Басин, Пётр Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Васильевич Басин
О. А. Кипренский. Портрет художника П. В. Басина (1829)О. А. Кипренский. Портрет художника П. В. Басина (1829)
Награды
Звания академик ИАХ (1830),
заслуженный профессор (1856)
Премии пенсия ИАХ (1819)

Пётр Васи́льевич Ба́син (25 июня (6 июля1793[1], Санкт-Петербург — 16 (28) июля 1877, Санкт-Петербург) — русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик (с 1830), заслуженный профессор Императорской Академии художеств. Дед историка Н. Грушке.

Биография

Молодость и учёба в Италии

Родился в Санкт-Петербурге 25 июня (6 июля1793 года. Служил в экспедиции о государственных доходах Министерства финансов. С 1811 года посещал рисовальные классы Академии художеств в качестве вольнослушателя; в 1813 году поступил в Академию студентом, овладевал художественным мастерством под руководством профессора В. К. Шебуева. В 1818 году за программную картину «Христос изгоняет из храма торгующих» Басин получил большую золотую медаль и право на пенсионерское пребывание за границей на средства Академии.

Одиннадцать лет П. В. Басин провёл в Риме, копировал произведения РафаэляИзведение апостола Петра из темницы», «Больсенское чудо», «Аполлон и музы» из папского дворца, а также «Сивиллы[итал.]» из церкви Санта-Мария-делла-Паче) и Доменикино («Приобщение святого Иеронима», фрески с житием св. Нила из Гроттаферрата). В этот же ранний период творчества художник создаёт ряд оригинальных произведений — как на академические мифологические сюжеты («Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели», «Фавн и Нимфа»), так и на более реалистическую, жанровую тематику («Итальянский разбойник», «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима», «Прачки, вешающие бельё»), а также портреты С. Ф. Щедрина и членов семьи полковника Лорера.

Российский период творчества

Н. Л. Тютрюмов. Портрет профессора Академии художеств П. В. Басина (1853)

В 1826—1828 годах Басин пишет картину «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада». После успешного показа этой картины в Риме картина была отправлена морем в Санкт-Петербург, но корабль, перевозивший её, потерпел крушение, и холст оказался сильно испорчен. При возвращении на родину (куда был вызван императором Николаем I для работы на строительстве Исаакиевского собора) Басин картину отреставрировал и подарил Академии художеств. В 1830 году за эту работу Басин получил звание академика, вскоре начал преподавательскую работу, получив в 1836 году звание профессора второй степени, в 1846 году — профессора первой степени, а в 1856 году — заслуженного профессора по портретной и исторической живописи. С 1859 года преподавал в натурном классе. Был произведён в чин действительного статского советника 23 апреля 1861 года. В 1869 году оставил кафедру по причине прогрессирующей болезни глаз.

Хотя Басин много работал как портретист, он получил известность благодаря монументальным работам в церквях и светских общественных зданиях, в том числе в Исаакиевском соборе, для которого он создал до сорока образов и картин религиозного содержания, из всех художников, работавших в соборе, выполнив наибольший объём росписей. Басин дописывал эскизы Брюллова на плафоне главного купола собора, создал композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями, «Лобзание Иуды» и «Несение креста» на центральном аттике (там же дописывал за Брюлловым «Се человек» и «Бичевание»), полностью расписал приделы св. Александра Невского и св. Екатерины. В Казанском соборе Басин написал «Введение во храм». В церкви Академии художеств он создал запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов» (который Русский биографический словарь определяет как «лучшее произведение художника») и несколько образов для иконостасов, в библиотеке Академии — плафон. Для церкви Зимнего дворца Басин написал «Воскресение Христово», для Фельдмаршальского зала создал портреты Кутузова и Дибича, для Помпейского зала — мифологические фигуры. Работы Басина украшали соборы в Петергофе и Тифлисе. Картины Басина были включены в собрания Академии художеств (прежде всего работы римского периода), Музея императора Александра III, Московского публичного музея. В конце жизни, в 1860-е годы, Басин создал картоны росписей для московского храма Христа Спасителя, но сам не смог их воплотить в церкви из-за ухудшающегося зрения, и росписи по его эскизам выполнил Н. А. Кошелев.

К. А. Зеленцов. Мастерская художника Петра Васильевича Басина (1833)

Деятельность Басина не исчерпывалась творческой работой и преподаванием. Он неоднократно выступал в качестве эксперта, в частности, при покупке коллекции княгини Трубецкой и произведений из коллекции нидерландского короля Виллема II для Зимнего дворца и покупке частной скульптурной коллекции ректора В. И. Демута-Малиновского для Академии художеств. Басин предпринимал усилия по сохранению памятников русского зодчества, добившись в том числе сохранения двенадцати отдельных крыш на здании Двенадцати коллегий, которые планировалось заменить одной общей. Им также переведен с итальянского на русский краткий курс анатомии для живописцев Ж. Дель-Медико.

Умер 16 (28) июля 1877 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[2].

Некоторые известные ученики

Избранные работы

  • «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» (1822. Холст, масло. 102.5 x 76.5 см. Государственный Русский музей)
  • «Фавн Марсий учит юношу Олимпия играть на свирели» (1821 г. Холст, масло. 185 x 139.5 см. Государственный Русский музей)
  • «Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима» (1830. Холст, масло. 84 x 99 см. Государственный Русский музей)
  • «Чердак здания Академии художеств» (1831 . Холст, масло. 63.5 x 80.2 см. Государственная Третьяковская галерея)
  • «Женщина с поднятой рукой» (1843. Государственная Третьяковская галерея)
  • «Портрет Ольги Владимировны Басиной, жены художника» (1830-е. Государственный Русский музей)
  • «Пирамидальные тополя» (1820-е. Государственный Русский музей)

Награды

Галерея

Примечания

  1. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 12.
  2. Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 14) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  3. Список кавалерам Российских Императорских и Царских орденов всех наименований за 1849 год., Ч. II., СПб., В типографии II-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии., 1850, С. 557.
  4. Список кавалерам Российских Императорских и Царских орденов всех наименований за 1849 год., Ч. III., СПб., В типографии II-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии., 1850, С. 231.

Литература

Ссылки