Николаевская церковь (Рим)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православная церковь
Церковь святителя Николая Чудотворца
Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Координаты: 41°54′14″ с. ш. 12°30′18″ в. д.HGЯO
Страна  Италия
Город Рим, Via Palestro, 69/71
Конфессия православие
Благочиние Патриаршие приходы в Италии 
Тип здания палаццо
Первое упоминание 1803 год
Дата основания 1920-е годы
Состояние действует
Сайт s.nicolaroma.com
Николаевская церковь (Рим) (Рим)
Точка

Це́рковь святи́теля Никола́я Чудотво́рца — русский православный домовый храм в Риме, самый старый из русских приходов в Италии. Включён в состав приходов Московского патриархата в Италии.

С 2000 по 2019 год приход имел ставропигиальный статус Русской православной церкви. Настоятель — иерей Сергий Воронин.

История

Первые церкви

Императорский указ «Об учреждении греко-российской церкви при Римской миссии» был подписан 6 (18) октября 1803 года. К весне 1804 года храм должен был готов. При этом предполагалось освятить церковь во имя апостолов Петра и Павла. Утварь предполагалось взять из упразднённой Захарьевской церкви в Санкт-Петербурге.

Однако внешнеполитическая ситуация[1] позволила вернуться к вопросу устройства храма только через 20 лет.

В 1823 году была освящена однопрестольная домовая церковь святителя Николая Чудотворца, которая несколько раз меняла местоположение:

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

В 1867-1870 годах из-за обострения отношений с папским престолом Никольская посольская церковь не действовала, и на богослужения русские ездили в Неаполь.

В 1907 году настоятель храма, архимандрит Владимир (Путята), был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Санкт-Петербургской епархии. Это была первая в истории Русской православной церкви попытка устройства епископской кафедры для Западной Европы: епископ Кронштадтский должен был заведовать всеми русскими православными заграничными церквами (кроме храмов в Константинополе и Афинах). Однако епархия через три года была упразднена.

Весной 1921 года при храме был основан самостоятельный приход. В его составе было около ста членов, в который входила и королева Эллинов Ольга Константиновна. «Попечительницей храма» стала княгиня М. П. Абамелек-Лазарева, которая выплачивала содержание настоятелю и части прихожан. Приходской совет возглавил бывший генеральный консул Г. П. Забелло. Королевским указом от 14 ноября 1929 года за приходом утверждён статус юридического лица.

В 19221927 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. В 1927 году приход перешёл в юрисдикцию Русской православной церкви за границей, оставаясь в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского Синода.

Попытки строительства отдельного храма

В 1880 году вдова сотрудника посольства Елизавета Ковальская просила Святейший Синод разрешить построить за свой счёт храм на кладбище Святого Лаврентия (Верано). Однако проект храма не удовлетворял желаемому для России статусу. В результате разрешение не было дано.

Вновь вопрос о строительстве нового храма был поднят при архимандрите Клименте, который в 1898 году начал сбор средств, разрешённый в 1900 году императором Николаем II. Среди жертвователей были сам император, внёсший 10 тысяч рублей, великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. Общая сумма пожертвований составила 265.000 итальянских лир.

Храм предполагалось построить на участке в центре Рима, обещанном графом Л. А. Бобринским (Villa Malta). Тем не менее, новый настоятель архимандрит Владимир (Путята) не принял предложения графа. Кроме того, он не согласился с первоначальной кандидатурой строителя флорентийского храма, архитектора М. Т. Преображенского, и предложил своего кандидата, архитектора Н. Ю. Янга. Несмотря на споры, в 1906 году был образован Строительный комитет. Однако дело не продвигалось.

14 (27) мая 1913 года был утверждён проект нового храма, созданный В. А. Покровским. Осенью 1913 года император вновь разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914 года был открыт особый счёт в Санкт-Петербургской конторе Госбанка. Предполагалось, что строительство обойдётся в 450000 рублей. Здание было задумано в стиле владимиро-московского зодчества XV-XVI веков, и состояло из нижней — в цокольном этаже — однопрестольной церкви и трёхпрестольной верхней, к которой вела широкая лестница. Завершался храм куполом на высоком барабане.

Однако в 1915 году был сформирован новый состав Строительного комитета, который возглавил князь С. С. Абамелек-Лазарев. По предложению князя был вновь сменён архитектор. Им стал итальянец Винченцо Моральди. Экспертизу и критику проекта провёл архитектор В. А. Субботин, но проект был принят. Вскоре на имя российского посольства был приобретён участок на набережной Тибра, близ Lungotevere Arnaldo da Brescia. Однако дальнейшая ситуация в России не позволила продолжить строительство[2].

Современный храм

В 1931 году приход официально получил в наследство особняк М. А. Чернышевой («Палаццо Чернышев») на улице via Palestro, завещанный ею ещё в 1897 году. 10 апреля 1932 года в нём был освящён новый храм по проекту архитектора князя В. А. Волконского и инженера Ф. Поджи. Утварь и убранство были перенесены из старой церкви. Среди жертвователей на устройство храма были княгиня С. Н. Барятинская, княжна С. В. Гагарина, королева Италии Елена Савойская. Материальную поддержку оказывали посольства Сербии и Болгарии.

В период Второй мировой войны римский приход помогал «перемещённым лицам». В 1950-1960-х годах под опекой прихода были: беженский лагерь Latina и дом дальневосточных беженцев Villa Olanda под Турином.

В 1960-х годах храм был подчинён Женевской епархии РПЦЗ. В 1985 году храм перешёл в ведение Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.

В середине 1980-х годов община возросла за счёт так называемых «новоэмигрантов». Кроме русских, в состав прихода входят сербы, копты, болгары, румыны и православные итальянцы.

В октябре 2000 года после 15 лет пребывания в Константинопольском патриархате община снова вернулась в лоно Русской православной церкви, где получила статус ставропигиального прихода[3]. Эта смена юрисдикции, не согласованная с архиепископом Сергием (Коноваловым), которому подчинялся приход, породила новый виток трений между Экзархатом и Русской Церковью и критику со стороны подконтрольных Константинополю СМИ[4]. Вместе с Николаевским приходом в юрисдикцию РПЦ без отпускной грамоты был принят настоятель протоиерей Михаил Осоргин, что повлекло к его запрещению в священнослужении в Константинопольской Церкви[5].

В сентябре 2004 года в связи с постоянным пребыванием вне Италии протоиерей Михаил Осоргин был назначен почетным настоятелем прихода. Новым настоятелем стал епископ Егорьевский Марк (Головков), заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей.

21 августа 2007 года настоятелем храма назначен архимандрит Павел (Фокин).

В июне 2009 года два клирика Николаевского прихода перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата без отпускной грамоты[6].

С 2018 года настоятелем Никольского храма является иерей Сергий Воронин.

26 февраля 2019 года Священный Синод Русской православной церкви упразднил ставропигиальный статус Николаевского прихода, включив его в состав приходов Московского патриархата в Италии[7].

Архитектура, убранство

Храм находится в трёхэтажном особняке, который во время устройства церкви в 1920-х годах был значительно переделан. Под церковь была отведена левая половина первого этажа[8]. Предполагалось устроить крестообразный в плане храм, но небольшое количество свободного места не позволило полностью воплотить замысел. Алтарная часть была пристроена со стороны двора. При переделке были убраны внутренние перегородки и сооружены арки.

Алтарная часть и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зелёным мрамором.

Белый с позолотой одноярусный иконостас был сооружён в 1830-х годах по проекту К. А. Тона на средства посла при Папском Дворе князя Г. И. Гагарина. Иконостас в классическом стиле напоминает иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге. Иконостас увенчан четырёхконечным крестом. На фризе иконостаса находится надпись: «Благословен Грядый во Имя Господне».

Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны на меди в Царских вратах, диаметром около 35 см, — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель[9], святителя Николая Чудотворца (на правых диаконских дверях) — Ф. А. Бруни, и благоверного князя Александра Невского (на левых дверях) — А. Т. Марков. Все художники были пенсионерами Академии художеств. Они предложили написать образы в сентябре 1828 года посетившей Рим великой княгине Елене Павловне.

В правой части храма находятся две иконы, ранее помещавшиеся в иконостасе — это дар великой княгини Елены Павловны — образы святой царицы Елены (академика И. Ксенофонтова) и святой великомученицы Екатерины (академика П. Плещанова).

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;
  • икона Покрова Пресвятой Богородицы работы П. Софронова;
  • икона великомученицы Варвары в серебряном окладе[8].

На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

Приход

Долгое время, до постройки греческой церкви, русский приход был единственным православным приходом в Риме. Соответственно, он окормлял всех православных, находившихся в городе.

В 1890-е годы по инициативе архимандрита Пимена (Благово) и посла А. Г. Влангали был устроен русский странноприимный дом святого Станислава. Впоследствии здание было передано в собственность польским католикам.

Погребения православных совершались на римском кладбище в Тестаччо.

Настоятели храма

При открытии церкви был утверждён штат с одним священником и двумя «церковниками» (то есть псаломщиками). В 1867 году императором Александром II был утверждён новый штат в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.

Традиционно, за исключением 40 лет в XX веке, настоятелями храма были монашествующие.

Настоятели храма
Даты Настоятель
1803 священник Василий Иоаннович Иванов (номинально)
18271831 иеромонах Иринарх (Попов)[10] (1790—1877)
1836 — 5 июня 1849 архимандрит Герасим (1790—1849)[11]
18491852 архимандрит Феофан (Авсенев) (1812—1852)
18521855 архимандрит Иаков (Поспелов) (1818—1896)
2 (14) октября 1855 — 7 (19) мая 1860 архимандрит Софония (Сокольский)[12] (1800—1877)
18601864 архимандрит Палладий (Кафаров) (1817—1878)
август 1864 — 13 (25) января 1866 архимандрит Порфирий (Попов) (1825—1866)
26 января (7 февраля) — 11 (23) мая 1866 архимандрит Гурий (Карпов)[13] (1811—1882)
17 (29) ноября 1871 — 31 декабря 1877 (12 января 1878) архимандрит Александр (Кульчицкий)[14] (1823—1888)
18781880 архимандрит Николай[15]
18801881 архимандрит Митрофан[16]
февраль 1881 — ноябрь 1884 архимандрит Никон (Богоявленский)[12] (1831—1893)
18841897 архимандрит Пимен (Благово) (1827—1897)
18971902 архимандрит Климент (Верниковский)[17] (1863—1909)
19021911 архимандрит Владимир (Путята)[18] (1869—1936)
19121913 архимандрит Дионисий (Валединский)[19] (1879—1960)
19131916 архимандрит Филипп (Гумилевский) (1877—1936)
19161963 архимандрит Симеон (Нарбеков) (1884—1969)
19491963 архимандрит Каллист (Подзолов) (1895—1964) (де факто)
19651984 протоиерей Виктор Ильенко (1894—1989)
19841985 протоиерей Михаил Маклаков (род. 1953)
25 ноября 1985 — февраль 1987 протоиерей Николай Петрович Чернокрак (род. 1951)
февраль 1987 — сентябрь 2004 протоиерей Михаил Георгиевич Осоргин (1929—2012)
сентябрь 2004 — 21 августа 2007 епископ Марк (Головков) (род. 1964)
21 августа 2007 — 30 мая 2011 архимандрит Павел (Фокин) (род. 1956)
30 мая 2011 — 28 декабря 2017 протоиерей Вячеслав Александрович Бачин (род. 1965)
28 декабря 2017 — 14 июля 2018 протоиерей Андрей Бойцов
14 июля 2018 — наст. время священник Сергий Воронин

Ссылки

Примечания

  1. Папское государство выдало Наполеону российского консула — французского политического эмигранта.
  2. Сам участок в 1924 году перешёл к советскому посольству, а затем — продан.
  3. Журналы заседаний Свящ. Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года
  4. La paroisse orthodoxe russe Saint-Nicolas de Rome bientôt transformée en hostellerie ? Архивная копия от 9 марта 2018 на Wayback Machine // Service Orthodoxe de Presse (фр.)
  5. Указ архиеп. Сергия N. 14/00 от 31 октября 2000 года
  6. Archevêché des églises russes en Europe occidentale — Communiqué N° 04-09 du Conseil de l’Archevêché (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2011. Архивировано 15 августа 2011 года.
  7. Журнал 7. Журналы Священного Синода, 26.02.2019.. Дата обращения: 10 июля 2019. Архивировано 14 июля 2019 года.
  8. 8,0 8,1 Приход Святителя Николая Чудотворца в Риме. История.. Дата обращения: 15 июля 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  9. Габерцеттель, Иосиф Иванович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  10. Впоследствии — архиепископ Рязанский.
  11. Служил настоятелем церкви при российской дипломатической миссии во Флоренции в сане иеромонаха. В 1836 году упразднённая миссия была переведена, вместе с её настоятелем в Рим. В 1843 году в Венеции возведён в сан архимандрита. Скончался 5 июля 1849 ст.ст., похоронен 18 июля 1849 в Неаполе.
  12. 12,0 12,1 Впоследствии — епископ Туркестанский и Ташкентский.
  13. Впоследствии — архиепископ Таврический.
  14. Впоследствии — епископ Костромский.
  15. РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 35. Дело по иску наследников архимандрита Николая (бывшего настоятеля посольской церкви в Риме, умершего в психиатрической больнице и оставившего свое наследство в Александро-Невской лавре) к С.-Петербургской дворянской опеке. 1880—1890.
  16. РГИА. Ф. 815. Оп. 10. 1880 г. Д. 67. 17.02.1880.
  17. Впоследствии — епископ Подольский и Брацлавский.
  18. затем — епископ. В 1918 году был извержен из сана.
  19. Впоследствии — митрополит Варшавский и всея Польши.

Литература

  • Талалай М. Г. Православная русская церковь в Риме : Во имя Святителя Николая Чудотворца. — Рим, 1994. — 24 с.
  • Русские церкви в Италии (Сан-Ремо, Мерано, Флоренция, Рим, Бари) // Русские храмы и обители в Европе / ред. Антонов В. В., Кобак А. В.. — СПб.: «Лики России», 2005. — С. 144—146. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-208-4.
  • Бондарева И., Талалай М. Г. Рим православный. Справочник-путеводитель для паломников. — Рим—Москва: Индрик, 2014. — 120 с. — ISBN 978-5-91674-305-0