Перейти к содержанию

Мардук-шапик-зери

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мардук-шапик-зери
аккад. 
Marduk-šāpik-zēri
букв. «Мардук излил семя (в смысле — Мардук его отец)»
Фрагмент цилиндра из обожженной глины, датируемый правлением Мардук-шапик-зериФрагмент цилиндра из обожженной глины, датируемый правлением Мардук-шапик-зери
ок. 1081 — 1068 до н. э.
Предшественник Мардук-надин-аххе
Преемник Адад-апла-иддина

Род IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)

Мардук-шапик-зери — царь Вавилонии, правил приблизительно в 1081 — 1068 годах до н. э.

Правление

«Список вавилонских царей C» после царя Мардук-надин-шуми указывает имя Мардук-шапик-зери (пишется mdAMAR.UTU-DUB-NUMUN) и утверждает, что он правил в течение тринадцати лет. Никакие семейные отношения между ними пока не засвидетельствованы. Единственно в Хроника Тиглатпаласара I (СМ 15) отмечается, что Мардук-шапик-зери сел на трон своего отца[1], не уточняя кто был его отцом, хотя по логике вещей этим его отцом должен был быть Мардук-надин-шуми.

Его правление кажется мирным по сравнению с правлением его предшественника, и от его времени нет никаких свидетельств о вражде с Ассирией. Однако семена хаоса были посеяны волной вторжений арамеев в прошедшие годы, в борьбе с которыми, видимо, и погиб Мардук-надин-шуми. Кочевники продолжали вторгаться в Вавилонию и во времена правления Мардук-шапик-зери, а после его смерти один из их, Адад-апла-иддина, сменил его на троне.

Источники содержащие титулы этого царя скудны. Единственный полный титул на аккадском языке сохранился в краткой надписи на кинжале: «Принадлежащий Мардук-шапик-зери, царю мира». Единственная опубликованная аккадская царская надпись начинается: «Мардук-шапик-зери, царь Вавилона, могучий царь, царь мира, царь четырех сторон…»; но остальной текст фрагментарен. На данный момент он единственный царь династии, называющий себя «могущественным царём»; и только он и его предшественник в этой династии также называли себя «царём четырёх сторон света»; но на «царя мира» претендовали по крайней мере шесть других монархов этой династии, а на «царя Вавилона (Вавилонии)» — пять. Эпитеты, заявленные в его единственной надписи на шумерском языке, выражают лишь личное благочестие и не имеют никакого политического значения. В целом титулы показывают, что Мардук-шапик-зери сохранял известную часть былого величия своих предшественников или, во всяком случае, претендовал на неё.

Правление Мардука-шапик-зери в Вавилонии совпадало с правлением трёх царей в Ассирии. Он стал свидетелем последней части тридцатидевятилетнего правления Тиглатпаласара I, всех двух лет правления Ашаред-апал-Экура и начала восемнадцатилетнего правления Ашшур-бел-калы. Нам ничего не известно о его отношениях с двумя первыми этими монархами, но есть доказательства его отношений с Ашшур-бел-калой. Существуют два отрывка, в которых упоминаются дипломатические отношения между Мардук-шапик-зери и Ашур-бел-калой. Первый из них, взятый из «Синхронной хроники (ABC 21)», не представляет затруднений:

«Во времена Ашшур-бел-калы, царя Ассирии, Мардук-шапик-зери был царём Кардуниаша (то есть Вавилонии). Сердечный союз они вместе создали. Во времена Ашшур-бел-калы, царя Ассирии, скончался Мардук-шапик-зери, царь Кардуниаша»[2].

Этот текст интерпретируется просто: два царя заключили мирный договор, и правление Мардука-шапик-зери закончилось, пока Ашур-бель-кала ещё находился на троне. Зато отрывок из «Эклектической хроники (ABC 24)» менее ясен:

«Мардук-шапик-зери построил […]. [105] царей [земель Ахлама (то есть арамеев)], пришли в землю и наслаждались изобилием и [процветанием]. [Мардук-шапик-зери] установил дружеские отношения с Ашур-бел-ка[лой, царём] Ассирии. В то время царь пришёл из Ассирии в Сиппар»[3].

Этот отрывок не ясен в его нынешнем виде. Первая строка действительно могла намекать на строительную деятельность царя; но его можно интерпретировать и по-другому, например, одержал победу. Поскольку глагол epēšu может использоваться во многих весьма идиоматических контекстах; никакая реставрация текста не может считаться полностью удовлетворительной. Во второй строке отрывка говорится о большом количестве «царей», которые «испытывали процветание». Учитывая условия голода в Месопотамии, который царил во время воцарения Мардука-шапик-зери и вызвал нашествие арамеев в Месопотамию, можно предположить, что арамеи, за счёт ограбления местного населения наслаждались более-менее достатком. В этой летописи не было бы необходимости упоминать вождей полукочевников, если бы они каким-то образом не затронули Вавилонию. Третья строка отрывка повествует об ассиро-вавилонском мирном договоре, известном уже из «Синхронной хроники». Видно, цари Вавилонии и Ассирии объединились перед лицом общей опасности со стороны арамеев. «Царь», упомянутый в четвёртой строке — предположительно царь Вавилонии, возвращающийся после заключения договора с Ассирией. Эта интерпретация хорошо вписывается в общую картину ослабленной Вавилонии — её столица была разграблена Ассирией в предшествующее царствование, и, возможно, столица была перенесена в Сиппар.

Границы Вавилонии в то время достоверно неизвестны. Кроме упоминание о Сиппаре в «Эклектической хроники», также известно, что Мардук-шапик-зери в какой-то момент времени достаточно контролировал Борсиппу, чтобы производить там работы для дальнейшего ремонта храма бога Набу Э-зиды, о чём свидетельствует строительная надпись, воспроизведённая на нововавилонской табличке времён правления Кандалану, в колофоне которой указано, что она была скопирована Набу-шуму-лиширом. Во время раскопок в Ниппуре был найдена гиря в виде утки с надписью Напсамени, главы провидцев и верховного жреца Энлиля там во время правления Мардука-шапик-зери. На юге мы знаем о деятельности в Уре: посвящении золотых даров храму и частной хозяйственной таблички датированной третьим годом правления этого царя. На аверсе кудурру (предположительно тоже с юга) упоминаются провинции Бит-Синмагир и Страна моря. Другой кудурру, датируемый его правлением очень фрагментарно; в тексте сохранилось четыре личных имени и одно (частичное) географическое название.

О том что, территория его царства находилась под угрозой, может свидетельствовать тот факт, что Мардук-шапик-зери обязан был ремонтировать стены и ворота Вавилона во время своего правления. Не известно, при каких обстоятельствах закончилось правление Мардук-шапик-зери. «Синхронная хроника» совершенно просто сообщает нам, что он встретил свой конец во время правления Ашур-бел-кала. Возможно, ввиду того, что ему наследовал арамей, и вероятность того, что его годы были беспокойными благодаря наступлению полукочевников можно предположить, что арамеи наконец набрали достаточно сил, чтобы навязать свою волю самому Вавилону. В любом случае после после его смерти один из их потомков унаследовал вавилонский трон[4].


IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)

Предшественник:
Мардук-надин-аххе
царь Вавилонии
около 1081 — 1068 до н. э.
(правил 13 лет)

Преемник:
Адад-апла-иддина

Примечания

  1. Хроника Тиглатпаласара I (СМ 15)
  2. Синхронная хроника (ABC 21), II.A25—II.A30
  3. Эклектическая хроника (ABC 24), Obv.4—7
  4. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 130—135.

Литература