Отдельнов, Павел Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Отдельнов
Дата рождения 19 июня 1979(1979-06-19) (45 лет)
Место рождения Дзержинск, Нижегородская область, РСФСР, СССР
Гражданство  Россия
Жанр пейзаж, инсталляция
Учёба Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Институт проблем современного искусства
Премии Государственная премия в области современного искусства «Инновация»
Сайт otdelnov.com

Павел Александрович Отде́льнов (род. 19 июня 1979, Дзержинск, Нижегородская область) — российский художник, известный работами в жанре индустриального пейзажа. Член секции живописи Московского союза художников.

Биография

Ранние годы, Нижегородское художественное училище

Отдельнов родился в городе Дзержинске Нижегородской области 19 июня 1979 года. В интервью «Диалогу искусств» Московского музея современного искусства он рассказывал, что выбрал профессию художника ещё в раннем детстве. После студии изобразительных искусств Отдельнов поступил в художественную школу, где увлёкся творчеством Николая Рериха, после неё — в 1994 году, в Нижегородское художественное училище на специальность «педагог-живописец»[1][2][3].

В посвящённой художественному образованию авторской колонке для интернет-издания о современном искусстве AroundArt Отдельнов характеризовал училище как консервативное учебное заведение, сохранившее традиции социалистического реализма и уделявшее большое внимание работе с натуры. Отдельнов ездил на учёбу из Дзержинска, заполняя время в электричке набросками с натуры. К этому периоду относятся его первые выставки: сперва коллективная на Miezdunarodny Plener Malarski в польском Славкуве в 1997 году, затем персональная в нижегородском Домике Петра I в 1999 году[1][2][4].

Дипломная работа Отдельнова «Груз 200» была вдохновлена встречей с ветераном Афганской войны, рассказавшим молодому художнику о трудностях возвращения к мирной жизни, и посвящена солдатам, погибшим в Первой чеченской войне. На защите присутствовали преподаватели Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, которые посоветовали Отдельнову обучаться живописи в МГАХИ, и после получения диплома художник отправился в Москву[2][5][6].

Суриковский институт, Институт проблем современного искусства

«Переход», холст, масло, 140х180 см, 2012 год. Собрание Государственного Русского музея

Поступив на факультет живописи в 1999 году, Отдельнов оказался в мастерской Павла Никонова, вторым преподавателем которой был Юрий Шишков, близкий друг и ученик Николая Андронова. Под руководством мастеров «сурового стиля» студенты изучали композицию и организацию картинной плоскости, постановки для рисунка и живописи рассматривались, скорее, как второстепенные дисциплины[2][7].

В институтские годы Отдельнов много путешествовал, участвовал в заграничных выставках. В 2001 году он представил работы на ярмарке Arte Padova в итальянском городе Падуе, а затем посетил с персональной выставкой остров Альбарелла  (итал.) в области Венето и побывал на 49-ой Венецианской биеннале, где познакомился с искусством новых медиа. Его институтская дипломная работа — серия «Евангельский цикл» — стала итогом творческих путешествий на Русский Север и в Среднюю Азию и изучения русской живописи 20-х и 30-х годов XX века[4][8][9][10].

Получив диплом в 2005 году, Отдельнов поступил в магистратуру МГАХИ по творчески-исполнительской специальности, попутно став стипендиатом Министерства культуры Российской Федерации. После вступления в секцию живописи Московского союза художников в 2006 году началось его сотрудничество с галереями. По признанию Отдельнова, главным средством самообразования после окончания аспирантуры для него стал зарегистрированный в 2007 году блог в Живом журнале, где художник публиковал заметки об искусстве и фотографии с посещённых выставок. В 2013 году Отдельнов столкнулся с необходимостью систематизировать знания и поступил в Институт проблем современного искусства, который окончил в 2015 году[2][6][10][11].

Творчество

Комбинат. Ретроспектива, 2007—2008

«Кокс», холст, масло, 108х103 см, 2009 год

В 2007 году по инициативе куратора Фёдора Никонова два выпускника МГАХИ — Отдельнов и Егор Плотников — отправились в творческое путешествие в Западную Сибирь и на протяжении двух недель изучали возведённые во 2—3 четверти XX века корпуса Новокузнецкого (бывшего Кузнецкого) и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта Александра Древина, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Надежды Удальцовой и Александра Шевченко и других художников, в 20-е — 30-е годы участвовавших в экспедициях на главные стройки страны.

Серии, написанные Отдельновым и Плотниковым на основе сделанных в поездке фотографий и эскизов, были представлены в художественной галерее «Эритаж» в мае 2012 года. Особенность интерпретации молодыми художниками индустриального жанра — отсутствие на картинах человека, главного героя строительства и производства — кураторы выставки подчеркнули, поместив серии в единое пространство с воспевающей «героику трудовых будней» живописью 30-х — 60-х годов[3][12][13].

В 2017 году 5 работ Отдельнова и Плотникова, ранее приобретённые компанией «Евраз», были переданы Научно-техническому музею имени Ивана Бардина в Новокузнецке. Работы были представлены на открывшейся в музее выставке «Ветер времени»[14].

Неоновый пейзаж, 2012

Осенью 2012 году состоялась первая персональная выставка Отдельнова в Москве: художник представил серию картин «Неоновый пейзаж» в столичной галерее «Агентства ArtRu». Работы были выполнены маслом на холсте и дереве и посвящены природе света. Местом действия полотен выступили терминалы, переходы и взлётные полосы аэродромов, станции метро и ночные автострады — пространства, выполняющие служебную роль при быстром перемещении, а главным героем — искусственный свет, сливающийся в линии, направляющие движение человека в городском пространстве[15][16][17].

Внутреннее Дегунино, 2014

«Стоунхендж», холст, масло, 200х250 см, 2013 год. Собрание Московского музея современного искусства

В 2013 году Отдельнов начал работу над серией, вдохновлённой творческим исследованием Западного Дегунина — расположенного возле МКАД района Москвы, преимущественно состоящего из промышленных зон и панельных домов серии П-44. Его авторская интерпретация архитектуры спальных районов с единичными индустриальными объектами в бесконечном заснеженном пространстве вызвала интерес куратора IV Московской биеннале молодого искусства «Время мечтать» Дэвида Элиотта  (англ.), который представил картины из неоконченной серии в основной программе выставки в июне 2014 года, где те были высоко оценены художественными критиками и культурными обозревателями[18][19][20][21][22][23][24][25].

«Ковчег», холст, масло, 200х250 см, 2014 год

В октябре Отдельнов представил законченную серию на персональной выставке «Внутреннее Дегунино» в Московском музее современного искусства. «Дегунино» вошло в список 50 главных арт-проектов 2014 года, составленный редакцией AroundArt, заняло 3-е место в читательском голосовании за лучшую выставку, а в 2015 году было номинировано на Премию Кандинского в категории «Проект года»[26][27][28][29][30][31][32].

Репродукция картины «Ковчег» из проекта «Внутреннее Дегунино» в 2014 году была использована в оформлении обложки одноимённого альбома нижегородской музыкальной группы KernHerbst, в которой играет брат художника — Леонид Отдельнов[33].

Павел Отдельнов пишет на холсте маслом то, мимо чего все привыкли проходить или проезжать как можно быстрее, то есть промзоны, трубы ТЭС и прочие унылые приметы российского ландшафта. Художник скорее интересуется не формой, а пространством. Он вглядывается в привычный пейзаж, очищает его от всего лишнего, то есть людей и машин, превращая эстакаду, уходящую вдаль, в объект, затерянный где-то в холодном космосе.Александра Шестакова Спальник в космосе — «Коммерсантъ»

ТЦ, 2015

«ТЦ № 10», холст, масло, 180х260 см, 2015 год

В 2015 году Отдельнов представил проект «ТЦ» (сокр. от «торговый центр»), посвящённый торговым центрам, выросшим в спальных районах города в благополучные «нулевые годы». Художник изобразил яркие коробки торговых центров, окружённые ветхими панельными домами, в виде «глитчей»  (англ.) — графических артефактов, вызванных программным сбоем. Для выставки «Блок пространства отдан разуму» в новом крыле Дома Гоголя на Никитском бульваре Отдельнов расширил проект тотальной инсталляцией, в которой «глитч» был материализован при помощи блоков LEGO[34][35].

Инсталляция «ТЦ. Glitch» для выставки «Блок пространства отдан разуму», 2015 год

Кроме того, в рамках программы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде», организованной фондом V-A-C в поддержку творческого изучения характерных для современной Москвы явлений и феноменов, была представлена трёхмерная визуализация «глитча» как возможного объекта паблик-арта: расположенной вблизи автомобильной дороги конструкции из ярких композитных блоков, за счёт эффекта параллакса выглядящая монолитной с одного ракурса и распадающаяся на составные части при смене точки обзора[36][37][38][39].

В ноябре 2016 года на выставке «ТЦ. Время цветных сараев», проходившей в рамках программы «Не-места» центра Department of Research Arts в казанском центре современной культуры «Смена», Отдельнов помимо серии картин представил творческий проект I shop therefore I am (англ. Я покупаю, следовательно, я существую), посвящённый системе товарно-денежных отношений. В рамках проекта художник оформил банковскую карту с репродукцией собственной картины, использовал её для получения гонораров за работу и расплачивался ею на протяжении нескольких месяцев, отслеживая весь процесс[40][41].

Пустотные урбанистично-индустриальные ландшафты спальных окраин, знакомые по предыдущей серии художника «Внутреннее Дегунино» и ставшие своеобразной визитной карточкой Отдельнова, в новых работах перебиваются пестрыми пикселями.<...> Пейзажи Отдельнова с их знакомой каждому горожанину фактурой, приглашают зрителя внутрь, в глубину слякотных равнин, среди которых высятся массивы панельных высоток и линии электропередач. Но эта мнимая глубина в холодно-серых тонах тут и там дробится, рассыпается на красочные пиксели, говорящие, что вся видимая реальность иллюзорна. Мы не в Дегунино, мы лишь смотрим «репортаж» оттуда.Константин Зацепин[42]

Промзона, 2015—2020

«Слава труду», холст, масло, 180х260 см, 2016 год

В июле 2016 года Отдельнов представил на персональной выставке в нижегородском выставочном центре «Арсенал», входящем в волго-вятский филиал Государственный центр современного искусства, творческий проект «Белое море. Чёрная дыра» — результат историко-художественного исследования истории Дзержинска средствами живописи, документального кино и других медиа. Имя проекта — производное от названий двух объектов накопленного экологического ущерба, оставленных советскими предприятиями химической промышленности, расположенными вблизи города — шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра»[43].

«56.2354828/43.5809789», смешанная техника, 250х300 см, 2016 год

В проект вошли картины, изображающие руины заводов Восточной промзоны города Дзержинска и изображения объектов накопленного экологического ущерба, написанные по спутниковым снимкам, серия «Доска почёта» — творческое освоение фотохроники советского времени, взятой из подшивки газет «Дзержинец», «Голос рабочего» и «За доблестный труд», фотографии, документальный фильм об окрестностях Дзержинска и три объекта —фрагмент шлама из шламоотстойника и использованные в химическом производстве графитовые стержни, которые местные жители, несмотря на токсичность, применяли для отопления домов до конца 90-х годов, и кирпичи недостроенного ДК «Рулон», которые под воздействием ветра и агрессивной окружающей среды приобрели округлую форму[44][45][46]. В рамках проекта Отдельнов самостоятельно проводил экскурсии по промзонам Дзержинска, рассказывая об истории города и химического загрязнения[47].

Некоторые работы, выполненные Отдельновым в рамках проекта, были представлены и ранее — например, «Доска почёта» выставлялась в Ставропольском краевом музее современного искусства в декабре 2015 года, а картина «56.2354828/43.5809789», название которой отсылает к координатам «Белого моря» выставлялась в «Передвижном музее одной картины» московской галереи «Беляево» и на выставке «Новая оптика старого мира» нижегородской галереи «Футуро»[48][49][50][51][52].

В 2017 году в рамках церемонии вручения премии имени Сергея Курёхина Отдельнов был отмечен специальным призом Французского института в Санкт-Петербурге за этот проект и получил 3-месячную поездку в Международный центр искусств  (фр.) в Париже[53][54].

Другие проекты

«Полоскание», холст, масло, 50х50 см, 2013 год — работа, участвовавшая в конкурсе портретов Portrait Now!

В 2009 году галерея российского искусства XX века «Ковчег» представила работы Отдельнова на выставке в рамках Параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства. В 2010 и 2011 годах Отдельнов участвовал в ярмарке современного искусства Art.Fair в Кёльне[1][55][56][57].

Кроме того, в 2011 году в рамках перекрёстного года России и Испании Отдельнов при поддержке Россотрудничества посетил с выставками несколько испанских городов. Работы художника были представлены в доме-музее Мигеля де Сервантеса в Эскивиасе, доме-музее Мигеля де Сервантеса  (исп.) в Алькала-де-Энарес, культурном центре «Николас Сальмерон» и выставочном зале имени Хуаны Франсэ  (исп.) в Мадриде и пространстве школы прикладных искусств в особняке Каса-де-лос-Пикос  (исп.) в Сеговии[1][11][58][59].

В 2012 и 2013 годах Отдельнов принимал участие в Московских международных салонах в Центральном доме художника, также в 2013 он вышел в финал премии Strabag Artaward International, учреждённой австрийской строительной компанией Strabag[1][15][60].

«Сегодня рейсов нет», холст, масло, 160х230 см, 2015 год

Во время обучения в Институте проблем современного искусства Отдельнов принял участие в нескольких коллективных выставках студентов. Весной 2014 года в проекте ИПСИ и куратора Роланда Шони (нем. Roland Schöny) «Трансформация восприятия», посвящённом переходу от аналогового искусства к цифровому, художник представил инсталляцию «Хайвэй» — созданную на основе изображения из Google Street View картину, перед которой на раскрытом этюднике лежат кисти, краски и раскрытый ноутбук. Летом и осенью его работы были размещены на совместных выставках ИПСИ и Голдсмитского колледжа «Полевые работы на ниве искусства» и «Пространство без исключений»[61][62][63].

В 2014 работы художника участвовали в благотворительных торгах, организованных аукционным домом «Кристис» и некоммерческой организацией Smile Foundation  (англ.). Когда в 2015 году Скандинавский конкурс портретов Portrait Now! открыл возможность участия художникам стран Восточной Европы, Отдельнов прошёл отборочный этап и претендовал на премию имени пивовара Якоба Кристиана Якобсена[1][64][65].

Осенью 2015 года работы Отдельнова были представлены в пространстве сразу двух традиционных музеев: в Третьяковской галерее на выставке «Метагеография. Пространство — образ — действие» в спецпроекте 6-й Московской биеннале современного искусства, в ноябре — в проекте Государственного Русского музея «Россия. Реализм. XXI век». В ноябрьской экспозиции присутствовала новая работа художника «Сегодня рейсов нет», воспроизводящая руины международного аэропорта «Донецк» имени Сергея Прокофьева, оказавшегося в эпицентре вооружённого конфликта на востоке Украины[66][67][68][69][70][71].

В 2017 году занял 51-е место в рейтинге «Топ 100 признанных авторов» аналитического портала о современном российском искусстве InArt[72].

Весной 2017 года работы Отдельнова были представлены на первой большой ретроспективной экспозиции «Пустыни. 2002—2017»[73]. В июне в Институте русского реалистического искусства открылась выставка «Возвращение домой», для которой работа художника «П-44» стала заглавной[74].

Павел Отдельнов, чей художественный язык также находится на пересечении фотографической и живописной эстетик (сам он признает влияние как современного фотографа Андреаса Гурски, так и «русского поп-артиста», живописца Михаила Рогинского), тоже исследует архитектуру, которой суждено стать монументами следующей, постиндустриальной эпохи, не оставившей после себя дворцов и соборов.
Его живопись посвящена памятникам не производства, но потребления и коммуникаций: Павел Отдельнов пишет торговые центры на окраинах, заправочные станции и автострады. Впрочем, красота, которую художник находит в этих объектах, совсем недавно отметивших собой наше жизненное пространство, далека от поп-артной иронической апологии броской эфемерности настоящего момента. Его полотна <...> кажутся не столько знаками настоящего времени, сколько монументами минувшей эпохи. Фабрики без рабочих, торговые центры без покупателей, дороги без машин выглядят руинами современности – но и ничейными землями, открытыми для исследования, покорения, обживания.Ирина Кулик к выставке No man's land

Избранные выставки и собрания

Персональные выставки

Выставка Павла Отдельнова «Промзона». Раздел «Музей». Московский музей современного искусства, 2019 год
  • 1999 — Павел Отдельнов. Живопись, Домик Петра I, Нижний Новгород
  • 2001 — Russia in Italia, Альбарелла, Венето, Италия
  • 2005 — Холст. Время. Пространство, Торгово-промышленная палата, Дзержинск
  • 2006 — Дорога домой, Центральный выставочный зал Нижегородского государственного выставочного комплекса, Нижний Новгород
  • 2010-2012 — выставки в рамках перекрёстного года России и Испании (Культурный центр Quinta del Berro, Мадрид; Дом-музей Мигеля де Сервантеса, Алькала-де-Энарес; культурный центр «Николас Сальмерон», Мадрид; выставочный зал имени Хуаны Франсэ, Мадрид; Каса-де-лос-Пикос, Сеговия)
  • 2012 — Неоновый пейзаж, галерея «Агентство ArtRu», Москва
  • 2012 — Otra Cotidianidad, Centro Ruso de Ciencia y Cultura, Мадрид
  • 2014 — Внутреннее Дегунино, Московский музей современного искусства, Москва
  • 2014 — Первый принцип диалектики, совместная выставка с Егором Плотниковым, галерея «Открытый клуб», Москва
  • 2014 — No man’s land, совместная выставка с Юлией Малининой в рамках 4-й Московской международной биеннале молодого искусства, галерея «Гринберг», Москва
  • 2015 — Доска почёта, Ставропольский музей изобразительных искусств, Ставрополь
  • 2015 — ТЦ, галерея «Триумф», Москва
  • 2016 — Территория накопленного ущерба в Передвижном музее одной картины, галерея «Беляево», Москва
  • 2016 — Белое море. Чёрная дыра, Государственный центр современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород
  • 2016 — Пустыни. 2002—2017, галерея «Беляево», Москва[73]
  • 2017 — Руины, галерея «Виктория», Самара[75]
  • 2018 — Химзавод, галерея «FUTURO», Нижний Новгород[76]
  • 2018 — Заводские анекдоты, Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула[77]
  • 2018 — Психозойская эра, COSMOSCOW 2018, стенд Галереи JART, Москва[77]
  • 2019 — Промзона, Московский музей современного искусства, Москва[78]
  • 2020 — Промзона, Персональная экспозиция в рамках выставки номинантов премии Инновация 2020, «Арсенал», Нижний Новгород[79]
  • 2020 — А геолокацию можно? Выбери сам, в рамках международной ярмарки современного искусства COSMOSCOW[80]
  • 2021 — Русское нигде, галерея «Триумф», Москва[81]
  • 2021 — Русское нигде, Арт-галерея Ельцин-центра, Екатеринбург[82]
  • 2022 — Звенящий след, Персональная экспозиция рамках программы резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, здание общежития Лаборатории «Б», поселок Сокол, Челябинская область[83]
  • 2022 — Promzona, Художественный музей города Уппсалы, Швеция[84]
  • 2022 — Поле экспериментов, Художественный музей Кальмара, Швеция[85]

Групповые выставки

Работы в собраниях

«ТЦ № 7», холст, масло, 150х200 см, 2015 год — работа из собрания Государственной Третьяковской галереи

Работы Отдельнова представлены в собраниях Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Художественного музея города Уппсалы, Швеция, Московского музея современного искусства, музея современного искусства «Эрарта», Центра современного искусства имени Сергея Курёхина и ряда региональных музеев; в коллекциях Российской академии художеств, Московского союза художников, галереи «Ковчег», Горбачёв-Фонда, корпоративной коллекции IQ Capital, коллекциях Aksenov Family Foundation, возглавляемых меценатом Дмитрием Аксёновым. Работы художника приобретали частные коллекционеры из России, Соединённых Штатов, Германии, Италии, Испании, Польши и других стран. Работы Отдельнова входят в антологию современного российского искусства, составленную Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО»[1][8][59][94][95][96][97].

Награды и премии

  • 2008 — Медаль Московского Союза художников «За произведения высокого художественного уровня и за творческий вклад в развитие изобразительного искусства»[95]
  • 2013 — Премия за интеллектуальные достижения в современном искусстве «ЛомоносовАрт — 2013»[95]
  • 2013 — Финалист международного конкурса STRABAG Art Award International[95]
  • 2015 — Номинант Премии Кандинского в номинации «Проект года»[98]
  • 2015 — Номинант премии Московской биеннале современного искусства[95]
  • 2015 — Финалист международного конкурса Portrait Now! им. Якоба Кристиана Якобсена[95]
  • 2017 — Шорт-лист премии им. Сергея Курёхина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства»[99]
  • 2017 — Премия в области современного искусства им. Сергея Курёхина, специальный приз Французского института[99]
  • 2017 — Номинант Премии Кандинского в номинации «Проект года»[100]
  • 2019 — Номинант Премии Кандинского в номинации «Проект года»[101]
  • 2020 — Лауреат премии «Cosmoscow» в номинации «Художник года»[102]
  • 2020 — Лауреат премии «Инновация» в номинации «Художник года» (персональная выставка «Промзона», Московский музей современного искусства)[103]
  • 2021 — Финалист Премии Кандинского в номинации «Проект года»[104]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Биография Павла Отдельнова на сайте онлайн-каталога современного искусства ARTchoice. Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Биография Павла Отдельнова на сайте интернет-издания «Ваш досуг». Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Лия Адашевская. Глазами очевидца // Диалог искусств : Журнал. — 2015. — Январь (№ 1). — С. 42—45. — ISSN 1812-304X.
  4. 4,0 4,1 Сергей Сафонов, Игорь Чувилин. Галерея «Ковчег». Послевоенное и современное искусство. — М.: Галерея «Ковчег», 2011.
  5. Картина «Груз 200» на персональном сайте Павла Отдельнова. Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  6. 6,0 6,1 Биография Павла Отдельнова на сайте Товарищества живописцев Московского союза художников. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 21 сентября 2016 года.
  7. Павел Отдельнов. Четыре плюс пять плюс шесть (недоступная ссылка). AroundArt (29 января 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  8. 8,0 8,1 Биография Павла Отдельнова на сайте объединения профессиональных художников «Арт Импресс». Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  9. «Евангельский цикл» на персональном сайте Павла Отдельнова. Дата обращения: 15 июля 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  10. 10,0 10,1 Павел Отдельнов. Неактуальное искусство (недоступная ссылка). AroundArt (18 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 7 сентября 2016 года.
  11. 11,0 11,1 Неделя русской культуры в Мадриде. Выставки живописи Павла Отдельнова "Россия: взгляд изнутри" (недоступная ссылка). Российский центр науки и культуры в Королевстве Испания (14 февраля 2011). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  12. В Москве открылась выставка индустриального пейзажа "Комбинат. Ретроспектива". Россия — Культура (16 мая 2012). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 6 октября 2016 года.
  13. Евгения Киселёва. Мартеновская печь как арт-объект или индустриальная эстетика // Салонъ недвижимости : Журнал. — 2012. — С. 140—143. — ISSN 1726-2437.
  14. «Ветер времени» в музее Бардина. Телевидение Новокузнецка (17 марта 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 23 марта 2017 года.
  15. 15,0 15,1 Павел Отдельнов в «Агентстве.ArtRu». Artinvestment.ru (5 октября 2012). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  16. Выставка «Неоновый пейзаж». Эксперт. Дата обращения: 28 мая 2017.
  17. Константин Зацепин. Пространства взгляда. Искусство 2000—2010-х годов. — Самара: Книжное издательство, 2016. — 120 с.
  18. Иван Располов. "Афиша": В ММОМА открылась выставка "Внутреннее Дегунино". m24.ru (23 октября 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  19. Объявлен список художников IV Московской биеннале молодого искусства. Lenta.ru (26 мая 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  20. «Я видел только вершину айсберга современного искусства». Lenta.ru (25 мая 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  21. Жанна Васильева. Эллиотт нашел время мечтать. Российская газета (25 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  22. Ольга Кабанова. Молодость не познается. Ведомости (27 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  23. Проект «Внутреннее Дегунино» на сайте Московского музея современного искусства. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 30 июля 2016 года.
  24. Екатерина Положенцева. Художник Павел Отдельнов о серии своих работ "Внутреннее Дегунино". OilyOil (22 февраля 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 22 августа 2016 года.
  25. Екатерина Положенцева. «Красиво — некорректное слово». Внутреннее Дегунино художника Павла Отдельнова. Сноб (26 мая 2017). Дата обращения: 20 июня 2017. Архивировано 26 марта 2019 года.
  26. Наталия Безрукова. Павел Отдельнов: синтетический образ спальных районов (недоступная ссылка). AroundArt (28 октября 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 19 мая 2016 года.
  27. Мария Семендяева. Многоэтажки в искусстве: от живописи до стрит-арта. Афиша Воздух (24 июля 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
  28. Сергей Хачатуров. Право на речь и поступок. Art Territory (27 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  29. Выбор читателей: лучшие выставки 2014 года (недоступная ссылка). AroundArt. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 7 сентября 2016 года.
  30. Главные работы 2014 года // «Внутреннее Дегунино» Павла Отдельнова (недоступная ссылка). AroundArt (21 января 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 15 июля 2016 года.
  31. Премия Кандинского объявила лонг-лист. Colta.ru (27 октября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 22 августа 2016 года.
  32. Дарья Камышникова, Павел Отдельнов. Mall. — М.: Август Борг, 2015. — 500 экз.
  33. Сергей Орлов. KernHerbst «КОВЧЕГ»: альбом на все времена (недоступная ссылка). Культура в городе. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 2 мая 2016 года.
  34. Выставка «Блок пространства отдан разуму», 1 июля — 16 августа 2015 (недоступная ссылка). Interview. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  35. Описание инсталляции «ТЦ. Glitch» в блоге Павла Отдельнова в «Живом Журнале». Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 12 октября 2017 года.
  36. Сергей Бабкин. Каким может быть паблик-арт. Look At Me (18 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 6 октября 2016 года.
  37. Сергей Хачатуров. Картины на карантине. Art territory (16 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  38. Ирина Кулик. Mall / Владимир Рыбаков. — М.: Август Борг, 2015. — 500 экз. — ISBN 978-5-906550-56-9.
  39. Катерина Чучалина, Александр Буренков, Анна Ильченко, Ольга Стебелева, Денис Столяров. Расширение пространства. Художественные практики в городской среде. — М.: Фонд V-A-C, 2015.
  40. Юлия Шамстудинова. То, что уродует облик города: в «Смене» открылась выставка, приближающая Казань к Европе. ProKazan.ru (9 ноября 2016). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
  41. Надежда Князева. «Цветные сараи», «татарское барокко» и Павел Отдельнов. Эксперт Татарстан (23 ноября 2016). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
  42. Константин Зацепин. Тело экрана. AroundArt (19 февраля 2016). Дата обращения: 14 июня 2017. Архивировано 27 июня 2017 года.
  43. Елена Минская. Директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор — о творческих планах Арсенала на ближайшее время. Столица Нижний (28 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 2 августа 2016 года.
  44. Максим Калашников. Черная дыра истории, или Белое море памяти. Московский комсомолец (27 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  45. Сергей Гуськов. Пока звук не выключаем. Colta.ru (27 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 22 августа 2016 года.
  46. Историко-художественные исследования восточной промзоны Дзержинска на выставке Павла Отдельнова "Белое море. Чёрная дыра" (недоступная ссылка). Телекомпания Дзержинск (11 августа 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  47. Валентина Переведенцева. Между «Белым морем» и «Чёрной дырой». Русский мир (ноябрь 2016). Дата обращения: 28 мая 2017.
  48. Анонс выставки Павла Отдельнова «Доска Почёта» на сайте Ставропольского краевого музея современного искусства. Дата обращения: 19 августа 2016.
  49. Судьба человека в картинах московского художника Павла Отдельнова. Ставропольская правда (16 декабря 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 4 декабря 2017 года.
  50. Анастасия Петракова. Бенефис одной картины. The Art Newspaper Russia (16 марта 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 5 августа 2017 года.
  51. Как смена ракурса меняет восприятие? Найти ответ на этот вопрос можно найти на выставке «Новая оптика старого мира» (недоступная ссылка). ННТВ (15 апреля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  52. В галерее "Беляево" экспонируется картина, посвященная "Белому морю". Газета «Коньково» (21 марта 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 9 апреля 2019 года.
  53. Названы имена лауреатов премии имени Сергея Курехина за 2017 год. Артгид (27 апреля 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 4 июня 2017 года.
  54. Павел Герасименко. Премию Курехина вручали под свистки, без слов и аплодисментов. The Art Newspaper (27 апреля 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 20 мая 2019 года.
  55. Информация о выставке «Личное знакомство» в рамках Параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 8 апреля 2016 года.
  56. Галерея "Ковчег": русские художники на мировом арт-рынке. Россия — Культура (29 октября 2010). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 6 октября 2016 года.
  57. Анонс международной ярмарки современного и актуального искусства ART.FAIR на сайте галереи «Ковчег». Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  58. Персональная выставка российского художника Павла Отдельнова в Мадриде (недоступная ссылка). Российский центр науки и культуры в Королевстве Испания (17 октября 2011). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  59. 59,0 59,1 Segovia acoge una exposición de pintura del joven talento ruso Pavel Otdelnov. Rtvcyl.es (1 декабря 2011). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  60. Картина Павла Отдельнова «Interior with reflection 1» на сайте премии Strabag Artaward International. Дата обращения: 19 августа 2016.
  61. Даниил Трабун. Одиночество в Facebook и плохой Wi-Fi глазами молодых художников. Look At Me (6 мая 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 6 октября 2016 года.
  62. Алёна Лапина, Алексей Саков. Как я провел лето. The Art Newspaper Russia (26 августа 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  63. Алёна Лапина. Институт проблем современного искусства удваивает программу. The Art Newspaper Russia (28 октября 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  64. Объявлены победители отборочного этапа V международного конкурса портретов «Portrait Now!» — Премия имени пивовара Я. К. Якобсена. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  65. Картина Павла Отдельнова «Полоскание» на сайте спецпроекта музея «Эрарта», посвящённой конкурсу портретов Portrait Now!. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 15 марта 2016 года.
  66. Ольга Кабанова. Выставкой «Метагеография. Пространство – образ – действие» Третьяковка включилась в биеннале современного искусства. Ведомости (1 октября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  67. Павел Герасименко. «Россия. Реализм. XXI век» в Русском музее — выставка, похожая на советскую. Ведомости (15 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  68. Анна Толстова. Реализм как консенсус. Ведомости (20 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  69. Вадим Михайлов. Реализмов сегодня много. Но в будущее возьмут не всех. Ведомости (9 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 11 августа 2016 года.
  70. Екатерина Гусева. Трудности реализма. Бинокль (1 февраля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  71. Предыстория создания картины «Сегодня рейсов нет» на личном сайте Павла Отдельнова. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  72. Топ 100 признанных авторов (недоступная ссылка). InArt. Дата обращения: 14 июня 2017. Архивировано 13 июня 2017 года.
  73. 73,0 73,1 В галерее «Беляево» можно будет увидеть работы Павла Отдельнова. Управа района Коньково города Москвы (9 февраля 2017). Дата обращения: 14 июня 2017. Архивировано 7 мая 2018 года.
  74. Наталия Маргиева. Наше время: реализм молодых художников в музее Ананьева. Finparty.ru (14 июня 2017). Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано 17 июня 2017 года.
  75. Талгат Мусагалиев. Павел Отдельнов о своей документальной живописи., Собака.ru (10 сентября 2017). Архивировано 27 мая 2018 года. Дата обращения 26 мая 2018.
  76. Русина Шихатова. В память о химзаводе. печатная версия журнала «Эксперт». expert.ru (№20 (1074) 14 мая 2018). Дата обращения: 26 мая 2018. Архивировано 26 мая 2018 года.
  77. 77,0 77,1 Тамара Антия. Павел Отдельнов об ужасах химического производства и уроках прошлого. Станок. stanok.space (20 ноября 2018). Дата обращения: 26 декабря 2018. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  78. Kate de Pury. Artist probes Russia’s toxic legacy through family history. Associated Press (20 февраля 2019). Дата обращения: 28 марта 2019. Архивировано 28 марта 2019 года.
  79. Светлана Хохрякова. «Инновация» ковидной эпохи: от свидетельства о рождении до свидетельства о смерти, Московский комсомолец (26 августа 2020). Архивировано 29 августа 2020 года. Дата обращения 30 августа 2020.
  80. Полина Чесова. Павел Отдельнов — «Художник года» Cosmoscow 2020. ELLE Decoration (11 сентября 2020). Дата обращения: 10 октября 2019. Архивировано 23 ноября 2020 года.
  81. «Пресс-релиз выставки на сайте галереи «Триумф» (11 февраля 2021). Дата обращения 20 мая 2020.
  82. «Павел Отдельнов — об исследовании районов и эстетизации советской эпохи. «Никакой эстетики в этом нет», The Village (27 марта 2021). Дата обращения 20 мая 2022.
  83. Анна Толстова. В объятьях Марса и Орфея, Коммерсант Weekend (15 октября 2021). Архивировано 20 мая 2022 года. Дата обращения 20 мая 2022.
  84. Maria Zennström. [https://www.aftonbladet.se/kultur/konst/a/pWEbRE/recension-av-promzona-pa-uppsala-konstmuseum Bojkotta absolut inte den här ryska konsten. Pavel Otdelnovs Promzona är kolossalt inspirerande och lättillgängligt], Aftonblandet (31 марта 2022). Архивировано 20 мая 2022 года. Дата обращения 20 мая 2022.
  85. The Field of Experiments. Announcement on the museum website, Aftonblandet (25 мая 2022). Дата обращения 16 июня 2022.
  86. Выставка «Художники Союза» к 85-летию Московского Союза художников. Gallerix.ru (6 апреля 2017). Дата обращения: 14 июня 2017.
  87. Глеб Ершов. Время, вперёд! Время, назад!, Arterritory.com (21 сентября 2017). Архивировано 27 мая 2018 года. Дата обращения 26 мая 2018.
  88. Анна Толстова. Хорошо добытое старое, Журнал "Коммерсантъ Weekend" №38 (8 ноября 2019). Дата обращения 30 августа 2020.
  89. Жанна Васильева. "Улей" на улице Правды. Новая Третьяковка представляет "Поколение XXI", Российская газета - Федеральный выпуск № 175(8229) (9 августа 2020). Архивировано 22 октября 2020 года. Дата обращения 30 августа 2020.
  90. Ольга Кабанова. «ЧА ЩА» в роще: искусство на каждом шагу, The Art Newspaper Russia выпуск №85 октябрь 2020 (25 сентября 2020). Дата обращения 10 октября 2020.
  91. «В холодном климате, с любовью»: выставка работ из коллекции Андрея Малахова, ELLE Decoration (2 января 2021). Архивировано 13 мая 2022 года. Дата обращения 20 мая 2022.
  92. Юлия Крышевич. О коксе и подвиге: трехактная ода Кузбассу", ArtУзел (9 апреля 2021). Дата обращения 21 мая 2022.
  93. Ольга Абрамова. Соцреализм без берегов", Artterritory (17 мая 2021). Архивировано 20 мая 2022 года. Дата обращения 21 мая 2022.
  94. Биография Павла Отдельнова на сайте музея современного искусства «Эрарта». Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 5 августа 2019 года.
  95. 95,0 95,1 95,2 95,3 95,4 95,5 Биография Павла Отдельнова на сайте InArt (недоступная ссылка — история ). Дата обращения: 18 июня 2017.
  96. Павел Отдельнов — Ограждения. Aksenov Family Foundation. Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 19 декабря 2016 года.
  97. Максим Калашников. Павел Отдельнов: «Человек – это что-то мимолетное». Столица Нижний (8 января 2016). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 14 июня 2017 года.
  98. Объявлен лонг-лист номинантов Премии Кандинского 2015. Премия Кандинского. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 17 июня 2021 года.
  99. 99,0 99,1 Церемония вручения Премии Курёхина за 2016 год. Премия Сергея Курёхина. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
  100. Номинанты 11-й Премии Кандинского 2017. Премия Кандинского. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 16 февраля 2022 года.
  101. Объявлены номинанты 12-й Премии Кандинского. Премия Кандинского. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  102. "Художник года" — Павел Отдельнов. Cosmoscow. Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 28 октября 2020 года.
  103. Церемония. Инновация. Дата обращения: 24 августа 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  104. "Премия Кандинского 2021. Премия Кандинского. Дата обращения: 21 мая 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.

Ссылки