Концерт для скрипки с оркестром № 1 (Прокофьев)
Первый концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева | |
---|---|
Первый скрипичный концерт | |
Композитор | Сергей Прокофьев |
Тональность | D-dur |
Продолжительность | ≈ 23 минуты |
Дата создания | 1914—1917 |
Номер опуса | 19 |
Дата первой публикации | 1921 (клавир), 1924 (партитура) |
Место первой публикации | «А. Гутхейль» |
Части |
I. Andantino II. Scherzo. Vivacissimo III. Moderato. Allegro moderato |
Первое исполнение | |
Дата | 18 октября 1923 |
Место | Гранд-Опера́, Париж |
Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 — первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Начало создания относится к 1914 году, а завершение — к 1917 году. Первое исполнение состоялось 18 октября 1923 года солистом Марселем Дарье и оркестром под управлением Сергея Кусевицкого в Гранд-Опера́, Париж. В 1921 году нотоиздательством «А. Гутхейль» был опубликован клавир сочинения, а в 1924 году — его партитура.
История создания
Согласно записям «Дневника», 24 апреля 1914 года Прокофьев уже работал над концертом[1], а 14 мая отметил:
Вообще же днём подсочинил Скрипичный концерт и экспозиция первой части почти выяснилась. Я очень люблю его темы, Концерт обещает быть трогательным.
— С. С. Прокофьев. Дневник. 1907—1918[2].
Создание концерта растянулось на годы: сперва из-за работы над балетом «Ала и Лоллий», затем — над оперой «Игрок». Главная партия произведения возникла в 1915 году[3][4].
В 1917 году были завершены «Мимолётности», Скрипичный концерт, «Классическая симфония», кантата «Семеро их», Третья и Четвертая сонаты для фортепиано[5]. После распределения партий партитура концерта была передана на просмотр скрипачу Павлу Коханскому, консультировавшему композитора. Дирижёр А. И. Зилоти планировал первое исполнение на ноябрь 1917 года[6] с Коханским в качестве солиста[7], но осуществлению премьеры помешала Октябрьская социалистическая революция.
Осенью 1924 года во Франции Прокофьев работал над корректурой партитуры и голосов, которые закончил 18 октября[8].
Части
Концерт составляют три части — «мечтательно-лирическое начало, скерцозная середина и лирический финал»[9] — общей длительностью около 23 минут:
- I. Andantino
- II. Scherzo. Vivacissimo
- III. Moderato. Allegro moderato
Инструменты
Концерт написан для соло скрипки и симфонического оркестра в составе 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, тубы, арфы, литавр, малого барабана, бубна и струнных.
Премьера
Премьера состоялась 18 октября 1923 года в парижской Гранд-Опера́ в исполнении оркестра Сергея Кусевицкого; партию солиста, от исполнения которой отказались несколько именитых виртуозов (например, Бронислав Губерман), исполнил концертмейстер оркестра Марсель Дарье. В зале присутствовали видные деятели искусства: Пабло Пикассо, Александр Бенуа, Анна Павлова, Кароль Шимановский, Артур Рубинштейн, Павел Коханский и другие. Парижская критика не смогла дать концерту достойную оценку[10]. При первом исполнении сочинение не обрело большого успеха, публика встретила его прохладно.
О первом восприятии концерта И. В. Нестьев писал следующее: «Многим казалось, что лирика Скрипичного концерта не современна, что автор ещё не расстался с устаревшими романтическими привычками. Впервые Прокофьева стали критиковать „слева“ за слишком ясную и недостаточно изощрённую музыку»[10]. По мнению Орика в концерте присутствовали черты искусственности и «мендельсонизм».
Со временем сочинение стало завоёвывать славу, а его наибольший успех был достигнут благодаря стараниям Йожефа Сигети, об исполнении которого 28 декабря 1928 года в Париже композитор писал как о лучшем из всех ранее им услышанных[11]. Спустя годы Сигети писал, что находил в концерте «настроение маленького мальчика, внемлющего сказке»[12].
В СССР концерт впервые был исполнен Натаном Мильштейном в сопровождении фортепиано (Владимир Горовиц) 21 октября 1923 года[13].
Записи
- ГСО, дирижёр А. В. Гаук, солист Д. Ф. Ойстрах
- Лондонский филармонический оркестр, дирижёр Т. Бичем, солист Й. Сигети; дирижёр Джулини, солист Н. Мильштейн
- Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Д. Митропулос, солист И. Стерн
- Оркестр Национальной филармонии (США), дирижёр С. С. Прокофьев, солист Д. Ф. Ойстрах
- Оркестр романской Швейцарии, дирижёр Э. Ансерме, солист Р. Риччи
- Филадельфийский оркестр, дир. Ю. Орманди, солист И. Стерн, Columbia Records
- 1954 — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Л. Матачич, солист Д. Ойстрах
- 1956 — БСО, дирижёр К. П. Кондрашин, солист Д. Ф. Ойстрах, фирма «Мелодия» Д 03040-1[14]
- 1980 — Симфонический оркестр Би-би-си под управлением Геннадия Рождественского, солист Ицхак Перлман, EMI Records
См. также
- Второй скрипичный концерт С. С. Прокофьева
Примечания
- ↑ Прокофьев, 2002, 1914. 24 апреля, с. 674.
- ↑ Прокофьев, 2002, 1914. 14 мая, с. 463.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава IV. Sturm und Drung, с. 124.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава V. На распутье, с. 156.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава V. На распутье, с. 155.
- ↑ Прокофьев, 2002, 1917. Сентябрь, с. 671.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава V. На распутье, с. 157.
- ↑ Прокофьев II, 2002, 1924. 18 октября, с. 287.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава IX. Возвращение, с. 374.
- ↑ 10,0 10,1 Нестьев, 1973, Глава VII. В Париже, с. 244.
- ↑ Прокофьев II, 2002, 1928. 28 декабря, с. 660.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава XV. Добрый мастер, с. 603.
- ↑ Нестьев, 1973, Глава IX. Возвращение, с. 245.
- ↑ Д. Ойстрах. С. Прокофьев 1-й концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, соч. 19 . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 24 апреля 2017. Архивировано 24 апреля 2017 года.
Литература
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М.: Советский композитор, 1973. — 663 с.
- Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 1. — 813 с. — ISBN 2951813805.
- Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813.
Ссылки
- Violin Concerto No.1, Op.19: ноты произведения на International Music Score Library Project
- Первый скрипичный концерт, op. 19 на YouTube в исполнении Давида Ойстраха и Лондонского симфонического оркестра под управлением Ловро фон Матачича, 1954
- Первый скрипичный концерт, op. 19 на YouTube в исполнении Ицхака Перлмана и Симфонического оркестра Би-би-си под управлением Геннадия Рождественского, 1980