Лэутары

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Лэута́ры (лаутары[1]; рум. lăutarii, молд. лэутарий; в ед.ч. лэутар, рум. lăutari, молд. лэутарь[2]) — традиционные молдавские и румынские певцы и музыканты. Название происходит от слова «лэута» (молд. и рум. lăută) или «алэута» (молд. и рум. alăută)[3] — молдавская и румынская кобза[4], (в современном значении «лэутэ» – лютня, скрипка)[5].

История

Странствующие певцы и музыканты (лэутары) завоевав признание в сёлах Молдавского княжества, постепенно с начала XVI века начали оседать в городах, где создавали свои оркестры (тарафы), играя на народных гуляньях. Сельские лэутары, как правило странствующие (молд. чофлингары, с цыг. cioflingari — «непрофессиональные музыканты») состояли из скрипки, флуера и барабана. В городах оркестры цыган-лэутаров при дворах молдавских господарей или в домах бояр могли состоять из 12—18 музыкантов, исполнявших обычно свои произведения на скрипке, контрабасе, кобзе, цимбале, флуере, кларнете, нае, чимпое, трубе и ударных инструментах[6].

Первое письменные упоминания о цыаганах-лэутарах относятся к 1570 году[7].

В начале XIX века в Кишинёве существовал лэутарский цех. В доме боярина Варфоломея был постоянный оркестр лэутаров, который, по свидетельству современников, играл мелодии молдавских песен и танцев «Люблю тебя безмерно», «Сырбешты» и другие. Легендарным лэутаром был Барбу Лэутару. Особенно популярным был кишинёвский лэутар Янку Пержа, игравший в 1830—1870-е годы значительную роль в музыкальной жизни Кишинёва. Он воспитал многих лэутаров, среди которых Костаке Марин (1840—1911) и Георге Херару (1853—1920). Большую известность получил лэутар Тимофей Няга — отец композитора Штефана Няги. Следует отметить творчество лэутаров Г. Пэуна и К. Парно.

В Бухаресте одним из самых известных ансамблей лэутаров был ансамбль братьев Окьалби (рум. Taraful Ochialbi), цыга́н по национальности. В этом ансамбле некоторое время участвовал Ангелуш Динику, также цыган, впоследствии написавший знаменитую мелодию «Жаворонок», считающиеся народной и ставший отцом не менее известных скрипача-виртуоза Григораша Динику и виолончелиста Димитрие Динику.

Оркестры лэутаров играли на гуляньях, свадьбах, сопровождали музыкой спектакли. В советское и постсоветское время музыкальное искусство лэутаров продолжено многочисленными оркестрами молдавских народных инструментов, среди которых и известный ансамбль «Лэутарий».

Лэутарам посвящён фильм Эмиля Лотяну «Лаутары».

См. также

Примечания

  1. Реклю Э. Народы и страны Западной Европы. Том 6.— Москва : тип. т-ва И. Д. Сытина, 1915 — С. 11
  2. Кузнецов А. Г. Румынская, провансальская и каталанская лексика в русском языке // Вестник КРСУ. 2013. Том 13. № 9 — С. 142
  3. Думиника И. Лэутары из Дурлешть в «пространстве истории». Этнофольклорное наследие Республики Молдова Архивная копия от 13 марта 2022 на Wayback Machine — С. 603
  4. Лэутары // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 213. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  5. Скрипка молдавская // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: МузГИз, 1963. — С. 46. Архивная копия от 5 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Думиника И. Лэутары из Дурлешть в «пространстве истории». Этнофольклорное наследие Республики Молдова — С. 604
  7. Cobza

Литература

Ссылки