Набу-апла-иддина
Набу-апла-иддина | |
---|---|
аккад. ![]() Nabû-apla-iddina «Набу даровал наследника» | |
![]() | |
ок. 888 — 855 до н. э. | |
Предшественник | Набу-шума-укин I |
Преемник | Мардук-бел-усати и Мардук-закир-шуми I |
|
|
Род | VIII Вавилонская династия (Династия «Э») |
Набу-апла-иддина — царь Вавилонии, правивший приблизительно в 888 — 855 годах до н. э. Сын Набу-шума-укина I.
Набу-апла-иддина удалось отбросить за Евфрат сутиев. Прекратив их набеги, Набу-апла-иддина избавил вавилонских крестьян от постоянных грабежей и разрушений. По-видимому, это сделало возможным возрождение вавилонской экономики. Подробности данного процесса из-за отсутствия источников остаются неизученными. Однако о нём можно судить на основании косвенных данных. Так о многом говорит строительная деятельность Набу-апла-иддина, при которой он широко развернул работы по обновлению чуть ли не всех крупных храмов в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. Одновременно он подарил этим храмам большие участки земли.
В своём стремлении восстановить Вавилонское царство Набу-апла-иддина дошёл до Приморья, где закрепилась халдейская династия. По всей вероятности, вавилонский царь не имел намерения завоевать это государство, тем более что оно не проявляло никакой враждебности. Надо полагать, что Набу-апла-иддин собирался ограничиться там демонстрацией силы. Вавилону в это время приходилось считаться с Ассирией, отношения с которой вновь обострились.
Почти всё время правления Набу-апла-иддина ассирийский трон занимал Ашшурнацирапал II — очень воинственный и жестокий царь. В 878 году до н. э. Набу-апла-иддина поддержал восстание князя Сухи Кудурру против ассирийского царя Ашшурнацирапала II и даже послал ему на помощь войска под командованием своего брата, но потерпел поражение. Несмотря на этот конфликт, Набу-апла-иддин оказался в состоянии избежать и прямой войны с Ассирией и существенной потери своих территорий.
Правление
Взошёл на престол после смерти своего отца и правил Вавилонией по крайней мере тридцать три года. Под его умелым руководством страна сохранила своё военное превосходство, сдерживая Ассирию и даже разжигая разногласия на территориях, на которые претендовала Ассирия в среднем течении Евфрата, и пережила религиозное и культурное возрождение. Ассирийские цари того времени время от времени лично посещали земли Хабура и среднего Евфрата со своими армиями для сбора дани. Одно такое путешествие состоялось ближе к концу правления Тукульти-Нинурты II, и, вероятно, пало в первые годы правления Набу-апла-иддина. Ассирийский царь покинул Ашшур двадцать шестого нисана 885 года до н. э. и двинулся вдоль Вади-Тартара, пока не достиг его южного конца. Затем он повернул на восток, дошёл до Тигра, спустился в район Дур-Куригальзу и переправился в Сиппар город бога Шамаша перед началом своего путешествия вверх по Евфрату. Следует отметить, что Тукульти-Нинурта путешествовал более недели по территории, которая была вавилонской, очевидно, полагаясь на более ранний договор о дружбе между Вавилонией и Ассирией. Маршрут ассирийского царя подробно записывался на протяжении этого похода; и, очевидно, что Тукульти-Нинурта передвигался по чужой или неподвластной территории, по крайней мере, до города Анат, который был первым местом, в котором он получил дань. Даже там был чиновник Илу-ибни, которого называли правителем (šaknu) страны Сухи и который предлагал царю «дань» (nāmurtu), вассал на изолированном аванпосте, лояльность которого колебалась. Прошло ещё четыре дня пути, прежде чем царь достиг следующего места для сбора дани во время своего триумфального марша, который затем продолжился вверх по Евфрату и Хабуру.
Семь лет спустя, в 878 году до н. э., Ашшурнацирапал II совершил такое же путешествие, но в противоположном направлении. Начав с северного конца Хабура, ассирийский царь двинулся вдоль этой реки, а затем вдоль Евфрата, пока не добрался до Аната. Однако, покинув Анат, он уже не нашёл того мирного состояния и тех условий, в которых пребывал его отец. Сухи восстал в 882 году до н. э.; и Илу-ибни, тот правитель, который платил дань Тукульти-Нинурте в 885 году до н. э., был вынужден бежать в Ассирию, чтобы спасти свою жизнь. Теперь же в 878 году до н. э. Кудурру, новый правитель Сухи отказался платить дань Ашшурнацирапалу. Набу-апла-иддина решил поддержать князя Сухи и послал ему в помощь трёхтысячный контингент воинов, под командованием своего брата Забдану и прорицателя Бел-апли-иддина. Битва произошла при Суру, цитадели Кудурру. Ашшурнацирапал одержал победу описанную в лучших ассирийских традициях: полный разгром врагов, захват многих из войска, включая вавилонской контингент и его обоих военачальников, также была взята значительная добыча. Затем ассирийский царь увековечил свой триумф, воздвигнув в Суру статую самого себя, на которой было написано следующее: «Царь Ашшурнацирапал, чья слава и могущество вечны, чье лицо обращено к пустыне, сердце которой радуется броску оружия ḫutennu».
Последующие события ещё раз опровергают утверждение Ассирии о победе. Город Суру был конечной точкой маршрута Ашшурнацирапала в 878 году до н. э. и после своей «великой победы» он не мог продвинуться дальше вниз по Евфрату. Более того, воодушевленные той же «великой победой», все ранее покорённые племена в области слиянии Хабура и Евфрата вскоре подняли восстание против ассирийского царя. Единственное вероятное объяснение этому явлению можно увидеть в результатах битвы 878 года до н. э., положившей конец продвижению ассирийцев по Евфрату, благодаря сопротивлению местного населения и помощи Вавилона, и которая воодушевила другие местные племена, чтобы сбросить иго Ассирии. Когда Ашшурнацирапал попытался вскоре после этого вернуть себе Сухи, он мог захватить только города на севере по берегам Евфрата, хотя его усилия, кажется, были более эффективными в районе Хиндану и Лаке. Хотя Ашшурнацирапал в конце концов заявил, подчинив себе весь Лаке и Сухи вплоть до города Рапикума (северо-западная граница Вавилонии), нет никаких свидетельств того, что его армии проникли даже до Суру после 878 года до н. э.
Более поздние связи Ашшурнацирапала с регионом Сухи не могут быть датированы с уверенностью. На Банкетной стеле, воздвигнутой в честь торжественной инаугурационной трапезы в новой столице Калахе, Ашшурнацирапал намекнул, что Сухи к тому времени уже подчинялся ему. Он называл себя «царём, который… вызвал страну Сухи до города Рапику, чтобы поклониться ему в ноги». Он упомянул, что получил от правителей Сухи и Лубду пять живых слонов как дань уважения. Посланцы Сухи присутствовали на банкете в официальном качестве, вместе с посланниками из Сирии (включая Тир и Сидон), Урарту и Хиндану. Наконец, люди Сухи были перечислены среди «покоренных» народов, которые поселились в новой столице. Дату этого заявленного подчинения Сухи невозможно установить с уверенностью; но, вероятно, её следует поместить где-то между 874 и 867 годами до н. э.
Возникает вопрос, почему Сухи подчинился Ашшурнацирапалу, если после 878 года до н. э. он не провёл ни одной успешной кампании по его покорению? Наиболее вероятным ответом представляется то, что Сухи на самом деле вообще не подчинялся Ашшурнацирапалу. Тот факт, что Сухи отправил послов (šaprāte) на пир в Калахе — таким же образом, как и другие независимые города и страны — указывает, что жители Сухи не был ассирийским подданными в строгом смысле. Утверждение, что правитель Сухи послал слонов в качестве дани, вряд ли является доказательством вассальной зависимости Сухи; ибо, когда Ашшурнацирапал находился с мирной церемониальной и торговой миссией (в основном для получения строительной древесины) в Средиземноморье, он утверждал, что все цари больших городов там принесли ему «дань». Скорее всего, в этом случае имел место взаимный обмен дарами, и вполне можно предположить, что речь шла о какой-то похожей реальности (торговля или подарки) в случае «дани» Сухи. Что касается «покоренных» народов, поселившихся в Калахе, в том числе выходцев из Сухи и Сирии (Хатти, Хаттина), нет доказательств что любой из них когда-либо был завоёван Ашшурнацирапалом. Если выходцы из этих земель поселились в Калахе, возможно, они сделали это как свободные коммерческие агенты, поскольку Сухи, Хатти и Хаттина контролировали важные торговые пути. Сухи не только осталась в то время практически независимой, но и продолжала оставаться независимой на протяжении всего правления Салманасара III.
Если не считать короткой стычки между ассирийской армией и небольшим отрядом вавилонских войск, отправленных на помощь Кудурру из Суру в Сухи в 878 году до н. э., нет зарегистрированных контактов между Ассирией и Вавилонией во времена Ашшурнацирапала II и Набу-апла-иддина. Поскольку оба этих царя были монархами, которые значительно повысили престиж своих стран, молчание источников тем более прискорбно. Единственный намёк на другие возможные вавилоно-ассирийские контакты содержится в стандартном титуле, который Ашшурнацирапал использовал в своих более длинных надписях, после своих успешных походов в Каркемиш и Сирию. Там Ашшурнацирапал тщательно очертил земли к востоку от Тигра вдоль ассиро-вавилонской границы, которые, как он утверждал, вернул в пределы Ассирии: «по другую сторону Нижнего Заба до Тиль-Бари, что к северу от Забана, от Тиль-ша-Абтани к Тиль-ша-Забдани и Хириму и Харуту, крепостям Страны Вавилонской (Кардуниашу)». Таким образом, на северо-востоке вавилонские границы остались почти такими же, как были установлены договором между Набу-шума-укином I и Адад-нирари II поколением ранее, за исключением того, что Ашшурнацирапал утверждал, что завоевал вавилонские крепости Хириму и Харуту. Эти крепости в клинописной литературе неизвестны и, по-видимому, были второстепенные аванпосты, поскольку нет записей о кампании, в которой они были захвачены Ашшурнацирапалом. Всё, что мы знаем, это то, что к 869 году до н. э. Ашшурнацирапал смог претендовать на то, что его власть распространялась и на эту область.
Помимо сохранения границ Вавилона на северо-западе и северо-востоке практически нетронутым против агрессивного ассирийского правителя, Набу-апла-иддина восстановил порядок в Вавилонии. Из титула, который, как он утверждает, находится на каменной табличке из Сиппара (BBSt № 36) мы узнаем о его программе достижений:
«Набу-апла-иддина, царь Вавилона, названный Мардуком, любимый Ану и Эа, радующий сердце Царпанит, мужественный мужчина, хорошо подходящий для царской власти, обладатель гневного лука, кто сверг злобного врага сутиев (чья вина была чрезвычайно велика), в чьи руки великий владыка Мардук доверил скипетр правосудия и пастырство народа; мститель за Аккад, переселивший культовые центры, основатель святынь (букв. возвышений), наносящий (божественные) символы, возродитель обрядов и ритуалов, установитель регулярных (пищевые) подношений, совершать более роскошных трапез (для богов)…».
Этот отрывок является единственным имеющимся у нас свидетельством военного триумфа Набу-апла-иддина над сутиями. Слово «сутии» к этому времени утратило своё этническое содержание и стало обозначать массу неоседлого населения. В противном случае мы знаем только, что царь оказывал военную помощь народу среднего Евфрата, который, по-видимому, служил одним из путей сутийских вторжений в предыдущие века. Но поскольку сутийские захватчики больше не беспокоили эту землю, Набу-апла-иддина смог приступить к восстановительным работам.

В Сиппаре по царскому повелению было вылеплено новое изображение бога Шамаша и ритуально освящен взамен старого изображения, исчезнувшего во время сутийских волнений двести лет назад. Для храма был подтверждён старый грант на землю, который также обеспечивался регулярными пожертвованиями, доходом и праздничными облачениям. В Уруке сохранилась запись об основании регулярных жертвоприношений, и мы можем предположить, что щедрость царя распространялась и на другие храмы.
Также во время этого правления, после примерно столетнего перерыва, снова появляются пограничные камни кудурру. И, в отличие от более ранних документов того же типа, все эти тексты происходят из Западной Вавилонии. Царь даровал земли вдоль Евфрата двум частным лицам; один дар был сделан на его двадцатом году, а другой — в неизвестном году. К сожалению, эти поля не могут быть локализованы с большей точностью, поскольку встречающиеся географические названия неизвестны в других случаях. Кроме того, сохранился частный юридический текст, касающийся распоряжения поместьем во время этого правления, поскольку он был включен в документ, датированный следующим царём. Из него становится известно, что Бел-иддина, šākin ṭēmi Дильбата, даровал Кидинну, своему второму сыну, наследство, состоящее из дохода от храма Лагамала, поля и сада за городом, а также дома и участка в самом городе; эта часть документа датируется двадцать восьмым годом Набу-апла-иддина. Рассматриваемое поле находилось на Евфрате и предположительно, недалеко от Дильбата, поскольку документ был составлен там.
Таким образом, это был царь, который мог называть себя šar kiššati, «царём мира», с большим основанием, чем его предшественники в династии. Вавилония в целом находилась под его властью, даже по признанию Ашшурнацирапала II. От Урука на юге до Сиппара и Рапикума вдоль Евфрата на северо-западе, и до Тиль-Бари на северо-востоке Набу-апла-иддина контролировал и защищал страну. Он был «царём Вавилона» в самом высоком смысле: защищал народ от внешних врагов (как кочевников, так и ассирийцев), сохранял старинные обряды и наделял храмы богов, контролировал экономику страны, и, даже способствовал развитию современной вавилонской литературы.
Издания серии «Utukkī Lemnūti» и медицинский текст о симптомах болезней Sakikkū (SA.GIG) были подготовлены. Более того, «Эпос об Эре» в его нынешнем виде, вероятно, зародился именно в это время: когда сутийские нашествия недавнего прошлого больше не представляли угрозы и могли быть предметом размышлений на досуге с теологической точки зрения. Вторжения можно было использовать в качестве литературного фона, на котором изображалась доблесть царя, предназначенного Мардуком в «победители сутиев». Действительно, безмятежные дни для Аккада, предсказанные в лирическом отрывке в конце «Эпоса об Эре», можно рассматривать как описание этого удачного правления.
В последние годы правления Набу-апла-иддина был заключен договор с Салманасаром III, который сменил Ашшурнацирапала II на ассирийском престоле. Этот договор позже оказался ценным, когда Салманасар пришёл на помощь Мардук-закир-шуми I, сыну Набу-апла-иддина, и помог ему сохранить свой трон. Вполне вероятно, что Набу-апла-иддина дожил до преклонного возраста, чтобы насладиться достижениями своего правления. Можно справедливо рассматривать правление этого монарха как высшую точку в истории середины посткасситского периода. Быстро оправившись от разграблений кочевниками предыдущих двухсот лет, сохранив традиционные границы Вавилонии против могущественного ассирийского противника, способствуя экономической, литературной и религиозной жизни страны, Набу-апла-иддина поднял царство на непревзойденную высоту со времён Навуходоносора I. Но, как и в случае с Хаммурапи и Навуходоносором I, сила царства Набу-апла-иддина сохранялась недолго после смерти самого царя[1].
VIII Вавилонская династия (Династия «Э») | ||
Предшественник: Набу-шум-укин I |
царь Вавилонии около 888 — 855 до н. э. |
Преемник: Мардук-закир-шуми I и Мардук-бел-усати |
Примечания
- ↑ J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 182—192.
Литература
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.