Кэлдэрары

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кэлдэрары
Кэлдэраря
Кэлдэрарская семья в Москве, 1930-е годыКэлдэрарская семья в Москве, 1930-е годы
Другие названия Котляры
Этноиерархия
Раса европеоидная
Общие данные
Язык нововла́шская диалектная группа с заметным влиянием румынского языка, другие языки регионов проживания
Религия православие, католицизм
В составе рома
Историческое расселение
Европе и обе Америки
Войцех Герсон. Кэлдэрары в окрестностях Варшавы. Гравюра по рисунку с натуры, 1868
Цыгане-кэлдэрари. Фото начала XX века
Кэлдэрарка. Дореволюционная открытка с оригинала нижегородского фотографа М. Дмитриева

Кэлдэра́ры (от рум. căldărari; также кэлдэраря[1], кэлдэра́ри[2], коте́льщики, котляры, в основном в России[1]) — цыганская этническая группа[3], входящая в состав большой цыганской группы рома. Сформировались как этногруппа на территории Румынии[1]. Делятся на ещё более мелкие группы: молдовая, сербия, грекуря и другие.

Одна из самых многочисленных и распространённых цыганских этнических групп в России и во всём мире[1]. Кэлдэрары широко расселены по Европе и обеим Америкам.

Происхождение названия

Традиционно занимались изготовлением и лужением котлов, что отразилось в их самоназвании, от рум. caldarar — котельщик, лудильщик. Существует также этноним котляры, распространённый, в основном, в России[1].

История

Формировались и проживали до середины XIX века в Румынии, на румынско-венгерско-сербской языковой границе. Основным занятием было изготовление и лужение котлов. Этой деятельностью занимаются до настоящего времени. С середины XIX века начался массовый исход кэлдэраров из мест прежнего проживания и расселение по всему миру. Причины массового ухода, вероятнее всего, связаны с изменением социально-экономических условий, увеличением численности цыган и ограниченностью рынка сбыта, что вынуждало их осваивать новые территории[1]. В Россию переселились из трансильвано-карпатского региона во второй половине XIX — начале XX веков[2].

Варшавская газета следующими словами описывает кэлдэрарское «вторжение» 1863 года:

Мы получили известия из Кракова, что несколько дней тому назад цыгане, дикие сыны венгерских степей, разбили лагерь возле Блоне. Это не те обычные бродяги, слоняющиеся по деревням и городкам, попрошайничая и приворовывая, но странствующие кузнецы. У них прекрасные фигуры, они хорошо сложены, с чистыми чертами лица и острым взглядом; на некоторых из них венгерская одежда, на других рубахи банатского фасона. Их предводитель имеет большой жезл, увенчанный серебром, как церемониймейстер сейма или привратник во дворце; он правит всем табором и улаживает его дела с властями внешнего мира. Толпы любопытных собирались поглядеть на кочевую жизнь цыган, и многие попытались узнать свою судьбу, ибо если эти цыгане — кузнецы, то их женщины — гадалки по ремеслу; говорят, что они заработали здесь своим гаданием даже больше, чем мужчины[4][1].

Накануне Первой мировой войны, когда Европа была в состоянии экономического подъёма, быстро росла сеть заведений общественного питания. Кэлдэрары предлагали обновить или изготовить котлы или чаны. Эти услуги пользовались спросом благодаря своей быстроте и качеству[1].

Представление о мобильности кэлдэраров даёт пример Миклоша Цороня, родившегося в Польше. Два года он кочевал по Российской империи, побывал в главных её городах и вернулся в Краков. Он проехал через Силезию, Прагу, Вену и Будапешт, посетил Трансильванию и Хорватию. Троих своих сыновей он женил на венгерских цыганках, одного на итальянской. Затем он ездил по Австрии, Италии, Франции и Германии и прибыл в Англию[4][1].

Язык

Составляют нововла́шскую диалектную группу с заметным влиянием румынского языка[2]. Говорят на кэлдэрарском диалекте цыганского языка. Диалект кэлдэраров архаичен, при этом характеризуется большим количеством заимствованных слов и суффиксов из румынского языка. У котляров также встречаются русские слова. Почти все кэлдэрары двуязычны.

Расселение

Самая мобильная группа. В настоящее время кэлдэрары живут в Румынии, России, на Украине, в Молдавии, Чехии, Словакии, Сербии, Хорватии, Польше, Болгарии, Германии, Швеции, Дании, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Канаде, США, Мексике, Колумбии, Перу, Аргентине, Бразилии и многих других странах[1][2].

Вторая по численности (после руска рома) группа цыган в современной России[2][5]. Плотно расселены в Центральной России. В России проживают отдельными компактными поселениями с краю или часто — в стороне от населённых пунктов. Численность таких поселений может достигать 500 семей, например, в Ивановской области, в городе Малоярославце Калужской области, в посёлке Осельки Ленинградской области. Как правило, именно в таких поселениях наблюдаются самые крупные проблемы с отсутствием инфраструктуры, социального и медицинского обслуживания, доступностью и качеством школьного образования[2].

Культура

Одна из наиболее ортодоксальных групп цыган, в частности, наименее адаптированная к российскому социуму. Сохраняются социальная организация и общинные институты — этнический суд и институт осквернения, в том числе как санкция. В России и ряде других стран исповедуют православие. Замужние женщины носят традиционный костюм. Мужчины традиционно занимались изготовлением и ремонтом металлической посуды, женщины сбывали продукцию и занимались гаданием. В советский период традиционные занятия трансформировались, сменившись на работу по установке парового отопления, металлоработы для предприятий и др.[6][5][7]. К настоящему времени многие семьи лишились постоянного заработка, другие нашли нишу на современном рынке услуг, но всё более острой становится необходимость социокультурной адаптации и повышения уровня образования[2].

Кэлдэрары являются создателями национального цыганского костюма и хранителями традиций. Костюм кэлдэраров стал во всём мире эталоном и оказал влияние на костюм других групп цыган[1].

Фольклор отличается своеобразием и богатством. Присутствуют так называемые эпические песни, сюжеты которых заимствованы преимущественно у народов Юго-Восточной Европы. Пели и плясали цыгане этой группы только для себя, поскольку были народом ремесленников. В России в 1930-е годы мужчины не пускали жён плясать на клубной сцене, поскольку сами сидели в зале и считали недопустимым, чтобы женщина вдруг находилась выше их. Выходцев из венгерских таборов длительное время было очень мало в российских цыганских ансамблях, только в последние несколько десятилетий эти ограничения перестали действовать[1].

Известные кэлдэрары

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Этнические группы цыган( Архивная копия от 13 ноября 2012 на Wayback Machine) // Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд Архивная копия от 5 октября 2021 на Wayback Machine / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. — Воронеж, 2000. — 334 с.: ил. ISBN 5-89981-180-3
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России Архивная копия от 19 марта 2022 на Wayback Machine. М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 128 с.
  3. Цыгане / Деметер Н. Г. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 370—372. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  4. 4,0 4,1 Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 32.
  5. 5,0 5,1 Черных А. В., Вайман Д. И., Имайкина Е. А. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе (по результатам этносоциологического исследования цыган Пермской области). Пермь: ПОНИЦАА, 2005. 51 с.
  6. Петрович О. (Мурша ле Ристоск’ ай ла Ленако). Бароны табэра Сапоррони. СПб.: Анима, 2007. 536 с.
  7. Черных А. В. Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора (по материалам исследований цыган микрорайона «Чапаевский» г. Перми). Пермь: Администрация г. Перми, Пермский государственный университет, 2003. 60 с.

Литература

Ссылки