Микенская цивилизация
Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с XVI по XI век до н. э., конец греческого бронзового века. Часть крито-микенской культуры, первая цивилизация, основанная собственно древними греками. Получила своё название по городу Микены в Арголиде на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Аргос, Тиринф и Пилос.
В противоположность минойцам на Крите, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживлённой торговле, микенцы были завоевателями, однако также принимали участие в торговом обмене по Средиземноморью. Поселения микенского типа также появлялись в Эпире, Македонии, на островах Родос и Кипр, западном и юго-западном побережье Малой Азии. Керамика и прочие находки указывают на присутствие носителей микенской культуры на побережьях Леванта (сиро-финикийском Восточном Средиземноморье), Египта, Сицилии, Южной Италии.
Население Микенской Греции — ахейцы — принимали участие в переселениях «народов моря», эпизодом которых иногда рассматривают Троянскую войну, вокруг которой строился позднейший греческий эпический цикл. О военной нестабильности в этот период (XIII век до н. э.) свидетельствуют восстановление и возведение укреплений, включая стену поперёк Коринфского перешейка.
Исчезновение микенской культуры в контексте «катастрофы бронзового века» связывают с Дорийским вторжением около 1200 года до н. э., после которого начались «Тёмные века» древнегреческой истории. Несмотря на падение микенских центров, её традиции прослеживаются в ряде поселений последующего века. Также предлагаются теории, дополняющие эту картину факторами природных катаклизмов и климатических изменений.
Раннеэлладский период Греции
Является частью Эгейской цивилизации греческой истории.
В III—II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы; вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народы варварами, то есть говорившими не на греческих наречиях. Культура этих народов находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III—II тыс. до н. э. Данные культуры или одна из них могли быть связаны с хронологически предшествующей культурой Винча, 5—3 тыс. до н. э., южная граница которой находилась на севере Греции.
Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.
Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.
Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение древнегреческих племён по территории Балканской Греции.
Возникновение первых ахейских государств
Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием переселенцев от степных культур. Микенский язык тесно связан с протоиндо-иранскими языками и разделение их на отдельные языки произошло относительно поздно, между 2500—2000 годами до нашей эры. Учёные предлагали различные гипотезы происхождения микенцев (как указывает Бернар Сержан, вплоть до дешифровки линейного письма Б в начале 1950-х годов большинство специалистов не считали, что микенское население пользовалось индоевропейским языком[1]). Одна из наиболее распространённых теорий состоит в том, что своеобразные микенские колесницы, наконечники копий, кинжалы из бронзы и другие изделия из неё показывают большое сходство с необычным археологическим памятником, называемым в научной литературе Сейминско-турбинский феномен (с 1900 по 1600 лет до нашей эры) — в нём известна Володарская стоянка.
Изделия и предметы из этого археологического памятника, расположенного рядом с городом Володарск, Нижегородская область, Россия, напрямую коррелируют с находками в ареале Микенской цивилизации в южной части Балканского полуострова. Также схожие признаки культуры, оставившей Сейминский могильник, найдены в Монголии, что говорит о высокой мобильности кочевых степных народов. Данные факты указывают на возможную миграцию культур из степной части России на Балканы, смешивание их с местным населением и затем основание ими Микенской цивилизации, положившей начало Греческой культурной общности.
С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины.
Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX—XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия, инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница.
Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении. В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.
К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.
Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма Б М. Вентрисом и Дж. Чедвиком утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.
Первые города-государства, образованные в XVIII—XVII вв. до н. э. — Афины, Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. По мнению А. Эванса, микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности. Однако микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность, свой путь развития. Ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшимися привезенными с Крита, теперь определяются как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI век до н. э.) в его борьбе с гиксосами, а во времена Эхнатона (XIV век до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.
В XV—XIII веках до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, утвердили своё присутствие на землях Малой Азии, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.
Ахейцы не только поддерживали старые критские торговые связи, но и проложили новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.
Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Размеры цитаделей отличались монументальностью: стены были построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Оборонительная система Тиринфской цитадели была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.
Государственное управление и структура общества
Размеры государств
На территории континентальной Греции не было единого микенского государства, на это указывают сами таблички. Существовала совокупность небольших независимых государств, которые были ограничены естественными географическими границами (реками, горами и морем). Также как и полис имел свою хору, так и дворец имел свой подконтрольный надел[2].
Самым большим по территории можно считать Критское государство на рубеже XV - XIV вв. до н. э. со столицей в Кноссе (микенск. Ko-no-so, др.-греч. Κνωσός, Κνωσσός. На это указывают наибольшее количество табличек линейного письма Б, когда-либо обнаруженных, и наличие топонимов поселений со всего Крита таких, как Амнис (микенск. A-mi-ni-so, др.-греч. Ἀμνισός), Дикта (микенск. Di-ka-ta-de, др.-греч. Δίκτη), Ликт (микенск. Ru-ki-to, др.-греч. Λύκτος), Тилисс (микенск. Tu-ri-so, др.-греч. Τυλισσός), Лато (микенск. Ra-to, др.-греч. Λατώ), Итанос (микенск. U-ta-no, др.-греч. Ἴτανος), Фест (микенск. Pa-i-to, др.-греч. Θαιστός), Аптара (микенск. A-pa-ta-wa, др.-греч. Ἄπταρα) и Кидония (микенск. Ku-do-ni-ja, др.-греч. Κυδωνία). Все эти города подчинялись Кноссу. Этот вывод был сделан на основании наличия единого архива табличек в Кноссе. Во времена минойской цивилизации на Крите было несколько царств со своими столицами (дворцами), в которых был собственный архив[3].
Изучение табличек из архива Пилоса даёт нам представление об Пилосском царстве. Само государство своей территорией совпадало по размерам с Мессенией. Территория Пилосского царства делилась на два региона - это de-we-ro-a3-ko-ra-i-ja[4] ("Приэголия") и pe-ra3-ko-ra-i-ja[4] ("Заэголия"). На это указывают две таблички - Ng319 и Ng332. Эти топонимы интерпретируются как области, расположенные вокруг хребта Эгалеон в Мессении. Если применить данные топонимы, исходя из положения дворца Нестора, то "Приэголия" - это прибрежная область к западу от хребта Эгалеон, а "Заэголия" - это область речной долины Памиса[2][5][6].
Таблички Ng319 и Ng332 | |||
---|---|---|---|
Ng319 | Ng332 | ||
Пропись надписи[7] | Пропись надписи[7] | ||
Транслитерация[8] | Транслитерация[8] | ||
.1 de-we-ro-a3-ko-ra-i-ja SA 1239 |
.1 pe-ra3-ko-ra-i-ja , SA 200[ | ||
Транскрипция[9] | Транскрипция[9] | ||
.1 Deweroaigōllāhia SA 1239 |
.1 Peraigōllāhia , SA 200[ | ||
Перевод[10][11][12][13][14][15] | Перевод[10][11][12][13][14][15] | ||
.1 топоним de-we-ro-a3-ko-ra-i-ja SA[16] 1239 |
.1 топоним pe-ra3-ko-ra-i-ja , SA[16] 200[ | ||
Правила чтения транслитерации[17]:
Примечания:
|
Некоторые топонимы, указанные в табличках (Cn608, Jn829, Vn20), совпадают с топонимами, известными в более позднюю эпоху, благодаря Гомеру, Страбону и Павсанию (см. карты ниже). Таким образом удалось отождествить такие поселения, как Кипариссей или Кипариссия (микенск. Ku-pa-ri-so, др.-греч. Κυπαρισσήεις, Амфигенея (микенск. A-pi-ke-ne-a, др.-греч. Ἁμφιγἐνεια), столица царства Пилос (микенск. Pu-ro, др.-греч. Πύλος), Сфагия (микенск. Pa-ki-ja, др.-греч. Σφαγία), Элос (микенск. E-re-e, др.-греч. Ἒλος), Рион (микенск. Ri-jo, др.-греч. Ρίον), Харадр (микенск. Ka-ra-do-ro, др.-греч. Χάραδρος) и Левктрон (микенск. Re-u-ko-to-ro, др.-греч. Λεῠκτρον). Эти поселения располагались по побережью Мессении. В глубине Пелопоннеса были поселения Метапа (микенск. Me-ta-pa, др.-греч. Μετάπα) и Асия (микенск. A-si-ja-ti-ja, др.-греч. Ὰσια)[1].
Табличка Cn608 | |||
---|---|---|---|
Пропись надписи[2] | Транскрипция[3] | ||
.1 hō āsēsonsi sihalons | |||
Транслитерация[4] | Перевод[5][6][7][8][9][10] | ||
.1 jo-a-se-so-si , si-a2-ro |
.1 jo-a-se-so-si , жирных свиней[11] | ||
Правила чтения транслитерации[14]:
Примечания:
|
Табличка Jn829 | |||
---|---|---|---|
Пропись надписи[1] | Транскрипция[2] | ||
.1 Hō dōsonsi khōrētēres dumartesque prokhōrētēresque .2 klāwīphoroique opisukoique opiskaphehēwesque .3 khalkon nawwion paltaioihique enkhessique aiksmans: .4 Pitwai: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .5 Metapai: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .6 Pethnoi: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .7 Sphagiāphi: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .8 Alphuwei: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .9 Agrēw(w)ai: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .10 Lousoi: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .11 Kharadroin: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .12 Rhioi: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .13 Thimistos Ankehei: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .14 Laurastai: khōrētēr AES M 2 N 3 prokhōrētēr AES N 3 .15 Samarai: khōrētēr AES M 3 N 3 prokhōrētēr AES N 3 .16 Asiastiai: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .17 Elatrēwāphi: khōrētēr AES M 2 prokhōrētēr AES N 3 .18 Skamahēwijai: khōrētēr AES M 3 N 3 prokhōrētēr AES N 3 .19 Helehi: khōrētēr AES M 3 N 3 prokhōrētēr AES N 3 .20 Vacant .21 Vacant .22 Vacant .23 Vacant | |||
Транслитерация[3] | Перевод[4][5][6][7][8][9] | ||
.1 jo-do-so-si , ko-re-te-re , du-ma-te-qe , .2a -e-we-qe .2b po-ro-ko-re-te-re-qe , ka-ra-wi-po-ro-qe , o-pi-su-ko-qe , o-pi-ka-pe- .3 ka-ko , na-wi-jo , pa-ta-jo-i-qe , e-ke-si-qe , a3-ka-sa-ma .4 pi-*82 , ko-re-te , AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .5 me-ta-pa , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .6 pe-to-no , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .7 pa-ki-ja-pi , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .8 a-pu2-we , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .9 ạ-ke-re-wa , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .10 ṛọ-ụ-so , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .11 ḳạ-ra-do-ro , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3̣ .12 ri-]j̣ọ , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .13 ṭị-mi-to-a-ke-e , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te AES N 3 .14 ra-]wa-ra-ta2 , ko-re-te AES M 2 N 3 po-ro-ko-re-te AES N 3 .15 sa-]ma-ra , ko-re-te AES M 3 N 3 po-ro-ko-re-te N 3 .16 a-si-ja-ti-ja⌞⌟ḳọ-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te N 3 .17 e-ra-te-re-wa-pi , ko-re-te AES M 2 po-ro-ko-re-te N 3 .18 za-ma-e-wi-ja ,̣ ḳọ-re-te AES M 3 N 3̣ po-ro-ko-re-te N 3 .19 e-re-i , ko-re-te AES M 3 N 3̣ po-ro-ko-re-te N 3 .20 vacant .21 vacant .22 vacant .23 vacant |
.1 jo-do-so-si , коретер[10] , чиновничья должность[11] и, .2 прокоретеры и, "носители ключей"[12] и, "хранители фиговых деревьев"[13] и, надзиратели (лодочники) и .3 бронза , храмовая (корабельная), копья (стрелы) и, имеют , наконечники .4 Питва , коретер[14] AES[15] M[16] 2 прокоретер[17] AES N[18] 3 .5 Метапа , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .6 pe-to-no , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .7 Сфагия , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .8 a-pu2-we , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .9 ạ-ke-re-wa , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .10 ṛọ-ụ-so , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .11 Харадрос , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .12 Рион , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .13 ṭị-mi-to-a-ke-e , коретер AES M 2 прокоретер AES N 3 .14 ra-]wa-ra-ta2 , коретер AES M 2 N 3 прокоретер AES N 3 .15 sa-]ma-ra , коретер AES M 3 N 3 прокоретер N 3 .16 Асия , коретер AES M 2 прокоретер N 3 .17 e-ra-te-re-wa-pi , коретер AES M 2 прокоретер N 3 .18 za-ma-e-wi-ja ,̣ коретер AES M 3 N 3 прокоретер N 3 .19 Элеи (Элос) , коретер AES M 3 N 3 прокоретер N 3 .20 пустая строка .21 пустая строка .22 пустая строка .23 пустая строка | ||
Правила чтения транслитерации[19]:
Примечания:
|
Табличка Vn20 | |||
---|---|---|---|
Пропись надписи[1] | Транслитерация[2] | Перевод[3][4][5][6][7] | |
.1 o-a2 , e-pi-de-da-to |
.1 так , был распределён[8] | ||
Правила чтения транслитерации[11]:
Примечания:
|
Социально-политическая структура
Безусловно можно сказать, что ахейские государства были царствами. Микенское общество было разделено на разные классы. Эти классы обуславливались такими факторами, как местом рождения человека, статусом его семьи, полом и производственной деятельностью. Общество можно разделить на два класса: господствующий и подчинённый. Сам господствующий класс можно разделить на две части: высшую и местную[1].
Высший господствующий класс представлял из себя аппарат управления, во главе которого стоял монарх - ванакт, затем следовал его первый министр или престолонаследник, он же главный военачальник - лавагет, трактовки должности различаются; затем свита монарха - гекветы. Гекветы могли быть как представителями царского рода, так и просто высшими чиновниками[1].
Низший правящий класс подчинялся верхушке, выполнял заказы на производство товаров и выработку ресурсов, собирал и снаряжал ополчение. К этому классу относились басилеи - главы районов и коретеры - главы поселений со своими заместителями - прокоретерами.
Подчинённый класс именовался дамосом. Это были свободные люди различных профессий. Высший слой дамоса составляли телесты - местная родовая знать. Не закончена дискуссия по поводу положения рабов. Были ли рабы в классическом понимании, как собственность свободного человека или был иной механизм зависимости этих людей, неизвестно[1].
Ванакт (микенск. wa-na-ka, др.-греч. ἄναξ - повелитель, владыка[2]) являлся главой государства. Это был монарх, которому принадлежали весь скот и вся земля в государстве. Ванакт имел большую ни чем не ограниченную власть над обществом. Он назначал чиновников на должности, делал заказы на производство каких-либо товаров. В качестве уплаты за пользование своей территории ванакт собирал налоги. У ванакта была своя земля в непосредственном пользовании (микенск. wa-na-ka-te-ro te-me-no, др.-греч. τέμενος - владение, поместье, надел[2]), что подтверждает табличка Er 312. Ванакт мог обладать рабами, ремесленниками и гребцами (табличка An 610 - личное имя e-ke-ra2-wo-no в этой табличке встречается также и в табличке Un 718 в качестве имени ванакта)[1].
Лавагет (микенск. ra-wa-ke-ta, др.-греч. λᾱγέτᾱς - народный вождь[2]) был вторым человеком в государстве. Это подтверждается порядком титулов в табличках, лавагет всегда следует за ванактом. Нет определённого значения у этого титула, либо это был престолонаследник либо высокий чиновник. Сам термин означает "народный вождь", что вероятно указывает на статус главы войска. У него также была своя земля скот и люди, лично ему принадлежащие[1].
Гекветы (микенск. e-qe-ta, др.-греч. ἑπέτας - слуга, ἑταῖρος - товарищ, спутник[2]) были приближёнными к ванакту. Они могли быть из числа царского рода или же высокопоставленными сановниками. Возглавляли военные отряды для обороны прибрежных районов Пилосского царства. Для них шили специальную одежду и выделяли боевые колесницы[1].
Телесты (микенск. te-re-ta, telestai) - это местная родовая знать. Они были во главе воинских подразделений на войне. Перед ванактом у них были определённые повинности. Обладали крупными земельными участками. Телесты, как представители дамоса, подчинялись коретерам[1].
Лавагеты и телесты также обладали своими наделами, это показывает та же табличка Er 312.
Басилеи (микенск. qa-si-re-u, др.-греч. βασιλεύς - царь, властелин[2]) были главами округов. Они распределяли и контролировали выполнение государственных заказов, инспектировали царские арсеналы. После падения микенской цивилизации слово басилей поменяло своё значение. Власть, сосредоточенная в руках ванакта, была разбита между отдельными местными лидерами. Позже, после смуты, некоторые лидеры отдельных групп стали брать власть над другими группами. В итоге это слово стало означать главу государства[1].
Коретер (микенск. ko-re-te, koreter) - это староста поселения или глава района, что пока не понятно. Бартонек А. передаёт мнение Чедвика, что коретеры и их заместители были главами округов. Коретеры как и все представители нижнего звена государственного управления выполняли разные задачи. Было зафиксировано, что в военное время коретеры были обязаны собирать бронзовые предметы на переработку в оружие и доспехи[1].
Прокоретер (микенск. po-ro-ko-re-te, prokoreter) - это заместитель коретера.
Дамос (микенск. da-mo, др.-греч. δῆμος, δᾶμος - народ[2]) - это совокупность свободных людей, занятых различными ремёслами. Они могли обладать своей землёй и своими рабами. Дамос представлял из себя правовой субъект, который обладал коллективной собственностью. Сама община могла обладать землёй и рабами. Община могла сдавать свою землю в аренду. Неизвестно положение дамоса, как собственника общинной земли, по отношению к ванакту. Довольно высокое число профессий говорит нам о значительной степени разделения труда в обществе[1].
Статус рабов (микенск. do-e-ro, do-e-ra; др.-греч. δοῦλος, δοῦλα - раб, рабыня соответственно[2]) в микенском обществе до конца не определён. Ясно одно, что они были эксплуатируемыми людьми. Они могли эксплуатироваться всеми свободными людьми от дамоса до ванакта. Демократия в обществе отсутствовала и самого понятия свободного гражданина не существовало, поэтому можно сказать, что микенское и античное понятие раба различалось. Рабов снабжали их же хозяева (серия Ab). По соотношению количества рабов к их владельцам, можно сказать, что рабы составляли значительную часть общества. Рабов могли покупать или захватывать в качестве военной добычи. При захвате враждебного поселения мужчины вырезались и только женщин и их детей забирали в плен. Об этом свидетельствуют серии табличек Aa и Ab. В них подсчитаны только женщины и их дети без единого мужчины. Причём мальчики подсчитаны отдельно (серия Ad), скорее всего это половозрелые сыновья рабынь, которые могли работать отдельно от матерей на других работах. Этих женщин и их детей можно назвать рабами в полном смысле этого слова[1].
Также упоминаются в табличках "божьи рабы" (микенск. e-o-jo do-e-ro, theoio doeloi). О них мало что известно из табличек, не понятны их связи с остальными сообществами. Скорее всего они были подчинены жрецам и были задействованы в культах. "Божьи рабы" часто фигурируют в табличках в качестве арендаторов земельных участков. Например в табличке Eo 247 сообщается что богатый землевладелец a3-ti-jo-qe арендует свой участок жрецу, двум "божьим рабам" и трём "божьим рабыням". Есть примеры, когда "божий раб" арендовал участки сразу у трёх собственников. С одной стороны, факт того, что "божий раб" мог арендовать земельный участок, говорит нам о более самостоятельном положении "божьего раба" по сравнению с положением раба античного; с другой стороны, отсутствие земельной собственности у "божьего раба" говорит о его низком социальном статусе. Само применение слова "раб" к более самостоятельным не до конца бесправным людям говорит о более широком значении этого понятия в сравнении с понятием "раб" в античности[1].
Дворцовые чиновники
Размеры и качество застройки дворцовых центров, а также наличие в них архивов табличек линейного письма Б, указывают на то, что дворцы несли централизованную административную функцию. Уже в это время преслеживаются следы образования классов. Централизованный учёт хозяйства вёлся отдельными чиновниками. Сами чиновники непосредственно участвовали в организации определённых отраслей производства. Нельзя сказать, что ведение учёта было повсеместным в каждом центре, ведь таблички с линейным письмом Б были найдены только в Кноссе, Пилосе, Фивах и Микенах. Остальные случаи эпиграфики линейного письма Б - это краткие надписи на посуде, которые говорят о владельце[3].
При тщательной классификации табличек линейного письма Б по стилю почерка Э. Л. Беннет и Ж.-П. Оливье установили от 25 до 40 писчих почерков при дворце в Пилосе. Лично Оливье установил, что в Кноссе было от 70 до 80 писцов. Учитывались сила нажима, последовательность отдельных штрихов, способ соединения штрихов и манера написания некоторых второстепенных элементов того или иного знака. Благодаря такому анализу текстов, было установлено, что в Пилосе существовал особый чиновник, который проводил инвентаризацию колёс от колесниц. На это указывает подсерия табличек Sa, эта подсерия полностью написана его почерком. В Кноссе был чиновник, который следил за шерстью, одеждой и рабочими женскими группами. Это означает, что он организовывал или наблюдал за производством текстильных изделий. Все записи по этому поводу сделаны им[4].
Исходя из отношения объёма архивов (3369 таблички в Кноссе и 1112 таблички в Пилосе) к количеству писцов, можно сделать вывод, что записи составляли отдельные чиновники. Они же осуществляли надзор над определённой хозяйственной отраслью. Особой касты писцов для составления записей не было. Содержать такое количество писцов нецелесообразно. Тем более, запись самой большой таблички занимало у опытного писца чуть более пятнадцати минут. Чедвик подсчитал, что опытный писец мог переписать все сохранившиеся таблички из Пилоса и Кносса вместе за несколько недель[4].
Экономка
Распределительное дворцовое хозяйство составляло основу экономики микенской цивилизации. При таком типе хозяйства произведённый продукт от производителя переходил на прямую к потребителю, ещё без участия рыночного механизма. Дворцовые центры принимали различные продукты сельского хозяйства и ремёсла от подконтрольных поселений в виде натуральной подати. Эти продукты находились на дворцовых складах, оттуда они выдавались в виде натуальной оплаты труда непроизводственных групп, которые обеспечивали работу самого дворца и его учреждений на подконтрольной территории (чиновники, жрецы, воины, торговцы, ремесленники, прислуги и т. д.). Данный тип распределения выполнял две функции - сбор налогов и оплата работы государственной администрации, прислуги и войска. При такой форме вознаграждения существовало и раздача наделов лицам высших и средних социальных слоёв. Произведённый продукт мог зачастую сразу распределяться потребителю, не доходя до дворцовых складов, при этом дворцовый центр всё равно регистрировал это распределение. Для работы такой системы был необходим точный учёт, его обеспечивал архив глиняных табличек[5].
Само распределительное хозяйство не опиралось на долговременные записи. Это подтверждает тот факт, что в самих табличках используются такие обороты как "в этом году" (toto wetos), "в прошлом году" (perusinwon) и "в следующем году" (hateron wetos). При накоплении таких табличек за разные годы неминуемо была бы путаница[4].
Палеогенетика
В 2017 году генетиками были опубликованы данные ископаемой ДНК четырёх микенцев. Определены митохондриальные гаплогруппы H (у одного протестированного образца) и X2 (у трёх протестированных образцов), а также Y-хромосомная гаплогруппа J2a1 (у одного протестированного образца)[6]. Хотя было выявлено генетическое родство минойцев и микенцев, последние отличались связью с истоками среди «охотников-собирателей Восточной Европы и Сибири, опосредованных населением евразийских степей или Армении». Впрочем, сами авторы признают, что их исследование не закрывает дискуссий о происхождении микенцев.
См. также
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Бартонек А. Златообильные Микены. Часть II. Образ жизни. Глава 9. Социально-политическая структура
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Дворецкий И. Х.. А // Древнегреческо-русский словарь / Под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. С. И. Соболевского. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.
- ↑ Бартонек А. Златообильные Микены. Часть II. Образ жизни. Глава 7. Государственное управление.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Бартонек А. Златообильные Микены. Часть I. Источники. Глава 6. Тексты на микенском диалекте.
- ↑ Бартонек А. Златообильные Микены. Часть II. Образ жизни. Глава 7. Государственное управление.
- ↑ George Stamatoyannopoulos, Johannes Krause, David Reich, Ron Pinhasi, Philipp Stockhammer. Genetic origins of the Minoans and Mycenaeans (англ.) // Nature. — 2017. — Vol. 548, iss. 7666. — P. 214–218. — ISSN 1476-4687. — doi:10.1038/nature23310. Архивировано 8 марта 2021 года.
Литература
- Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
- Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118—201.
- Бартонек А. Златообильные Микены / Пер. с чеш. О. П. Цыбенко. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 352 с.: ил. — (По следам исчезнувших культур Востока). — ISBN 5-02-016573-5.
- Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. — М.: Наука, 1966. — 258 с.: ил.
- Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. — М.: Наука, 1976. — 192 с.: ил.
- Блаватская Т. В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX—XII вв. до н. э.) // История Европы. — Т. 1. Древняя Европа. — М.: Наука, 1988. — С. 138—173.
- Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1996. — 328 с.
- Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). — СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
- Ленцман А. Я. Расшифровка крито-микенских надписей // Вопросы истории. — 1955. — № 9. — С. 181—186.
- Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 402 с.
- Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. (проблемы источниковедения миноистики и микенологии). — М., 2000.
- Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. Введение в микенологию. — М.: Наука, 1988. — 192 с.
- Тейлор Уильям. Микенцы. Подданные царя Миноса. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 236 с.: ил. — (Загадки древних цивилизаций). — ISBN 5-9524-0526-6.
- Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
- Щукарев А. Н. Микенские древности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- The Nemea Valley Archaeological Project: Internet Edition
- Tsoungiza C-14 dates
- Gods found in Mycenaean Greece, a table drawn up from Michael Ventris and John Chadwick, Documents in Mycenaean Greek second edition (Cambridge 1973)
- (фр.), Grèce mycénienne : du mythe à l’histoire (недоступная ссылка), Pascal Darcque, Director of Research, CNRS, in charge of excavations at Malia, February 2001
- Mycenaean civilization, Metropolitan Museum of Art
- Prehistoric archaeology of the Aegean, Dartmouth College
- (фр.) Les citadelles mycéniennes, Louis Godart, University of Naples
- HERH — Blake Smith
- The Greek Age of Bronze weapons and warfare
- Mycenae
- Mycenaean art