Народная скрипка
Народная скрипка — обобщённое название национальных разновидностей скрипки и других смычковых инструментов близких ей по конструкции[1], а также название явления по использованию скрипки для исполнения народной музыки в бытовой среде. Речь при этом идёт и о ранних (начиная со Средних веков) инструментах, исторически предшествовавших современной скрипке (за некоторыми из них закрепились особые названия: например, фидель, гудок), и о современных инструментах, предположительно восходящих к этим средневековым прообразам напрямую (например, хардингфеле). Степень отличия народной скрипки от скрипки в строгом смысле слова может варьироваться; в некоторых источниках понятие «народная скрипка» распространяется на достаточно далёкие от скрипки хордофоны — такие, как йоухикко или эрху.
Строй и исполнение
Строй народной скрипки часто не отличается от академического инструмента: четырёхструнные народные скрипки обычно настроены G-D-A-E (соль-ре-ля-ми). Однако бывают и трёхструнные, и пятиструнные (прибавляется еще альтовая струна до), и с добавлением четырёх или пяти резонирующих струн.
Существует множество разных приемов постановки и игры на скрипке в традиционных стилях и стилях на их основе. Очень часто скрипку держат не слева (где обычно располагается подбородник), а примерно посередине. В этом случае подбородник располагается сразу на подгрифнике, а иногда, как и в барочной традиции — подбородник вовсе отсутствует и скрипку даже держат не прикасаясь головой, немного ниже плеча. Смычок очень часто держат выше обычного положения, что также похоже на положение в барочной музыке. Применяется множество приёмов звукоизвлечения и штрихов, среди них большое влияние нестандартных, отчасти барочных штрихов. Смело применяется и стаккато и различные варианты легато, а также совсем непривычный в классической музыке приём чопов (англ. Chop), когда на слабую долю играется звук без определённой высоты (резкий и ударный), что создаёт перкуссионный эффект (распространено в партиях, поддерживающих мелодию). Также очень часто используется игра двойными нотами (англ. double stops), когда в одном из голосов исполняется мелодия, а второй выполняет функцию бурдона. Техника аккордов и сложных штрихов менее применима в подобной музыке, хотя, например, в авторских хорнпайпах Джеймса Скотта Скиннера применяется техника разложенных аккордов, как их применяли композиторы-классики Феликс Мендельсон, Никколо Паганини и другие. Но это, пожалуй, исключение, если речь не идёт о современных композициях и миксах на основе их.
В большей степени, нежели на классической скрипке, игра на скрипке в традиционной манере характеризуется огромным разнообразием этнических или народных традиций, каждая из которых имеет свой собственный характерный звук.
Особенности исполнения по странам
Этот раздел должен быть полностью переписан. |
Европа
- Музыка Австрии
- Музыка Франции, включающая старую традицию Коррез и возрождённую музыку Бретани
- Музыка Венгрии
- Музыка Италии
- Клезмер[2] — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.
- Музыка Польши
- Музыка Португалии и Азорских островов
- Музыка Румынии
Великобритания
- Английская народная музыка, включая:
- Стиль региона Нортумбрия (англ. Music of Northumbria) и её скрипичная традиция, которой включает «поддержку», импровизированную партию, сыгранную вторым скрипачом.
- Шотландская скрипичная традиция (Scottish fiddling), включая:
- Традицию Шетландских островов — скрипичная традиция, которой включает в себя мелодии сказочной традиции «trowie». Мелодии изустно пришедшие из мифологии о маленьком народе. Стиль характеризован «звоном струн» и синкопированными ритмами.
- Традицию Лоулэнд или Скотс, с сильным влиянием барочной скрипичной техники со стаккато и техникой смычка под названием scots snap или ломбардский ритм, вместе с использованием двойных нот (double stops).
- Традицию региона Скоттиш-Бордерс c репертуаром из хорнпайпов и большим использованием двойных нот.
- Традицию Хайленд или Шотландского высокогорья, с большим влиянием различных орнаментаций и миксолидийской гаммы, использованной в строе шотландской волынки, а также более гладкой смычковой техники, нежели другие шотландские скрипичные стили и свингованный ритм в размере 6/8 в джигах.
- Традицию Оркнейских островов с более простым использованием смычковой техники и орнаментации, но с мелодиями, использующими альтерацию[3].
- Валлийская скрипичная традиция (Welsh Ffidil; см. также Ar Log), недавно возрожденная традиция.
Ирландия
- Ирландская народная музыка, скрипичная традиция которой включает:[4]
- Донегольский стиль с северо-запада провинции Ольстер, с характерными мазурками и влиянием шотландского репертуара, включая танцы Страспей и Хайлэнд флинг. Скрипачи, как правило играют быстро и широко используют стаккато и иногда в игре используют басовую линию, когда второй скрипач может играть мелодию октавой ниже.
- Слайго стиль из северной провинции Коннахт, как и в донегольской манере мелодии играются быстро, но с характерной упругой манерой в смычковой технике.
- Голуэй стиль из южной провинции Коннахт, который медленней, чем Слайго или Донегол с более увесистыми акцентами на орнаментации. Кроме того, мелодии иногда играются в тональностях Ми бемоль и Си бемоль, чтобы соответствовать тональностям различных духовых инструментов.
- Стиль Клэр из северной провинции Манстер, который, как правило, играется немного медленнее, чем Голвэй по темпу, но большой акцент на самой мелодии, а не на орнаментации.
- Стиль Шлив Лухра с юго-запада провинции Манстер, характеризован уникальным репертуаром полек и слайдов, а также использованием двойных нот и бурдонов, а также игра мелодии в две октавы.[5]
Скандинавия
- Шведская скрипичная традиция (включая игру на Låtfiol; см. также Spelmanslag и Gammaldans), включая традиции из провинций:
- Норвежская скрипичная традиция (включая хардингфеле; см. также Bygdedans и Gammaldans), включая традиции из провинций:
- Финская скрипичная традиция, включает региональные стили:
- Каустинен
- Остроботния, огромное влияние шведской музыки
Молдавия, Белоруссия, Украина
В Молдавии скрипка (иногда называемая лэута) самый популярный народный инструмент. Часто используется в ансамбле с цимбалами[6]. В Белоруссии и на Украине скрипка используется в составе ансамбля троисти музыки[6]. Там же существует басовая разновидность народной скрипки — басоля[7].
Россия, Мордовия
Скрипка появилась в России в XV—XVI веке[8]. Использование скрипки в народном быту было отмечено в некоторых регионах России: Смоленская, Псковская[9], Тверская, Брянская, Воронежская, Иркутская область[10][11]. Первые народные русские скрипки были трёхструнными[12]. В Курской области музыканты играли на обычной скрипке, но использовали только первые три струны (без баска) с квинтовым строем C1 G1 D2. Возможно это связано с традицией исполнительства на трёхструнном гудке[10][13].
В Мордовии бытовала скрепка́ — инструмент овальной формы с плоскими деками и тремя струнами из кишок или конского волоса (см. Гудок). Сейчас её заменила европейская скрипка[6].
Северная Америка
Американская скрипичная традиция — широкая категория, включающая традиционные и современные стили.
Традиционная музыка
- скрипичная традиция в стиле блюз;
- скрипичная традиция каджун[англ.] и зайдеко;
- скрипичная традиция олд-тайм[англ.], включает:
- аппалачская скрипичная традиция, наиболее известный стиль сегодня, с использованием большого количества бурдонов и двойных нот, а также синкопированных смычковых рисунков;
- средне-западная скрипичная традиция, с большим влиянием скандинавской музыки;
- озаркская скрипичная традиция, в сравнении с аппалачской музыкой — более быстрая и четкая смычковая техника;
- техасская скрипичная традиция, под влиянием мексиканской скрипичной традиции и акцент на соревновательной игре;
- стиль Новой Англии с большим влиянием квебекского и британского репертуара;
- тихоокеанская северо-западная скрипичная традиция, с влиянием двух стилей — озарка и средне-Западного, хотя и с сильным акцентом на соревновательной игре, как в Техасском.
- традиция тохоно-оодхам — стиль американских индейцев с большим влиянием мексиканской скрипичной традиции.
Современная
- скрипичная традиция в музыке блюграсс или блюграсс-фиддлинг;
- скрипичная традиция в музыке кантри;
- стиль вестерн-свинг.
- канадская скрипичная традиция, включающая в себя:
- скрипичная традиция острова Кейп-Бретон, с большим шотландским влиянием;
- Франко-канадский стиль включающий «кривые мелодии», то есть мелодии с нерегулярным ритмом;
- скрипичная традиция метисов, в центральной и западной Канаде под сильным влиянием французской Канады, но даже с большим использованием «кривых мелодий»[14];
- скрипичная традиция региона Ньюфаундленд и Лабрадор;
- стиль региона Приморские провинции, франкоканадский или нижневосточный. Стиль, который имеет много общего с кейп-бретонским стилем;
- англо-канадская скрипичная традиция.
Латинская Америка
- Форро́, тип музыки из Бразилии, включая традицию игры на рабеке
- Мексиканская скрипичная традиция, включающая Мариачи, Уапанаго, Сон уастеко и Сон калентано
- Перуанская скрипка
Другие регионы
- Скрипичная традиция Морна из Кабо-Верде.
- Классическая индийская музыка традиции карнатака[15].
Примечания
- ↑ Музыкальные инструменты : энциклопедия, 2008.
- ↑ Klezmer Fiddle . Fiddlingaround.co.uk. Дата обращения: 14 ноября 2011. Архивировано 24 сентября 2012 года.
- ↑ Joseph Lyons. Scottish Fiddle Music (недоступная ссылка). Scotlandsmusic.com. Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.
- ↑ Ирландская скрипка
- ↑ Regional Irish Fiddle Styles (недоступная ссылка). Irishfiddle.com. Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано 10 октября 2002 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Скрипка белорусская (с. 37). Скрипка украинская (с. 43). Скрипка молдавская (с. 46). Скрепка́ мордовская (с. 56) // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: МузГИз, 1963.
- ↑ Басоля // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 57. — 672 с.
- ↑ Ямпольский И. М. Народные истоки игры на скрипке в России // Русское скрипичное искусство. — М.—Л.: МузГИз, 1951. — С. 30—52. — 516 с.
- ↑ Народная традиционная культура Псковской области. Том 1 / Науч. ред. А. М. Мехнецов. — Псков: Издательство областного центра народного творчества, 2002. — С. 273—274. — 688 с. Архивировано 6 января 2017 года.
- ↑ 10,0 10,1 Банин А. А. Скрипка // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. — С. 59—66. — 247 с.
- ↑ Васильев Ю. А., Широков А. С. Скрипка // Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 61—63.
- ↑ Раабен Л. Н. Смычковые инструменты допетровской Руси // История русского и советского скрипичного искусства. — Л.: Музыка, 1978. — С. 11—13. — 201 с.
- ↑ Руднева А. В. Скрипка // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 182—189.
- ↑ Jackson School of International Studies — Canadian Studies Center (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2012. Архивировано 23 октября 2013 года.
- ↑ Скрипка // Большая российская энциклопедия. Том 30. — М., 2015. — С. 375—376.
Литература
- Скрипка народная // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 524—529. — 786 с.
Ссылки
- Народная скрипка — инструмент с женской душой // Культура. РФ
- Традиция игры на скрипке в южных районах Псковской области (culture.ru)
Для улучшения этой статьи желательно: |