Доктрина деиудаизации караимов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Деиудаизация караимов»)

Доктрина деиудаизация караимизма — доктрина С. М. Шапшала, основанная на его теории об алтайско-тюркском происхождении караимов и языческих корнях караимизма (почитание священных дубов, политеизм во главе с богом Тенгри, жертвоприношения). Тюркская теория этногенеза караимского народа сыграла значительную роль в формировании этнической идентичности караимов Восточной Европы и по-прежнему является темой острых научных и общественных споров.

Постулаты

  • Караимы являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида.
  • Учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а Иисуса и Мухаммеда караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований.
  • Реликты архаичных культов караимов восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству. Хотя, по словам Шапшала, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев»[1], именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караимов, требующим изучения, сохранения и восстановления. Среди исконных обрядов караимов, подлежащих восстановлению: культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие[уточнить][2].

Реформы

В 1932 году шестиконечная звезда была удалена с купола кенассы в Тракае[3], а в 1938 году, во время визита нацистских учёных, её уже не было и на воротах[4]
Аттик кенассы в Симферополе, после 1922 караимского рабочего клуба, позднее телерадиокомитета, под пятиконечной звездой проступают следы шестиконечной Звезды Давида. Обе звезды убраны в ходе реставрационных работ в 2018 году[5].

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов, имеющих древнееврейскую этимологию, на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию[6]

  1. замена термина «Гахам» на «Гахан» по созвучию со словом «хан», придумав при этом специальный обычай вступления в эту должность, якобы принятую у хазар[7];
  2. отмена преподавания древнееврейского языка в караимских школах[7];
  3. уничтожение еврейских элементов караимской культуры;
  4. замена названия праздников и еврейских месяцев на тюркские:
Традиционное название
(1915 год)[8][9]
Вторичное название (с переводом на русский язык) Современное тюркское название[10] Тюркское название в переводе на русский язык[11][12]
«Песах» Хаг га-Маччот (Праздник опресноков) Tymbyl Chydžy Праздник пасхальных лепёшек (опресноков)
«Омер» Сефира (Отсчёт Омера) San Bašy Начало Счёта
Jarty San Середина Счёта
«Шавуот» Хаг Шавуот (Праздник Седмиц (Недель)) Aftalar Chydzy Праздник Недель
Пост 9-го Таммуза Чом hаревии (Пост четвёртого месяца) Burunhu Oruč Первый Пост
Пост 7-го Ава Чом hахамиши (Пост пятого месяца) Ortančy Oruč Средний Пост
Пост 10-го Ава Недава (Добровольное пожертвование)[13] Kurban Жертва
«Рош га-Шана» Йом Теруа (День Трубения) Byrhy Kiuniu День Труб
«Йом Киппур» буквально «День Прощения» Bošatlych Kiuniu День Прощения
«Пост Гедальи» Чом hашвии (Пост седьмого месяца) Отсутствует
«Суккот» буквально «Шалаши». Другое название: «Хаг га-Асиф» («Праздник Урожая») Alačych Chydzy или Орах Тою[14] Праздник Шалашей или Праздник Урожая
Пост 10-го Тевета Чом hаасири (Пост десятого месяца) Oruč Пост
«Пурим» «Жребий». Kynyš[a] Треугольный сладкий пирожок с маком[16][17]
Не считался праздником Jyl Bašy Начало годa

Последователи

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи[18] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление:

Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.

Кроме того, в постсоветскую эпоху наблюдаются следующие тенденции:

  • Обвинение учёных, критикующих теорию Шапшала, в заговоре против караимов[19];
  • Некоторые караимоведы приписывают термину «караим» (от др.-евр.קָרָאִים‏‎ — букв. читающие) тюркскую этимологию[20][21];
  • Некоторые караимские авторы отрицают любые семитские элементы в этногенезе караимов и элементы иудаизма в караимизме[22];
  • Приписывание древним караимам древнеболгарского календаря[23];
  • Распространённая среди караимов фамилия Коген получила новую трактовку: от хазарского титула каган[21], а по утверждению караимоведа С. И. Кушуль, караимы-носители фамилий Леви и Коген «не потомки израильского колена Левитов и Когенов, а потомки тюркских священнослужителей»[24];
  • 20 мая 2016 года «Национальный съезд крымских караимов-тюрков» принял единогласное решение отказаться от использования названий «Чуфут-Кале» и «Иосафатова долина» для обозначения «народных святынь крымских караимов-тюрков»[25].

Примечания

Комментарии
  1. Отсутствует в «Очерке караимской религии» А. Зайончковского[15].
Источники
  1. С. Шапшал. «Караимы СССР в отношении этническом»
  2. Чореф М. Я. Крымские караимы: элементы язычества / Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 220—228.
  3. Цитата: «…its cupola was originally surmounted by a shield of David, but the removal of this emblem was ordered someten years ago by the local hakham [i.e. Szapszał] as smacking too much of tradi-tional Judaism. The offending symbol, however, still remains on the iron gate, from which it could hardly be removed without causing a conspicuous blemish…» Опубликовано в: ISRAEL COHEN, Vilna, Philadelphia 1943, pp. 463—464
  4. Seraphim, Peter Heinz. Das Judentum im Osteuropäischen Raum Архивная копия от 7 марта 2019 на Wayback Machine, 1938 «…126. Das Wappen der Karaimen am Eingang zu ihrer „Kenessa“ in Troki bei Wilna…»
  5. Кира Добровольская. Куда исчезла звезда Давида. Пара слов о современной реставрации. https://krym-teren.org. Кримський теренמשצק (4 марта 2018). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 29 апреля 2018 года.
  6. М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
  7. 7,0 7,1 Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар, Голда Ахиезер, Лехаим (180), Апрель 2007. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 8 марта 2022 года.
  8. КАРАИМСКИЙ КАТИХИЗИС ВКРАТЦЕ/ Сост. М. Я. Фиркович. — Мелитополь:1915г. Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  9. Караимский календарь из справочника "Вся Вильна" за 1913 год из архива Марии Козыревой (Санкт-Петербург). Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 19 апреля 2014 года.
  10. «Календарь Литовских Караимов»
  11. Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. М. Шапшал. М., 1974
  12. Караимские праздники(Сайт Караимов Украины). Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 28 октября 2020 года.
  13. Шамаш Я. Б. Краткий катихизис. Руководство к начальному обучению караимских детей Закону Божию и краткой истории караимизма. — Евпатория: типография И. Ф. Райхельсона, 1913. — 27 с.
  14. Календарь караимов-тюрков. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 23 мая 2021 года.
  15. Зайончковский А. Очерк караимской религии. Для учеников средней школы / пер. А. А. Бабаджана, И. А. Бабаджан. — Симферополь, 2008. — 31 с.
  16. Ю. А. Полканов, А. Ю. Полканова, Т. А. Богославская, Национальная кухня крымских караимов (караев). Традиционная пища как выражение этнического самосознания. Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 16 февраля 2020 года.
  17. Во многих иудейских общинах принято употреблять треугольные маковые пирожки на Пурим. См. например Хоменташ
  18. Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002) Архивная копия от 23 мая 2013 на Wayback Machine
  19. «Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986) «Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990) «…они [фальсификаторы] не замедлят „сожрать“ нас — караимов — „живьем“… Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зелёной дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990) // А. Полканова Сымыт Кушуль Архивная копия от 23 декабря 2018 на Wayback Machine
  20. Ельяшевич В. А. Караим (самоназвание). http://karaimbook.com/. Энциклопедия крымских караимов (11 июня 2015). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  21. 21,0 21,1 Щёголева Т. Основные этнокультурные аспекты караимской публицистики и состояние крымской караимской общины в конце XX – начале XXI вв. // Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. — М., 2003. — Вып. 6. — С. 222.
  22. Полканов Ю. А. «Караи. Крымские караимы-тюрки» 1997 с.42. Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано 7 марта 2019 года.
  23. Улуг-ата санавы Архивная копия от 19 апреля 2014 на Wayback Machine
  24. Кушуль С. И. Простая, но весьма существенная истина. Леви и Когены у крымских караимов. https://kale.at.ua/. Этно-культурный центр «Кале» (26 мая 2011). Дата обращения: 8 ноября 2019. Архивировано 24 мая 2021 года.
  25. Решение Национального съезда крымских караимов-тюрков 2016 г.. Дата обращения: 28 октября 2016. Архивировано 28 ноября 2018 года.

Литература

Ссылки