Окиносима (минный заградитель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Окиносима»
沖島
«Окиносима» в 1937 году.«Окиносима» в 1937 году.
Служба
 Япония
Класс и тип судна Минный заградитель
Организация Японский императорский флот
Изготовитель Судостроительная компания «Харима»
Строительство начато 27 сентября 1934 года
Спущен на воду 15 ноября 1935 года
Введён в эксплуатацию 30 сентября 1936 года
Выведен из состава флота 25 мая 1942 года
Статус Потоплен американской подводной лодкой 12 мая 1942 года.
Основные характеристики
Водоизмещение 2897,8 т (в малом грузу),
3759,4 т (нормальное),
5063,3 т (полное)[1]
Длина 118,19 м (по ватерлинии)[2]
Ширина 15,74 м (по ватерлинии)[3]
Осадка 5,15 м[2]
Двигатели 2 ТЗА «Кампон», 4 котла
Мощность 9000 л. с.
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 20 узлов
Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 14 узлов
Экипаж 445 человек
Вооружение
Артиллерия 2×2 140-мм/50 типа 3-го года
Зенитная артиллерия 2 × 76-мм/40 тип 3, 2 × 2 13,2-мм тип 93
Противолодочное вооружение 1 бомбомёт тип 94, 22 глубинные бомбы
Минно-торпедное вооружение 500 мин № 6

«Окиносима» (яп. 沖島 по названию острова в Цусимском проливе) — большой минный заградитель японского императорского флота.

Постройка следующего за «Ицукусимой» крейсерского минного заградителя была включена в Первую программу пополнения флота 1931 года, реализована она была в 1934—1936 годах на частной верфи в Хариме.

«Окиносима» представлял собой гладкопалубный корабль полным водоизмещением около 5000 тонн, оснащённый паротурбинной установкой. Он также имел внутреннее размещение мин, но в отличие от «Ицукусимы», нёс 140-мм орудия в спаренных установках и катапульту с гидросамолётом.

Заградитель участвовал в второй японо-китайской и начальном этапе Второй мировой войны, был потоплен 12 мая 1942 года в проливе Сент-Джордж торпедами американской подводной лодки S-42.

Проектирование и постройка

Одним из следствий подписанного 22 апреля 1930 Лондонского морского договора, установившего «линкорные каникулы» и введшего ограничения на суммарный тоннаж крейсеров, эсминцев и подлодок в флотах, стало выторгованное японцами право построить два крейсерских минных заградителя для замены устаревших «Асо», и «Токивы». Стандартное их водоизмещение не должно было превышать 5000 тонн, а максимальная скорость — 20 узлов[4].

Постройка первого из заградителей была включена в Первую программу пополнения флота 1931 года, он должен был заменить исключённый из списков 1 апреля того же года «Асо». Согласно тактико-техническим требованиям Морского Генерального Штаба (МГШ), при водоизмещении в 5000 тонн и скорости хода 20 узлов он должен был нести четыре 155-мм орудия и как минимум четыре орудия ПВО, брать на борт 500 мин, дальность плавания должна была составлять 5000 морских миль 14-узловым ходом. В следующем 1932 году был подготовлен эскизный проект, получивший обозначение H-6. Стандартное водоизмещение в нём сократили до 4800 тонн по соображениям экономии, а 155-мм/60 орудия (аналогичные проектируемым для крейсеров типа «Могами») заменили на старые 140-мм/50 типа 3-го года, так как они уже имелись в наличии. Остальные требования МГШ были выполнены[4].

После инцидента с «Томодзуру»[прим. 1] в 1934 году стало ясно, что мелкосидящий корабль с высоким надводным бортом и массивными надстройками явно будет иметь проблемы с парусностью и остойчивостью. После пересмотра проекта стандартное водоизмещение заградителя уменьшилось с 4800 до 4470 тонн, а длина — с 138,5 до 124,5 метров. Кроме того, четыре одиночные установки 140-мм орудий были заменены на две спаренные, а котлы были переведены с смешанного на нефтяное отопление[4].

Получивший имя «Окиносима» корабль был заложен на верфи компании «Харима» 27 сентября 1934 года и был спущен на воду 15 ноября 1935 года. Однако уже в ходе постройки быстро выявились негативные последствия массивного применения плохо освоенной электросварки в конструкции корпуса, как и на более раннем малом заградителе «Яэяма» — а именно множественные растяжения и деформации обшивки. Кроме того, на момент спуска уже прошёл месяц с инцидента с Четвёртым флотом, как раз показавшем массовость подобных проблем с прочностью. Корпус «Окиносимы» был подвергнут обследованию, показавшему, что соединявшиеся внахлёст листы обшивки имеют достаточные большие поля, чтобы дублировать сварку клёпкой, а внутренние напряжения остались в допустимых пределах. Соответственно, объём работ удалось свести к минимуму, водоизмещение заградителя в конечном итоге сократилось уже до 4000 тонн, с улучшением дальности и остойчивости. В состав флота «Окиносима» вошёл 30 сентября 1936 года[4].

В 1939—1941 годах в Майдзуру по модернизированному проекту H-10 был построен второй большой минный заградитель — «Цугару»[5].

Конструкция

Распределение нагрузки выглядело следующим образом:

Масса, т В процентах
Корпус 1786,6 38,3 %
Оборудование и снаряжение 691,7 14,9 %
Артиллерийское вооружение 136,3 2,9 %
Мины и противолодочное вооружение 666,4 14,3 %
Авиационное вооружение 27,7 0,6 %
Энергетическая установка 398,3 8,5 %
Топливо[прим. 2] 979,4 20,4 %
Запасы пресной воды 26,2 0,6 %
Остальное 15,5 0,3 %
Водоизмещение 4661,1 100 %[1]

Энергетическая установка

На минном заградителе устанавливались два турбозубчатых агрегата (ТЗА) «Кампон» мощностью по 4500 л. с. (3,3 МВт). Каждый из них включал одну турбину высокого давления (ТВД) и одну низкого (ТНД), работавших через редуктор на вал 2,7-м гребного винта (шаг 2,45 м). Общая мощность в 9000 л. с. должна была обеспечивать максимальную скорость хода в 20 узлов-предел разрешённого Лондонским договором[6].

Па́ром турбозубчатые агрегаты питали четыре водотрубных котла типа «Кампон Ро Го», отапливаемых мазутом и с предварительным подогревом воздуха. Рабочее давление насыщенного пара20,0 кгс/см² при температуре 100 °C. Общая площадь нагревательной поверхности составляла 276,6 м², подогревателей воздуха — 53,4 м², объём топочных камер — 9,14 м³. Каждый котёл оснащался шесть форсунками, сжигавшими по 250 кг топлива в час. Паропроизводительность котлов была избыточной для установленных турбозубчатых агрегатов[6].

Заградитель по проекту брал на борт 850 тонн мазута для собственных нужд и дополнительно ещё 200 — для передачи на другие корабли. Дальность плавания по результатам испытаний значительно превысила проектную и составила 9500 морских миль 14-узловым ходом. Она была признана избыточной, и запасы мазута сократили до 561 тонны, увеличив при этом до 360 тонн запасы топлива для других кораблей. На этапе проектирования также рассматривалась возможность смешанного питания (мазут и уголь), от которой отказались, изменения при этом свелись только к конструкции форсунок котлов[6].

Для питания корабельной электросети использовались два турбогенератора по 100 КВт и два дизель-генератора по 80 КВт, общей мощностью 360 КВт[6].

Вооружение

Минное вооружение «Окиносимы» отличалось от такового на «Ицукусиме». Только две пары минных рельсов находилось внутри на средней палубе, ещё две — на верхней палубе. Нижние рельсы в оконечностях оканчивались лацпортами в транцевой корме. Всего заградитель мог нести 500 контактных мин № 6 модели 2, каждая из которых при массе 1080 кг несла 200 кг тринитрофенола и имела 205-метровый трос для якорной установки. Для хранения мины размещались в четыре яруса — по два на каждую пару рельсов, для её использования имелась развитая система подъёмников и поворотных платформ. Пост управления минными постановками предположительно находился на верхней палубе, под платформой заднего прожектора[7].

В качестве оборонительного вооружение заградитель имел четыре 140-мм орудия тип 3 с длиной ствола 50 калибров в спаренных палубных установках, расположенных в оконечностях. Для управления их огнём использовался визир центральной наводки тип 91 с 4,5-метровым дальномером, расположенные на вершине носовой надстройки. Также с обеих сторон первого уровня носовой надстройки находились два дальномера с 1,5-метровой базой. На зенитной палубе находилась пара 76,2-мм орудий тип 3 с длиной ствола 40 калибров — таких же, как и на «Ицукусиме». Там же, но по бокам от носовой надстройки были расположены два спаренных 13,2-мм пулемёта тип 93, игравшие роль ПВО ближнего радиуса. Два 90-см прожектора тип 92 находились на платформах перед дымовой трубой, ещё один — на платформе за грот-мачтой[7].

«Окиносима» был первым японским минным заградителем, оборудованным гидросамолётом. Для его использования между дымовой трубой и грот-мачтой была установлена катапульта тип № 2 модель 3. В первые годы службы базировался трёхместный разведывательный гидросамолёт тип 94. В качестве противолодочного вооружения использовался бомбомёт тип 94, расположенный между верхними парами минных рельсов у самой кормы, боекомплект — 22 глубинные бомбы[3].

Командиры

  • 15.11.1935 — 28.01.1937 капитан 1-го ранга (тайса) Намидзо Сато (яп. 佐藤波蔵)[8];
  • 28.01.1937 — ? капитан 1-го ранга Гиити Андзю (яп. 安住義一)[8];
  • 15.11.1939 — 22.03.1940 капитан 1-го ранга Кацухэй Накамура (яп. 中村勝平)[8];
  • 22.03.1940 — 15.04.1940 капитан 1-го ранга Итимацу Такахаси (яп. 高橋一松)[8];
  • 15.04.1940 — 15.10.1940 капитан 1-го ранга Тёдзаэмон Обата (яп. 小畑 長左衛門)[8];
  • 15.10.1940 — 12.09.1941 капитан 1-го ранга Сэй Адзукидзава (яп. 小豆沢成)[8];
  • 12.09.1941 — 11.05.1942 капитан 1-го ранга Минору Номи (яп. 能美実)[8].

Примечания

Комментарии
  1. 12 марта 1934 года только что вступивший в строй миноносец «Томодзуру» перевернулся в шторм, погибло 97 членов экипажа. Этот инцидент привёл к отстранению главного конструктора Фудзимото и введению жёстких требований к остойчивости.
  2. В том числе 561,1 тонна мазута для собственных нужд, 395,6 тонн мазута для передачи на другие корабли, 16,3 тонны угля, 6,4 тонны авиабензина.
Сноски
  1. 1,0 1,1 Lengerer, 2008, p. 59.
  2. 2,0 2,1 Lengerer, 2008, p. 60.
  3. 3,0 3,1 Lengerer, 2008, p. 62.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Lengerer, 2008, p. 58.
  5. Lengerer, 2008, p. 63.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Lengerer, 2008, p. 61.
  7. 7,0 7,1 Lengerer, 2008, p. 61-62.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Hackett&Kingsepp.

Литература

на японском языке
  • 雑誌「丸」編集部編. 写真 日本の軍艦 第14巻 小艦艇 2 («Нихон но гункан»/«Японские боевые корабли», том 14—вспомогательные корабли, часть I: минные заградители, вспомогательные крейсера, эсминцы 2-го класса, миноносцы, десантные катера, суда снабжения, госпитальные суда и т.д.). — 光人社, 1989. — 263 с. — ISBN 4-7698-0464-4.
на английском языке