Навуходоносор I

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Набу-кудурри-уцур I»)
Набу-кудурри-уцур
аккад. 
Nabû-kudurri-uṣur
«Набу, защити старшего сына»
Фрагмент кудурру Навуходоносора, дарующей Шитти-Мардуку свободу от налогообложения. Изображение богини Гулы, её собаки и человека-скорпионаФрагмент кудурру Навуходоносора, дарующей Шитти-Мардуку свободу от налогообложения. Изображение богини Гулы, её собаки и человека-скорпиона
ок. 1125 — 1103 до н. э.
Предшественник Нинурта-надин-шуми
Преемник Энлиль-надин-апли

Род IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)
Отец Нинурта-надин-шуми

Навуходоно́сор I (Набу-кудурри-уцур) — царь Вавилонии, правил приблизительно в 1125 — 1103 годах до н. э.

Сын Нинурта-надин-шуми. В его правление начался новый, хотя и кратковременный подъём Вавилонии.

Имя Навуходоносор основано на более позднем еврейском искажении имени, данного Набу-кудурри-уцур II (Навуходоносору II) в Библии. Это имя распространилось и на более раннего тёзку Навуходоносора II Навуходоносора I, хотя имя последнего ни каким образом не упоминается в Библии[1].

Правление

Навуходоносор сменил на троне своего отца Нинурта-надин-шуми. У нас пока нет надписи, в которой Навуходоносор I упоминал бы о своём происхождении; эта информация получена из текстов более позднего вавилонского царя Набонида. «Список вавилонских царей C» указывает Набу-кудурри-уцура (пишется mdAG-NÍG.DU-ŠEŠ) как преемника Нинурта-надин-шуми и отводит ему 22 года правления.

Навуходоносор I, кажется, был единственным царём этой династии, добившегося героического возвышения в глазах вавилонских потомков. Его претензии на известность происходят главным образом из-за его победы над эламитами, события, которое настолько повлияло на его современников и их потомков, что он стал центром литературной традиции, нашедшей выражение в песне, повествовательной поэзии и, наконец, некоторые из них всё ещё были в моде даже в Ассирии VII веке до н. э.[2]

Война с Эламом

Походы эламитов в Вавилонию в конце правления касситской династии, опустошение земли Аккад и особенно похищение статуи Мардука, божества-покровителя Вавилона, понизило моральный дух страны до состояния редко имеющего себе равное на протяжении всей долгой истории Вавилонии. Теперь, с приходом Навуходоносора I на трон Вавилонии, была подготовлена ​​почва для некоторого возвышения Аккада. По сравнению с другими разделами посткасситского периода, имеется множество доступных материалов, относящихся к этому событию. Источники варьируются от подробных современных описаний решающей битвы в Эламе до поздних причудливых богословских интерпретаций события, изображённых почти как исторический роман. Некоторые из источников — или, по крайней мере, их сохранившихся частей — не упоминают Навуходоносора I по имени, но они могут быть отнесены к нему на основе их содержания. По текстам невозможно сказать, описывают ли они все один удачный поход военного гения или серию отдельных кампаний, проведенных в течении несколько лет против эламитов. Из многих разрозненных документов удаётся создать более-менее связную гипотетическую картину происходящих событий.

Приблизительно в 1120 году до н. э. к власти в Эламе пришёл Хутелутуш-Иншушинак. Около 1115 года до н. э. Навуходоносор предпринял поход против эламитов, долго хозяйничавших в Вавилонии. Целью было избавление вавилонян от страха перед эламитами, а также возвращение идола Мардука и восстановление его на законном месте в Эсагиле. Однако этот поход окончился для него неудачно. Записи Навуходоносора обнаруживают, на какой риск он при этом шёл: «Я сам себе говорил в страхе, тревоге и отчаянии: Я не хочу разделить участь моего предшественника, который пребывает в Эламе; лучше мне умереть». Упоминая об этом предшественнике, томившемся в эламском плену, Навуходоносор, вероятно, имел в виду царя Нинурта-надин-шуми, ибо после насильственного угона эламитом Кутир-Наххунте I последнего касситского царя Вавилонии Эллиль-надин-аххе в 1157 году до н. э. прошло слишком много времени, чтобы пленник мог ещё быть в живых. Во всяком случае, Навуходоносор I всеми силами противился подобной участи.

«Я не хочу уклониться от битвы с эламитом», продолжает он, «я не хочу поворачивать вспять. Поэтому я поджидал его с ещё оставшимся войском у верховья реки Укну (современная Керхе). Однако Нергал, сильнейший из богов, наказал моих воинов [болезнью]». Здесь в глиняной табличке пропуск. Затем Навуходоносор продолжает: «Я побоялся смерти и не отважился на битву, я повернул обратно… В городе Кар-Дур-Апиль-Син я сидел как оглушённый. Эламит (Хутелутуш-Иншушинак) пришёл, и я бежал из города. Я лежал на ложе стенаний и вздохов и, плача, молился богам». Конец этой записи отсутствует, однако содержание его не подлежит сомнению: Навуходоносор был побеждён эламитами и должен был как за себя, так и за своё царство опасаться самого худшего. 

Пограничная стела (кудурру) из известняка. Правление Навуходоносора I. Пожертвование Шитти-Мардуку, командиру колесниц вавилонской армии, приближенному к царю. Происходит из Сиппара. Британский музей (BM 90858)

Однако вавилонянин получил неожиданную помощь. Похоже, что эламский царь правил слишком круто в подвластных ему владениях. Во всяком случае, из Сузианы от него сбежали к Навуходоносору не только два весьма влиятельных жреца, захватив статую бога Эрии, но и правитель Ритти-Мардук (кассит. Лакти-Шиху) из Бит-Карзиябку, расположенной в эламской пограничной области Дер, перешёл из эламского подчинения в вавилонское. Навуходоносор, воодушевившись, немедленно поставил Лакти-Шиху командовать своими боевыми колесницами и отважился, по-видимому, около 1110 года до н. э. на новое нападение на Элам из Дера. Наступление началось в чрезвычайно жаркие летние месяцы, когда эламиты вряд ли ожидали нападения со стороны вавилонян. Подробности известны из охранной грамоты на камне (кудурру), которую царь посвятил своему союзнику Лакти-Шиху после его победоносного возвращения домой. В ней Лакти-Шиху предоставляется ряд привилегий в Бит-Карзиябку. В этой грамоте говорится: «Навуходоносор, внемля советам царя богов Мардука, взялся за оружие, чтобы отомстить за Аккад. Он вышел со своим войском из Дера и совершил марш дважды по 30 часов. В месяце таммуз (приблизительно июль) он предпринял этот поход. [Камни] на дорогах жгли, как огонь, кончилась вода, устали лошади, ноги воинов подкашивались. Однако благородный царь не останавливался, его не страшила недоступная земля, он продолжал подгонять коней в упряжке. Лакти-Шиху, правитель Бит-Кирзиябку, военачальник его боевых колесниц, чьё место было справа от царя, не покинул своего повелителя в беде и также погнал свою боевую колесницу вперед. Могущественный царь достиг побережья реки Улай; и оба царя (Навуходоносор и Хутелутуш-Иншушинак) начали сражение. Рядом с ними то и дело вспыхивал огонь, пыль затмевала солнечный свет, война свирепствовала подобно урагану». На этот раз военное счастье улыбнулось вавилонянину: «Хутелутуш-Иншушинак, царь Элама, скрылся в своей горе». Загадочный оборот речи означает, что Хутелутуш-Иншушинак нашёл тогда свою смерть. «Царь Навуходоносор победил, он завоевал страну Элам и разграбил его богатства».

Навуходоносор захватил Сузы и нанёс такой удар Эламу, что он после этого в течение трёх веков (до 821 года до н. э.) вообще не упоминается в источниках. После удачного похода против эламитов «царь победоносно и радостно возвратился в Аккад». После его ухода в Эламе к власти пришёл Шилхина-хамру-Лагамар, то ли сын, то ли брат Хутелетуш-Иншушинака, о котором за исключением факта вступления на престол больше ничего не известно[3].

Среди богатой добычи, привезенной после этой победы в Эламе, были две значимые культовые статуи. Одной из них была знаменитая статуя Мардука, потерю которой вавилоняне так остро переживали, когда она была украдена в конце касситской династии и которая теперь был восстановлена, при большом народном ликовании и с пышными церемониями, на своё место в Эсагиле. Другая была статуя Эрии, юного божества из эламского города по имени Дин-Шари. Жрецы этого божества были наделены землями в нескольких населенных пунктах, чтобы обеспечить доход для своего культа и поддержку в новой стране.

Следует отметить ещё один текст связанный с Навуходоносор I и его эламским походом. В последующие годы, помимо поэтической повествовательной традиции, сложившейся вокруг подвига Навуходоносора, также процветала ветвь литературы по предзнаменованиям, составленная на основании предзнаменований, связанных с его эламскими кампаниями. Один из ассирийских придворных астрологов начала VII века до н. э., рассматривая «небесные явления», ссылается на серию предзнаменований, озаглавленную «Как Навуходоносор сокрушил Элам»[4].

Война с Ассирией

Контакты Навуходоносора I с Ассирией известны только из «Синхронической истории (ABC 21)», написанной с ассирийской точки зрения. Согласно этому сообщению, Навуходоносор в в неустановленное время своего правления решил лишить Ассирию двух её укрепленных пограничных застав Занку и Иду. Сначала он напал на Занку, но, согласно ассирийскому тексту был вынужден снять осаду и сжечь свои осадные машины, когда ассирийский царь Ашшур-реш-иши I прибыл со своим войском и колесницами, чтобы подкрепить защитников. После чего Навуходоносор I, видимо, без боя отступил на свою территорию. В следующий раз Навуходоносор послал против Иду отряд колесниц и пехоту. Ашшур-реш-иши также выступил со своими войсками и разгромил вавилонян. Весь вавилонский лагерь был захвачен, в руки вавилонян попали сорок колесниц с полным снаряжением, а также вавилонский полководец Карашту[5].

Это были, конечно, были мелкие стычки, и вавилонский царь не участвовал лично, хотя бы во второй из них. Через ассирийское повествование можно увидеть историю современной Ассирии, обеспокоенной рейдами на вавилонской границе, которые, по её словам, она отбила. Захват сорока колесниц в те дни, возможно, представлял собой значительную добычу за небольшое сражение. Видно, что Ассирия и Вавилония в то время ограничили свои военные действия небольшими, периодическими столкновениями, причём более слабая Ассирия фактически находилась в обороне[6].

Деятельность в Вавилонии

Навуходоносор оставил свой отпечаток на весьма обширную для своего времени территорию. Включая как военную, так и мирную деятельность, это его влияние ощущалась от реки Евлая в Эламе на востоке до Хита на Евфрате на западе и от Описа и Намара на севере до Ура на юге. Он намекает на военные действия на ещё более обширной территории в своих титулах. «Победитель амореев» подразумевает какие-то действия дальше на запад, по Евфрату, в направлении Сирии. «Расхититель касситов» и «покоритель мечом могучей страны лулубеев» относится к действиям в предгорьях на северо-восточной периферия Вавилонии. Однако подробных записей об этих его кампаниях не сохранились. Навуходоносор не пытался наладить управление ни восточными, ни западными странами, пределов, которых достигла его армия. Это были, видимо, оборонительные походы, имевшие целью присечь вторжения в Вавилонию кочевников и горцев. Однако следует признать, что его военные достижения были выдающимися в этот период относительной слабости Вавилоии.

Интересно отметить, что представление Навуходоносора о себе как о «благочестивом князе» (аккад. rubû na’du, шум. nun ní.ten.a) было в соблюдении с царской традицией в Вавилонии, где цари стремились выразить свои отношения с богами и были склонны пренебрегать записями о своих мирских и военных действиях. Навуходоносор изо всех сил старался утверждать, что его поручение освободить землю от эламской угрозы имела божественное происхождение и заявлял в своей молитве к поиску божественного руководства перед тем, как отправиться на военную миссию. Точно так же после его исключительного успеха на поле битвы боги были достойно вознаграждены за проявление божественного благоволения; и в Вавилоне, Ниппуре и Уре, в храмах были сделаны щедрые подношения.

Во время правления Навуходоносора Вавилон стал свидетелем радостного возвращения Мардука из ссылки. После жестокой битвы в «нечестивом Эламе» бог с великой радостью вернулся в Вавилон, где снова поселился в своём святилище. Его храм вновь был наделён щедрыми приношениями и всеми дарами земли, неба, моря и гор; и веселая музыка снова зазвучала во дворах. Можно предположить, что именно в этот радостный момент Мардук был окончательно возведён на высшую власть в вавилонском пантеоне, поскольку первое официальное заявление о божественном превосходстве Мардука происходит именно в этот момент. Но не были забыты и другие боги. Так в Вавилоне Навуходоносор реконструировал для бога Адада, ещё одного его божественного покровителя на войне, одну из его святынь, Экидурхегалтилу, вероятно часть древнего храма Энамхе в Западном Вавилоне. Город Вавилон похоже, также стал местом царской резиденции Навуходоносора, если верить, хотя и более позднему, поэтическому повествованию.

В Ниппуре был частично восстановлен знаменитый храм Экур; и трон Энлиля в Экуригигале был возведён. Храмовые доходы Экура были ещё раз урегулированы, и от имени царя были предложены богатые дары. Главный жрец Энлиля, который также был правителем Ниппура, получил в дар землю по реке Тигр в провинции Бит-Син-шеме.

В Уре, как сообщает нам более поздняя опись, Навуходоносор отдал в храм две чаши из червонного золота и две имитационные тростниковые корзины из того же драгоценного металла. Он также воздвиг в гипару стелу, на которой была изображена верховная жрица (энту) бога Сина в своём церемониальном одеянии и описаны все её обязанности и ритуалы. Царь-антиквар Набонид очень обрадовался, когда этот камень был найден во время его правления, так как это позволило ему возродить старые религиозные традиции. Возможно, такая стела указывала на то, что Навуходоносор I назначил свою дочь там главной жрицей, поскольку обычно это давало повод для установки таких стел.

Кудурру Навуходоносора I с надписью. После похода на эламитов к царю обратился с просьбой Ритти-Мардук, владетель области Бит-Карзиябку, перешедший на сторону Навуходоносора, и затем замеченный царём в битве среди отличившихся. Просьба касалась всех городов этой области, лежащей в Намаре, которые при прежних царях были освобождены от всех повинностей, но вопреки их правам включены были врагами (эламитами) в административный округ Намара. Царь проверил решения, что издревле существовала независимость городов, заключавшаяся в том, что царские слуги и наместник Намара не посещали эти города, не собирали там налоги и ни один человек из этих городов не мог быть арестован агентами центрального правительства. Тогда Навуходоносор освободил города области Бит-Карзиябку, принадлежащие Ритти-Мардуку, от всех повинностей в полном объёме на вечные времена. И солдат, живущих в этих городах, он поставил вне начальства наместника Намара и нагиру (коменданта?). Вероятно, эта льгота была вызвана желанием привлечь колонистов в эту пограничную со враждебным Эламом область и иметь там преданное население

В других областях государства Навуходоносор также действовал активно. К востоку от Тигра, в районе Намара, он освободил от уплаты налога Лакти-Мардука, местного вождя, который служил его верным помощником в эламском походе, а его деревни от выплаты царских и провинциальных налогов и принудительного труда на общественных работах. Рядом с Описом и в ряде других мест северной Вавилонии, Навуходоносор предоставил участки общественной земли жрецам Эрии и освободил их от некоторых налогов. У нас также есть два хозяйственных текста его правления, датированные восьмым и одиннадцатым годами, оба документа, касаются распределения зерна. Ни в том, ни в другом тексте географическое название не было успешно прочитано.

Также в эти годы в Вавилонии произошло заметное литературное возрождение. Поэтический язык царских надписей и знаменитого кудурру Лакти-Мардука ознаменовали литературную вершину эпохи. Вероятно, этот творческий порыв возник из желания достойно прославить впечатляющие достижения Навуходоносора I и запечатлеть его памятные дела в неизгладимых словах. Эти же дела вдохновили более поздних поэтов, воспевавших славу той эпохи. Сочинители времён Навуходоносора, достаточно хорошо владевшие как аккадским, так и шумерским языками создал произведения поразительной силы, хотя им, возможно, не хватало блеска более искушенного общества. Имя Эсагиль-кини-убба, ummânu или «царского секретаря» во время правления Навуходоносора I, сохранилось в памяти вавилонян почти тысячу лет — вплоть до 147 года Селевкидской эры (165 года до н. э.). Традиция наук не умерла и в его правление, поскольку тексты, содержащие химические рецепты изготовления искусственных драгоценных камней, были копируется в настоящее время.

Титул Навуходоносора несколько проблематичен. В некоторых случаях эти заголовки скорее отражают поэтический характер документа, в который они включены, чем любые политически значимые реалии. В «Лакти-Мардук кудурру» Навуходоносор превозносился как «князь царей», как «бесстрашный в битве», как «носитель грозного лука», как «воинственный мужчина, чьи силы посвящены ведению боя».

Подобно прославленному Хаммурапи, царю далекого прошлого, Навуходоносор тоже претендовал на то, чтобы быть «солнцем» своей страны; он считал себя пастырем своего народа и очень заботился об оправлении правосудия. Уже отмечались его претензии на титул «благочестивого князя» в лучших вавилонских традициях. Обращаясь к его более прозаическому титулу, мы находим его обозначенным просто как царь, царь Вавилона, наместник Вавилона, царь мира, царь Шумера и Аккада. Очевидно, что он претендовал на гегемонию над всей Вавилонией и всем политическим наследием касситских правителей. Прискорбно, что корпус царских титулов от современников столь ограничен Вавилония, с которой их можно сравнить[7].

Однако положение царя внутри страны продолжало оставаться неустойчивым. Навуходоносор I, как и прежние цари, продолжал искать себе опору в жрецах, в городах, в могущественных владетельных фамилиях, влиятельных отдельных лицах. Этим объясняется появление дошедших до нас льготных иммунитетных грамот.


IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)

Предшественник:
Нинурта-надин-шуми
царь Вавилонии
около 1125 — 1103 до н. э.
(правил 22 года)

Преемник:
Энлиль-надин-апли

Примечания

  1. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 41—42.
  2. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 104—105.
  3. Хинц В. Государство Элам. — С. 135—137.
  4. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 105—110.
  5. ABC 21 (Синхронная хроника), II.A2—II.A13
  6. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 110—111.
  7. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 111—116.

См. также

Литература

Ссылки