Наука в средневековом исламском мире
Наука достигла высокой степени развития во время Золотого века ислама (750—1258). Переводческое движение, сосредоточенное в багдадском Доме мудрости, перевело на арабский язык индийские, ассирийские, иранские и греческие научные труды. Эти переводы дали толчок развитию средневековой науке.
Среди исламских учёных было много персов[1][2], арабов[3], мавров, ассирийцев и египтян. В конфессиональном плане, большинство учёных были мусульманами[4][5][6], но встречались также христиане[7], иудеи[7][8], сабии и др.
Науки
Астрономия
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Lunar_eclipse_al-Biruni.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Repr%C3%A9sentation_ottomane_sph%C3%A8re_armilaire_-_XVIe.jpg&width=300)
Астрономия исламского Средневековья — астрономические познания и взгляды, распространённые в Средние века в Арабском халифате и впоследствии государствах, возникших после распада халифата: Кордовском халифате, империях Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Хулагуидов. Сочинения исламских астрономов были, как правило, написаны на арабском языке, который может считаться международным языком средневековой науки[9]; по этой причине астрономия исламского Средневековья называется ещё арабской астрономией, хотя в её развитие внесли вклад не только арабы, но представители практически всех народов, проживавших на этой территории. Главным источником арабской астрономии была астрономия Древней Греции, а на ранних стадиях развития — также Индии и государства Сасанидов, расположенного на территориях современных Ирака и Ирана. Период наивысшего развития приходится на VIII—XV века.
Математика
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Euclid_arabic.gif&width=300)
Математика исламского средневековья, в отличие от древнегреческой математики, всегда носила более практичный характер. Соответственно наибольшее значение имели вычислительные и измерительные аспекты. Основными областями применения математики были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика, наследование. Начиная с эллинистической эпохи, в странах Востока огромным уважением пользовалась персональная астрология, благодаря которой поддерживалась также репутация астрономии и математики.
Преследование греческих учёных-нехристиан в Римской империи V—VI веков вызвало их массовое бегство на восток, в Персию и Индию. При дворе Хосрова I они переводили античных классиков на сирийский язык, а два века спустя появились арабские переводы этих трудов. Так было положено начало ближневосточной математической школе[10]. Большое влияние на неё оказала и индийская математика, также испытавшая сильное древнегреческое влияние (часть индийских трудов этого периода были написаны греками-эмигрантами; например, известный александрийский астроном Паулос написал «Пулиса-сиддханта»). В начале IX века научным центром халифата становится Багдад, где халифы создают «Дом мудрости», в который приглашаются виднейшие учёные всего исламского мира — сабии (потомки вавилонских жрецов-звездопоклонников, традиционно сведущие в астрономии), тюрки и др.[11] На западе халифата, в испанской Кордове, сформировался другой научный центр, благодаря которому античные знания стали понемногу возвращаться в Европу[10].
Доступная нам история математики в странах Ближнего и Среднего Востока начинается в эпоху, следующую за эпохой мусульманского завоевания (VII—VIII века). Первая стадия этой истории состояла в переводе на арабский язык, изучении и комментировании трудов греческих и индийских авторов. Размах этой деятельности впечатляет — список арабских переводчиков и комментаторов одного только Евклида содержит более сотни имён. Арабский язык долгое время оставался общим языком науки для всего исламского мира. С XIII века появляются научные труды и переводы на персидском языке.
Ряд интересных математических задач, стимулировавших развитие сферической геометрии и астрономии, поставила перед математикой и сама религия ислама. Это задача о расчёте лунного календаря, об определении точного времени для совершения намаза, а также об определении киблы — точного направления на Мекку.
В целом, эпоха исламской цивилизации в математических науках может быть охарактеризована не только как эпоха поиска новых знаний, но и как эпоха передачи и улучшения знаний, полученных от греческих математиков. Большое количество сочинений авторов этой эпохи, дошедшие до нас в большом количестве — это комментарии к трудам предшественников и учебные курсы по арифметике, алгебре, сферической тригонометрии и астрономии. Некоторые математики стран ислама виртуозно владели классическими методами Архимеда и Аполлония, но новых результатов получено немного. Среди них:
- Введение и первое применение десятичных дробей.
- Разработка численных методов: извлечение корней, суммирование рядов, решение уравнений.
- Открытие общего вида бинома Ньютона для натурального показателя степени.
- Открытие связи пятого постулата Евклида с многими геометрическими теоремами.
- Систематизация и расширение тригонометрии — как плоской, так и сферической, составление точных таблиц.
Главная историческая заслуга математиков исламских стран — сохранение античных знаний (в синтезе с более поздними индийскими открытиями) и содействие тем самым восстановлению европейской науки.
Другие науки
- Медицина в средневековом исламском мире
- Физика в средневековом исламском мире
- Алхимия и химия в средневековом исламском мире[англ.]
- Космология в средневековом исламском мире
- Офтальмология в средневековом исламском мире
- География и картография в средневековом исламском мире[англ.]
- Психология в средневековом исламском мире
См. также
- Индийский и буддийский вклад в науку средневекового исламского мира[англ.]
- Греческий вклад в средневековый исламский мир[англ.]
- Ислам и наука[англ.]
- Исламский вклад в средневековую Европу[англ.]
- Исламские науки[англ.]
- Коран и наука[англ.]
Примечания
- ↑ William Bayne Fisher, et al, The Cambridge History of Iran 4, Cambridge University Press, 1975, p. 396
- ↑ Shaikh M. Ghazanfar, Medieval Islamic economic thought: filling the «great gap» in European economics, Psychology Press, 2003 (p. 114—115)
- ↑ Ibn Khaldun, Franz Rosenthal, N. J. Dawood (1967), The Muqaddimah: An Introduction to History, p. 430, Princeton University Press, ISBN 0-691-01754-9.
- ↑ Howard R. Turner (1997), Science in Medieval Islam, p. 270 (book cover, last page), University of Texas Press, ISBN 0-292-78149-0
- ↑ Hogendijk, Jan P. (January 1999), Bibliography of Mathematics in Medieval Islamic Civilization Архивировано 18 апреля 2010 года.
- ↑ A. I. Sabra[англ.]. Tradition, Transmission, Transformation: Proceedings of Two Conferences on Pre-modern Science held at the University of Oklahoma (англ.) / Ragep, F. J.; Ragep, Sally P.; Livesey, Steven John. — Brill Publishers, 1996. — P. 20. — ISBN 90-04-09126-2.
- ↑ 7,0 7,1 Bernard Lewis, The Jews of Islam, 1987, p. 6
- ↑ Salah Zaimeche (2003), Introduction to Muslim Science.
- ↑ Это отражает то, что арабское происхождение имеет ряд астрономических терминов (например, зенит, азимут), названия многих ярких звезд (Бетельгейзе, Мицар, Альтаир и др.). Подробнее см., например, Карпенко 1981, с. 57; Розенфельд 1970.
- ↑ 10,0 10,1 Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — С. 90—94. — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.
- ↑ История математики, 1970, с. 205—206.
Литература
- История математики / Под редакцией А. П. Юшкевича, в трёх томах. — М.: Наука, 1970. — Т. I.
- The Oxford Encyclopedia of Philosophy, Science, and Technology in Islam: Two-volume Set (англ.) / Editor-in-chief: Ibrahim Kalin, Editorial board member: Salim Ayduz, and Caner Dagli. — First Edition. — New York: Oxford University Press, 2014. — 1152 p. — (Oxford Encyclopedias of Islamic Studies). — ISBN 978-0-19-981257-8.