Мардук-надин-аххе

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мардук-надин-аххе
аккад. 
Marduk-nādin-aḫḫē
«Мардук даровал братьев»
Этот «кудурру» черный известняк (высота 61 см), вероятно, был установлен в храме как свидетельство царского пожалования на землю. На нём изображен царь Мардук-надин-аххе, с надписью клинописью «мститель за свой народ», держащий в руках лук и две стрелы как символы победы. Он носит корону с перьями, украшенную розетками, крылатыми быками и деревьями. Его одежда со складками на спине и лямками на груди соответствует стилю вавилонского царского одеяния, сохранявшегося на протяжении веков. Она украшен искусным узором из шестиугольников и розеток, а также богатой окантовкой, изображающей стилизованные деревья. Царь носит стеганые туфли. Над царём изображены божественные символы, а часть змеи отделяет сцену от клинописного текста на оборотеЭтот «кудурру» черный известняк (высота 61 см), вероятно, был установлен в храме как свидетельство царского пожалования на землю. На нём изображен царь Мардук-надин-аххе, с надписью клинописью «мститель за свой народ», держащий в руках лук и две стрелы как символы победы. Он носит корону с перьями, украшенную розетками, крылатыми быками и деревьями. Его одежда со складками на спине и лямками на груди соответствует стилю вавилонского царского одеяния, сохранявшегося на протяжении веков. Она украшен искусным узором из шестиугольников и розеток, а также богатой окантовкой, изображающей стилизованные деревья. Царь носит стеганые туфли. Над царём изображены божественные символы, а часть змеи отделяет сцену от клинописного текста на обороте
ок. 1099 — 1081 до н. э.
Предшественник Энлиль-надин-апли
Преемник Мардук-шапик-зери

Род IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)

Мардук-надин-аххе — царь Вавилонии, правил приблизительно в 1099 — 1081 годах до н. э. Принял титул, «царь Шумера и Аккада». Сын Нинурта-надин-шуми, брат Навуходоносора (Набу-кудурри-уцура) I и дядя Энлиль-надин-апли.

Он пришёл к власти в результате дворцового переворота, свергнув с престола несовершеннолетнего племянника. Воспользовавшись успехами своего брата Навуходоносора, он сумел укрепить позиции Вавилонии в регионе. Согласно ассирийским источникам, он неоднократно выступал против Ассирии, которой тогда управлял Тиглатпаласар I. Однако в более поздний период его правления удача отвернулась от него, когда ассирийцы вторглись Северную Вавилонию. Ассирийским войскам во главе с Тиглатпаласаром удалось захватить вавилонские города Дур-Куригальзу, Сиппар, Опис и Вавилон, где был разрушен царский дворец. На 18-м году правления Мардук-надин-аххе на Месопотамию обрушился голод, поразивший как Вавилон, так и Ассирию. Это привело к возникновению беспорядков и массовых восстаний среди кочевых арамейских племен. Ассирийские источники сообщают, что именно в этот период хаоса и смятения слух о Мардук-надин-аххе был потерян, а вавилонский трон занял Мардук-шапик-зери.

Правление

Приход к власти

«Список вавилонских царей C» после царя Энлиль-надин-апли указывает имя Мардук-надин-шуми (пишется mdAMAR.UTU-na-din-MU) вместо Мардук-надин-аххе. Это, видимо, простой случай ошибки переписчика. Все первоисточники, а также вторичные источники единогласно называют этого царя как Мардук-надин-аххе; ни один Мардук-надин-шуми нигде не засвидетельствован как монарх в Вавилонии. «Царский список C» выделяет этому царю 18 лет правления. Мардук-надин-аххе, возможно, был последним из своей семьи, кто владел царской властью. Имя одного из его сыновей, как свидетеля, присутствует на пограничном камне (кудурру) от десятого года его правления, но, по-видимому, тот не сменил его на престоле. Его связь с преемником Мардук-шапик-зери, если таковая имеется, в наших источниках не уточняется.

Реконструированный отрывок из «Хроника Уокера (ABC 25)» описывает, в то время как Энлиль-надин-апли участвовал в кампании в Ассирии, предположительно направляясь завоевывать сам город Ашшур, Мардук-надин-аххе и знать восстали против него. По возвращении царя «на свою землю и в свой город. Они убили его мечом»[1]. Так, убив своего племянника, Мардук-надин-аххе захватил власть.


Внутренние дела

Кинжалы из лурестанской бронзы; на левом начертано имя Мардук-надин-аххе, на правом — имя одного из его военачальников. Британский музей.

Похоже, Мардук-надин-аххе был успешным правителем, хотя бы на начальном этапе своего правления. Сохранилось много документов от правления Мардук-надин-аххе, но лишь некоторые из них дают какую либо политическую информацию. Найдены четыре кинжала из лурестанской бронзы с краткими стандартными надписями. Существуют две строительные надписи из Ура, обе написанные на шумерском языке. Сохранилось также пять кудурру, которые определенно можно отнести к этому правлению и ещё два кудурру, которые можно датировать примерно этим временем на основании косвенных свидетельств. Также известен хозяйственный текст. Из этих документов мы узнаем о деятельности, происходящей в 1, 5, 8, 10 и 13 годы правления этого царя. Вавилонское правительство всё еще оставалось сильным даже в 13 году. Царство простиралось от Ура на юге до Нижнего Заба на северо-востоке и Рапикума на Евфрате на северо-западе. К сожалению, границы не могут быть очерчены более подробно; но эти несколько географических точек могут дать представление о размере территории, на которую простиралась власть Мардук-надин-аххе в его начальные годы правления.

Межевой пограничный камень (кудурру), известный как «камень Мишо». Найден французским ботаником Андре Мишо возле Багдада в 1784 году. Черный змеевик. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей

Единственная строительная деятельность, известная во время правления Мардук-надин-аххе, имела место в Уре, где был восстановлен храм Э(га)нунмах без каких-либо видимых изменений первоначального плана касситского царя Куригальзу (Куригальзу I или II не определены) и был произведён ремонт в «кухонном комплексе» на северо-западной стороне террасы Зиккурата. О распространении власти Мардук-надин-аххе в северной Вавилонии известно главным образом из надписей на кудурру, в которых упоминаются такие места, как Ирреа и провинция Бит-Ада, Динду-Эк[аллим], Бит-Хаббан, Худаду, Кар-Набу, Бит-Тунамисса и Бит-Ханби. Анналы Тиглатпаласара и Синхронная история содержат названия других мест, находящихся под контролем Вавилона: Дур-Куригальзу, Сиппар Шамаша, Сиппар Аннунитума, Опис и область Угарсаллу (включая город Лубду). Из этих географических названий видно, что даже племенные регионы между реками Радан и Нижний Заб находились под контролем Вавилона в начале правления Мардук-надин-аххе. Из самого Вавилона происходит фрагмент пограничного камня (кудурру Амран-ибн-Али), вероятно, относящегося к началу правления царя. Некоторые свидетели начертанного на нём текста упоминаются и на каменной табличке (без изображений и символов), найденной в Заале, в двенадцати милях к северо-западу от Вавилона и, кажется, представляет собой копию документа, выданного народу которому было предоставлено налоговое освобождение. Из небольшого городка Кар-Бель-матати, возможно, чуть южнее Вавилона, происходит частично сохранившийся кудурру — запись царского предоставления земли кожевнику на тринадцатом году правления царя. Из Ниппура происходит опись одежды, в которой перечислена одежда, привезенная из Вавилона в Ниппур Напсамени, провидцу и первосвященнику Энлиля, по случаю его бракосочетанию во втором году Мардука-надин-аххе. Аналогично из центральной Вавилонии, правитель Исина, засвидетельствован в качестве главного свидетеля в одном из современных ему кудурру. За исключением Ура, у нас нет упоминаний о южной Вавилонии в его правление. Кудурру из северной и северо-восточной Вавилонии представляют собой обычную картину внутреннего управления: предоставление налоговых льгот, продажу в частные руки земли в собственность, передача правительственной земли в индивидуальную собственность.

В письме ABL 1391 примерно от 657 года до н. э. астролог, придворный Ашшурбанапала, цитирует табличку, на которой Эа-мушаллим написал Мардук-надин-аххе, своему господину:

«Что касается дождей, которые в этом году были настолько скудными, что не было собрано урожая, то это хорошее предзнаменование для жизни и могущества царя, моего господина. Возможно, царь, мой господин, скажет: „Где ты нашёл (это)? Скажи мне!“ В отчёте Эа-мушаллима своему господину Мардук-надин-аххе написано: „Если в небе произойдет знамение, которое нельзя отменить, и если у вас случится, что дожди станут скудными, заставьте царя выступить в поход против врага: он будет победителем, куда бы он ни пошёл, и дни его будут долгими“»

Аккуллану, астролог Ашурбанипала (ABL 1391)
Кудурру найденный в храме Эсагила, главном святилище бога Мардука. Царь Мардук-надин-ахе изображен с поднятой левой рукой перед лицом; на нём высокая вавилонская корона из перьев и искусно украшенная одежда с узором в виде пчелиных сот. Вверху изображены солнечный диск, звезда, полумесяц и скорпион, представляющие божеств, которые были свидетелями предоставления земли и освобождения от налогов. Божество в виде змеи-дракона появляется из ряда алтарей, имеющих форму фасадов храма, расположенных сзади. Художественный музей Уолтерса

Астролог намекает на астрономическое предзнаменование (ittu ina šamȇ), не имеющее четкого толкования, но это, видимо, каким-то образом связано с отсутствием осадков (maqāt zunnē) и также с походами против врага. Этот текст, по крайней мере, показывает, что практика толкования астрономических предзнаменований процветала в Вавилонии во времена правления Мардука-надин-аххе.

Его титулы были следующие: «царь Вавилонии» и «царь Шумера и Аккада», на которые до него претендовал Навуходоносор I; «царь множеств / мира» также был титулом Навуходоносора, и на него претендовали впоследствии Мардук-шапик-зери, Адад-апла-иддина и Набу-шуму-либур, члены его собственной династии; «царь четырех сторон света» — титул, который носили только Мардук-надин-аххе и Мардук-шапик-зери в этой династии. Даже «царь множеств / мира» (šar kiššati), наиболее далеко претендующий из всех титулов, был относительно бессмысленен на то время, поскольку на него претендовали и Мардук-надин-аххе и его ассирийский современник Тиглатпаласар I. Он единственный в этой династии, кто претендовал на титул «царя Ура». Таким образом, его титулы типичны для вавилонского правителя того времени и содержит некоторые претензии на царскую власть в сравнительно больших масштабах[2].

Война с Ассирией

На протяжении всего своего правления Мардук-надин-аххе вёл военные действия с Тиглатпаласаром I, амбициозным ассирийским царём, который также претендовал на гегемонию над соседними народами. В своей Бавийской надписи более поздний ассирийский царь Синаххериб рассказывает, что он после разрушения Вавилона в 689 году до н. э. вернул идолы божеств Адада и Шалы, которые якобы за 418 лет до этого Мардук-надин-аххе похитил из города Экаллатума:

«Спустя 418 лет я вывез из Вавилона и вернул в их святилища Адада и Шалу, богов Экаллатума, которых Мардук-надин-аххе, царь Вавилона, схватил и увёз в Вавилон во времена Тукульти-апал-Эшарра (Тиглатпаласара I), царя Ассирии».

Бавийская надпись Синаххериба

Видимо, набег Мардук-надин-аххе на Экаллатум следует датировать началом его правления.

Кудурру Британского музея, земельный надел Азад-зер-икиши.

Следующая встреча Мардук-надин-аххе с ассирийцами упоминается в надписи на кудурру, датируемой десятым годом правления царя, где есть загадочные упоминания «о царе Вавилонии (который) победил Ассирию» и «победе над Ассирией». Никакого явного упоминания ни о времени, ни о месте победы нет, но их можно вывести и на других основаниях. Поскольку солдат, которому была предоставлена земля в кудурру был связан с самой северной областью Вавилонии, к востоку от Тигра, и поскольку документ был датирован шестым месяцем десятого года правления царя, можно предположить, что битва, в которой отличился этот человек, вероятно, произошла недалеко от вавилонско-ассирийской границы, примерно в девятом году или в начале десятого года правления Мардука-Надин-аххе.

Третий отчёт о вавилоно-ассирийских отношениях того времени представлен в царских надписях Тиглатпаласара I, нашедших отраженные в «Синхронной хронике (ABC 21)». В этих текстах рассказывается о столкновениях между ассирийскими и вавилонскими колесницами, продолжавшимися два года подряд. В первый год, в эпоним Ашшур-шума-эреша Тиглатпаласар провёл двойной поход, сначала против северо-восточных провинций Вавилонии между реками Нижний Заб и Дияла, затем против земель Сухи на среднем Евфрате. Во второй год, в эпоним Нинуайи, ассирийцы напали на основные культовые центры собственно северной Вавилонии, включая Вавилон[3][4]:

«Я отправился в землю Кардуниаш (Вавилонию). Я покорил города Дур-Куригальзу, Сиппар Шамаша, Сиппар Анунит, Вавилон и Упи (Опис), великие святыни Кардуниаша, включая их крепости. Я истребил их в огромном количестве. Я разграбил бесчисленное количество их добычи. Я завоевал дворцы Вавилона, принадлежащие Мардук-надин-ади (Мардук-надин-аххе), царю Кардуниаша, и сжег их огнём. Дважды я выстраивал боевую линию колесниц против Мардук-надин-ади, царя Кардуниаша, и я победил его».

Тукульти-апал-Эшарра, надпись на здании, строки с 37 по 40

Нашествие арамеев

Положение заметно ухудшилось после 13-го года правления Мардук-надин-аххе. С запада всё более сильное давление стали оказывать кочевые и полукочевые арамейские племена. Разразившийся в Ассирии и Вавилонии на 18-м году царствования Мардук-надин-аххе голод привел эти племена в движение. В получении продовольствия кочевники в значительной мере зависели от оседлого населения Месопотамии, с которым они вели интенсивную торговлю. Теперь, когда из-за голода (в иных городах дело доходило до людоедства), привычные источники продовольствия оказались перекрыты, арамеи двинулись в Междуречье, пытаясь силой взять то, что раньше покупали или выменивали. Арамейское нашествие захлестнуло большую часть Ассирии и Вавилонии. Вторжение заставило Тиглатпаласара отступить в Катмухи, горный район в верховьях Тигра. Мардук-надин-аххе же пропал с исторической арены, и его исчезновение с политической сцены записано в ассирийском хронике с загадочной фразой šadâ ēmid, для которой кажется лучшим переводом служит просто «он исчез»[5].

Арамеи и их полукочевые собратья должны были оказаться основным фактором политического упадка Вавилонии и Ассирии в следующие два столетия[6].

Кудурру датируемые правлением Мардук-надин-аххе

Также к этой эпохе относится недатированный кудурру, известный как «камень Мишо». Хранится в Национальной библиотеке Франции, Кабинете медалей.


IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше)

Предшественник:
Энлиль-надин-апли
царь Вавилонии
1099 — 1081 до н. э.
(правил 18 лет)

Преемник:
Мардук-шапик-зери

Примечания

  1. Хроника Уокера (ABC 25), 19—25
  2. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 120—124.
  3. Синхронная хронике (ABC 21), II.A14—II.A24
  4. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 124—128.
  5. Хроника Тиглатпаласара I (СМ 15)
  6. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 128—130.

Литература