Петербурго-Варшавская железная дорога
Петербурго-Варшавская железная дорога | |
---|---|
Годы работы | 1862—1907 |
Страна | Российская империя |
Город управления | Санкт-Петербург |
Состояние | С 1907 г. в составе Северо-Западных железных дорог |
Подчинение | Российская империя |
Петербурго-Варшавская железная дорога — четвёртая железная дорога, построенная в Российской империи в 1852—1862 годы в соответствии с императорским указом от 15 февраля 1851 года. Протяжённость 1046 вёрст, с ветвью к границе с Пруссией — 1225 вёрст (1280 км). Проведена через города Гатчина — Луга — Псков — Остров — Пыталово — Режицу — Динабург (Двинск) — Вильно — Ландварово — Гродно — Белосток.
Ветви: Ландварово — Ковно — Вержболово — (162 версты); Пыталово — Сита (63 версты).
В настоящее время участки дороги относятся к Октябрьской железной дороге (РЖД), Латвийской железной дороге, Литовским железным дорогам, Белорусской железной дороге и Польским железным дорогам.
История
Линия проложена через губернии: С.-Петербургскую (на протяжении 218 вёрст), Псковскую (153 верст.), Витебскую (127,5 верст.), Курляндскую (17,9 верст.), Ковенскую (31,8 верст.), Виленскую (216,5 верст.), Гродненскую (137,9 верст.), Ломжинскую (67 верст), Седлецкую (28,2 верст), Варшавскую (47 верст); ветвь до границы с Пруссией — через Виленскую (58,7 верст), Ковенскую (22,4 верст) и Сувалкскую (80,9 верст). Наибольшее возвышение над уровнем моря на 448-й версте (перегон Антонополь — Рушоны) — 596,69 футов, наименьшее на 1-й — 17,57 футов.
Работами по строительству Петербурго-Варшавской железной дороги руководил инженер-генерал-майор Э. И. Герстфельд, его помощниками были генерал-майор С. В. Кербедз и полковник А. А. Богушевский. После перехода железной дороги в ведение Главного общества российских железных дорог строительством руководили французы: главный директор Э. Коллиньон, частный директор Герен, вице деректора Брессон и Готшальк[1].
15 февраля 1851 года подписан указ императора Николая I о проведении изысканий для постройки на средства казны дороги Санкт-Петербург — Варшава. На казенные деньги дорогу довели только до Гатчины — Крымская война истощила государственные средства. 23 ноября 1851 года подписан императорский указ о строительстве дороги.
Строительство начато в 1852 году под руководством инженера генерал-майора Э. И. Герстфельда. Технические параметры мало отличались от Петербурго-Московской дороги. Земляное полотно и искусственные сооружения возводились под два пути[2], однако верхнее строение — под один путь. Предельный уклон принимался в 6 ‰; минимальный радиус кривых — 640 м[3]. Проектный объём земляных работ достигал 96 млн кубометров или 76 тысяч кубометров на 1 км пути. Вся линия была разбита на 8 отделений. Некоторые участки строились одновременно.
31 октября (12 ноября) 1853 года открылось движение поездов на участке Санкт-Петербург — Гатчина (41 верста/45 км)[4]. Это был двухпутный участок, он был единственным на железной дороге по 1870-е годы, когда стали укладывать вторые пути и на других участках.
10 октября 1856 года Совет Министров принял решение о привлечении иностранного капитала. 26 января 1857 года основано Главное общество российских железных дорог (основной капитал — французский). Новообразованому Обществу переданы дорога и строительные работы.
Дорога вводилась в эксплуатацию участками:
- 5 (17) декабря 1857 года: Гатчина — Луга.
- 10 (22) февраля 1859 года: Луга — Псков (128 вёрст)[5]. За семь месяцев до того, 8 июля 1858 года «ходил в Псков поезд с членами Совета Управления» Общества, а 22 сентября государь император «изволил прибыть из Пскова в Царское Село».
- 10 августа 1859 года первый паровоз пришёл в Остров, 20 сентября — в Динабург, 17 октября 1859 года Александр II, возвращаясь из южных губерний «изволил проехать из Динабурга до Царского Села по вновь отстроенному пути».
- 26 января 1860 года: Псков — Остров (49 вёрст), 8 ноября 1860 года — Остров — Динабург (191 верста)[6].
- 11 апреля 1861 года: Ковно (временная станция на левом берегу Немана) — Прусская граница. Согласованное дилижансное сообщение Ковно — Динабург (до открытия прямого железнодорожного сообщения).
- 15 марта 1862 года: Динабург — Ландварово (178 вёрст), 10 мая — Ландварово — Ковно.
- 6 (18) мая 1862 года открыто временное коммерческое движение на участке Варшава — Белосток, а чуть позже оно продлено до Гродно.
- 6 (18) сентября 1862 года открыто временное коммерческое движение на участке Варшава — Ландварово, таким образом пассажиров и товары начали перевозить по всей линии.
- 15 (27) декабря 1862 года с введением в эксплуатацию участка Ландварово — Варшава состоялось официальное открытие сквозного движения по всей линии. Длина дороги составила 1046 верст, ответвление до границы с Пруссией — 162 версты.
Для связи с Варшаво-Венской железной дорогой, имевшую другую ширину колеи, в Варшаве была сооружена конная железная дорога шириной колеи 1524 мм, длиной 6,9 км, с наибольшим продольным уклоном 36,4 ‰ и минимальным радиусом кривых 37 м. Линия была открыта в 1866 году, и связывала конечные станции Петербурго-Варшавской и Варшаво-Венской железных дорог, на каждой из которых было построено по две платформы для перегрузки товаров с железной дороги на конку. Также имелась ветка к причалу на правом берегу Вислы[7].
С 1 января 1894 года дорога выкуплена Государственной казною. В 1895 году открыта для движения стратегическая ветвь Ораны — Олита, а в 1899 г. — Олита — Сувалки — Гродно (Лососно). В 1906 году с устройством второго пути от Малкина до Варшавы стала двухпутной на всём протяжении.
1 января 1907 года Петербурго-Варшавская дорога наряду с Балтийской и Псково-Рижской вошла в состав Северо-Западных железных дорог. На время упразднения дорога состояла из «главного хода» Санкт-Петербург — Варшава, ветви до границы с Восточной Пруссией, и трёх второстепенных малодеятельных ветвей; их общая протяжённость — 1426 вёрст (из них 1208 вёрст — магистральных; 218 вёрст — второстепенных).
После 1907 года
Во время Первой мировой войны части линии от Варшавы до Двинска, от Вержболово до Вильны и стратегическая ветвь Ораны — Олита были немцами перешиты на колею шириной 1435 мм. После окончания Первой мировой войны, польско-советской войны и других военных действий части бывшей Санкт-Петербурго-Варшавская железной дороги (с ветвями) отошли Советской России (позднее СССР), Латвии, Литве и Польше. В межвоенный период отошедшая Польше и Литве часть железной дороги осталась с колеей 1435 мм, а в Латвии обратно перешита на 1524 мм.
В 1939-1940 гг. после присоединения к СССР Западной Белоруссии, Литвы и Латвии, начата частичная перешивка некоторых участков бывшей Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги на широкую колею (1524 мм). Но до начала немецкого вторжения полная перешивка не была завершена. После окончания Второй мировой войны линии и ветки бывшей Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги отошли к СССР и Польской Народной Республике.
В 1967 году участок дороги в городской черте Ленинграда от станции Корпусное шоссе до станции Шоссейная был демонтирован. Поезда на этом участке переведены на Балтийский ход, а для связи с Варшавским ходом от станции Ленинский проспект построена соединительная линия со станциями Предпортовая и Аэропорт. На месте бывшей железной дороги проложена Варшавская улица.
Отдельные участки бывшей Петербурго-Варшавская железной дороги электрифицированы. Первая на железной дороге в 1938 г. была электрифицирована (1,5 кВ постоянного тока) ст. Гатчина-Варшавская как продолжение электрификации линии бывшей Балтийской железной дороги. В годы ВОВ контактная сеть была снята. В средине 60-ых годов постоянным токов напряжения 3 кВ электрифицированы участки: Гатчина-Варшавская – Сиверская в 1966 г., включая повышение напряжения ранее электрифицированной ст. Гатчина-Варшавская; Ленинград – Гатчина-Варшавская в 1967 г., Сиверская – Луга в 1971 г. В Литве переменным током напряжения 25 кВ электрифицированы участки: Вильнюс – Каунас и Лентварис – Сянейи-Тракай (тогда ст. Жвиринас) в 1975 г.; Вильнюс – Науйойи-Вильня в 1978 г. В Польше электрифицирована вся линия бывшей Петербурго-Варшавской железной дороги. В 1952 г. постоянным током напряжения 3 кВ электрифицирован участок Варшава-Виленска – Тлущ, в 1981 г. Тлущ – Лохув, в 1983 г. Лохув – Белосток, в 1986 г. Белосток – Кузница-Белостоцка. В 1989 г. электрифицирован последний участок, пересекавший границу Польши и СССР – Кузница-Белостоцка – Гродно (только пути колеи 1435 мм).
После распада СССР части бывшей Петербурго-Варшавской железной дороги отошли к Российской Федерации, Латвии, Литве и Белоруссии. Участок в Литве от ст. Марцинконис до литовско-белорусской границы законсервирован.
В 2001 году Варшавский вокзал был закрыт, отправления поездов дальнего следования переведены на Витебский вокзал, а пригородных поездов — на Балтийский вокзал.
В 2014-2016 годах в Литве между станциями Казлу-Руда и Каунас параллельно существующей линии построена линия колеи 1435 мм (часть магистрали Rail Baltica). В 2019-2021 годах линия колеи 1435 мм продлена до ст. Палямонас.
Станции
Санкт-Петербург — Варшава. 1045 вёрст
станция | верста | год ввода | класс | класс, 1862 г. | примечания |
---|---|---|---|---|---|
Санкт-Петербург (c 1914 Петроград) | 1 | 1853 | в/к | 1 | Варшавский вокзал. Правление дороги. Паровозное депо (Локомотивное депо Ленинград-Варшавский, С.-Петербург-Варшавский (ТЧ-14 Окт). Вагонное депо (ВЧД-10). Товарная станция. Музей Октябрьской железной дороги (2001 г.). Газовый завод (1858 г.) Бассейн для перегрузки товаров на барки, связанный с Обводным каналом.
Соединительные ветви: с петербургской станцией Николаевской ж. д.; с петербургской станцией Петергофской (позднее Балтийской ж. д.) (Балтийский вокзал), Цветочным постом и Корпусным постом (разобрана). В 2001 г. Варшавский вокзал закрыт. |
Александровская | 21 | 1853 | III | 4 | Царскосельская. В 1895 г. от станции проложена особая ветка[8],подходившая к Императорскому павильону на окраине Александровского парка Царского Села. |
Гатчина | 42 | 1853 | II | 3 | Гатчино. Гатчина-Варшавская. Пассажирское каменное здание (открыто 10 февраля 1859 г.). Газовый завод (1858—1859 гг.), станция освещалась газом с 8 февраля 1859 г. Узловая станция c 1870 г.: соединение с Балтийской ж. д. |
Суйда | 51 | 1861 | н/д | - | На 57-й версте перегона Суйда — Сиверская располагалась пл. Карташевского. |
Сиверская | 63 | 1857 | н/д | 4 | Буфет. На 71-й версте перегона Сиверская — Дивенская располагалась пл. Строганова. |
Дивенская | 80 | 1857 | н/д | 3 | Буфетное здание (декабрь 1858 г.). Весовой помост (1863 г.) |
Мшинская | 99 | 1857 | н/д | 4 | |
Преображенская | 116 | 1857 | н/д | 5 | С 1919 г. — Толмачёво |
Луга | 129 | 1857 | II | 2 | Узловая станция с 1916 г.: линия Луга I — Луга-II — Батецкая — Новгород.[9] Паровозное депо. Буфетное здание (декабрь 1858 г.). Газовый завод (1859 г.), станция освещена газом с 31 января 1860 г. На 142-й версте перегона Луга — Серебрянка располагалась пл. Фан-дер-Флит. |
Серебрянка | 150 | 1859 | IV | 4 | |
Плюсса | 171 | 1859 | IV | 4 | Речной водоем (1860 г.) |
Белая, Струги Белая | 193 | 1859 | III | 3 | c 1905 г. — Струги Белые, ныне Струги Красные. Буфетное здание. Речной водоем (октябрь 1859 г.). На 202-й версте перегона Белая — Новоселье располагалась пл. Козловского, пл. Броневского (Владимирский Лагерь), пл. Гинце. |
Новоселье | 213 | 1859 | IV | 4 | |
Торошино | 238 | 1859 | IV | 4 | Торощинская |
Псков | 257 | 1859 | I | 1 | С 1889 года узловая станция: Псково-Рижская ж. д., Бологое-Псковская ж. д., Псков — Полоцкая линия, линия Псков — Гдов — Нарва.
Пассажирское здание, каменное (1860—1863 гг.). Газовый завод (1861 г.). Паровозное каменное здание с круглой частью для 20 паровозов и с мастерскими (1863 г.). Весовой помост (1863 г.). Водокачальня у Псковы. Паровозное депо (локомотивное депо Псков (ТЧ-17 Окт). Вагонное депо Псков (ВЧД-12 Окт). Питомник для развода саженцев разных растений для рассадки «по сторонам дороги живых изгородей вместо жердевых». Псковское отделение Октябрьской железной дороги (упразднено с 1 июля 1996 г.). Железнодорожный музей (Вокзальная ул., д. 38).[10] На 262-й версте перегона Псков — Черская располагалась пл. Викингейзера (пл. Черёха). |
Черская | 281 | 1860 | н/д | 4 | ранее Орлинская, Орлы. Пассажирское деревянное здание. |
Остров | 306 | 1860 | н/д | 3 | Пассажирское здание каменное. Буфет. Каменный паровозный сарай (на 4 паровоза). Поворотный круг диаметром 23 фута. Водоемное здание. Шоссированная дорога до города. |
Федосино | 316 | 1873 | н/д | - | с 1904 г. — Брянчаниново |
Жогово | 331 | 1860 | н/д | 4 | с 1921 г. — Ритупе |
Пыталово | 345 | 1873 | III | - | Яунлатгале, Абрене. Узловая станция с 1902 г.: «Пыталовская ветвь» СПб-Варшавской ж. д.: линия Пыталово — Жигури — Сита (далее на Гулбене — Иерики — Ригу). Не действует с середины 1990-х гг. |
Пондеры | 359 | 1860 | н/д | 4 | ныне Пундури, не действует |
Корсовка | 376 | 1860 | н/д | 2 | ныне Карсава. |
Ивановка | 392 | 1860 | н/д | 4 | ныне Межвиди |
Режица | 417 | 1860 | н/д | 4 | ныне Резекне. Узловая станция с 1901 г.: Московско-Виндаво-Рыбинская ж. д. Пассажирское здание, каменное. Буфет. |
Антонополь | 435 | 1860 | н/д | 3 | C 1926 г. — Малта |
Рушоны | 460 | 1860 | н/д | 4 | ныне Аглона |
Вышки | 473 | 1860 | н/д | 4 | Дубно, ныне Вишки |
Динабург (c 1893 Двинск) | 497 | 1860 | I | 1 | Ныне не существует. Современная станция Даугавпилс - бывшая станция Риго-Орловской ж. д. Первоначально станция Динабург находилась на соединительной ветке, соединявшей Петербурго-Варшавскую и Риго-Орловскую линии. Позже была построена станция на магистальной линии, а станция на соединительной ветке стала товарной.
C 1893 г. — Двинск, с 1920 г. — Даугавпилс. Узловая станция с 1861 г.: Риго-Динабургская ж. д.,[11] Динабурго-Витебская ж. д., позднее вошедшие в Риго-Орловскую ж. д. Локомотивное депо Даугавпилс. Локомотиворемонтный завод. Двинск-Товарная станция. Станция в межвоенные годы называлась Даугавпилс II. Разрушена в 1944 г., не восстановлена, упразднена. |
Калкуны | 502 | 1862 | III | - | ныне Грива. Узловая станция с 1873 г.: соединение с Либавской ж. д. (с 1876 г. — Либаво-Роменской ж. д.) Буфет. |
Турмонт | 520 | 1862 | н/д | 4 | Ново-Александровская, ныне Турмантас |
Дукшты | 540 | 1862 | н/д | 3 | Дукшты, ныне Дукштас. Буфет. С 1916 г. по 197х г. узловая - УЖД Дукшты - Друя. |
Игналино | 563 | 1862 | н/д | 4 | ныне Игналина |
Свенцяны | 585 | 1862 | III | 2 | ныне Швенчёнеляй. С 1895 г. — узловая: узкоколйная ветка Поневеж — Свенцяны — Березвечь, разобранная в 197х г. С 1975 г. узловая - широколейная линия Швенчёнеляй - Утена. Каменное пассажирское здание (1861 г.). Буфет. |
Подбродзе | 610 | 1862 | н/д | 4 | ныне Пабраде. Узловая с 1916 г. : ветка Пабраде — Лынтупы, позже продлена до Крулевщизны. В 2003 г. ветка от станции Пабраде до ст. Лынтупы разобрана. |
Безданы | 634 | 1862 | н/д | 4 | ныне Бездонис |
Вилейка | 649 | 1873 | II | - | Вилейская, Вилейск, Ново-Вилейск, ныне Науйойи-Вильня. С 1873 г. — узловая: соединение с Ландварово-Роменской ж. д. Буфет. |
Вильна | 658 | 1862 | I | 1 | Вильно; с 1939 г. — Вильнюс. Узловая станция c 1884 г.: Полесские ж. д.: линия на Лиду — Барановичи. Вильна-Товарная. Каменное пассажирское здание (1861 г.). Буфет. Паровозный сарай. |
Ландварово | 675 | 1862 | н/д | 3 | ныне Лентварис. Узловая станция с 1862 г.: линия на Ковно — Вержболово — граница с Пруссией (протяженностью 178 верст). Каменное пассажирское здание (1861 г.). Буфет. |
Рудзишки | 693 | 1862 | н/д | 4 | ныне Рудишкес |
Олькеники | 712 | 1862 | н/д | 4 | ныне Валькининкай |
Ораны | 732 | 1862 | III | 3 | У села Маргажеры, ныне Варена. Узловая станция с 1895 г.: стратегическая ветвь Ораны — Олита. Буфет. Ветка на Олиту (Алитус) не действовала с конца Первой мировой войны и позже разобрана. |
Марцинканцы | 752 | 1862 | III | 4 | Ныне Марцинконис. Узловая станция с 1916 г. по 195Х г.: узкоколейная лесовозная железная дорога на Мотыли и далее. Участок от ст. Марцинконис до литовско-белорусской границы не используется, трансграничный участок разобран. |
Поречье | 775 | 1862 | II | 2 | Узловая станция с 1934 г.: ветка Поречье — Друскининкай. Ныне участок Поречье — о. п. Учитель. Некоторое время называлась станцией Друзгеники. Буфет. |
Зелинская-Богоушева | 793 | 5 | Ныне о.п. Богушевка. В межвоенные годы Zielona. | ||
Гродно | 804 | 1862 | н/д | 4 | Узловая станция с 1907 г.: Полесские ж. д.: линия Гродно — Мосты.[12] Каменное пассажирское здание. Буфет. |
Лососна | 809 | 1906 | Ныне Лососно. С 1899 г. ветка на Сувалки, Олиту. Но узловой станцией стала только в межвоенные годы. Ветка разобрана после окончания ВОВ. | ||
Кузница | 829 | 1862 | IV | 4 | ныне Кузница-Белостоцка, пограничная станция Польских железных дорог. |
Соколка | 844 | 1862 | III | 3 | ныне Сокулка. С 196Х г. узловая: линия Сокулка - Сувалки. Каменное пассажирское здание. Буфет. |
Чёрная-Весь | 862 | 1862 | IV | 4 | ранее Чарна-Весь, ныне Чарна-Белостоцка |
Белосток | 882 | 1862 | II | 4 | Узловая станция с 1872 г.: Бресто-Граевская ж. д. (с 1880 г. — Юго-Западные ж. д., Белосток — Граево — граница с Пруссией); Полесские ж. д. (Белосток — Барановичи)[13] Буфет. |
Лапы | 904 | 1862 | I | 1 | С 1893 г. — узловая: соединение с Привислинскими ж. д. Пассажирское здание, каменное. Буфет. |
Щепетово | 929 | 1862 | IV | 4 | ранее Средница, ныне Шепетово |
Чижов | 944 | 1862 | III | 3 | ныне Чижев |
Малкин | 967 | 1862 | н/д | 4 | Малкиня. Узловая станция с 1887 г.: Седлец-Малкинская ж. д. (Привислинская ж. д.): линия Малкин — Седлец. Буфет. |
Зеленец | 980 | 1872 | н/д | 5 | ныне Садовне-Венгровске |
Лохов | 994 | 1862 | III | 3 | Ныне Лохув |
Тлущ | 1013 | 1862 | IV | 4 | Узловая станция |
Воложин | 1028 | 1872 | н/д | 5 | Ныне Воломин |
Марки | 1043 | 1867 | Товарная станция. Узловая станция: соединительные ветви с Варшаво-Венской, Варшавско-Тереспольской и Привисленскими железными дорогами. Ныне ст. Варшава-Виленска-Марки. | ||
Варшава | 1046 | 1862 | в/к | 1 | Станция расположена на Праге на правом берегу Вислы.
Петербургский (Петроградский) вокзал. При оставлении русскими Варшавы в августе 1915 г. взорван и выгорел при последующем пожаре.[14] Ныне ст. Варшава-Виленска. Виленский вокзал. |
Ветвь Ландварово — Вержболово — Эйдкунен (прусская Восточная ж. д.) 162 версты
станция | верста | год ввода | класс | примечания |
---|---|---|---|---|
Ландварово | 0/673 | 1861 | II | С 1862 г. — узловая |
Евье | 1861 | IV | Эвье, ныне — Вевис. С конца XIX в. до немецкой оккупации в Первую мировую — Анастасьевская. | |
Жосли | 1861 | IV | Жослы, ныне — Жасляй | |
Кошедары | 46 / 719 | 1871 | IV | Этканы, ныне — Кайшядорис. С 1871 г. — узловая: примыкание Либавской ж. д. (с 1876 г. — Либаво-Роменская ж. д.) |
Провенишки | 1861 | IV | ныне Правенишкес | |
Ковно | 80 / 755 | 1861 | I | Ветвь на станцию Ковно-Крепость. Обходная ветвь Ковенского тоннеля, протяжением 4,66 версты. Пассажирское каменное здание. Паровозное здание (круглое, на 18 стойл). Весовой помост (1863 г.). |
Мавруци | 1861 | IV | ныне Мауручяй | |
Козлова-Руда | 115 | 1861 | IV | ныне Казлу-Руда. Узловая с 1922 г.: линия Казлу-Руда — Шяштокай. В 1916-197Х г. примыкала протяженная сеть лесовозно-торфовозной системы УЖД: перегрузочная станция |
Пильвишки | 1861 | IV | ныне Пильвишкяй | |
Вильковишки | 1861 | IV | ныне Вилкавишкис | |
Вержболово | 161 / 835 | 1861 | в/к | с 1919 г. — Вирбалис, после Второй Мировой войны - Кибартай. Пограничная станция Российской империи (граница по р. Лепона). Таможня. Пассажирское здание (каменное, 1860—1864 гг.). Крытая товарная платформа с подъемным краном. Таможенный пакгауз. |
Эйдкунен | 162 | 1861 | н/д | Пограничная станция Пруссии, Прусско-королевская Восточная ж. д. Упразднена после ВОВ, восстановлена в 2017 г. Ныне Чернышевское. |
Ветвь Ораны — Олита — Сувалки — Гродно (Лососна) (военно-стратегическая). 231 верста
станция | верста | год ввода | класс | примечания |
---|---|---|---|---|
Ораны | 0 | 1862 | III | С 1895 г. — узловая: боковая ветка Ораны — Олита — Сувалки — Гродно (Лососна) . Ныне Варена. От Варены до Алитуса разобрана в 1935 г. Перегон в г. Алитус разобран в 1997 г. |
Артиллерийская | 9 | 1895 | н/д | С 1918 г. — ст. Артилерия. Участок от Олиты до Артиллерии перестал действовать 15 января 1926 году из-за аварийного состояния моста через реку Меркис. |
Гай | н/д | Платформа. С 1918 г. — о.п. Гоюс. Упразднён. | ||
Дауги | 21 | 1895 | н/д | С 1918 г. — ст. Даугай. Упразднён. |
Повортаны | н/д | Платформа. С 1918 г. — о.п. Павартонис. Упразднён. | ||
Патаранцы | 36 | 1895 | н/д | С 1918 г. — ст. Потеронис. Движение от станции Олита прекратилось 1 января 1926 года из-за аварийного состояния Нямунасского моста. |
Олита | 44 | 1899 | н/д | С 1918 г. — ст. Алитус. В 1944 г. участок Шяштокай - Алитус разобран немцами, в 1959 г. восстановлен. С 1984 г. — ст. Алитус-II. Упразднена в 1997 г. Ныне железнодорожное полотно используется только для грузовых перевозок. |
Симно | 68 | 1899 | н/д | С 1918 г. — ст. Симнас, позже — ст. Мергалаукис. Упразднена. |
Красна | 1899 | Разъезд. С 1918 г. - ст. Кросна. Упразднена. | ||
Шестаков | 86 | 1899 | Ныне Шяштокай. С 1920 по 1992 г. трансграничный польско-литовский (с 1940 по 1991 г. польско-советский) участок не действовал. В межвоенные и послевоенные годы был разобран, в конце 50-х или начале 60-х был восстановлен (военно-стратегическое значение), но не действовал.
В 1922 г. открыта линия Шяштокай — Казлу-Руда. С 195х или 196х г. — узловая. Линия до Алитус используется только для грузовых перевозок. | |
Мацково | 1899 | Разъезд. Ныне о.п. Моцкава. | ||
Пуньск | 109 | 1899 | н/д | Ныне Тракишки. Пограничная станция Польских железных дорог. |
Веселово | Разъезд. Другие названия - о.п. Анново, о.п. Лавоче. Упразднен. | |||
Сувалки | 133 | 1899 | Тупиковая станция, изменение направления движения. С 1915 г. — узловая: линия Сувалки — Олецко | |
Августов | 163 | 1899 | Ныне действующий о.п. | |
Ново Каменная | 187 | 1899 | Ныне Каменна-Нова. От Каменной-Новой до Лососны разобрана. Сохранилась насыпь по которой раньше проходила линия выше деревни Осмоловщина. От Каменной Новой до ст. Сокулка в 196Х г. построена новая линия. Как станция не действует, нынешний статус - о.п. | |
Красностокская | н/д | Платформа. С 1918 г. — о.п. Ружанысток. | ||
Беляны | 210 | 1899 | н/д | Сохранился фундамент станционного здания и рампа |
Лососна | 1899 | н/д | На разъезде Лососна ветвь примыкала к Петербурго — Варшавской линии. От Лососны по трассе линии проложен подъездной путь до промзоны. |
Ветвь Свенцяны — Березвечь (узкоколейная (750 мм); на 1906 г. — тупиковая). 119 вёрст
станция | верста | год ввода | класс | примечания |
---|---|---|---|---|
Новосвенцяны | 0 | 1862 | III | Новосвенцяны, ныне Швенчёнеляй. С 1895 г. — узловая, боковая узкоколейная ветка Новосвенцяны — Березвечь. Участок Лынтупы - Глубокое перешит на колею 1435 мм (в советские годы на 1520 мм), остальная часть линии разобрана. С 1901 г. узкоколейная линия Свенцяны - Поневеж (Паневежис), в 197Х г. участок Швенчёнеляй - Утена перешит на 1520 мм. Участок Швенчёнеляй - Лынтупы разобран в советские годы. |
Свенцяны | 13 | 1895 | н/д | Швенчёнис. Упразднена. |
Лынтупы | 26 | Узловая - УЖД Поставы - Нарочь, Пабраде - Лынтупы (построеа немцами в 1916 г.; 1435 мм, в советские годы перешита на 1520 мм) | ||
Разлоги | ||||
Годуцишки | 49 | Также Адутишкис (станция находилась на территории и Литовской ССР, и Белорусской ССР). С 197x по 2003 г. узловая - ветка на Диджясалис. | ||
Поставы | 66 | 1895 | н/д | |
Старый Двор | ||||
Воропаево | 89 | Узловая - ветка на Друю. | ||
Новодруцк | 100 | |||
Константинов-Двор | ||||
Березвечь | 119 | 1895 | н/д | Ныне Глубокое. В 19хх г. линия продлена до Крулевщизны. |
Ветвь Пыталово — Сита (на 1906 г. — тупиковая). 63 версты
станция | верста | год ввода | класс | примечания |
---|---|---|---|---|
Пыталово | 0 | 1860 | III | Яунлатгале, Абрене. С 1902 г. — узловая: боковая ветка Пыталово — Сита |
Марачево | 8-я от Пыталово | 1902 | н/д | |
Мариенгаузен | 19 | 1902 | н/д | ныне Виляка |
Купрова | 38 | 1902 | н/д | ныне Куправа |
Боловск | 58 | 1902 | н/д | ныне Балвы |
Сита | 63 | 1902 | н/д |
Инженерные сооружения
Мосты
- Мост через р. Ижора (на 37-й версте). Однопролётный.
- Мост через р. Оредеж у Сиверской (на 64-й версте). Отверстием 7,7 сажен.
- Мост через р. Ящеру
- Мост через р. Луга у ст. Преображенская (на 116-й версте). 1853—1857 гг. Первый в России металлический железнодорожный мост. Проект составлен в 1852 г. инж. проф. Кербедзом С. В. Строился под руководством инж. Стебницкого И. И., Рерберга И. Ф. Длина 115 м, двухпролётный, с ездой поверху[3]. Неразрезные металлические фермы решетчатого типа с параллельными поясами и часто расположенными перекрестными раскосами — на то время наиболее совершенная мостовая конструкция в Европе. Пролётные строения были изготовлены из отечественного железа. Разрушен в 1941 г.
- Мост через р. Плюсса (на 168-й версте). Однопролётный.
- Мост через р. Псковица
- Мост через р. Пскова у Торошино (на 236-й версте). Отверстием 10 саженей, однопролётный
- Мост через р. Пскова (на 245-й версте). Однопролётный.
- Мост через р. Черёха (на 262-й версте). Отверстием 42,0 сажени (14 + 14 + 14 саж.), трёхпролетный, раскосной системы.
- Мост через р. Многа (на 263-й версте). Отверстием 12 саженей, однопролетный, раскосной системы.
- Мост через р. Щепец (на 300-й версте). Отверстием 12 саженей, однопролётный, раскосной системы.
- Мост через р. Великая у Острова (на 306-й версте). инж. Э. Коллиньон. Однопролётный, длиной 40 саж. / 88 м.
- Мост через р. Утроя у Брянчаниново (на 319-й версте). Отверстием 12 саженей. Однопролётный.
- Мост через р. Утроя (на 371-й версте). Отверстием 10 саженей.
- Мост через р. Утроя у Корсовки (на 378-й версте). Отверстием 10 саженей.
- Мост через р. Режица (на 416-й версте). Отверстием 22 сажени. Однопролётный.
- Мост через р. Малта (на 434-й версте). Отверстием 12 саженей.
- Мост через р. Золве (на 455-й версте). Отверстием 10 сажен.
- Мост через р. Западная Двина у Двинской крепости (на 499-й версте). 1858—1862 гг. Трёхпролётный (39 + 39 + 39 саж.), многораскосный, с ездою понизу, длина 260 м[3].
- Мост в разливе р. Двина для пропуска полых вод (на 501-й версте). Трёхпролётный (10 + 10 + 10 саж.)
- Мост через р. Лавкесса (на 506-й версте). Отверстием 10 саж. Однопролетный.
- Мост через р. Свенцана (на 548-й версте). Отверстием 7,5 саженей.
- Мост через р. Вилия (на 621-й версте). Отверстием 30 саженей, однопролётной, многораскосный.
- Мост через р. Вилейка у ст. Вилейская (на 650-й версте). Отверстием 34 сажени, трёхпролетный.
- Мост через р. Воке у Ландварово (на 670-й версте). Отверстием 37,50 саженей, трёхпролётный.
- Мост через р. Меречанка (на 717-й версте). Отверстием 20 саж., высота над ложем реки — 5,65 саж.
- Мост через р. Улла (на 743-й версте). Отверстием 12 саженей.
- Мост через р. Неман в Гродно (на 807-й версте). Длиной 186 м[3], трёхпролётный (25,7 + 31 + 25,7 саж.), с ездой поверху, решетчатые металлические фермы. Взорван в сентябре 1915 г. при отступлении русской армии. Восстановлен поляками в 1934 г.
- Мост через р. Лососна (на 827-й версте).
- Мост через р. Соколда (на 854-й версте). Отверстием 13,2 сажен, трёхпролётный.
- Мост через р. Супрасль у Белостока (на 877-й версте).
- Мост через р. Нарев у Лап (на 903-й версте). Длина 160 м[3] (23,3 + 28,4 + 23,3 саж.), трёхпролётный, решетчатые металлические фермы.
- Мост через р. Западный Буг у Малкина (на 970-й версте). Длина 280 м[3] (23 + 26,3 + 26,3 + 26,3 + 23 саж.), с ездою понизу, решетчатые металлические фермы.
- Мост через р. Ливец у Лохова (на 998—999 версте).
- Мост через р. Висла в Варшаве. В качестве железнодорожного не использовался. Построен в 1858—1864 гг. по проекту инж. Кербедза С. В. Шесть пролётов длиною по 74,7 м. Двухпролётные неразрезные фермы с ездой понизу.
- Мост через р. Неман у Ковно (на 755-й версте). Отверстием 129 саженей, четырёхпролётный (33,5 + 33,5 + 36,8 + 36,8 саж.), с двумя дополнительными береговыми пролётами в 5 саж. каждый; инж. Сезанн[15], с ездою понизу.
- Мост через р. Лепону на русско-прусской границе. Отверстием 10 саж.
Путепроводы
- На станции Остров над дорогой из деревни Печора в город (с железным балками на каменных устоях, отверстием в 3 сажени).
- Островоротский в Вильне над улицей, путепровод над станционными путями в Вильне возле депо.
- На станций Белосток каменный арочный путепровод над дорогой, металлический путепровод над станционными путями у вокзала.
- В Даугавпилсе пересечение путепроводом Петербурго-Варшавскойя железной дороги с железной дорогой на Ригу.
- В Даугавпилсе путепровод над дорогой (ныне улица) возле крепости.
- Арочные кирпичные путепроводы возле Кайшядорис и на перегоне Лентварис - Вевис.
Тоннели
Первые в России железнодорожные тоннели.[16] Инж.-подполковник Перрот Г. Ф.
- Понарский тоннель в 7 верстах к юго-западу от Вильны (длиною 200 саж. / 430 м)[3]. Строительство началось 15/27 января 1859 г. с обеих оконечностей. Открыт в 1861 г.[17] Не действует с 1950-х гг.
- Ковенский тоннель длиною 600 саженей (1284 м)[3]. Рытье первой штольни начато 9 мая 1859 г. 20 ноября 1861 г. «прошел сквозь Ковенский туннель первый паровоз».[18] Капитальный ремонт проведен в 2009 г. Тоннелю посвящена почтовая марка Литвы, выпущенная в 2005 г.[17]
Дамбы
- Бугская. На 971—976 верстах у р. Западный Буг.
Подвижной состав
Локомотивы
Заводы-изготовители: «Шарп-Стюарт» (Манчестер, 1857 г. № 1—14; 1870 г. № 161—170), «Гуэн» (Париж, 1860 г. № 31—40), «Зигль» (Вена, 1862 г. № 101—108; 1863 г. № 109, 110), «Сен-Пьер» (Бельгия), «Китсон» (Дарлингтон, 1871 г.), Ганноверское общество (1871 г.), Мастерские Петербурго-Варшавской дороги (1873 г. № 231, 232).
- Серии Ф. Тип 1-2-0. Товаро-пассажирские.
Построены на заводе Р. Стефенсона (Ньюкасл-апон-Тайн) в 1860 г. № 3—6.
- Серии А. Типы: 2-1-0 и 1-2-1. Пассажирские.
Тип 1-2-1. Построены на заводе «Кайль» в 1861 г. (№ 1—4).
Тип 2-1-0. Построены на заводе Шнейдера в 1861 г. (№ 5, 6) и в дорожных мастерских (1869—1870 гг., № 7, 8).
- Серии Б. Тип 1-2-0. Товаро-пассажирские.
Строились заводами: «Шарп-Стюарт» (1857 г. № 1—26), «Борзиг» (Берлин, 1862 г. № 71—130; 1876 г. № 137—148), «Кулье» (Шарлеруа, 1863 г. № 64—70), завод в Линдене (под Ганновером, 1875 г. № 131—136).
- Серии Д. Танк-паровозы. Маневровые.
Строились заводами: Леонарда (1862 г. № 1—12; 1871 г. № 16—22), «Гуэн» (1871 г. № 23—25).
- Серии К.
- СО
Мастерские и депо
- Паровозные мастерские: Санкт-Петербургские мастерские, Псковские (основаны в 1863 г.), Двинские (1866 г.), Виленские, Лапские.
- Вагонные мастерские: С.-Петербург (четыре на 138 вагонов), Динабург (деревянное здание, на 16 вагонов), Вильно (на 16 ваг.), Ковно (на 40 ваг.), Вержболово (на 16 ваг.), Варшава (на 40 ваг.)
- Вагонные сараи: С.-Петербург (два, на 100 вагонов, в том числе стеклянный ремиз на 30 вагонов при пассажирском здании), Ландварово (на 20 ваг.), Вержболово (на 18 ваг. Императорского заграничного поезда).
- Паровозные здания: С.-Петербург (три здания, одно из них круглое, в них 36 стойл), Александровская (на 2 стойла), Гатчина (два здания на 4 стойла), Дивенская (деревянное, на 2 ст.), Мшинская (деревянное, на 2 ст.), Луга (на 12 ст.), Белая (на 2 ст.), Псков (круглое, на 20 ст.), Остров (на 4 ст.), Корсовка (на 12 ст.), Антонополь (на 4 ст.), Динабург (два здания: круглое на 18 паровозов, деревянное на 9 стойл), Дукшты (на 2 ст.), Свенцяны (на 6 ст.), Вилейка (на 2 ст.), Вильно (два здания на 40 стойл), Ландварово (на 4 ст.), Ораны (на 2 ст.), Поречье (на 6 ст.), Соколка (на 4 ст.), Белосток (на 2 ст.), Лапы (на 12 ст.), Чижев (на 4 ст.), Лохов (на 4 ст.), Варшава (на 6 ст.), Жосли (на 2 ст.), Ковно (круглое, на 18 стойл), Козлова-Руда (на 2 ст.), Вержболово (на 12 ст.). Итого на 1868 г.: 34 здания на 240 стойл.
- Паровозные депо: Луга, Псков, Вильна (веерное), Ковно (веерное), Козлова-Руда
Исторические события
- 2-7 ноября 1905 г. в ходе Ноябрьской политической стачки прекращено движение поездов[20]
- 2 (15) марта 1917 года последний российский император Николай II в царском поезде, задержанном на станции Псков, подписал манифест об отречении от престола.
- 25 февраля 1918 г. у ст. Торошино было остановлено наступление немецких войск.
- 18 января 1944 г. 1-й, 4-й и 5-й отряды 7-й Ленинградской партизанской бригады разгромили гарнизон ст. Торошино и взорвали железнодорожный мост через Пскову.[21]
Происшествия
- 16 июня 1902 г. на 106 версте произошло крушение поезда № 24. Убито 2 человека — кочегар и пассажир, тяжело ранен 1 человек, легко ранено 2 человека[22].
- 7 октября 1902 г. крушение скорого поезда № 12 сообщением Петербург — Варшава на перегоне Дукшты — Турмонт.
- 26 июля 1964 г. крушение скорого поезда № 80 сообщением Калининград — Ленинград на 301 км однопутного перегона Дуловская — Черская. Лобовое столкновение. 36 погибших.
- 4 апреля 1974 г. на ст. Жасляй столкновение дизель-поезда Д1 с цистерной и пожар. Более 20 погибших, точное число не известно.
В культуре
- А. А. Блок. «Возмездие». 1909 г.
«Вокзал заплеванный; дома, Коварно преданные вьюгам; Мост через Вислу, как тюрьма».[23]
- Ф. М. Достоевский. Первая строка романа «Идиот» (1868 г.):
«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу».
- В. В. Маяковский. «Россия. Искусство. Мы». 1914 г.
«Пора знать, что для нас „быть Европой“ — это не рабское подражание Западу, не хождение на помочах, перекинутых сюда через Вержболово, а напряжение собственных сил в той же мере, в какой это делается там!»[24]
- Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг). Работал в службе контроля сборов Петербурго-Варшавской железной дороги. Написал о своих рабочих буднях рассказ «Московский случай», стихотворение «Служба сборов».
- Волков, Ефим Ефимович. Картина "На 53-ей версте". 1910-е. Изображена водопропускная труба р. Суйда
Кино
- «Зайчик» (1964 г.; реж. Л. Ф. Быков)
Фотографии
-
Луга. Вокзал со стороны площади
-
Плюсса. Вокзал. 2018 год
-
Вильнюс
-
Сокулка. Вокзал. Фото 2009 г.
-
Кайшядорис. Вокзал
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 21, д. 2. "О постройке в Варшаве станции Петербурго-Варшавской железной дороги". Доклад № 97. 6 апреля 1852 г.
- РГИА, ф. 219, оп. 1/3, д. 4950. «Об открытии движения между С.Петербургом и Гатчино».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 1. Доклад № 10. 24 января 1857 г. «Об изменении проекта конвенции с Прусским правительством о соединении Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги с Кенигсбергскою».
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6435. «О соединении Петергофской ж. д. с Варшавскою». 1858 г.
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6466. «Об открытии движения по жел. дороге между Лугою и Псковом». 1858—1862 гг.
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6508. «Об открытии готового участка Варшавской ж. д. от Пскова до Острова и временном свидетельстве до Динабурга». 1859—1862 гг.
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6510. «О соединении Рижско-Динабургской жел. дороги с Варшавскою».
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 5826. «Об устройстве Ковенского тоннеля». 1860—1862 гг.
- РГИА, ф. 446, оп. 21, д. 2. «О постройке в Варшаве станции Петербурго-Варшавской железной дороги». Доклад № 97. 6 апреля 1852 г.
- РГИА, ф. 1287, оп. 6, д. 1563, л. 7. «Прошение жителей г. Гродно об устройстве в городе станции Петербургско-Варшавской ж. д.» 1860 г.
- РГИА, ф. 354, оп. 1, дд. 1—546. 1851—1907 гг. Управление работами Петербурго-Варшавской железной дороги ГУПСиПЗ.
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6536. «Об открытии ветви Варшавской ж. д. к Кенигссбергу». 1861 г.
- РГИА, ф. 265, оп. 2, д. 1054. «О выкупе у Главного общества российский железных дорог Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог, и о приёме вновь в казну Николаевской железной дороги».
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 3. Доклад № 180. 19 ноября 1873 г. «Об открытии 1-го ноября движения на 2-м участке Либавской ж. д. от ст. Калкун С.-Петербурго-Варшавской ж. д. до ст. Радзивилишек Либавской ж. д.»
- РГИА, ф 446, оп. 29, д. 12. Доклад № 11. 4 февраля 1894 г. «О принятии С.Петербурго-Варшавской, Николаевской, Московско-Нижегородской, Митавской, Риго-Двинской, Больдерааской и Орлово-Витебской железных дорог в казну».
- РГИА, ф. 446, оп. 29, д. 15. Доклад № 65. 3 марта 1895 г. «Об открытии правильного пассажирского и товарного движения на стратегической Ораны-Олитской железнодорожной ветви».
- РГИА, ф. 446, оп. 29, д. 17. Доклад № 288. 7 ноября 1895 г. «Об открыти движения на участке Свенцяны — Глубокое».
- РГИА, ф. 446, оп. 31, д. 20. «О переименовании Петербургско-Варшавской, Балтийской и Псково-Рижской ж. д. в Северо-Западные ж. д.» Доклад № 145. 14 июля 1906 г.
- РГИА, ф. 229, оп. 3, д. 913. «О слиянии Петербурго-Варшавской и Псково-Рижской железных дорог в одну сеть Северо-Западных дорог и сбережениях образовавшихся в 1907 г. в результате этого». 1907—1909 гг.
Источники
- Положение о движении по С.-Петербурго-Варшавской железной дороге между С.-Петербургом, Царским Селом и Гатчино. (Утверждено 12 сентября 1853 г.) СПб. 1853 г.
- Положение о часах станций электро-магнитного телеграфа С.-Петербурго-Варшавской железной дороги. (Утверждено 9 октября 1854 г.) СПб. 1854 г.
- Альбом деталей паровозов и тендеров. Сост. в С.-Петербургских мастерских С. П.-Варшавской линии. СПб. 1873 г.
- Предварительная расценочная ведомость на устройство второго пути на С.-Петербурго-Варшавской железной дороге от Динабурга до Вержболова и от Ландварово до Белостока. Без указ. места и года.
- Положение о Пожарной части С.-Петербурго-Варшавской железной дороги. СПб. 1882 г.
- Конвенция о взаимном пользовании и обмене товарных вагонов между железными дорогами: с одной стороны — С.-Петербурго-Варшавскою, а с другой — Риго-Динабургскою, Динаборго-Витебскою, Орловско-Витебскою, Орловско-Грязскою, Грязе-Царицынскою, Московско-Брестскою и Либаво-Роменскою. СПб.: тип. бр. Пантелеевых. 1888 г.
- Устав Ссудо-сберегательной кассы служащих при С.-Петербурго-Варшавской железной дороге. (Утвержден 11 апреля 1883 г.) СПб. 1883 г.
- Сведения по С.-Петербурго-Варшавской железной дороге. СПб. 1886 г.
- Отчет врачебной части по С.-Петербурго-Варшавской железной дороге за 1887 г. и сравнительный отчет за 1885 , 1886 и 1887 г. Сост. старш. врачом Дороги д-м Воловским. СПб. 1888 г.
- Краткий систематический свод положений, правил и инструкций, действующих по СПб-Варшавской железной дороге по 1-е декабря 1890 года. Сост. И. Рихтер. СПб. 1890 г.
- Отчет Комитета, заведывающего Сберегательно-вспомогательной кассой служащих С.-Петербурго-Варшавской казенной дороги за время… СПб. 1896—1902 гг.
- Положение о расчете паровозной прислуги и выдаче ей премий за сбережения в топливе и смазке. (Утверждено 2 марта 1877 г.) СПб. 1889 г.
- Краткий обзор коммерческой деятельности С.-Петербурго-Варшавской железной дороги по перевозке пассажиров, багажа, грузов большой и малой скорости… СПб. 1903—1908 гг.
- Устав Общества потребителей при Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге. (Утвержден 13 января 1890 г.) СПб. 1905 г.
- Отчет Общества взаимного вспоможения служащих С.-Петербурго-Варшавской железной дороги… Первый за 1892 г. …Двенадцатый за 1903 г. СПб. 1893—1904 гг.
- Спутник. Железнодорожный путеводитель. Варшавская железная дорога. Вып. 3. Летнее движение. СПб.: И. И. Зарубин. 1900 г.
- Каталог библиотеки служащих Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. (На 1 июня 1906 г.) СПб. 1906 г.
- Исторический очерк сооружения и эксплуатации СПб-Варшавской железной дороги. 1862—1912 гг. Вып. IV. СПб. 1913 г.
- Краткий очерк деятельности Северо-Западных жел. дорог в период времени с 1-го ноября 1905 г. по 1-ое ноября 1915 г. Пг.: Типо-Литография С.-З. ж. д. 1915 г.
- Маяковский В. В. Полное собр. соч.: В 13-ти т. Том 1. М., 1955 г. Стр. 320.
- Гульбинскас А. Формирование и совершенствование транспортной системы Литовской ССР. Вильнюс: «Минтис». 1977 г.
- Архитектура отечественных мостов. Пунин А. Л. Л.: «Стройиздат». 1982 г. Стр. 42, 52.
- История железнодорожного транспорта России. Том 1. Санкт-Петербург. 1994 г. Стр. 68-75, 227, 228, 237.
- Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог. 1845—1955 гг. М.: «Транспорт». 1995 г. Стр. 19-23.
- Казюлин Н. «Самовар в упряжке ходит». Великие Луки. 2002 г.
- Коновалюк О. И. Железные дороги России: транспортные происшествия XIX—XX вв. М.: «Лицей». 2007 г. Стр. 278—281.
- Октябрьская магистраль. 20 января 2007 г. № 2 (14046). Артамонова А. «Решается судьба музея».
- Тищенко В. Н. Паровозы железных дорог России. 1837—1890. Том 1. М.: «О. Сергеев/Локотранс». 2008 г. Стр. 79-89.
- Октябрьская магистраль. 20 марта 2009 г. № 10 (14155). Островский А. «Второй участок магистрали».
Примечания
- ↑ Сборник сведений о железных дорогах в России. 1867. — СПб., 1867. — Т. 1. — С. 92, 93. — 239 с.
- ↑ Псковские железные дороги. Дорога Санкт—Петербург — Луга — Псков — Резекне — Вильнюс — Варшава. История дороги. Расписания движения поездов. . Дата обращения: 7 мая 2011. Архивировано 2 сентября 2011 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Сборник сведений о железных дорогах в России. 1867. — СПб., 1867. — Т. 1. — С. 95. — 239 с.
- ↑ газета «Северная Пчела» № 245 от 2 ноября 1853 г.
- ↑ Второй участок магистрали. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 9 декабря 2014 года.
- ↑ РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6508. «Об открытии готового участка Варшавской ж. д. от Пскова до Острова и временном свидетельстве до Динабурга». 1859—1862 гг.
- ↑ Сборник сведений о железных дорогах в России. 1868. — СПб.: Департамент железных дорог, 1869. — Т. 1. — С. 132, 133. — 436 с.
- ↑ Императорская ветка, соединившая Санкт-Петербург, Царское Село (Императорский павильон) и Александровскую была полностью построен на средства общества Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. к 1902 году, однако была передана в ведение СПб-Варшавской ж.д.
- ↑ История дороги Луга — Новгород.
- ↑ Решается судьба музея. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6510. «О соединении Рижско-Динабургской жел. дороги с Варшавскою».
- ↑ Исторические фотографии станции Гродно и моста через Неман . Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано 11 мая 2012 года.
- ↑ Карты и схемы 1903 г. Белосток, Лапы, Граево . Дата обращения: 19 октября 2011. Архивировано 4 июня 2012 года.
- ↑ Dworzec Petersburski Фотографии вокзала. . Дата обращения: 27 июня 2011. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Разрез быка моста С.-Петербурго-Варшавской дороги через Неман, у города Ковно, построенного инженером Сезанном (Cézanne 1859 г.)
- ↑ По Литве пойдут двухэтажные поезда. . Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ 17,0 17,1 Железнодорожный туннель в Паняряй. . Дата обращения: 21 мая 2011. Архивировано 1 апреля 2008 года.
- ↑ РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 5826. «Об устройстве Ковенского тоннеля». 1860—1862 гг.
- ↑ Паровозы Петербурго-Варшавской железной дороги. . Дата обращения: 1 июня 2011. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ Ноябрьская политическая стачка 1905 г. . Дата обращения: 8 июня 2011. Архивировано 15 ноября 2013 года.
- ↑ ПСКОВСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ-RAILWAYS FROM PSKOV REGION
- ↑ Новое время. 1902. 17 июня.
- ↑ Адам Галис. АЛЕКСАНДР БЛОК. Перевод с польского Евгения Невякина (недоступная ссылка)
- ↑ М. Ф. Пьяных «Серебряный век» русской поэзии (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2011. Архивировано 25 апреля 2009 года.