, предложив Аде развивать доверие. От пришедших как-то раз в дом женщин Ада узнаёт, что Бейнс собирает вещи и через пару дней уплывёт. Ада очень переживает, но действительно не идёт к возлюбленному, как и обещала Стюарту. Однако она вытаскивает из пианино одну из клавиш, лишая инструмент «голоса», вырезает на её торце надпись «Моё сердце принадлежит тебе. Ада.» и просит дочь отнести эту клавишу Бейнсу, ведь на Флору не распространяется запрет на его посещение. Дочь долго сопротивляется, но мать настаивает на своём. Однако вместо того, чтобы пойти к Бейнсу, дочь идёт к Стюарту, который занят ограждением выкупленных земель, и отдаёт клавишу ему. Стюарт впадает в ярость и состояние аффекта берёт топор и со всех ног бежит домой. В гневе он прорубает крышку пианино, а потом отрубает Аде палец. Однако позже, когда она приходит в себя, Стюарт понимает, что его брак «по договорённости» ничего не может сделать с настоящими чувствами. Он принимает волевое решение отпустить Аду и дочь с Бейнсом на «большую землю».

Бейнс и Ада с дочерью отплывают на лодке. Пианино раскачивает лодку, и Ада сама решает избавиться от него. Бейнс же уже не понимает, как она может расстаться с инструментом, который столь для неё дорог и с которым столько связано. Но Ада твёрдо стоит на своём: пианино падает за борт, увлекая за собой Аду, которая поставила ногу в кольцо каната, которым был закреплён инструмент. Ада словно сомневается, поддаться ей воле судьбы и пойти на дно, или всё же ещё пожить. Некоторое время она не предпринимает попыток освободиться. Но, в итоге, на последнем издыхании она освобождается от канатов, всплывает, её вытаскивают гребцы, и все благополучно добираются до города. Ада даёт там уроки игры на фортепиано (Бейнс сделал ей металлический протез пальца) и постепенно начинает говорить.

В ролях

Актёр Роль
Холли Хантер Ада Макграт Ада Макграт
Харви Кейтель Джордж Бейнс Джордж Бейнс
Сэм Нилл Алистер Стюарт Алистер Стюарт
Анна Пэкуин Флора Макграт Флора Макграт
Кэрри Уокер тётя Мораг тётя Мораг
Клифф Кертис Мана Мана
Роуз Макайвер Ангел Ангел

Саундтрек

Музыка к фильму была написана Майклом Найманом. Трек-лист включает в себя следующие композиции:

  1. «To the Edge of the Earth» — 4:06
  2. «Big My Secret» — 2:51
  3. «A Wild and Distant Shore» — 5:50
  4. «The Heart Asks Pleasure First» — 1:33
  5. «Here to There» — 1:02
  6. «The Promise» — 4:14
  7. «A Bed of Ferns» — 0:46
  8. «The Fling» — 1:28
  9. «The Scent of Love» — 4:16
  10. «Deep Into the Forest» — 2:58
  11. «The Mood That Passes Through You» — 1:13
  12. «Lost and Found» — 2:24
  13. «The Embrace» — 2:36
  14. «Little Impulse» — 2:11
  15. «The Sacrifice» — 2:46
  16. «I Clipped Your Wing» — 4:34
  17. «The Wounded» — 2:26
  18. «All Imperfect Things» — 4:03
  19. «Dreams of a Journey» — 5:30
  20. «The Heart Asks Pleasure First/The Promise» (Edit) — 3:11

Саундтрек к фильму Пианино входит в 100 лучших саундтреков всех времён[2].

Награды и номинации

Список наград и номинаций приведён в соответствии с данными IMDb[3].

Награды

Список наград
Год Событие Номинация Награждённый
1993 Премия Австралийского института кинематографии Лучший фильм Ян Чепмен
Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучшая мужская роль Харви Кейтель
Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучший оригинальный сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
Лучшая музыка Майкл Найман
Лучший звук Ли Смит,
Тони Джонсон,
Гетин Криг,
Питер Тауненд,
Аннабель Шихэн
Лучший монтаж Вероника Дженет
Лучшая работа художника-постановщика Эндрю МакАлпин
Лучший дизайн костюмов Джанет Паттерсон
Каннский кинофестиваль Золотая пальмовая ветвь Джейн Кэмпион
(совместно с фильмом «Прощай, моя наложница»)
Лучшая женская роль Холли Хантер
Премия общества кинокритиков Бостона Лучшая женская роль Холли Хантер
Приз фестиваля кинооператорского искусства Camerimage Золотая жаба Стюарт Драйбург
Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучший сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
(совместно с Янушем Камински и фильмом «Список Шиндлера»)
Лучшая женская роль второго плана Анна Пэкуин
(совместно с Рози Перес и фильмом «Бесстрашный»)
Премия Национального совета кинокритиков США Лучшая женская роль Холли Хантер
Премия Кружка кинокритиков Нью-Йорка Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучший сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая женская роль Холли Хантер
Приз международного кинофестиваля в Ванкувере Самый популярный фильм Джейн Кэмпион
1994 Кинопремия «Оскар» Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучшая женская роль второго плана Анна Пэкуин
Лучший оригинальный сценарий Джейн Кэмпион
Премия Ассоциации кинокритиков Аргентины Лучший иностранный фильм Джейн Кэмпион
Кинопремия BAFTA Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучшая работа художника-постановщика Эндрю МакАлпин
Лучший дизайн костюмов Джанет Паттерсон
Кинопремия «Бодил» Лучший не-американский фильм Джейн Кэмпион
Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго Лучший фильм на иностранном языке
Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучшая музыка Майкл Найман
Кинопремия «Сезар» Лучший иностранный фильм Джейн Кэмпион
Премия Ассоциации кинокритиков Даллас—Форт-Уэрта Лучшая женская роль Холли Хантер
Премия Кружка кинокритиков Австралии Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучший сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая музыка Майкл Найман
Лучшая женская роль второго плана Анна Пэкуин
Кинопремия «Золотой глобус» Лучшая женская роль — драма Холли Хантер
Кинопремия «Guldbagge» Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Независимый дух» Лучший иностранный фильм Джейн Кэмпион
Премия Лондонского кружка кинокритиков Фильм года
Лучшая женская роль Холли Хантер
Премия Гильдии звукорежиссёров художественного кино «Golden Reel Awards» Лучший монтаж звука: иностранный художественный фильм
Премия Национального общества кинокритиков США Лучшая женская роль Холли Хантер
Лучший сценарий Джейн Кэмпион
Премия Юго-западной ассоциации кинокритиков Лучший фильм
Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучшая женская роль Холли Хантер
Премия Гильдии сценаристов США Лучший оригинальный сценарий Джейн Кэмпион

Номинации

Список номинаций
Год Событие Номинация Номинант
1993 Премия Австралийского института кинематографии Лучшая мужская роль второго плана Сэм Нилл
Лучшая женская роль второго плана Керри Уокер
Премия Британского общества кинематографистов Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
1994 Кинопремия «Оскар» Лучший фильм Ян Чепмен
Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
Лучший монтаж Вероника Дженет
Лучший дизайн костюмов Джанет Паттерсон
Премия Ассоциации американских монтажёров «Eddie» Лучший монтаж в художественном фильме Вероника Дженет
Премия Американского общества кинематографистов Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
Кинопремия BAFTA Лучший фильм Ян Чепмен,
Джейн Кэмпион
Лучший оригинальный сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
Лучший монтаж Вероника Дженет
Лучший звук Ли Смит,
Тони Джонсон,
Гетин Криг
Премия Гильдии режиссёров США Лучшая режиссура — художественный фильм Джейн Кэмпион
Премия Американского общества кинематографистов Лучшая операторская работа Стюарт Драйбург
Кинопремия «Золотой глобус» Лучший фильм — драма Ян Чепмен,
Джейн Кэмпион
Лучшая режиссура Джейн Кэмпион
Лучший сценарий Джейн Кэмпион
Лучшая женская роль второго плана Анна Пэкуин
Лучшая музыка к фильму Майкл Найман

Примечания

  1. Калькуляция сборов (англ.). Box Office Mojo. Дата обращения: 2 апреля 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.
  2. (Entertainment Weekly, 12 October 2001, p. 44)
  3. Информация о наградах и номинациях (англ.). IMDb. Дата обращения: 2 апреля 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.

Литература

Кудрявцев С. В. Пианино // 3500. Книга кинорецензий. — в 2-х томах. — М.: Печатный Двор, 2008. — 1424 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-9901318-3-5.

Ссылки