Ниссин (гидроавианосец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Ниссин»
日進
«Ниссин» на ходовых испытаниях 19 февраля 1942 года.«Ниссин» на ходовых испытаниях 19 февраля 1942 года.
Служба
 Япония
Класс и тип судна Гидроавианосец
Организация Японский императорский флот
Изготовитель Арсенал флота в Курэ
Строительство начато 2 ноября 1938 года
Спущен на воду 30 ноября 1939 года
Введён в эксплуатацию 27 февраля 1942 года
Выведен из состава флота 10 сентября 1943 года
Статус Потоплен американской американской авиацией 22 июля 1943 года.
Основные характеристики
Водоизмещение 11 317 т (стандартное)
12 500 т (на испытаниях)[1]
Длина 188,0 м (по ватерлинии))
192,5 м (наибольшая)[1]
Ширина 19,7 м[1]
Осадка 7,0 м[1]
Двигатели 4 дизеля «Кампон» № 13 модель 10 и 2 дизеля «Кампон» модель 2
Мощность 47 000 л. с. (34,57 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 28,0 узлов
Дальность плавания 8000 морских миль на 16 узлах
Экипаж 789 человек (57 офицеров и 732 матроса)
Вооружение
Зенитная артиллерия 6 (3 × 2) 140-мм/50 тип 3,
12 (4 × 3) — 25-мм/60 тип 96
Авиационная группа 4 катапульты, 25 (20+5 запасных) гидросамолётов (исходный проект)

«Ниссин» (яп. 日進 буквально «ежедневный успех») — японский гидроавианосец.

«Ниссин» был четвёртым японским гидроавианосцем, в конструкцию которого была заложена возможность конверсии в носители сверхмалых подводных лодок (СМПЛ), также он должен был выполнять роль и быстроходного минного заградителя. Корабль был заказан по 3-й программе пополнения флота 1937 года, его постройка была осуществлена верфью Арсенала флота в Курэ в 1938—1942 годах. Поскольку его достройка на плаву пришлась на предвоенные годы, закончен он был по II варианту проекта и в итоговом виде мог выполнять задачи флагманского корабля эскадры подводных лодок, носителя СМПЛ и торпедных катеров, минного заградителя и быстроходного транспорта.

«Ниссин» активно участвовал в боях на Тихоокеанском театре, наиболее ярким эпизодом которых стали ночные транспортные миссии на остров Гуадалканал. 22 июля 1943 года он был потоплен американской авиацией у острова Шортленд.

Проектирование и постройка

Конструкция

Энергетическая установка

На «Ниссин» была установлена двухвальная дизельная энергетическая установка общей мощностью 47 000 л. с., проектная максимальная скорость хода — 28 узлов. Используемые двухтактные, двойного действия и с бескомпрессорным впрыском топлива дизельные двигатели Кампон № 13 были развитием более ранних Кампон № 11 и изначально создавались для использования на линкорах проекта A-140 (тип «Ямато»)[2].

В двух передних машинных отделениях (длина — 22,5 м), разделённых продольной переборкой, находилось по одному дизелю Кампон № 13 модель 2. Конструктивно они были выполнены как двенадцатицилиндровые (диаметр цилиндра — 480 мм, ход поршня — 600 мм) с эффективной мощностью 9600 л. с. при 350 об/мин. В задней паре машинных отделений (длина — 27,0 м) были размещены четыре дизеля Кампон № 13 модель 10, по паре в каждом. Они были десятицилиндровыми (диаметр цилиндра — 480 мм, ход поршня — 600 мм) с эффективной мощностью 7600 л. с. при 400 об/мин. Дополнительно имелись также отдельные дизель-компрессоры Кампон № 31 модель 6 (шестицилиндровые, двухтактные, с мощностью 1900 л. с. при 400 об/мин) — по одному на каждый главный дизельный двигатель. Передние и задние машинные отделения разделялись между собой отсеком длиной 8,0 м. Все три главных дизеля каждого борта соединялись с гидравлической передачей типа «Вулкан», вращавшей вал гребного винта. «Ниссин» всего имел два винта и один полубалансирный руль[3].

Отвод выхлопных газов от главных дизельных двигателей и дизель-компрессоров осуществлялся по вертикальных коллекторам вдоль пилонов носового и кормового поперечных мостиков. Нормальный запас дизельного топлива составлял 1200 тонн, резервный запас, который можно было принять сверх него — 1650 тонн. Проектная дальность в первом случае составляла 8000 морских миль 16-узловым ходом[2].

Электроэнергетическая система гидроавианосца включала в себя четыре дизель-генератора по 450 КВт, установленных попарно в двух отсеках. Отсек носовой электростанции находился между машинными отделениями на трюмной палубе, с левого борта, отсек кормовой электростанции — за машинным отделением самолётоподъёмника на самой нижней палубе, с правого борта. На борту имелись также два вспомогательных паровых котла, размещённых в одном котельном отделении длиной 6,5 м, за машинными отделениями (как и на «Мидзухо»). Дымоходы от них выводились в пилоны кормового поперечного мостика[4].

История службы

Командиры

  • 15.10.1941 — 5.12.1942 капитан 1 ранга (тайса) Кацуми Комадзава (яп. 駒沢克己)[5];
  • 5.12.1942 — 22.07.1943 капитан 1 ранга (тайса) Дзёотаро Ито (яп. 伊藤尉太郎)[6].

Примечания

Комментарии
Сноски

Литература

на английском языке
на русском языке
  • В. В. Сидоренко, Е. Р. Пинак. Авианесущие крейсера Второй Мировой. «Глаза» японского флота. — Москва: Яуза, Эксмо, 2014. — 208 с. — ISBN 978-5-699-71001-0.