Леопард (фильм)
Леопард | |
---|---|
итал. Il Gattopardo | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Лукино Висконти |
В главных ролях |
Берт Ланкастер Ален Делон Клаудия Кардинале |
Оператор | Джузеппе Ротунно |
Кинокомпания |
Titanus Société Nouvelle Pathé Cinéma Société Générale de Cinématographie |
Длительность | 205 мин. |
Страна |
Италия Франция |
Год | 1963 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0057091 |
«Леопард» (итал. Il Gattopardo) — историческая киноэпопея Лукино Висконти, снятая в 1962 году по мотивам романа «Леопард» князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Действие разворачивается во времена Рисорджименто. Лента удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1963 г. и считается одной из вершин мирового киноискусства[1][2].
Сюжет
Действие фильма разворачивается на фоне падения города Палермо и всего королевства Обеих Сицилий перед отрядами гарибальдийцев и последующего становления объединённой Италии. Княжеское семейство Салина, как и другие сицилийские аристократы, должно определиться со своим отношением к этим событиям — оплакивать падение Бурбонов или же продолжить традицию верной службы короне, но уже под флагами Савойской династии.
Глава семейства по прозвищу «Леопард» (Берт Ланкастер) остаётся верен девизу своих предков — «чтобы всё осталось по-прежнему, всё должно измениться» — и присягает на верность савойцам. Довольно скоро ему приходится столкнуться с последствиями своего решения: мир аристократии, к которому он принадлежит, неумолимо уходит в историю, а на смену леопардам приходят шакалы — ловкие дельцы-буржуа вроде нового мэра — дона Калоджеро.
Помимо внутренней эволюции стареющего князя-прагматика, фильм прослеживает судьбу его молодого и энергичного племянника Танкреди (Ален Делон). Князь не сомневается, что его ждёт большое будущее на службе новому государству. Однако вместо влюблённой в него дочери князя молодой оппортунист сватается к прекрасной, хотя и несколько вульгарной дочери нувориша Калоджеро Седары — Анджелике (Клаудия Кардинале), и в этом князь оказывает ему всяческую поддержку.
Все нити повествования сходятся в 51-минутной сцене бала в одном из палермских палаццо, которая, по мысли режиссёра, должна производить на зрителя впечатление невыносимой духоты. Князь не находит себе места, на протяжении всей сцены бала он беспокойно бродит из комнаты в комнату, словно в поисках покоя. В отличие от книги, в фильме смерть князя не показана. И всё же сцена бала, задуманная в качестве повествовательного эпилога[3], не оставляет у зрителя сомнений в её близости: с его воспитанием и понятиями о чести князю никогда не приспособиться к миру, которым правят выскочки-нувориши.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Берт Ланкастер | князь дон Фабрицио Корбера ди Салина |
Клаудия Кардинале | Анджелика Седара / мать Анджелики Донна Бастиана |
Ален Делон | Танкреди Фальконери |
Паоло Стоппа | дон Калоджеро Седара |
Рина Морелли | княгиня Мария Стелла Салина |
Ромоло Валли | отец Пирроне |
Марио Джиротти | граф Кавриаги |
Пьер Клеманти | Франческо Паоло |
Джулиано Джемма | Генерал армии Гарибальди |
Иво Гаррани | полковник Паллавичино |
Ида Галли | Каролина |
Оттавия Пикколо | Катерина |
Серж Реджани | дон Франческо Чиччо Тумео |
Марино Мазе | наставник Корбера |
Съёмочная группа
- Автор произведения: Джузеппе Томази ди Лампедуза
- Авторы сценария: Сузо Чекки Д'Амико, Паскуале Феста-Кампаниле, Энрико Медиоли, Массимо Франчоза и Лукино Висконти
- Режиссёр: Лукино Висконти
- Продюсер: Гоффредо Ломбардо
- Оператор: Джузеппе Ротунно
- Классическая музыка: Джузеппе Верди
- Оригинальная музыка: Нино Рота
- Художник: Марио Гарбулья
- Монтаж: Марио Серандреи
- Костюмы: Сартория Сафас, Пьеро Този и Реанда
Работа над фильмом
Будучи представителем одного из древнейших родов Италии, Висконти всегда интересовался темами упадка и разложения семьи и того мира, в котором жили его предки. Князь Салина был для него в определённой степени alter ego. Ранее Висконти уже обращался к периоду Рисорджименто в биографическом фильме «Чувство» (1954). При работе над «Леопардом» Висконти подтвердил свою репутацию перфекциониста, воссоздавая канувший в лету мир европейской аристократии во всех его мельчайших деталях[1]. Для этого потребовалось «обжить» несколько пустующих сицилийских дворцов и вернуть исторический облик одному из кварталов Палермо[1].
Первоначально Висконти планировал предложить главную роль Лоренсу Оливье или Николаю Черкасову[1]. Присутствие американской звезды Берта Ланкастера на главной роли в «европейском» фильме объясняется тем, что столь масштабную постановку могла финансировать только голливудская киностудия — в данном случае 20th Century Fox — которая была заинтересована в кассовом успехе в том числе и в США, где описываемая эпоха мало кому известна. Ланкастер — бывший циркач из трущобного Гарлема — выступил в данном случае гарантом интереса американских зрителей. Он блестяще справился с ролью, взяв за образец аристократические манеры самого Висконти.
Мнения и оценки
Если бы «Леопард» состоял только из сорокапятиминутной сцены бала, где по зеркальной галерее палаццо Ганджи под музыку вальса Верди томно кружатся, сжимая друг друга в объятиях, Делон с Кардинале, фильм все равно хотелось бы смотреть без конца. Бал решён в красном, белом, зелёном — цветах гарибальдийского знамени; к ним примешивается извечная желтизна выжженной сицилийской земли.
По времени действия, масштабности и сюжету «Леопард» вызывает в памяти столь же полнокровное воскрешение осыпающегося мира знати — «Унесённые ветром». Однако «Леопард» полон недоговорённостей и созерцательности, в то время как «Унесённые ветром» динамичны и кипят страстями. <…> Много было написано по поводу не лишённой символизма панорамы запылённой и усталой семьи Салина, которые по прибытии в Доннафугату усаживаются в церкви и, кажется, превращаются в изваяния (или трупы), сливаясь со старинным барочным декором.
Герой Ланкастера существует в особой плоскости, действует исходя из моральных догматов, которые его современники не в состоянии ни разделить, ни постигнуть. Несмотря на физическую бодрость, есть в нём что-то отжившее, что-то поминальное. Мы видим его родственников безмолвно восседающими на скамьях фамильной капеллы. Их неподвижные тела и замершие лица ещё покрыты белой дорожной пылью — ни дать ни взять надгробные изваяния, подобные божествам в своём безмолвном покое, безвозвратно ушедшие в прошлое.
Подобно романам XIX века (вспоминается «Война и мир»), сочетавшим монументальный размах с насыщенностью деталями, фильм рисует крупные исторические события через призму того, как они переживаются отдельными индивидами… Музыка Нино Рота — словно симфония тех лет, которую вам не довелось слушать… Если бы в XIX веке снимали кино, то именно так оно бы и выглядело.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Радио «Маяк» / Антон Долин и Андрей Плахов — о фильме «Леопард» . Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
- ↑ Дж. Хоберман. The Leopard.
- ↑ Ъ — Финал сценария // Умерла Сузо Чекки д`Амико
- ↑ Андрей Плахов о фильме «Леопард» . Афиша (1 мая 2006). Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.
- ↑ 'The Leopard' changes in spots, with glorious results - Los Angeles Times
- ↑ Dave Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2011. ISBN 9780226429410. Pages 242-246.
- ↑ The Dark Knight Rises - The IMAX Experience (12A TBC DMR) (недоступная ссылка). BFI. Дата обращения: 4 декабря 2010. Архивировано 7 января 2011 года.