Фонд V-A-C
Фонд V-A-C | |
---|---|
Год основания | 2009 |
Основатели | Леонид Михельсон, Тереза Иароччи Мавика |
Расположение | Россия, Москва, Гоголевский бульвар, д.11, эт.8 |
Ключевые фигуры | Леонид Михельсон (президент) |
Сфера деятельности | Современное искусство, благотворительность |
Слоган | 'The Art of Being Contemporary' |
Сайт | https://v-a-c.org |
Фонд V-A-C (также Фонд «Виктория — искусство быть современным») — некоммерческий фонд современного искусства, основанный в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавика. Штаб-квартира расположена в Москве. Фонд имеет представительство в Венеции (Италия).[1] Назван в честь дочери Михельсона Виктории.[2] Нацелен создать пространство для обсуждения, «как меняются представления о современном и современности в культуре и искусстве» глобального мира.[3] Фонд организует выставки и перформансы, проводит обучение, занимается издательской деятельностью, поддерживает профессиональное развитие российских художников, кураторов и исследователей.
История фонда
Фонд V-A-C основал в 2009 году российский предприниматель и меценат Леонид Михельсон (известный тем, что стал первым российским предпринимателем, вошедшим в международный совет попечителей британской галереи Тейт в Лондоне)[4][5]. Михельсон предложил пост генерального директора итальянскому политологу и эксперту в области современного искусства Терезе Иароччи Мавике, с которой он был знаком с 2007 года[6].
Основными направлениями работы фонд выбрал представление на Западе современного искусства России, интеграцию российского искусства в мировой художественный контекст, а также просветительскую деятельность в области современного искусства в России[7]. Некоторые российские галеристы считают, что арт-модель фонда стала прямым и успешным конкурентом галерейной модели[8].
Первой выставкой фонда, получившей широкий российский и международный резонанс, стала выставка «Модерникон. Современное искусство из России», проведённая в 2010 году в Турине совместно с фондом «Sandretto Re Rebaudengo»[итал.][4][9][10][11]. Этот проект был позднее представлен в рамках Параллельной программы 54-й Венецианской биеннале (Каза-деи-Тре-Очи, Джудекка, Венеция)[12].
Осенью 2011 года фонд пригласил в Москву для выступления с лекциями куратора 50-й Венецианской биеннале и арт-директора фонда «Sandretto Re Rebaudengo» Франческо Бонами, который рассказал о своем взгляде на биеннале как на феномен[13]. В феврале 2019 года фонд также издал книгу Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»[14].
В октябре 2011 года фонд организовал в Москве встречу молодых российских художников с куратором «dOCUMENTA’13» Каролин Христов-Бакарджиев[15][16]. Встреча проходила в течение 2 дней в московской мастерской Ильи Кабакова[16]. Позднее было объявлено о совместном проекте фонда V-A-C и выставки «dOCUMENTA» — стипендии для кураторов из России для участия в подготовке выставки «dOCUMENTA’13»[17]. В конкурсе победила куратор Анастасия Марухина[18] В декабре 2011 года проект Анастасии Рябовой «Artists' Private Collections», осуществленный при начальной финансовой поддержке фонда, стал лауреатом Премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года»[19][20].
В феврале 2017 года фонд представил проект «Геометрия настоящего» — первое событие, прошедшее в пространстве бывшей электростанции ГЭС-2[21]. Проект, куратором которого стал мультидисциплинарный художник и музыкант Марк Фелл[англ.], был посвящен истории электронной музыки и экспериментов со звуком в России и на международной сцене[21].
Деятельность
Выставочная деятельность фонда
Деятельность выставочного отдела фонда V-A-C направлена на развитие художественного производства в России и его представление в международном художественном контексте. В рамках международной деятельности, фонд сотрудничает с такими музеями и галереями, как Новый музей современного искусства (Нью-Йорк), Чикагский институт искусств (Чикаго), Тейт Модерн (Лондон), галерея Уайтчепел[англ.] (Лондон), Музей современного искусства в Антверпене, а также с фондом Сандретто Ре Ребауденго (Турин)[22][23][24].
C 2017 года фонд владеет постоянным выставочным пространством в Венеции, Палаццо на Дзаттере (Palazzo delle Zattere)[25]. Основным «домом» V-A-C станет расширенное и реконструированное пространство бывшей электростанции на Болотной набережной г. Москвы. На территории ГЭС-2, выкупленной у государства Михельсоном еще в 2015 году, [26] к концу 2021-го появится современный образовательный и арт «городок».[27] Известность получит как «Дом культуры ГЭС-2». Откроет свои двери не столько для молодых талантов, которые смогут там почерпнуть знания, попрактиковаться и вынести на суд общественности свои работы. Создается он, прежде всего, для жителей и гостей столицы, которые найдут там разные способы приобщения к культурному досугу.[28]
Уже запланированы на площадке кинопоказы, концерты, театральные постановки, выставки высокого и прикладного искусства, лектории и образовательные классы для детей и взрослых, читальные залы и даже спортивные занятия.[29]
Строительные работы с 2017 года курирует мастерская итальянского архитектора Ренцо Пиано.[30]
До открытия постоянного пространства в Венеции фонд в течение пяти лет представлял выставочные проекты на арендованной площадке в Каза деи Тре Очи[31]. Там проходили выставки «Модерникон» (кураторы Франческо Бонами и Ирене Кальдерони, 2010), представленный на 54-й Венецианской биеннале[32], две выставки в рамках Международной архитектурной биеннале в Венеции: «Шоссе Энтузиастов» (2012) и «ИК-00. Места заключения» (куратор Катерина Чучалина, 2014)[33][34], «Схождения параллелей», совместный проект Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского (куратор Николас Каллинан, 2013) на 55-й Венецианской биеннале[35], «Наследие будущего» (2015), совместная выставка Марка Диона[англ.] и Арсения Жиляева (2016)[36].
Помимо этого, фонд V-A-C проводил выставки в московских культурных галереях в рамках программы исследования музейного ландшафта, а также программы исследования искусства в городском общественном пространстве Москвы. Это проекты «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимателей меценатов и благотворителей (2012)[37], «Педагогическая поэма» в Историко-мемориальном музее «Пресня» (2013)[38], «Вне зоны видимости» в Центральном музее Вооружённых Сил (2014)[39], «Зелень внешняя» в павильоне «Зерно» на ВДНХ (2014)[40], «Десять тысяч уловок и сто тысяч хитростей» в Институте Африки РАН (2014)[41], а также «Прекрасен облик наших будней» (2016)[42].
В 2018 году V-A-C совместно с фондом KADIST и Московским музеем современного искусства организовал в MMоMA выставку «Генеральная репетиция», состоящую, по принципу театральной постановки, из трёх актов[43]. В 2019 году фонд провёл выставку «Time, Forward!» в Палаццо на Дзаттере во время Венецианской биеннале[44].
Просветительская деятельность
Посредством просветительской деятельности фонд V-A-C стремится создать культурную, научную и социальную среду для производства знания, основанную на принципах доступности, кросс-дисциплинарности и рефлексивности. В программу входят исследовательские проекты в области искусства и гуманитарных наук. В рамках этого в текущий момент ведется работа над проектом «Очерки из истории современности. Русское и советское искусство от истоков модернизма к постсоветской ситуации»[45]. Также в программу входит организация лекций и дискуссий для широкой публики и ежегодная профессиональная программа для молодых кураторов — Московская кураторская летняя школа школа (MCSS)[46]. К работе в школе приглашаются крупнейшие международные и российские специалисты в области теории, истории и практики кураторства. Ежегодно формулируется тема, которой посвящены теоретические и практические занятия, а также основное событие школы — учебный кураторский проект[47].
В феврале 2015 года фонд V-A-C запустил программу по реализации художественных проектов в городской среде Москвы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде»[48]. Она продолжалась в 2015—2016 гг. и была возобновлена в феврале 2019 года[49].
Фонд сотрудничает с программой Young Curators Residency Programme фонда «Sandretto Re Rebaudengo»[50], а также с 2013 года совместно с Музеем современного искусства в Антверпене организует ежегодную программу Present Continuous, направленная на поддержку нового поколения российских художников и продвижение их за рубежом[24][51].
Издательская деятельность
«V-A-C press» — издательская программа фонда V-A-C, включающая в себя два типа публикаций: книги и каталоги на русском и английском языках, посвященные русскому искусству и распространяемые по всему миру, и серию переводных книг, призванных познакомить русскую аудиторию с ключевыми методологиями анализа искусства и культуры. В частности, были переведены на русский «Теория авангарда» Петера Бюргера[52], «Дизайн и преступление» Хэла Фостера[53], «Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке» Джонатана Крэри[англ.][54], «На руинах музея» Дугласа Кримпа[55], «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство» Франческо Бонами[14], «О коллекционерах и коллекционировании» Вальтера Беньямина[56], а также «Дюймовочка» Андерсена с рисунками Алексея Булдакова[57].
Руководство и сотрудники
- Леонид Михельсон — президент[6];
- Артём Бондаревский — исполняющий обязанности генерального директора[58];
- Франческо Манакорда — художественный директор (с 2017 г.)[5];
- Катерина Чучалина — старший куратор[59];
- Анна Панфилец — куратор программ медиации[60];
- Дмитрий Потемкин — главный редактор издательского отдела[61];
- Андрей Паршиков — куратор перформативных программ[62];
- Дмитрий Ренанский — куратор программ классической музыки[63];
- Анна Ильдатова — куратор театральных программ[64];
- Кирилл Адибеков — куратор кинопрограмм[65];
- Александра Хазина — куратор просветительских программ[66].
Оценки деятельности
Информация в раздел
устарела. |
В сентябре 2011 году критик Екатерина Дёготь, в обзоре на OpenSpace.ru написала о фонде, что он «предельно „западнический“, предельно цивилизованный в отношениях с художниками, предельно „неместечковый“ в своей стратегии»[67]. Говоря о выставке «Остальгия» в Нью-Йорке, критик отметила: «В данном случае фонд, что делает ему честь, отнюдь не „проплатил русское участие“, а поддержал большой контекст, к которому русское искусство принадлежит, вписал его в международную традицию, что русский фонд делает вообще впервые. Фонд щепетилен в саморепрезентации: не только владелец фонда, но и его художественный директор по возможности стремятся отойти на задний план»[67].
В декабре 2011 года, журнал «Артгид» писал о фонде, что это «самый непубличный, но вместе с тем самый интегрированный в западный художественный контекст российский художественный фонд»[68].
Примечания
- ↑ о Дзаттере . V–A–C. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ «Я был человеком советской системы». Правила бизнеса Леонида Михельсона . Forbes.ru. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ Фонд V–A–C . V–A–C. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 Дзядко, Тимофей Новый богатейший: пять фактов о Леониде Михельсоне . РБК (14 апреля 2016). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 15 апреля 2016 года.
- ↑ 5,0 5,1 Гузева, Александра Арт-директор галереи Тейт Ливерпуль направляется в Москву (англ.). Russia Beyond the Headlines (28 апреля 2017). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 21 июля 2017 года.
- ↑ 6,0 6,1 Ruiz, Cristina Закладывая основы (англ.). Financial Times (24 мая 2013). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 31 декабря 2016 года.
- ↑ Здание Венецианского порта станет российским выставочным пространством . РИА Новости (20 марта 2015). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ Дьяконов, Валентин Галереи приказали лучше жить . Коммерсантъ (25 апреля 2012). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 7 декабря 2017 года.
- ↑ Masoero, Ada ”Модерникон” из России (итал.). Il Sole 24 Ore (26 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ Gambari, Olga Российский “Модерникон”: среди олигархов и нищеты (итал.). La Repubblica (23 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Bordignon, Elena Модерникон (англ.). Vogue Italia (23 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Модерникон: современное искусство России (англ.). Каза-деи-Тре-Очи (1 июня 2011). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ Франческо Бонами прочитает лекцию в Москве : [арх. 11.03.2016] // artchronika.ru. — 2011. — 26 сентября. — Дата обращения: 25.10.2019.
- ↑ 14,0 14,1 Балтаева, Гуля Франческо Бонами: мы полностью изменили свои отношения с искусством . Вести.ру (22 февраля 2019). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 февраля 2019 года.
- ↑ Каролин Христов-Бакарджиев отмечена премией колледжа Бард за кураторские достижения : [арх. 28.10.2018] // artguide.com. — 2018. — 24 октября. — Дата обращения: 25.10.2019.
- ↑ 16,0 16,1 Жиляев, Арсений. Право голоса для растений : [арх. 07.12.2017] // artchronika.ru. — 2011. — 17 октября. — Дата обращения: 25.10.2019.
- ↑ Хает, Евгения. Грант-дайджест. Ноябрь : [арх. 26.10.2019] // Colta.ru. — 2011. — 10 ноября. — Дата обращения: 26.10.2019.
- ↑ Куратор Анастасия Марухина примет участие в выставке "Документа" . РИА Новости (10 января 2012). Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Открылся сайт Artist’s Private Collections : [арх. 02.04.2019] // gif.ru. — 2010. — 6 октября. — Дата обращения: 26.10.2019.
- ↑ Лаптева, Елена Питер Гринуэй наградил деятелей российского современного искусства . Комсомольская правда (17 декабря 2011). Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 23 июня 2021 года.
- ↑ 21,0 21,1 Кудрявцева, Валерия Проект "Геометрия настоящего" открылся в пространстве бывшей электростанции ГЭС-2 . Культура (телеканал) (25 февраля 2017). Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 3 января 2018 года.
- ↑ Judah, Hettie. Фонд V-A-C миллиардера Леонида Михельсона распространяется в Москве и за рубежом : [арх. 25.08.2018] // artnet.com. — 2016. — 5 July. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Roux, Caroline Проект галереи фонда V-A-C от Ренцо Пиано приобретает очертания (англ.). Wallpaper (11 мая 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 11 мая 2018 года.
- ↑ 24,0 24,1 Фонд V-A-C объявил планы на 2019 год : [арх. 26.10.2019] // Colta.ru. — 2018. — 27 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Фонд V-A-C проведет в Венеции выставку к столетию революции : [арх. 26.10.2019] // Colta.ru. — 2017. — 14 февраля. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Структура Михельсона выкупила электростанцию в центре Москвы . РБК. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ Бочкарев: в центре Москвы завершили реконструкцию ГЭС-2 . РИА Новости (20210709T1501). Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ Собянин назвал "ГЭС-2" объектом мирового уровня . РИА Новости (20210827T1956). Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.
- ↑ ГЭС-2 . V–A–C. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ «Я впервые не строю, а перестраиваю». Ренцо Пьяно показал, как меняется уникальная ГЭС . Ведомости. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ V-A-C откроет пространство в Венеции : [арх. 24.02.2019] // Colta.ru. — 2015. — 20 марта. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ В Турине открылась масштабная выставка, предваряющая год Россия-Италия . РИА Новости (27 сентября 2010). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Шоссе Энтузиастов (итал.). Каза-деи-Тре-Очи (29 августа 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Franceschini, Silvia Места заключения (англ.). Domus (25 августа 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 6 сентября 2014 года.
- ↑ Mangione, Giulia. Радикальное искусство Анатолия Осмоловского выставляется в Венеции : [арх. 26.10.2019] // Calvert Journal. — 2013. — 15 August. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Muchn, Andrei The V-A-C Plans a Major New Art Venue in Moscow (англ.). The Moscow Times (6 октября 2016). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 4 сентября 2019 года.
- ↑ Дьяконов, Валентин За пригоршню концептов . Коммерсантъ (3 марта 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ Проект "Педагогическая поэма" : [арх. 01.09.2014] // museum.ru. — 2012. — 6 марта. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Михаил Толмачев. Вне зоны видимости : [арх. 10.11.2018] // artguide.com. — 2014. — 24 апреля. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Дьяконов, Валентин Социология сорняка . Коммерсантъ (30 октября 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 3 ноября 2014 года.
- ↑ Ищенко, Елена. Пост, нео и де: художественные упражнения в колониализме : [арх. 06.11.2016] // aroundart.org. — 2014. — 10 сентября. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Гуськов, Сергей. Кирилл Глущенко: «Как будто я в командировке» : [арх. 26.10.2019] // Colta.ru. — 2016. — 27 июня. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Шито белыми нитками . Российская газета (1 августа 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 20 мая 2019 года.
- ↑ Уваров, Сергей Приплыли: русские музеи ярко проявили себя в Венеции . Известия (11 мая 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 9 сентября 2019 года.
- ↑ Ильченко, Анна Русское и советское искусство: от истоков модернизма к постсоветской ситуации/ Russian Art From the Origins of Modernism to Post-Soviet Times . Музей современного искусства «Гараж». Дата обращения: 1 ноября 2019. Архивировано 29 мая 2017 года.
- ↑ Скворцова, Анастасия. Образование для кураторов: неформальные программы во Франции, Голландии, Австрии, Америке и России : [арх. 07.12.2017] // theoryandpractice.ru. — 2013. — 24 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Третья кураторская летняя школа от фонда V-A-C : [арх. 18.04.2019] // theartnewspaper.ru. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ В Москве пройдет первая выставка программы «Расширение пространства» : [арх. 26.10.2019] // Colta.ru. — 2015. — 23 сентября. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Яблонский, Паша. V-A-C перезапустит программу «Расширение пространства» в районах Москвы : [арх. 09.02.2019] // The Village. — 2019. — 5 февраля. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Underneath the Street, the Beach : [арх. 27.10.2019] // fsrr.org. — 2012. — 29 May. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Палаткина, Дарья. Работу Саши Пироговой купят для Музея современного искусства Антверпена : [арх. 13.04.2019] // theartnewspaper.ru. — 2016. — 12 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
- ↑ Палванзаде, Фуркат. Размышления о критическом литературоведении: из книги Петера Бюргера «Теория авангарда» : [арх. 21.10.2017] // syg.ma. — 2015. — 27 января. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Хэл Фостер. Дизайн и преступление (и другие диатрибы). М.: V-A-C press, 2014 : [арх. 10.11.2018] // artguide.com. — 2014. — 9 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Ломыкина, Наталья Как разобраться в современном искусстве за пять книг . РБК (23 июля 2015). Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 22 ноября 2018 года.
- ↑ Даглас Кримп. На руинах музея. М.: V—A-C Press, 2015 : [арх. 18.11.2018] // artguide.com. — 2015. — 27 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Вальтер Беньямин. «Коллекционер» (из конволюта «H», «Пассажи») : [арх. 27.10.2019] // Colta.ru. — 2018. — 10 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Что объединяет Алексея Булдакова, Дюймовочку, Christie's и Фонд V-A-C . Vogue (20 марта 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
- ↑ Журнал Театр. • Гендиректор Фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост (англ.). Журнал Театр. (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Одним из кураторов европейской биеннале Manifesta впервые станет россиянка . ТАСС (18 декабря 2018). Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 27 октября 2019 года.
- ↑ Нилов, Степан. «Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов : [арх. 27.10.2019]. — 2018. — 3 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Полякова, Юлия Опубликован шорт-лист госпремии в области современного искусства «Инновация-2019» . Нижегородская правда (30 мая 2019). Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 27 октября 2019 года.
- ↑ В Москве исполнят оперу, посвященную бывшей электростанции ГЭС-2 . ТАСС (25 мая 2019). Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 27 октября 2019 года.
- ↑ Шеромова, Александра. Петербуржцам подскажут, что нельзя упустить в новом театральном сезоне : [арх. 27.10.2019]. — Фонтанка.ру, 2019. — 23 августа. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Панельная дискуссия «За язык, или Актуальное знание о современном танце» : [арх. 27.10.2019]. — Музей современного искусства «Гараж», 2019. — 29 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ Козаченко, Дмитрий V-A-C, Сергей Соловьев и Настя Коркия: «Взгляните на лицо» и «Резкий и мягкий» . Сеанс (6 июля 2018). Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 6 июля 2019 года.
- ↑ Больше 30 культурных мероприятий в программе форума «Мой район» : [арх. 27.10.2019] // artmoskovia.ru. — 2019. — 1 июля. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ 67,0 67,1 Дёготь, Екатерина. Письмо из Нью-Йорка: глоток дауншифтинга : [арх. 16.04.2013] // OpenSpace.ru. — 2011. — 21 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
- ↑ UP & DOWN. Ноябрь 2011. Артгид : [арх. 03.06.2016] // artguide.com. — 2011. — 5 декабря. — Дата обращения: 27.10.2019.