Перейти к содержанию

Каарепере (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Каарепере
Kaarepere
Тапа — Тарту
Eesti Raudtee
Станция Каарепере и здание вокзалаСтанция Каарепере и здание вокзала
58°39′41″ с. ш. 26°31′16″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1876[1]
Прежние названия Керсель (Kersel, до 1920 г.)
Тип пассажирская
Количество платформ 1
Количество путей 3
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 102 м
Расположение Каарепере
Расстояние до Тапа 77,0 км 
Расстояние до Тарту 35,5 км 
Расстояние до Таллина 154,6 км 
Код в АСУЖТ 084422
Код в «Экспресс-3» 2600200

Каарепере (эст. Kaarepere raudteejaam) — железнодорожная станция в деревне Каарепере в волости Йыгева уезда Йыгевамаа (Эстония), на линии Тапа — Тарту. Находится в 77,0 км от Тапа, 35,5 км от Тарту и в 154,6 км от Таллина.

История

Здание вокзала Каарепере со стороны посёлка
Перейти к шаблону «Тапа — Валга» 
Тапа — Валга
 На Таллин 
315,0
Тапа
 На Нарву, Санкт-Петербург 
324,0
Ныммкюла
329,9
61,4
Тамсалу
 В Тюри 
339,2
Килтси
351,1
Ракке
360,4
Вягева
370,4
Педья
380,1
Йыгева
392,0
Каарепере
405,8
Табивере
416,3
Кяркна
427,5
0,0
Тарту
Улица Кабели
429,5
Аардла
1,9
Кирси
Улица Аардла
Улица Рингтее
 В Койдулу 
431,7
Варику
436,5
Ропка
440,3
Айамаа
442,8
Ныо
447,1
Тыравере
448,9
Вапрамяэ
450,6
Пеэду
452,7
Элва
459,4
Удерна
464,9
Палупера
470,9
Аакре
474,8
Пука
479,7
Мягисте
482,7
Пикаантсу
487,0
Кеэни
493,2
Мынеку
496,8
Сангасте
502,5
Раавитсе
 Hа Койдулу, Печоры-Псковские 
510,4
Валга
 Эстония, Валгамаа, EVR
 Латвия, Валкский край, LDz
 На Ригу 

Станция Каарепере была построена в ходе строительства железной дороги Тапс — Дерпт (ныне Тапа — Тарту), ответвления от Балтийской железной дороги, и открыта одновременно с началом движения поездов по новой дороге[2]. Станция и примыкающие к ней пути были построены на землях, выкупленных у рыцарской мызы Керсель (ныне мыза Каарепере), по которой получила своё название. В 1920 году, после фактического обретения независимости Эстонской Республикой, станция получила эс­тонское название Каарепере.

Станция Каарепере выделяется своим вокзалом, признанным в 1999 году объектом культурного наследия Эстонии. В 2006 году вокруг вокзала была установлена охранная зона[3].

Вокзал был построен в 1929 году по одному из типовых проектов архитектора Эстонской железной дороги Леона Йохансона (такие же вокзалы были построены на станциях Палупера и Ваекюла). Вокзал деревянный обшитый фасадной доской состоит из двух объёмов, двухэтажного с четырёхскатной крышей и одноэтажного с трёхскатной крышей. На первом этаже вокзала в его одноэтажном объёме располагались служебные помещения (начальник станции, дежурный по станции, кассир, багажное отделение стойка), а в двухэтажном объёме — просторный зал ожидания и буфет. На втором этаже, имеющем меньшую высоту и отделённым от первого покатым карнизом, были квартиры станционных служащих. Поскольку вокзалы в Палупера и Ваекюла из-за снижения пассажиропотока на Эстонской железной дороге перестали использоваться, обветшали и были снесены в начале 2000-х годов, то вокзал в Каарепере остаётся единственной реализацией данного проекта Леона Йохансона[4].

В 1920-е годы, также по типовому проекту на станции был построен пакгауз из монолитного железобетона с покатой крышей, с элементами модернизма в архитектуре. Пакгауз сохранился и используется по первоначальному назначению, такой же пакгауз можно видеть на станции Кеени[5].

Настоящее время

Станция является пассажирской, осуществляет посадку и высадку пассажиров на (из) поездов регионального сообщения, грузовые операции не производятся[6].

В рамках программы «Подъём пассажирских платформ до высоты, принятой в Европе» (эст. Reisiplatvormide viimine eurokõrgusele) на станции Каарепере была построена островная платформа высотой 55 см, подходящая для используемых в региональных пассажирских перевозках поездов Stadler FLIRT. Кроме того, в 2011 году возле станции была построена автомобильная парковка[7].

Пассажирское сообщение по станции

До распада СССР на станции Каарепере останавливались пассажирские поезда дальнего следования № 651/652 Таллин — Рига (через Тарту — Валгу)[8] и № 655/656 Таллин — Псков[9]. Псковский поезда прекратил движение в 2001 году[10] — главным образом, из-за введения государственных границ у ставших независимыми прибалтийских стран, что вызвало увеличение времени стоянки на приграничных станциях для осуществления паспортного и таможенного контроля и резкое снижение пассажиропотока. Попытки возобновления движения поездов дальнего следования по этим направлениям в 2000-е годы успеха не имели[11].

В настоящее время станция Каарепере обслуживается компанией Elron, являющейся оператором движения пригородных и региональных поездов по железнодорожным линиям Эстонии.

На станции останавливаются региональные поезда, не являющиеся экспрессами, следующие от станции Таллин (Балтийский вокзал) до конечной станции Тарту, а также следующие в обратном направлении. Экспрессы до Тарту, в том числе следующие далее до станций Валга и Койдула, на станции Каарепере не останавливаются[12].

Просмотр этого шаблона   Предыдущая остановка
Остановка пассажирских поездов
на восточных линиях Elron
Следующая остановка
Йыгева
Каарепере
Табивере

Примечания

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 194. — 368 с. — 100 000 экз.
  2. Eestimaa rongid. Tapa — Tartu. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 19 июля 2018 года.
  3. 23960 Kaarepere raudteejaama peahoone. https://register.muinas.ee/. Eesti Kultuuriministeeriumi Muinsuskaitseamet. Kultuurimälestiste register. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
  4. Leele Välja. 20. sajandi Eesti raudteejaamad. Alusuuring.. register.muinas.ee Lkd. 70 ja 115. Kultuurimälestiste riiklik register (2012). Дата обращения: 12 марта 2021 года. Архивировано 30 августа 2021 года.
  5. Leele Välja. 20. sajandi Eesti raudteejaamad. Alusuuring.. register.muinas.ee Lkd. 100 ja 101. Kultuurimälestiste riiklik register (2012). Дата обращения: 12 марта 2021 года. Архивировано 30 августа 2021 года.
  6. Тарифное руководство № 4. Каарепере. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 26 февраля 2021 года.
  7. Шаблон:Cite techreport
  8. Расписание движения поезда № 652/651 Таллин — Рига — Таллин. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 24 января 2020 года.
  9. Транспорт в России
  10. Изменение маршрута поезда Москва-Таллин и что можно сделать
  11. Маршруты и поезда прошлых лет
  12. Idasuuna sõiduplaan alates 22. veebruarist. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.

Ссылки