Адад-апла-иддина
Адад-апла-иддин | |
---|---|
аккад. ![]() Adad-apla-iddina «Адад дал наследника» | |
ок. 1068 — 1046 до н. э. | |
Предшественник | Мардук-шапик-зери |
Преемник | Мардук-аххе-эриба |
|
|
Род | IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше) |
Адад-апла-иддин — царь Вавилонии, правил приблизительно в 1068 — 1046 годах до н. э. Узурпатор, возможно, арамейского происхождения.
Адад-апла-иддин захватил вавилонский трон, свергнув Мардук-шапик-зери, тогда же, когда арамеи заняли города Дур-Куригальзу, Дер, Урук, Ниппур, Сиппар. Собственно, в том, что сам Адад-апла-иддин действительно был арамеем, можно сомневаться, так как свидетельства древних источников о его происхождении противоречивы. Достоверно известно только то, что Адад-апла-иддин не был связан родством с прежними царями Вавилона. Позднейшая вавилонская традиция относилась к нему враждебно, так как власть Адад-апла-иддин получил путём, который вавилоняне считали незаконным: может быть он был назначен ассирийским царём, или при его вступлении на престол не были соблюдены необходимые церемонии. Вполне вероятно, что и современники могли смотреть на него как на чужака, несмотря на усилия этого царя поддерживать традиционные вавилонские культовые сооружения и вёдшееся им широкое строительство оборонных сооружений.
В течение двадцатидвухлетнего правления Адад-апла-иддина с Ассирией сохранялись хорошие отношения. В начале его царствования Ассирия играла первую роль и, вероятно, оказывала ему поддержку; позднее он сам вмешивался в династические распри при ассирийском дворе и выдал дочь замуж за ассирийского царя Ашшур-бел-кала. Между тем набеги арамеев не прекращались, а эффективных средств борьбы с ними Адад- апла-иддин так и не находил или не хотел искать. Возможно, это вызывало недовольство и даже открытое возмущение вавилонян.
Правление
Имя Адад-апла-иддина (как, впрочем, и последующих царей) в «Списке вавилонских царей C» не сохранилось. То что Адад-апла-иддина непосредственно следовал за Мардук-шапик-зери известно из «Синхронной хроники (ABC 21)», где говорится: «Во времена Ашшур-бел-кала, царя [Ассирии], Мардук-шапик-зери, [царь] Кардуниаша (то есть Вавилонии) умер. Он поместил Адад-апла-иддина, сына Эсагил-шадуни, сына ничтожества, как царя над ними». Продолжительность правления царя, двадцать два года, известна только из списка «Списка вавилонских царей A», однако следует отметить, что царское имя здесь почти совсем не поддаётся прочтению. Имя Адад-апла-иддина (пишется mdIM-DUMU.UŠ-SUM-na, mdIM-A-SUM-na, mdAdad-àpla-idinnana) известно из других источников, как современных этому царю, так и более поздних.
Семейное происхождение Адад-апла-иддина и способ, которым он взошёл на трон, оспариваются в источниках, которые сохранили три, по-видимому, разных рассказа о его происхождении и два о его способе наследования. Соответствующие документы, одна из его царских надписей, более поздняя Эклектическая хроника (ABC 24) и Синхронная хроника (ABC 21), читаются следующим образом:
- собственная царская надпись: «Адад-апла-иддина, сын Нин-Дугинны, царь Вавилона…»
- Эклектическая хроника: «Адад-апла-иддина, сын Итти-Мардук-балату, арамей, узурпатор…»[1]
- Синхронная хроника: «Он (то есть Ашшур-бел-кала) назначил Адад-апла-иддина, сына Эсагил-шадуни, сына ничтожества, править ими (вавилонянами)»[2].
Родословная, изложенная в царской надписи, относится к божественному, а не человеческому происхождению. В следующих строках того же текста царь продолжает описывать себя как «зятя (бога) Нанны», явное доказательство того, что естественное происхождение не имелось в виду. Однако, два других рассказа представляют расхождения, которые не так легко разрешить. Непонятно, было ли имя отца Адад-апла-иддина Итти-Мардук-балату или это был Эсагил-шадуни. Возможно, что один из этих людей, называемых отцом царя, на самом деле был лишь его предком, поскольку «сын» в этот период может просто обозначать родословную (не подразумевая, было ли задействовано одно или несколько поколений). Но здесь нет достаточных доказательств, чтобы определить, был ли какой-либо из этих «отцов» на самом деле более далеким предком. Ни один из мужчин не носит имени, которое было бы невероятным для лиц, живших во время периода II династии Исина. Следовательно, мы пока не можем прийти к какому-либо удовлетворительному решению, хотя можно отметить, что версия Эклектической хроники в целом более надежна (из-за неточности Синхронной хроники в передаче собственных имён в других местах). Примечательно, что, хотя Адад-апла-иддина, как предполагалось, был арамеем, ни его собственное имя, ни имя любого из его «отцов» не были арамейскими. Соответственно, кроме утверждения Эклектической хроники, у нас нет реальных доказательств о его связи с арамеями.
Также не ясно, был ли Адад-апла-иддина узурпатором или его посадил на вавилонский трон ассирийский царь Ашшур-бел-кала. Эти две альтернативы не обязательно являются взаимоисключающими. Вавилонский царь, который был либо напрямую назначен, либо косвенно одобрен правящим ассирийским монархом, мог быть описан как «узурпатор», если его вступление на престол было осуществлено способом, отличающимся от обычной процедуры принятой в Вавилонии. Оба источника сходятся в том, что он не был царского происхождения и вступил на трон незаконным образом.
Помимо своих «отношений» с богами, то есть как сын Нин-Дугинны и зять Нанны, Адад-апла-иддина также претендовал на следующие титулы: «царь Вавилона» — титул, который носили также его пять непосредственных предшественников; «кормилец Ура» — эпитет, шумерский эквивалент которого также приписывался Мардук-надин-аххе; «царь мира» — также использовался его пятью предшественниками (а, возможно, и шестью) и к этому времени стал относительно бессмысленным; его также использовал Набу-шуму-либур примерно через пятнадцать лет после правления Адад-апла-иддина; строго специфические эпитеты, такие как «князь, почитающий (Набу)» и «строитель Немеда-Мардука». Эти титулы указывают мало того, что Адад-апла-иддина, если он был арамеем и узурпатором, тем не менее, стремился сохранить вавилонский царский титул, используемый предыдущими членами династии. Также следует отметить, что даже если на троне и был арамей, Вавилония не избежала дальнейших опустошений со стороны вторгшихся полукочевников. Во время правления Ададапла-иддина, сутии (арамеи) напали на землю и «забрали домой добычу Шумера и Аккада»[3]. Старые культовые центры были разграблены, как повествует более поздняя надпись:
«Шамаш, великий владыка, который обитает в Эбаббаре в Сиппаре, линии фундамента, которого сутии, злые враги, стерли и разрушили во время смут и беспорядков в Аккаде…»
Культовая статуя Шамаша была утеряна, регулярные подношения прекратились, и главный религиозный ритуал храма не оправлялся более чем полтора столетия, несмотря на отдельные попытки возобновить его. В Ниппуре храмы были разграблены, а имущество бога Энлиля унесено.
«Трон Энлиля, что в Э-кур-иги-гале (шум. „Дом: Гора, имеющая глаз(а)“), который сделал Набу-кудурри-уцур, прежний царь, во время правления Адад-апла-иддина, царя Вавилона, чужеземцы, арамеи и сутии (lúnakru A-ra-mu ù Su-tu-ú), враги Экура и Ниппура, осквернители Дуранки (то есть Ниппура), [которые] ритуалы Сиппара, вечного города, обители великого судьи богов, нарушили, [которые] разграбили страну Шумера и Аккада, разрушили все храмы; имущество, добро Энлиля, которое арамеи утащили, субареи отняли [у них]…»
— Надпись Симбар-Шиху
Подобные бесчинства совершались по всей Вавилонии. Набеги сутиев и арамеев, очевидно, продолжались и дальше, если верить рассказу Набу-апла-иддина, который считал себя эффективным мстителем Вавилонии против сутиев в начале IX века до н. э.
Их яростные нападения на оседлые земли стали фоном, на котором был написан «Эпос о боге чумы Эрре», политико-религиозное сочинение времен Набу-апла-иддина, в котором предпринимается попытка дать теологическое объяснение возрождению Вавилонии после многих лет паралича. Эрра разжег мятеж в Вавилоне, заставляя жителей города, неискушенных в сражениях, взяться за оружие, поджигать святилища, убивать невинных людей. Он разрушил укрепления Сиппара, нарушил культ Иштар в Уруке, разрушил храм Эугаль в Дур-Куригальзу, опустошил Дер. Бога Эрру, чье имя означает «выжженная (земля)», сопровождают Ишум, «огонь», и вызывающие болезни демоны по имени Сибитти (аккад. sibitti «Семерка» — считается, что это 7 злых демонов, которые насылали болезни, истребляли людей и животных). Вавилон стал ареной гражданской войны: мирные граждане восстали, и царь послал против них свою армию с приказом разграбить город. У. Г. Ламберт предложил объяснение предыстории этого эпоса:
«… правление Адад-апал-иддина чрезвычайно хорошо соответствует описанию в эпосе. Любопытным феноменом является гражданская война в Вавилоне, в то время как другие города страдают от внешних нападений. Адад-апал-иддина сам был арамейским узурпатором. Один этот факт мог легко привести к трениям между двором и горожанами. Вторгшиеся арамейские сутии вполне могли рассматривать его как союзника, чтобы пощадить его город, но граждане, очевидно, не будут оставаться спокойными при правителе, который подстрекал варварские племена в их разграблении других городов страны. Это объясняет подъем граждан к оружию и то, почему царь был вынужден использовать против них свои войска».
В некоторых отношениях это правдоподобное объяснение данных, поскольку оно принимает во внимание более позднюю непопулярность Адад-апла-иддина в вавилонской традиции и явное пренебрежение царя в эпосе к судьбе других вавилонских городов. С другой стороны, есть современные свидетельства из Вавилонии, которые противоречат более позднему поэтическому описанию «Эпоса об Эрре», а также неблагоприятному впечатлению, оставленному Эклектической хроникой, и показывают, что Адад-апла-иддина не пренебрегал своими обязанностями вавилонского монарха. Помимо притязаний на обычный титул своих царских предшественников, он внёс большой вклад в общее благосостояние земли. В Вавилоне он отремонтировал Имгур-Энлиль, внутреннюю стену города. В Борсиппе он подарил статуе бога Набу пояс из золота и драгоценных камней. В Кише он построил большую подпорную стену на южной стороне храма Эметеурсаг. В Ниппуре он обновил Немед-Мардук, внешнюю стену города; а в Уре он сделал ремонт в большом дворе Нанны и в мостовой напротив северо-восточной стороны Зиккурата. На самом деле, у нас есть записи о большем количестве построек от его правления, чем от правления любого другого монарха посткасситского периода вплоть до Салманасара V. Это едва ли соответствует картине монарха, пренебрегающего своими царскими обязанностями, которую можно предположить на основе только более поздних письменных свидетельств.
По крайней мере, три фрагментарных кудурру сохранились от этого правления, показывая, что царь также продолжал эту старую традицию. К сожалению, опубликованные кудурру не сохраняют ни дат, ни идентифицируемых географических названий. Существуют некоторые свидетельства литературной деятельности в Вавилонии во время его правления. Царские надписи продолжали составляться на шумерском языке; и имя Эсагил-кини-убба , ummânu (главный учёный) при Адад-апла-иддина, помнили вплоть до времён Селевкидов. Начиная с Бецольда часто высказывалось предположение, что некоторые колофоны научных текстов, в которых сохранилось царское имя [D]N/[DN]-apla-iddin[a], относятся к этому царю.
Отношения Адад-апла-иддина с Ассирией известны только с ассирийской точки зрения, как это выражено в Синхронной хронике, Сломанном обелиске и Ассирийском списке царей (хотя Адад-апла-иддина упоминается по имени только в Синхронной хронике). Синхронной хронике рассказывает, что Ашшур-бел-кала поставил Адада-апла-иддина, выскочку («сына ничтожества»), царём Вавилонии. Адад-апла-иддина в свою очередь отдал свою дочь в жены Ашшур-бел-кале вместе с большим приданым. Рассказ в Синхронной хронике завершается словами: «народы Ассирии и Вавилонии смешались (мирно) друг с другом»[4]. Сломанный обелиск описывает множество походов Ашшур-бел-калы против арамеев. Согласно ныне принятой теории, они датируется примерно пятым или шестым годом правления Ашшур-бел-калы. Описывается поход в эпоним Ашшур-раим-нишешу (вероятно, четвертый год его правления) против двух городов, названия которых не полностью сохранились, в провинции Дур-Куригалзу. Вавилонский правитель провинции Кадашман-Буриаш сын Итти-Мардук-балату, был захвачен в плен. Позже, в Шамщи-Адад IV, вернувшийся из изгнания в Вавилонии, чтобы совершить этот переворот, предположительно с помощью или, по крайней мере, при попустительстве вавилонян. Хотя это явно не указано в отчёте, царём Вавилонии во время этого восстания в Ассирии, должен был быть Адад-апла-иддина. Мотивация Адад-апла-иддина для оказания помощи в перевороте неизвестна; это могла быть месть за нападение на Дур-Куригалзу или просто желание распространить свою власть на Ассирию.
Вскоре после этого события Адад-апла-иддина умер. Мы пока не знаем, наследовали ли ему на троне члены его собственной семьи, но в Вавилонии в то время не зафиксировано никаких внутренних политических потрясений[5].
IV Вавилонская династия (II династия Исина или Дом Паше) | ||
Предшественник: Мардук-шапик-зери |
царь Вавилонии около 1068 — 1046 до н. э. (правил 22 года) |
Преемник: Мардук-аххе-эриба |
Примечания
- ↑ Эклектическая хроника (ABC 24), Obv.8
- ↑ Синхронная хроника (ABC 21), II.A31—II.A32
- ↑ Эклектическая хроника (ABC 24), Obv.10—11
- ↑ Синхронная хроника (ABC 21), II.A31—II.A37
- ↑ J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 135—144.
Литература
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.