Чуфут-Кале
Достопримечательность | ||
Кырк-Ор Чуфут-Кале | ||
---|---|---|
кр.-тат. Qırq Or | ||
Координаты: 44°44′28″ с. ш. 33°55′28″ в. д.HGЯO | ||
Страна | Россия | |
Город | Бахчисарай, ул. Басенко, 57 | |
Статус | ОКН | |
|
||
Чуфу́т-Кале́ (кр.-тат. Çufut Qale), или Кырк-Ор (кр.-тат. Qırq Or)[1] — средневековый город-крепость в Крыму, родовая крепость крымской правительницы Джанике, расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Скалистые склоны круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м.
Впервые крепость упоминается в 1254 как Кырк-Ер, что с тюркского переводится как «сорок за́мков»[2].
Варианты названий
- Кырк-Ер, Кырк-Ор (кр.-тат. Qırq Yer, Qırq Or) — крымскотатарское название, именно под таким названием крепость впервые упоминается в источниках, и исключительно оно употребляется в них до XVII века[2]; употреблялось также караимами[3][4];
- Кале, Калэ (кр.-тат. Qale, Къале — крепость)[5][6][7] — использовалось в тарханных ярлыках крымских ханов и караимами, в том числе как указание места печати книг существовавшей тут с 1731 года типографии[4][8][9];
- Чуфут-Кале, Джуфут-Кале[10], Чифут-Калеси[11] — в переводе с крымскотатарского языка «еврейская крепость» (çufut[12] — еврей, qale — крепость)[13], это же название используется в советской научной литературе[14], а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи[15][5][16]; известно с конца XVII века, после оставления крепости татарами[3];
- Гевхер-Кермен — в переводе с крымскотатарского — «крепость драгоценностей»; дано крымскотатарскими алимами из-за того, что все ворота, стены и калитки крепости были украшены драгоценными камнями[17];
- Сэла Юhудим (др.-евр. סלע יהודים — «скала иудеев» (в караимском произношении) — искусственное название, употреблялось исключительно в караимской литературе до второй половины XIX века[18][15][19]; введено А. С. Фирковичем[20];
- Села hа-Караим (др.-евр. סלע הקראים — «скала караимов») — искусственное название, употреблялось некоторыми караимскими деятелями со второй половины XIX века[21];
- Чуфт-Кале, Джуфт-Кале (в переводе с тюркского «двойная (парная) крепость», чӱфт/джӱфт — пара, къале — крепость) — позднейшее из названий, впервые появляется в начале XX века[22][23][24], употребляется некоторыми[25] караимскими интеллектуалами постсоветской эпохи[26].
История
Провинция Византии
На месте Кырк-Ора, предположительно, существовал византийский город, возникший примерно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсонесу[27], однако прямых упоминаний города до 1253 года не существует[2].
Кырк-Ор
Впервые город упоминается французским миссионером и путешественником Рубруком в 1253 году как Кырк-Ер (с тюркского языка — «сорок замков»), вплоть до 17 века в отношении города употреблялось исключительно название Кырк-Ор и другие, схожие с ним[2].
В 1298—1299 годах Кырк-Ор был ограблен эмиром Ногаем. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе было разрешено селиться караимам, и с XVII века[2] они, возможно, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства[28][29].
Столица Крымского улуса
Кырк-Ор с XIV века становится столицей Крымского улуса и самой мощной его крепостью. Кырк-Ором управляли предки Джанике, дочери Тохтамыша, в частности им управлял её дед — Хаджи-бек, здесь же родилась мать Джанике — Тогайбек, и она сама. В Кырк-Оре Джанике спрятала своего брата Кадыр-Берды от мужа — тюркского ордынского полководца Едигея, чем обеспечила его безопасность. Спустя одиннадцать лет, в 1420 году, четырнадцатилетний Кадыр-Берды, ставший ханом Золотой Орды, собрал войско в Крыму и выступил против Едигея. В ходе битвы Едигей погиб, а через несколько дней от полученных ранений скончался и сам Кадыр-Берды, и Джанике-ханым стала старшей из рода Тохтамыша, и могла претендовать на престол в Кырк-Оре, где она правила, скорее всего, в течение семнадцати лет, вплоть до своей смерти в 1437 году[30][31].
В условиях междоусобиц в Орде во время правления Джанике в Кырк-Оре появилась тенденция к обособлению Крыма в силу его географического положения, развития торгово-экономических отношений, и приближённости к Византии и Западной Европе, при этом междоусобные столкновения в Золотой Орде иногда доходили и до Крымских гор[32].
Джанике во время своего правления в Кырк-Оре оказывала поддержку Хаджи Гераю в борьбе с потомками Тохтамыша Кичи-Мухаммедом и Сайид Ахмадом, которые так же, как и Хаджи Герай претендовали на полную власть в Крыму[32], и, вероятно, видела в нём своего наследника на крымском престоле[33]. В источниках XVI—XVIII веков позиция, согласно которой обособление крымскотатарского государства возводилось к Тохтамышу, а Джанике была самой важной фигурой в этом процессе, полностью преобладала[34].
В 1437 году Джанике-ханым скончалась, что сильно ослабило положение Хаджи Герая в Крыму, который лишился поддержки и вынужденно эмигрировал в Литву[35].
После смерти Джанике крымские ханы воздвигли мавзолей (по-крымскотатарски — «дюрбе»[36]), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мраморное надгробие в дюрбе украшено арабской надписью: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года»[36].
В составе Крымского ханства
Спустя четыре года, в 1441 году, Хаджи I Герай вернулся в Крым, основав независимое Крымское ханство, а Кырк-Ор стал его первой столицей. В это время Кырк-Ор стал одним из самых богатых городов Крыма, а стены крепости были украшены драгоценными камнями, в связи с чем крымские татары прозвали её Гевхер-Кермен (крым. Gevher Kermen), то есть «крепость драгоценностей»[17]. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков[37]. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость»; известно, что в XIX веке, и в наше время слово «чуфут» имеет негативный смысловой оттенок)[29][6].
Вскоре крепость стала местом содержания высокопоставленных военнопленных. Историк КФУ Герцен А. Г. в труде «Пещерные города» Крыма (1989, 2005, 2007) предложил следующее положение тюрьмы. Он указывает на пещерный комплекс, расположившийся в квартале Нового города, который находится всего в 50 метрах от Средней крепостной линии, у пропасти[38].
Около 1574 года в ходе дозора на крымской границе был взят в плен опричник Василий Григорьевич Грязной. В плену вёл переписку с Иваном Грозным. Крымские татары желали выменять Грязного на крымского полководца Дивея-мурзу, либо получить выкуп в размере 100 000 рублей. Несмотря на слёзные просьбы Грязного об освобождении, высказанные им царю в письмах, тот был выкуплен только в 1577 году за 2000 рублей[39].
Николай Потоцкий в 1650 году отправился в Крымское ханство в качестве заложника за своего отца Николая Потоцкого, который был освобождён из плена после битвы под Корсунем. В 1651 году Н. Потоцкий вернулся из крымского плена в Польшу[40].
21 февраля 1661 года попавший в плен после битвы под Чудновым боярин воевода Василий Борисович Шереметев был заключён в крепость Чуфут-Кале. В плену В. Б. Шереметев провёл двадцать один год, за это время сменилось четыре правления: Мехмед IV Герай, Адиль Герай, Селим I Герай и Мурад Герай. В 1668 году князь Андрей Григорьевич Ромодановский, находясь под командованием отца Г. Г. Ромодановского, участвовал в военных действиях русских против правобережного гетмана Петра Дорошенко и был взят в плен татарами. Помещён в Чуфут-Кале. Здесь Ромодановский содержался с боярином В. Б. Шереметевым, который относился к нему с большим сочувствием. Только в 1681 года после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Крымским ханством Шереметев и Ромодановский был выкуплены, причём через год потерявший здоровье Шереметьев умер[41].
В крепости располагался и государственный монетный двор. В период расцвета (в XVIII веке) Кырк-Ор насчитывал более 500 усадеб.
В составе Российской империи, угасание города
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году ограничения[источник не указан 1538 дней] на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города и деревни, в которых крымские иудеи жили и во времена Крымского Ханства[42][43]. К середине XIX века город почти полностью опустел, к концу XIX здесь оставалась лишь семья смотрителя. До начала XXI века дошли лишь две усадьбы: Авраама Фирковича (1787—1874), жившего в крепости до конца своих дней, и Чал-Борю, где жил газзан и вероучитель Соломон Бейм (1819—1867)[44][45].
Существуют легенды, что во время своего крымского путешествия в 1787 году караимскую «колыбель» посетила Екатерина II и даже переночевала там[46][47]. Однако по мнению крымского историка Дмитрия Прохорова, проанализировавшего дневник французского историка и дипломата, посла Франции при дворе российской императрицы Луи-Филиппа Сегюра, сопровождавшего Екатерину II, а также записки её статс-секретаря А. В. Храповицкого, сообщения ряда авторов о посещении императрицей Чуфут-Кале являются не более, чем легендами[48][49]. Подтверждением этому служит и отсутствие имени Екатерины II в списке августейших особ, побывавших на Чуфут-Кале, опубликованном в работах караимских авторов С. А. Бейма и С. М. Шапшала[48].
С тех пор здесь бывали практически все российские самодержцы (исключая Павла I)[50]. Чуфут-Кале также посещали известные писатели и поэты: А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В. А. Жуковский, Леся Украинка, М. М. Коцюбинский, А. М. Горький, А. К. Толстой[51], В. А. Луговской, Джеймс Олдридж, А. Г. Битов, художники И. Н. Крамской, И. Е. Репин, А. Н. Серов и его сын В. А. Серов, А. В. Куприн. В романе «Ада» Владимира Набокова есть упоминание этого места, только в транслитерации «Чу-фут-Кале».
С октября 2015 года крепость и пещерный город Чуфут-Кале являются объектом культурного наследия федерального значения РФ[52].
Археология
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения (например, амбары для хранения колбас, сараи), руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских молитвенных дома) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
В восточной части города находилось множество жилых домов, а также несохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты.
Открытие гидротехнического сооружения (осадного колодца)
Сооружение было открыто в 1998 году и первоначально исследовано сотрудниками Центра спелеотуризма «Оникс-Тур». С 2002 года раскопки велись совместно Крымским филиалом Института археологии НАН Украины (ныне — Институт археологии Крыма РАН) и центром спелеотуризма «Оникс-Тур» под руководством археолога В. В. Майко. Раскопки открыли уникальное по сложности и размерам сооружение состоящее из наклонной шахты глубиной 120 метров и винтовой лестницы 30 м[53].
Крупнейший монетный клад
В ходе раскопок осадного колодца был обнаружен крупный монетный клад. Он представлен 4287 монетами (29 золотых, 1 медная, основная часть — серебряные различных проб). Золотые — венецианские дукаты, золотой динар египетских султанов (первая треть XV века). Серебряные — джучидские дирхемы, монеты генуэзско-крымской чеканки города Кафы, города Кырыма и Кырк-Ора. Серебряные монеты были отчеканены в период с XIV по XVI век. В кладе был также найден молдавский грош, предположительно, отчеканенный при Александре Добром в 1415—1430 годах, две византийские монеты, деньги Рязанского княжества. Единственная медная монета отчеканена в Нижнем Поволжье. Монеты находились в керамическом кувшине. Общая масса клада составила более 5 кг[53].
План города-крепости
Цифрами обозначены:
- Малые (южные) ворота
- Малая кенасса XVII в.
- Большая кенасса XIV в.
- Место бывшей караимской школы
- Место старого базара
- Руины мечети 1346 г.
- Водосборный колодец
- Банная пещера (Хамам Коба)
- Мастичная пещера (Сакыз-Коба)
- Мавзолей Джанике-Ханым 1437 г.
- Большой и малый крепостные рвы
- Хозяйственная пещера («темница»)
- Место ханского монетного двора
- Средняя оборонительная стена
- Сквозной колодец (Копка-Кую)
- Усадьба А. С. Фирковича XVIII в.
- Руины дома караимских обществ 1896 г.
- Усадьба Чал-Борю XVIII в.
- Туалет
- Место дома С. Бейма XVIII в.
- Пещеры
- Восточная оборонительная стена XIV—XVI вв.
- Водосборный бассейн
- Ворота восточной оборонительной стены
- Ворота средней оборонительной стены
- Пустырь (м. «бурунчак»)
- Руины «дворца»
- Крепостной ров перед восточной оборонительной стеной
В поэзии
Адам Мицкевич посвятил этой местности стихотворение «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале» из цикла «Крымские сонеты», написанного по впечатлениям от путешествия автора в сентябре—октябре 1825 года. В нём есть такие строки:
Молись! Поводья кинь! Смотри на лес, на тучи,
Но не в провал! Здесь конь разумней седока.
Он глазом крутизну измерил для прыжка,
И стал, и пробует копытом склон сыпучий[54].Оригинальный текст (польск.)[показатьскрыть]Droga nad przepaścią w Czufut-KaleZmów pacierz, opuść wodze, odwróć na bok lica,
Tu jeździec końskim nogom swój rozum powierza;
Dzielny koń! patrz, jak staje, głąb okiem rozmierza,
Uklęka, brzeg wiszaru kopytem pochwyca…[55]
Фотогалерея
-
Вид с Чуфут-Кале в сторону Свято-Успенского пещерного монастыря
-
Пещеры в Чуфут-Кале
-
Пещеры в Чуфут-Кале
-
Мавзолей Дюрбе Джанике-ханым, дочери Тохтамыша
-
Мавзолей Джаныке-ханум, дочери Тохтамыша
-
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
-
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
-
Караимская кенасса
XIV в. -
Караимская кенасса
XVIII в. -
Ворота Орта-Капу
(фото 1968 г.) -
Вид с Чуфут-Кале
-
Погребальная камера.
-
Просторное пещерное помещение.
-
Вид на долину из окна пещерной комнаты.
-
Узкие проходы между жилыми помещениями.
-
По этим улицам ездили много сотен лет, они напоминают улицы Помпей в Италии.
-
Ворота древнего города.
-
Этому металлическому покрытию ворот несколько сотен лет.
См. также
- Бакла
- Качи-Кальон
- Кыз-Кермен
- Мангуп
- Священная роща Балта-Тиймез
- Тепе-Кермен
- Челтер-Мармара
- Эски-Кермен
Примечания
- ↑ Герцен, Могаричёв, 1993.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Чуфут-Кале // Большая российская энциклопедия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- ↑ 3,0 3,1 Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде : Справки о Фуллах // Известия Таврической учёной архивной комиссии. — Симферополь, 1920. — № 57. — С. 122.
- ↑ 4,0 4,1 Кизилов М. Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. — Симферополь: «ДОЛЯ», 2011. — С. 123. — ISBN 978-966-366-386-9.
- ↑ 5,0 5,1 Фиркович М. Я. Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне «Чуфут-Калэ». — Вильна, 1907.
- ↑ 6,0 6,1 Цитата: «…Также и мусульмане, не зная происхождения слова иудей, вместо иудей произносят чуфуд, а город, в которым мы живем в настоящее время, крепость Кале, они называют Чуфуд Кале, то есть Крепость иудеев. Мусульмане считают, что называя нас именем чуфуд они наносят нам оскорбление, хотя для нас в этом нет ничего оскорбительного, а совсем наоборот, мы можем гордится этим именем, так как оно говорит о том, что мы принадлежим к дому Йегуде, что для нас очень почетно.…» Мордехай Султанский// Зехер Цадикким («Памяти Праведников»)
- ↑ Имена и фамилии подписчиков на книгу «Таргум Тора бе-лешон татар»(Перевод Торы на крымско-караимский язык). — Евпатория, 1841. // Сайт московских караимов
- ↑ Бушаков В. А. О древнем названии города-крепости Чуфут-Кале — Кыркор // Ватан (Родина) : ежемесячный общественно-политический и культурно-исторический журнал. — 1991. — № 10 (13) (октябрь). — С. 16. — ISSN 0868-7196.
- ↑ Акчокраклы О. Новое из истории Чуфут-Кале // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. — Симферополь, 1928. — Т. II (59). — С. 159.
- ↑ Габлиц К. И. Физическое описание Таврической области, по её местоположению, и по всем трём царствам природы. — СПб.: Печатано в Императорской типографии у Ивана Вейтбрехта, 1785. — С. 169.
- ↑ «В западном конце Багчасарайской долины, в получасе от города, находится местечко с 120 дорогами, с замком на высоком утёсе. Теперь его называют просто Калэ (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость), так как оно заселено только евреями караимской секты». // Иоганн Тунманн. Крымское ханство (1784)
- ↑ Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера — статья «Жид»
- ↑ Крымскотатарско-русско-украинский словарь / Сост. С. М. Усеинов. — Симферополь: Тезис, 2008. — ISBN 978-966-470-005-1
- ↑ Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
- ↑ 15,0 15,1 Бейм С. Память о Чуфут-Кале. — Одесса: в гор. тип. Х. Алексомати, 1862. — С. 26. — 82 с.
- ↑ Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. — СПб.: типо-лит. и фототип. П. И. Бабкина, 1896.
- ↑ 17,0 17,1 Герцен, Могаричёв, 1993, с. 6.
- ↑ «Маджалисский документ»А. Фиркович, перевод с оригинала («נוסח הרשימה הנמצאת במנג'יליס / על ידי כמורה»ר … אברהם פירקוויץ בשנת התר"א")
- ↑ Чуфут-кале // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Кизилов М. Б. Новые материалы о взаимоотношениях караимской и раввинистической (крымчакской) общин Крыма в XVIII — начале XIX века // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб. — М. : Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 137. — (Академическая серия ; вып. 46).
- ↑ Памятная доска в кенассе в Чуфут-кале в честь её посещения царской семьёй в 1886 году (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Щёголева, Т. Караимы СНГ на рубеже XX-XXI веков // Caraimica : International quarterly review / ред. В. Кефели. — Slippery-Rock; Simferopol, 2007. — № 2. — С. 11.
- ↑ Леви Т. С. К раскопкам в Мангуб-Кале // Очерк возникновения караимизма / Т. С. Леви. — Севастополь, 1913. — С. 64.Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]Последнее время в самом деле у караимов наблюдается тенденция переименовать Чуфут-Кале в «чуфт-Кале» — двойная крепость (Чуфут-Кале в действительности представляет собою двойную крепость), но это они делают по другому практическому соображению, чтобы словом «чуфут» не были введены в заблуждение незнающие значения этого слова.
- ↑ Самойлович А. Н. О материалах Радлова по народной словесности крымских татар и караимов // Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. — Симферополь, 1917. — Т. 6. — С. 121.Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]Несомненно обидное для караимов название „Чуфут-кале“, которому предшествовало более короткое имя просто „Кале“ („крепость“), не имеет, собственно, никаких прав на официальное существование. Эпитет „Чуфут“ не может не задевать как караимов, так и крымчаков. Отнюдь не могу признать однако удачной попытку замены этого неподходящего для официального употребления имени другим „Чуфт-кале“ („Двойная крепость“), возникшим несомненно после, а не ранее „Чуфут-кале“ и из последнего. В обоих именах прочное историческое основание имеет только общее обоим слово „Кале“.
- ↑ Крымские караимы сменили лидера
- ↑ «Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк Йер, или Джуфт Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского — „Двойная крепость“). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более лёгкие для произношения) названия: „Чуфт Кале“ и „Чуфут Кале“». // К. А. Ефетов. Крымские караимы
- ↑ Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. (укр.). Василевс: Українська візантиністика (2016). Дата обращения: 8 мая 2017.
- ↑ Меметов А. О так называемых «тюркских народах» Крыма Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009. — С. 172—178.
- ↑ 29,0 29,1 Татьяна Щёголева. Караимы Крыма: история и современное состояние общины. Архивная копия от 27 марта 2014 на Wayback Machine // Журнал «Евреи Евразии» № 1(8), январь-март 2005.
- ↑ Валиханов, 1984, с. 234.
- ↑ Герцен, Могаричёв, 1993, с. 62—63.
- ↑ 32,0 32,1 Герцен, Могаричёв, 1993, с. 63.
- ↑ Фадеева, 2001.
- ↑ Герцен, Могаричёв, 1993, с. 65.
- ↑ Герцен, Могаричёв, 1993, с. 64.
- ↑ 36,0 36,1 Герцен, Могаричёв, 1993, с. 58.
- ↑ М. Кизилов. Гурджи и ашкенази, или крымчаки в городе Чуфут-Кале. // Крымчаки, 2009. Т. 4. — С. 12-15.
- ↑ Тюрьма Чуфут-Кале . Пилигрим.
- ↑ Шокарев С. Ю. Переписка Ивана IV Грозного с Василием Грязным и русско-крымские взаимоотношения второй четверти XVI в. // Историко-публицистический альманах «Москва–Крым». — 2000.
- ↑ Генеалогия польских аристократических родов (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано 3 января 2015 года.
- ↑ В. Корсакова. Шереметев, Василий Борисович // Русский биографический словарь : в 25 томах.. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Прохоров Д. М. Иудейские общины в Крымском ханстве: правовой статус и основные занятия населения// Крымское историческое обозрение. 2018. № 2. (дата обращения: 13.10.2020)
- ↑ Сигаева Г. В., Зинченко Н. А. Правовое положение караев в Крымском ханстве(дата обращения: 13.10.2020)
- ↑ Прохоров Д. А. Сучасні музейні колекції з історії кримських караїмів: проблеми та перспективи розвитку (укр.) // Сіверщина в історії України : зб.. — К.: Глухів, 2012. — Вип. 5. — С. 375. — ISSN 2218-4805.
- ↑ Мероприятия по сохранению памятников Чуфут-Кале . Бахчисарайский историко-культурный заповедник (октябрь 2018). Дата обращения: 9 марта 2019.
- ↑ Кокизов Ю. Д. Караимы. Краткий исторический очерк. — СПб.: Типография «В. С. Балашев и К°», 1898. — 24 с.
- ↑ Дни минувшие: из воспоминаний С. Ш. Пигита // Караимская жизнь. — М., 1912. — Январь-февраль (т. 8—9). — С. 60.
- ↑ 48,0 48,1 Прохоров Д. А. «Отдали себя в покровительство Вашего Величества добровольно и усердно»: к вопросу о контактах крымских караимов с представителями династии Романовых в конце XVIII — 60-х годах XIX вв // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб.. — М. : Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 141—142. — (Академическая серия ; вып. 46).
- ↑ Д.А. Прохоров. К ИСТОРИИ ВИЗИТОВ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ В «ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД» ЧУФУТ-КАЛЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. — Вып. 6. — С. 273—298.
- ↑ Герцен, Могаричёв, 1993, с. 111.
- ↑ Толстой А. К. Крымские очерки
- ↑ http://government.ru/media/files/XnNawtIgNdGfkAMwq9cweD5tE4N6miAy.pdf
- ↑ 53,0 53,1 Козлов В. Ф., Полканов Ю. А., Шутов Ю. И. Подземная система у стен Чуфут Кале [Джуфт Кале] раскрывает свои тайны. Сенсационная находка клада средневековых монет // Москва-Крым. Историко-публицистический альманах.. — М., 2002. — С. 312—349.
- ↑ Дорога над пропастью в Чуфут-Кале. Перевод В. Левика // Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы. Перевод с польского / Вступительная статья, составление и примечания Б. Стахеева. — М.: Художественная литература, 1968. — С. 86. — (Библиотека всемирной литературы). — 300 000 экз.
- ↑ Droga nad przepaśćią w Czufut-Kale // Adam Mickiewicz. Wiersze (польск.). — Warszawa: Czytelnik, 1969. — С. 254. — 20 280 экз.
Литература
- Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. — Алматы: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1984. — Т. 1. — 432 с.
- Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. — Київ, 2016. — URL: https://byzantina.wordpress.com/2016/09/15/vus-6/.
- Герцен А. Г., Могаричёв Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. — Симферополь: Таврия, 1993. — 128 с. — (Археологические памятники Крыма). — ISBN 5-7780-0216-5.
- Фадеева Т. М. Тайны горного Крыма (Чуфут-кале и Успенский монастырь). — Симферополь: Бизнес-Информ, 2001. — 252 с.
- Чореф М. Я. К вопросу об аланах в средневековом Крыму (Знаки над входом в городище Чуфт-Кале) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1985. — С. 67—77.
- Чуфут-кале // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) на сайте крымских караимов
- История и описание Чуфут-Кале на Qrim.ru
- A. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев. Чуфут-Кале — иудейская крепость Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Научно-популярный фильм Неизвестные караимы