Перейти к содержанию

Первомайская (закрытая станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Первомайская»
историческая станция (1954—1961)Арбатско-Покровская линия
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Расположение электродепо «Измайлово»
Дата открытия 24 сентября 1954
Дата закрытия 21 октября 1961
Тип наземная крытая
Высота над землёй, м 0
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Н. И. Демчинский
Выход к улицам Измайловский проспект, 1-я Парковая, Первомайская
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линия

«Первома́йская» — закрытая станция Московского метрополитена, расположенная на территории электродепо «Измайлово». Была конечной на Арбатско-Покровской линии в 19541961 годах. Сейчас на месте станции располагается цех подъёмочного ремонта, а в бывшем вестибюле оборудован актовый зал.

История

После строительства электродепо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в отдельном, пятом по счёту, нефе электродепо станции «Первомайская» (21—23 канавы, на месте 22-й канавы первоначально была платформа)[1]. Такое проектное решение ускоряло возведение станции и удешевляло её строительство. Проект станции был создан архитектором Николаем Демчинским в первой половине 1952 года[2]. «Первомайская» становилась первой наземной станцией Московского метрополитена[3] (Высота над уровнем моря составила 142 метра).

Открыта 5 ноября 1954 года[4] в ходе продления линии на восток от станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»), на момент открытия стала 41-й станцией Московского метрополитена, а также его самой восточной станцией. Кроме того, станция стала последней сданной в эксплуатацию перед тем, как 25 ноября 1955 года Президиум ЦК КПСС принял решение о присвоении московскому метрополитену имени В. И. Ленина вместо Л. М. Кагановича.

Закрыта 21 октября 1961 года после открытия участка «Измайловская» — «Первомайская (новая)»[5].

После закрытия станции станционная платформа была разобрана, на её месте был сооружён дополнительный тупик. Бульвар, который вёл к станции от Измайловской площади, обезлюдел, и позже его было решено застроить[1]. В результате ныне бывшая станция оказалась в глубине жилого квартала и вид на неё загородили гаражи[6].

Оформление

Перейти к шаблону «Арбатско-Покровская линия» 
Гольяново
Щёлковская
Первомайская
Измайловская
Партизанская
Семёновская
Электрозаводская Переход на станцию «Электрозаводская» МЦД-3
Бауманская
Курская Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-2 Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-4
Площадь Революции
Арбатская
Смоленская
Киевская Переход на станцию «Киевский вокзал» МЦД-4
Парк Победы Переход на станцию «Поклонная_(платформа)» МЦД-4
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Славянский бульвар Переход на станцию «Славянский бульвар» МЦД-1
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кунцевская Переход на станцию «Кунцевская» МЦД-1
Молодёжная
Крылатское
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Строгино
Мякинино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Волоколамская Переход на станцию «Волоколамская» МЦД-2
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Митино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пятницкое шоссе

Хотя станция строилась как временная, её оформление выполнено из дорогостоящих материалов в стиле сталинского ампира[7]: стены вестибюля станции были отделаны мрамором, потолок был побелен, пол станционной платформы отделан мрамором[1], светильники выполнены по авторским проектам, путевые стены облицованы керамической плиткой двух цветов: кремового — сверху и чёрного — снизу[8] и украшены лепными картушами с рогами изобилия[2].

Александр Зиновьев называет архитектуру данной станции, наряду с другими станциями пятой очереди, «пограничной» и характеризует её как «предвестника грядущих изменений в архитектуре метрополитена»[2].

Главный зал

По проекту потолок главного зала должен был состоять из множества восьмиугольных застеклённых окон-кессонов, через которые проходил солнечный свет, и было видно небо[2]. Вместо этого соорудили технический, как в ангаре, потолок с голыми балками[9] (конструкция, стандартная для депо), а станция стала единственной в Московском метрополитене с деревянной крышей[8]. В итоге потолок и художественные люстры не гармонировали между собой, также как и поддерживающие свод кронштейны с расположенными между ними картушами[2].

Торец станции, согласно проекту, должен был украшать стандартный для того времени барельеф с изображением Сталина в окружении знамён из белого мрамора, что не было реализовано[2].

Освещение станции производилось с помощью находившихся в центре платформы люстр авторского дизайна, идентичных люстрам на станциях «Киевская» и «ВДНХ»[2].

Вестибюль

Вестибюль с сараями из метровагонов (2002)

На станции был один вестибюль (восточный), сохранившийся до настоящего времени, с выходом к Первомайской улице и 1-й Парковой улице[1]. Здание вестибюля было построено в виде монументального здания с двумя арочными порталами: один — для входа, другой — для выхода[9]. Своды арок были украшены кессонами, над входом сохранилась эмблема метро — богато украшенная буква «М»[6]. Интерьер вестибюля украшают восемь колонн, облицованных белым мрамором и поддерживающих кессонированный потолок. Пол вестибюля и платформы застелен красной и жёлтой плиткой в виде ковра. Сверху здание вестибюля венчает лепной карниз. Выход на платформу был оформлен в виде мраморной арки[2]. До 2002 года на фасаде вестибюля были хорошо видны остатки надписи «Метрополитен имени Л.М. Кагановича. Станция Первомайская»[1].

Из-за того, что у станции также имелся служебный выход, на схеме маршрутов городского транспорта Москвы 1959 г. были обозначены 2 вестибюля[10].

Современное состояние

Помещение бывшей станции в 2010 году

В настоящее время бывшая станция используется для отстоя составов. Здесь проходят осмотры и обточка колёс. Кроме того, здесь находится вагон, предназначенный для обучения машинистов и отработки навыков вождения[7].

Уцелел кафель на стенах и характерные для того времени лепные украшения, даже местами с позолотой. Буквы с названием «Первомайская» не сохранились, остались только крепления для них[11].

В вестибюле оборудован актовый зал, где иногда проводятся различные мероприятия. Кроме того, через этот вестибюль высаживали пассажиров в экстренных случаях[12].

На станции возможна организация музея метро, ряд экспонатов для которого собран в депо. Перспективы стали более реальными после ввода в строй депо «Митино», что позволило вывести крайний неф депо «Измайлово» из работы[13].

С 2016 года в электродепо Измайлово, в том числе на бывшей станции «Первомайская», проводятся экскурсии, организуемые Музеем Москвы[8][14][15][16][17][18].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Метроблог — Бывший вестибюль бывшей станции «Первомайская». Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Зиновьев А. Н. «Сталинское метро. Исторический путеводитель». 2011. — 240 с. ISBN 978-5-9903159-1-4
  3. П. В. Сытин, «Из истории московских улиц», М. Московский рабочий 1958.
  4. История метрополитена. mosmetro.ru.
  5. ГУП "Московский метрополитен". Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 9 июня 2018 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Старая «Первомайская» и её вестибюль. Дата обращения: 13 декабря 2009. Архивировано 6 сентября 2009 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Посторонним вход разрешен: что можно увидеть ночью в метро / Новости города / Сайт Москвы. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Архивированная копия. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 7 июля 2017 года.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Андрей Потапенко. Московское метро. Сталинские линии. Краткий путеводитель. — М.: Издательские решения, 2018. — ISBN 9785449366146.
  10. Схемы линий / 1959 / Схема маршрутов московского городского транспорта. metro.ru. Московское метро — Проект Артемия Лебедева. Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано 9 мая 2017 года.
  11. Московское метро | Закрытые станции метро. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  12. Старая и новая «Первомайская» на www.metro.ru. Дата обращения: 2 февраля 2006. Архивировано 8 января 2006 года.
  13. Музей метро на старой Первомайской. Альтернативные предложения — Наш транспорт
  14. Архивированная копия. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
  15. Подземная легенда. Закрытые станции метро существуют на самом деле - Вечерняя Москва. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
  16. Электродепо "Измайлово" - elvik-foto.ru. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  17. Закрытая станция, секретная линия: что еще можно узнать на экскурсиях в метро / Новости города / Сайт Москвы. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  18. Как устроено метро. Электродепо «Измайлово». Музей Москвы. Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 18 июля 2022 года.

Литература

  • Наумов М. С. Московское метро : 12 линий, 170 станций, 23 схемы пересадочных узлов, 313 иллюстраций, места встреч, тактика и время переходов, практическая информация. — Москва : Вокруг света, 2005. — 359 с. — (Вокруг света). — ISBN 5-98652-023-8
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.