Доктрина деиудаизации караимов
Доктрина деиудаизация караимизма — доктрина С. М. Шапшала, основанная на его теории об алтайско-тюркском происхождении караимов и языческих корнях караимизма (почитание священных дубов, политеизм во главе с богом Тенгри, жертвоприношения). Тюркская теория этногенеза караимского народа сыграла значительную роль в формировании этнической идентичности караимов Восточной Европы и по-прежнему является темой острых научных и общественных споров.
Постулаты
- Караимы являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида.
- Учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а Иисуса и Мухаммеда караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований.
- Реликты архаичных культов караимов восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству. Хотя, по словам Шапшала, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев»[1], именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караимов, требующим изучения, сохранения и восстановления. Среди исконных обрядов караимов, подлежащих восстановлению: культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие[уточнить][2].
Реформы
В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов, имеющих древнееврейскую этимологию, на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию[6]
- замена термина «Гахам» на «Гахан» по созвучию со словом «хан», придумав при этом специальный обычай вступления в эту должность, якобы принятую у хазар[7];
- отмена преподавания древнееврейского языка в караимских школах[7];
- уничтожение еврейских элементов караимской культуры;
- замена названия праздников и еврейских месяцев на тюркские:
Традиционное название (1915 год)[8][9] |
Вторичное название (с переводом на русский язык) | Современное тюркское название[10] | Тюркское название в переводе на русский язык[11][12] |
---|---|---|---|
«Песах» | Хаг га-Маччот (Праздник опресноков) | Tymbyl Chydžy | Праздник пасхальных лепёшек (опресноков) |
«Омер» | Сефира (Отсчёт Омера) | San Bašy | Начало Счёта |
Jarty San | Середина Счёта | ||
«Шавуот» | Хаг Шавуот (Праздник Седмиц (Недель)) | Aftalar Chydzy | Праздник Недель |
Пост 9-го Таммуза | Чом hаревии (Пост четвёртого месяца) | Burunhu Oruč | Первый Пост |
Пост 7-го Ава | Чом hахамиши (Пост пятого месяца) | Ortančy Oruč | Средний Пост |
Пост 10-го Ава | Недава (Добровольное пожертвование)[13] | Kurban | Жертва |
«Рош га-Шана» | Йом Теруа (День Трубения) | Byrhy Kiuniu | День Труб |
«Йом Киппур» | буквально «День Прощения» | Bošatlych Kiuniu | День Прощения |
«Пост Гедальи» | Чом hашвии (Пост седьмого месяца) | Отсутствует | |
«Суккот» | буквально «Шалаши». Другое название: «Хаг га-Асиф» («Праздник Урожая») | Alačych Chydzy или Орах Тою[14] | Праздник Шалашей или Праздник Урожая |
Пост 10-го Тевета | Чом hаасири (Пост десятого месяца) | Oruč | Пост |
«Пурим» | «Жребий». | Kynyš[a] | Треугольный сладкий пирожок с маком[16][17] |
Не считался праздником | Jyl Bašy | Начало годa |
Последователи
Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи[18] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление:
Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.
Кроме того, в постсоветскую эпоху наблюдаются следующие тенденции:
- Обвинение учёных, критикующих теорию Шапшала, в заговоре против караимов[19];
- Некоторые караимоведы приписывают термину «караим» (от др.-евр. קָרָאִים — букв. читающие) тюркскую этимологию[20][21];
- Некоторые караимские авторы отрицают любые семитские элементы в этногенезе караимов и элементы иудаизма в караимизме[22];
- Приписывание древним караимам древнеболгарского календаря[23];
- Распространённая среди караимов фамилия Коген получила новую трактовку: от хазарского титула каган[21], а по утверждению караимоведа С. И. Кушуль, караимы-носители фамилий Леви и Коген «не потомки израильского колена Левитов и Когенов, а потомки тюркских священнослужителей»[24];
- 20 мая 2016 года «Национальный съезд крымских караимов-тюрков» принял единогласное решение отказаться от использования названий «Чуфут-Кале» и «Иосафатова долина» для обозначения «народных святынь крымских караимов-тюрков»[25].
Примечания
- Комментарии
- ↑ Отсутствует в «Очерке караимской религии» А. Зайончковского[15].
- Источники
- ↑ С. Шапшал. «Караимы СССР в отношении этническом»
- ↑ Чореф М. Я. Крымские караимы: элементы язычества / Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 220—228.
- ↑ Цитата: «…its cupola was originally surmounted by a shield of David, but the removal of this emblem was ordered someten years ago by the local hakham [i.e. Szapszał] as smacking too much of tradi-tional Judaism. The offending symbol, however, still remains on the iron gate, from which it could hardly be removed without causing a conspicuous blemish…» Опубликовано в: ISRAEL COHEN, Vilna, Philadelphia 1943, pp. 463—464
- ↑ Seraphim, Peter Heinz. Das Judentum im Osteuropäischen Raum Архивная копия от 7 марта 2019 на Wayback Machine, 1938 «…126. Das Wappen der Karaimen am Eingang zu ihrer „Kenessa“ in Troki bei Wilna…»
- ↑ Кира Добровольская. Куда исчезла звезда Давида. Пара слов о современной реставрации . https://krym-teren.org. Кримський теренמשצק (4 марта 2018). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 29 апреля 2018 года.
- ↑ М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
- ↑ 7,0 7,1 Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар, Голда Ахиезер, Лехаим (180), Апрель 2007 . Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 8 марта 2022 года.
- ↑ КАРАИМСКИЙ КАТИХИЗИС ВКРАТЦЕ/ Сост. М. Я. Фиркович. — Мелитополь:1915г . Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 21 апреля 2021 года.
- ↑ Караимский календарь из справочника "Вся Вильна" за 1913 год из архива Марии Козыревой (Санкт-Петербург) . Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 19 апреля 2014 года.
- ↑ «Календарь Литовских Караимов»
- ↑ Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. М. Шапшал. М., 1974
- ↑ Караимские праздники(Сайт Караимов Украины) . Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 28 октября 2020 года.
- ↑ Шамаш Я. Б. Краткий катихизис. Руководство к начальному обучению караимских детей Закону Божию и краткой истории караимизма. — Евпатория: типография И. Ф. Райхельсона, 1913. — 27 с.
- ↑ Календарь караимов-тюрков . Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Зайончковский А. Очерк караимской религии. Для учеников средней школы / пер. А. А. Бабаджана, И. А. Бабаджан. — Симферополь, 2008. — 31 с.
- ↑ Ю. А. Полканов, А. Ю. Полканова, Т. А. Богославская, Национальная кухня крымских караимов (караев). Традиционная пища как выражение этнического самосознания . Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 16 февраля 2020 года.
- ↑ Во многих иудейских общинах принято употреблять треугольные маковые пирожки на Пурим. См. например Хоменташ
- ↑ Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002) Архивная копия от 23 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ «Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986) «Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990) «…они [фальсификаторы] не замедлят „сожрать“ нас — караимов — „живьем“… Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зелёной дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990) // А. Полканова Сымыт Кушуль Архивная копия от 23 декабря 2018 на Wayback Machine
- ↑ Ельяшевич В. А. Караим (самоназвание) . http://karaimbook.com/. Энциклопедия крымских караимов (11 июня 2015). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
- ↑ 21,0 21,1 Щёголева Т. Основные этнокультурные аспекты караимской публицистики и состояние крымской караимской общины в конце XX – начале XXI вв. // Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. — М., 2003. — Вып. 6. — С. 222.
- ↑ Полканов Ю. А. «Караи. Крымские караимы-тюрки» 1997 с.42 . Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано 7 марта 2019 года.
- ↑ Улуг-ата санавы Архивная копия от 19 апреля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Кушуль С. И. Простая, но весьма существенная истина. Леви и Когены у крымских караимов . https://kale.at.ua/. Этно-культурный центр «Кале» (26 мая 2011). Дата обращения: 8 ноября 2019. Архивировано 24 мая 2021 года.
- ↑ Решение Национального съезда крымских караимов-тюрков 2016 г. . Дата обращения: 28 октября 2016. Архивировано 28 ноября 2018 года.
Литература
- Freund R. Karaites and dejudaization: а historical review of an endogenous and exogenous paradigm. — Stockholm, 1991. — 113 p.
Ссылки
- Дымшиц В. Борьба за существительное // Народ Книги в мире книг. 2004. № 50 (рус.)
- Мороз Е. От иудаизма к тенгрианству: Ещё раз о духовных поисках современных крымчаков и крымских караимов // Народ Книги в мире книг. 2004. № 52 (рус.)
- Мороз Е. Сон крымчака, или Тюркская память крымских евреев // Народ Книги в мире книг. 2008. № 75 (рус.)
- Дымшиц В. На еврейских полях Крыма // Народ Книги в мире книг. 2011. № 94 (рус.)