Бенуа, Александр Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Бенуа
фр. Alexandre Benoîs
Портрет работы Леона Бакста (1898)Портрет работы Леона Бакста (1898)
Дата рождения 3 мая 1870(1870-05-03)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 9 февраля 1960(1960-02-09) (89 лет)
Место смерти Париж, Франция
Учёба Санкт-Петербургский университет (1894)
Стиль Модерн

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benoîs; 21 апреля [3 мая1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Биография

Ранние годы

Родился 21 апреля (3 мая1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885—1890 годах учился в частной гимназии К. И. Мая[1], где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым[2].

Изобразительное искусство: теория и практика

Некоторое время в 1887 году был вольнослушателем Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая[2]. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.

Автопортрет Александра Бенуа. 1893

В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета[3].

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

Первая поездка во Францию

В 1896—1898 году состоялась первая поездка художника во Францию, много давшая его художественному развитию. «Я несомненно созревал, расставаясь со всякими ненужными пережитками юности и с остатками своего „провинциализма“, выражавшимися в известной бестолковости, сумбурности и узости моих художественных восприятий» — писал он. По мнению художника, «сокровища Парижа» способствовали развитию заложенного в нём дара «восприятия красоты»[4].

Под впечатлением от Версаля Бенуа создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». Эта «Версальская серия» имела успех: в 1897 году три работы с выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

В Санкт-Петербурге

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»[2]. Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм»[5].

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

В 1903 году Бенуа создал один из шедевров российской книжной графики — серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа»[6]. В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины Святой Евгении. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии имени Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа.[7].

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках»[8], едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И. Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.

Вторая поездка во Францию

В 1905—1907 годах состоялась вторая поездка Бенуа во Францию. В этот период он подготовил к публикации издания «Русский музей императора Александра III» и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом «Золотое руно», а также печатал в газете «Слово» свои «Парижские заметки»; своими работами участвовал в выставках в Москве, Петербурге, Париже, Берлине. Ряд работ он посвящает Бретани, а также вновь обращается к Версалю.

А. Бенуа. Прогулка короля. 1906. Государственная Третьяковская галерея

Художник был уверен, что

«…именно теперь, когда весь воздух российский провонял сходками и словоизвержениями, необходимо писать о „Царском…”, о Версале, что столь [же] важно для человечества, как 8-часовой рабочий день и автономия Польши. <…> Писать буду о Версале, о саксонском фарфоре и о золоте. Грядущий Хам! Ему я служить не буду и даже в момент торжества социал-демократии. С тоски буду вопить: “Да здравствует Аполлон!”»

[4]. В 1906 году, вслед за Таврической выставкой 1905 года, организовывает вместе с Дягилевым и Бакстом «Русскую художественную выставку» в Париже — начинание, которое вылилось в создание театральных «Русских сезонов» за рубежом.

Вероятно, в конце 1906 года, накануне возвращения в Петербург, в письме Константину Сомову художник отмечает, что

«...Себя нашёл <…> положение своё в жизни выяснил и <…> вступил в зрелый и разумный возраст»

[4].

Вновь в Санкт-Петербурге

В мае 1907 года Бенуа вернулся в Санкт-Петербург, чтобы приступить к работе над оформлением одноактного балета «Павильон Армиды», либретто которого он написал для Николая Черепнина ещё в 1903 году, — однако тогда постановка не состоялась. Подготовка к премьере не была гладкой. Так, с одной из репетиций, несмотря на протесты Бенуа, полицмейстер вывел из зала Дягилева, уволенного из дирекции, однако приглашённого в театр художником. На генеральной репетиции артисты, впервые надев пышные костюмы Бенуа, не узнавали друг друга на сцене. Исполнители главных партий Матильда Кшесинская и Павел Гердт в последний момент отказались от выхода в спектакле. Боясь провала, постановщики с трудом добились переноса премьеры на неделю, с 18 на 25 ноября. Несмотря на сложности, балет был хорошо принят публикой и критикой, и вошёл в репертуар Мариинского театра, а 19 мая 1909 года им открылись первые «Русские сезоны» в Париже.

С ноября 1907 по ноябрь 1908 года газета «Московский ежеднедельник» публиковала его «Дневник художника» — заметки, посвящённые столичным выставкам и театральным постановкам. С 1908 года и вплоть до революции Бенуа публиковал свои «Художественные письма» на страницах газеты «Речь»[4].

В 1908—1911 годах — Бенуа стал художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.

В 1911 году выходит издание повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа[9]. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с финалом спектакля.

Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста»[10], тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.

После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины.

В Советской России

В 1919 году Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в театрах советской России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ[2].

В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль»[11], где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.

Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.

Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль:

«…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей»[12].

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже[13].

Жизнь в эмиграции

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. П. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала[2].

В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов — «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926)[14], «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927, «Григорий Орлов» А. Попова (1946)[15]. В 1927 г. много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти последние книги так и не вышли в свет — оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы[16].

Последние годы

В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917—1960 гг.».

Александр Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Семья

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году[17] на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:

  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895[18] — 1984). Её муж (с 1919) — Ю. Ю. Черкесов (1900—1943)
  • Елена (31.03.1898, Париж — 16.07.1972, Париж). Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)[19]
  • Николай (19.04.1901 — 31.03.1988)

Шаблон:Бенуа

Адреса

В Петербурге жил на 1-й линии Васильевского острова, близ Большого проспекта.

Работы

Библиография

  • Александр Николаевич Бенуа. Художественные письма 1908-1917, газета «Речь». Петербург. Том 1. 1908-1910 / Гл. редактор изд. В.П. Третьяков. Сост. Ю.Н. Подкопаева, И.А. Золотинкина, И.Н. Карасик, Ю.Л. Солонович. Вступ. статья Г.Ю. Стернин. — СПб.: «Сад искусств», 2006. — 608 с. — ISBN 5-94921-018-2.
  • История русской живописи в XIX веке. 1902.
  • Азбука в картинках. — Санкт-Петербург, 1904.
  • Русская школа живописи. — СПБ, 1904;
  • Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517—538).
  • Художественные письма // [газета] «Речь». — Ноябрь 1908 — февраль 1917;
  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. — СПБ, 1910;
  • История живописи всех времён и народов (СПб, 1912-1917; в четырёх томах и 22 выпусках; не окончена)
  • Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928;
  • Жизнь художника. Воспоминания. Тома 1-2. — Нью-Йорк, 1955;
  • Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 годов). — М., 1968;
  • Memoirs, v. 1-2, L., 1960—1964. (англ.)
  • Мои воспоминания. В пяти книгах. Т. 1 и т. 2.

— Изд. второе, доп. — М.: Наука 1990.

Примечания

  1. См. главы 16, 17, 19 книги второй «Воспоминаний» А. Н. Бенуа.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Бенуа Александр Николаевич. Дата обращения: 18 марта 2018. Архивировано 15 марта 2018 года.
  3. Ходяков М. В., Ходяков О. А. Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 26. — 194 с. — ISBN 5-288-03197-5.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 А. Н. Бенуа. Дневник 1906 года Архивная копия от 14 декабря 2007 на Wayback Machine // «Наше Наследие» № 77, 2006.
  5. Ирина Вакар. Трубный хор голосов здоровых людей ; История художественного общества «Бубновый валет» с 1910 г. // Наше наследие. — 2005. — № 75–76.
  6. Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. — Казань, 1925. — С. 50.
  7. Сеславинский и Тараканова, 2010, с. 170—175.
  8. Сеславинский и Тараканова, 2010, с. 45—49.
  9. Сеславинский и Тараканова, 2010, с. 90—95.
  10. Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики. — М.: Искусство, 1977. — С. 276–277.
  11. Сеславинский и Тараканова, 2010, с. 206—209.
  12. Бенуа А.Н. Версаль. — Петроград : Аквилон, 1922. — С. 15.
  13. Биография А. Н. Бенуа (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 октября 2008. Архивировано 17 июля 2020 года.
  14. Сеславинский, 2009, с. 116—119.
  15. Сеславинский, 2009, с. 120—123.
  16. Сеславинский, 2009, с. 115.
  17. [http://web.archive.org/web/20160813083630/http://forum.vgd.ru/file.php?fid=208174&key=2047700100 Архивная копия от 13 августа 2016 на Wayback Machine Метрическая запись римско-католической церкви Св. Екатерины]
  18. Метрическая запись. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  19. БЕНУА (в последнем браке Бенуа-Клеман) Елена Александровна. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.

Литература

Документы, воспоминания и критика

Исследования

  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М. : Театралис, 2012. — 208 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902492-25-2.
  • Сеславинский, М. В., Тараканова О. Л. Книги для гурманов : Библиофильские издания конца ХIX — начала XX века : альбом. — М. : Белый город, 2010. — 310 с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  • Сеславинский, М. В. Рандеву : Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века : альбом-каталог. — Москва : Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  • Сеславинский, М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы) : монография. — Москва : ИД «Университетская книга», 2012. — 254, [6] с. — ISBN 978-5-454-00003-5.
  • Эрнст С. А. Бенуа. — П., 1921.
  • Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960 / [Вступ. статья чл.-кор. Акад. наук СССР заслуж. деятеля искусств РСФСР проф. д-ра искусствоведения А.А. Сидорова]. — Л.—М. : Искусство, 1965. — 215 с.
  • Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века / Марк Эткинд. — Л. : Художник РСФСР, 1989. — 478, [2] с.

Справочные издания

Ссылки