Кяркна (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Кяркна
Kärkna
Тапа — Тарту
Eesti Raudtee
Станция Кяркна. Новая платформаСтанция Кяркна. Новая платформа
58°28′03″ с. ш. 26°39′26″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1876[1] (1877[2])
Тип пассажирская
Количество платформ 1
Количество путей 4
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 30 м
Расположение Кяркна
Расстояние до Тапа 101,3 км 
Расстояние до Тарту 11,2 км 
Расстояние до Таллина 178,9 км 
Код в АСУЖТ 084608
Код в «Экспресс-3» 2600198
Перейти к шаблону «Тапа — Валга» 
Тапа — Валга
 На Таллин 
315,0
Тапа
 На Нарву, Санкт-Петербург 
324,0
Ныммкюла
329,9
61,4
Тамсалу
 В Тюри 
339,2
Килтси
351,1
Ракке
360,4
Вягева
370,4
Педья
380,1
Йыгева
392,0
Каарепере
405,8
Табивере
416,3
Кяркна
427,5
0,0
Тарту
Улица Кабели
429,5
Аардла
1,9
Кирси
Улица Аардла
Улица Рингтее
 В Койдулу 
431,7
Варику
436,5
Ропка
440,3
Айамаа
442,8
Ныо
447,1
Тыравере
448,9
Вапрамяэ
450,6
Пеэду
452,7
Элва
459,4
Удерна
464,9
Палупера
470,9
Аакре
474,8
Пука
479,7
Мягисте
482,7
Пикаантсу
487,0
Кеэни
493,2
Мынеку
496,8
Сангасте
502,5
Раавитсе
 Hа Койдулу, Печоры-Псковские 
510,4
Валга
 Эстония, Валгамаа, EVR
 Латвия, Валкский край, LDz
 На Ригу 


Кяркна (эст. Kärkna raudteejaam) — железнодорожная станция в деревне Кяркна в волости Тарту уезда Тартумаа (Эстония), на линии Тапа — Тарту. Находится в 101,3 км от Тапа, 11,2 км от Тарту и в 178,9 км от Таллина.

История

Станция Кяркна была построена в ходе строительства железной дороги Тапс — Дерпт (ныне ТапаТарту), ответвления от Балтийской железной дороги, и открыта одновременно с началом движения поездов по новой дороге[1] (по другим сведениям, однако, это произошло годом позже, в 1877 году, что связано с открытием постоянного движения между Тапсом и Дерптом 11 августа 1877 года[2]). Станция и примыкающие к ней пути были построены на землях, выкупленных у рыцарской мызы Маррама (ныне мыза Марамаа).

В советские времена от станции были проведены три подъездных пути, два до Тартуской нефтебазы, а один до расположенного на берегу реки Амме складом ГСМ Кяркна, обслуживающей тогдашний военный аэродром Раади, где базировались 132-й тяжёлый бомбардировочный авиационный Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского полк ( стратегические бомбардировщики Ту-16, позже Ту-22М3) и 196-й гвардейский военно-транспортный авиационный Минский полк (самолеты Ил-76М). В 1983 году было построено здания из силикатного кирпича для вокзала и поста электроцентрализации стрелок и сигналов станции, используемое по настоящее время[3].

В новой независимой Эстонии аэродром Тарту и склад ГСМ Кяркна не используются, поэтому подъездной путь к складу ГСМ не используется и частично разобран. Кроме того, из-за снижения пассажиропотока на Эстонской железной дороге деревянное здание вокзала, построенное в 1870-е годы, перестало использоваться, обветшало и было снесено в 1997 году. Из старинных деревянных построек на станции осталось только построенное в начале XX века здание туалета[4].

Настоящее время

В 2001 году станция Кяркна прекратила обслуживание пассажиров, поезда стали идти без остановок от Табивере до Тарту[5]. Лишь в 2011 году, в рамках программы «Подъём пассажирских платформ до высоты, принятой в Европе» (эст. Reisiplatvormide viimine eurokõrgusele) на станции Кяркна была построена островная платформа высотой 55 см, подходящая для используемых в региональных пассажирских перевозках поездов Stadler FLIRT. Платформа имеет длину 30 м и принимает только первый вагон поезда, что достаточно, учитывая небольшой пассажиропоток в Кяркна. При этом платформа построена на километр ближе к Тарту, фактически за южной горловиной станции, что удобно для жителей населенного пункта, поскольку раньше им приходилось преодолевать это расстояние по пересеченной местности[6].

О переносе пассажирской платформы ближе к деревне жители Кяркна обращались в транспортное министерство Эстонии еще в 1923 году[7], однако это было реализовано только через 90 лет...

Станция снова является грузо-пассажирской, осуществляет как посадку и высадку пассажиров на (из) поездов регионального сообщения, так и приём и выдачу грузов повагонными и мелкими отправками[8].

Пассажирское сообщение по станции

До распада СССР на станции Кяркна останавливались пассажирские поезда дальнего следования №651/652 Таллин — Рига (через Тарту — Валгу)[9] и №655/656 Таллин — Псков[10]. Псковский поезда прекратил движение в 2001 году[11] — главным образом, из-за введения государственных границ у ставших независимыми прибалтийских стран, что вызвало увеличение времени стоянки на приграничных станциях для осуществления паспортного и таможенного контроля и резкое снижение пассажиропотока. Попытки возобновления движения поездов дальнего следования по этим направлениям в 2000-е годы успеха не имели[12].

В настоящее время станция Кяркна постоянно обслуживается региональными поездами восточного направления компании Elron, являющейся оператором движения пригородных и региональных поездов по железнодорожным линиям Эстонии.

На станции останавливаются региональные поезда, не являющиеся экспрессами, следующие от станции Таллин (Балтийский вокзал) до конечной станции Тарту, а также следующие в обратном направлении. Экспрессы до Тарту, в том числе следующие далее до станций Валга и Койдула, на станции Кяркна не останавливаются[13].

Просмотр этого шаблона   Предыдущая остановка
Остановка пассажирских поездов
на восточных линиях Elron
Следующая остановка
Табивере
Кяркна
Тарту

Примечания

  1. 1,0 1,1 Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 275. — 360 с. — 100 000 экз.
  2. 2,0 2,1 Dmitri Knjazev. Eestimaa rongid. Tapa - Tartu. Eesti Raudteeajaloo Selts. Дата обращения: 23 апреля 2022. Архивировано 19 июля 2018 года.
  3. Eesti Raudtee - www.evr.ee. Дата обращения: 20 сентября 2012 года. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Leele Välja. 20. sajandi Eesti raudteejaamad. Alusuuring.. register.muinas.ee Lk. 107. Kultuurimälestiste riiklik register (2012). Дата обращения: 12 марта 2021 года. Архивировано 30 августа 2021 года.
  5. Vallo Nuust. Vallajuhid nõuavad vanade rongipeatuste taastamist. tartu.postimees.ee. Tartu Postimees[эст.] (30 августа 2001 года). Дата обращения: 14 марта 2021 года. Архивировано 27 сентября 2020 года.
  6. Martin Pau. Kärknasse saab varsti jälle rongiga. tartu.postimees.ee. Tartu Postimees[эст.] (6 октября 2011 года). Дата обращения: 14 марта 2021 года. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  7. Siseriigist. „Postimees“ nr. 131, 19 mai 1923. https://dea.digar.ee/ Lk. 2. DIGAR (19 августа 1925 года). Дата обращения: 14 марта 2021 года.
  8. Тарифное руководство № 4. Кяркна. Дата обращения: 14 марта 2021. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  9. Расписание движения поезда №№652/651 Таллин — Рига — Таллин. Дата обращения: 14 марта 2021. Архивировано 24 января 2020 года.
  10. Транспорт в России
  11. Изменение маршрута поезда Москва-Таллин и что можно сделать
  12. Маршруты и поезда прошлых лет
  13. Idasuuna sõiduplaan alates 22. veebruarist. Дата обращения: 14 марта 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.

Ссылки