Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Султанский.
Мордехай Иосифович Султанский |
c 1818 |
|
Дети |
Иосиф[1], Исаак, Моисей, Илья |
Мордеха́й Ио́сифович Султа́нский (1771, Луцк, Корона Королевства Польского — 20 сентября [2 октября] 1862, Николаев, Херсонская губерния) — караимский богослов, гахам и газзан. Один из наиболее видных представителей караимской науки в XIX веке.
Биография
Родился в 1771 году в Луцке в семье караимского газзана и учителя[2]. С 1818 года состоял гахамом в Луцке. Первый учитель Авраама Фирковича, в будущем рассорившийся с ним на почве личных счётов и расхождений в богословских вопросах[3]. В начале 1830-х годов становится газзаном Чуфут-Кале. Впоследствии переселился в Евпаторию, а затем в Херсон, где также занимал должность старшего газзана. В 1833 году по приглашению П. И. Кёппена исследовал древний караимский некрополь у подножия Мангуп-Кале, где им было обнаружено самое раннее надгробие с датой 1274 год н. э., или 5034 год от сотворения мира[2][4].
Мордехай Султанский был первым караимским учёным (наряду с Авраамом Фирковичем), разрабатывавшим теорию о том, что караимы Восточной Европы имеют отличное от евреев-талмудистов происхождение: от так называемых десяти колен израилевых[5] .
Умер в 1862 году в Николаеве[2].
Известные произведения
Название (в переводе на русский язык) |
Оригинальное название на древнееврейском |
Название (кириллица) |
Название (латиница) |
Описание
|
«Врата надежды»
|
פתח תיקוה
|
Петах Тиква
|
Petach Tikwah
|
грамматика древнееврейского языка (Евпатория, 1857)
|
«Разъясняющая Книга»
|
ספר תטיב דעת
|
Сефер Татив Даат
|
Sefer Tetib Daat
|
полемическое сочинение, направленное против талмудической религиозной философии и хасидизма (1858)
|
«Скрытый свет»
|
אור הגנוז
|
Ор а-Гануз
|
Or ha-Ganuz
|
книга по религиозной философии
|
«Книга (правильного) вкуса»
|
ספר הטעם
|
Сефер а-Таам
|
Sefer ha-Taam
|
ответы на вопросы Миллера и других о иудаизме и караимстве
|
«Ручьи»
|
פלגי מיים
|
Палгей Майим
|
Palge Majim
|
комментарий к Плачу Иеремии
|
«Памяти Праведников»[6]
|
זכר צדיקים
|
Зехер Чадыкким
|
Zecher Chaddykim
|
сборник проповедей и материалов по истории караимов в поддержку археологических находок А. Фирковича.
|
«Книга для сумы»
|
ספר ילקוט
|
Сефер Ялкут
|
Sefer Jalkut
|
сборник статей и гомилий к Библии
|
«Предписание отдаления от плохого»
|
מחתם סור מרע
|
Михтам Сур ми-Ра
|
Michtam Sur-me-Ra
|
о нравственном учении
|
«Меры стойкости»
|
מידות עוז
|
Мидот Оз
|
Midot Oz
|
руководство для преподавателей и учеников Торы
|
«Величество»
|
הוד מלכות
|
Ход Малхут
|
Hod Malkut
|
историческое произведение, посвящённое царю Николаю Первому
|
«Книга снимающая боль»
|
ספר דחית כאב
|
Сефер Дхият Кээв
|
Sefer Dchiyat Keev
|
обращение к народным вождям
|
Примечания
- ↑ Anna Sulimowicz. Rodziny Bezikowiczów i Sułtańskich (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław: Bitik, 2009. — Wrzesień (nr 2 (23)). — S. 18. — ISSN 1733-7585. Архивировано 29 ноября 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ельяшевич В. А. Султанские: отец, сыновья и внук // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — Евпатория, 2017. — № 25 (34). — С. 8—12. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Ельяшевич, 1993, с. 182—183.
- ↑ Кашовская Н. В. К итогам изучения караимского некрополя в ущелье Табана-Дере (Мангуп): проблемы хронологии и периодизации // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — Симферополь, 2017. — Вып. XXII. — С. 240. — ISSN 2413-189X.
- ↑ Гершом Киприсчи. Первые караимы в Крыму — переселенцы из Самарии. Лекция 9 Архивная копия от 26 апреля 2017 на Wayback Machine
- ↑ Название сочинения имеет двойное значение: 1) во-первых, словами зехер чаддыким начинается поминальная молитва караимов, в которой поминаются имена известных и уважаемых караимских деятелей — «память праведников да будет благословенна…»; 2) во-вторых, согласно поздней караимской традиции предки караимов, жившие ещё во времена второго Храма, назывались «чаддыким», то есть «праведники». Об этом значении названия своей книги М. И. Султанский пишет в самом её начале: «И поскольку в этом рассказе я буду рассказывать только о караимах, которые назывались раньше именем чаддыким, я назвал его ПАМЯТЬ (о) ЧАДДЫКИМ».Энциклопедия крымских караимов Архивная копия от 16 января 2016 на Wayback Machine
Литература
- Ельяшевич Б. С. Часть II. Караимский биографический словарь (от конца XVIII в. до 1960 г.) // Караимы / под ред. М. Н. Губогло, А. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой, Ю. Б. Симченко, В. А. Тишкова. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. — Кн. 2. — 238 с. — («Народы и культуры» ; вып. XIV). — 250 экз. — ISSN 0868-586X.
Ссылки