Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Здание галереи  Объект культурного наследия РФЗдание галереи Герб Объект культурного наследия РФ
Адрес Россия, Феодосия, Галерейная улица, д. 2

Феодосийский музей имени И. К. Айвазовского — один из крупнейших в мире музеев маринистической живописи и мемориальный дом русского художника Ивана Айвазовского. Насчитывает более 13 тысяч экспонатов, связанных с Айвазовским, его художественной традицией и временем. Расположен в городе Феодосии. Занимает два здания – дом Айвазовского с основной экспозицией и главными хранилищами музея (Галерейная улица, 2) и особняк сестры художника Е. К. Мазировой, отданный под выставочные пространства и научно-административные нужды (Галерейная улица, 4). Считается одним из самых популярных музеев Крыма.

С 12 марта 2021 года закрыт для посещения в связи с капитальным ремонтом и реставрацией исторических зданий. Открытие было запланировано на 2022 год[1]

История

Рождение галереи связывают с 1845 годом, когда в части большого вновь отстроенного художником на феодосийской набережной особняка для публичного обозрения были выставлены его первые 49 работ. Тогда же и там же начала действовать школа живописи Айвазовского.

В 1880 году пространство дома расширилось – был пристроен дополнительный корпус под выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника и третьим после Эрмитажа и Румянцевского музея общедоступным культурным местом.

После смерти Айвазовского в 1900 году галерея по его завещанию стала собственностью города.

В 1921 году – национализирована.

В галерее находится собрание из около 13 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ).

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены[2].

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было[3].

С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь»[3].

За годы фашистской оккупации дом Айвазовского был сильно поврежден снарядами и пулеметными очередями. С конца 1944 года в зданиях галереи и ближайшей территории начались ремонтно-восстановительные работы. И в мае 1946 г. музей вновь встретил посетителей.

В послевоенное время хранилище галереи неоднократно пополнялось. Был открыт мемориальный зал Айвазовского, рассказывающий историю его семьи и хранящий семейные ценности. На базе музея был оборудован лекторий и конференц-пространства.

В настоящее время галерея не только музей, но и научно-просветительский центр юго-восточного Крыма. В ее стенах регулярно проходят международные арт-конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская и издательская деятельность.

Коллекция

В настоящее время в галерее собраны уникальные произведения маринистической живописи, графика, архивные документы и фотодокументы, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. Всего более 13 тысяч экспонатов (по данным галереи на 2021 год). Основу коллекции главного корпуса галереи составляют более 400 работ живописи и графики руки самого Айвазовского. , среди них 417 произведений И. К. Айвазовского (крупнейшая в мире коллекция его произведений). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану», имеющее размер 212 на 708 см.

В дополнительном корпусе, особняке сестры художника Е.К. Мазировой, выставляются картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, а также работы внуков, учеников и современников Айвазовского – Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, А. Куинджи, – а также художников XX-XXI веков.[4].

Феодосийская картинная галерея Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника Выставочный зал в галерее в 2008 году Памятник Айвазовскому перед галереей

Примечания

  1. "На год или больше": галерея Айвазовского закрывается из-за ремонта. РИА Новости Крым (20210312T0915). Дата обращения: 17 сентября 2021. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  2. Бобков А. А. Красный террор в Крыму. 1920–1921 годы // Отв. ред. А. В. Терещук Белая Россия: опыт исторической ретроспекции. Материалы международной научной конференции в Севастополе. (Библиотека россиеведения. Выпуск 7) : Сборник. — СПб.: Посев, 2002. — ISBN 5-85824-140-9. Архивировано 3 августа 2020 года.
  3. 3,0 3,1 Даниленко Л.П. Три года в Ереване. Из истории национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского (рус.). Архивировано 7 августа 2016 года.
  4. Т. Гайдук «Мы готовы провести полную сверку коллекции»//Известия. № 56 (29056) 28 марта 2014 года

Литература

  • Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского: Путеводитель-каталог / Сост. хранитель галереи С. А. Барсамова / Обложка художника Э. Грабовецкого. — Симферополь: Крымиздат, 1954. — 130 с.: илл. — 10 000 экз.
  • Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. — М.: Международные отношения, 2006. — 35 c. — ISBN 5-7133-1273-9.
  • Феодосия: краткий путеводитель. Редакторы А. В. Меснянко, Ю. С. Воронцова. — Севастополь: Библекс, 2007. — 96 с. — ISBN 978-966-8231-93-3.

Ссылки