Валторна
Валторна | |
---|---|
Диапазон (и строй) |
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {\clef bass \time 2/1 b,,1 \glissando \clef treble f }</score>примерный практический диапазон валторны F: от «си» контроктавы до «фа» второй октавы[1] |
Классификация | Медный духовой музыкальный инструмент |
Родственные инструменты | Вагнеровская туба |
Валто́рна (нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno, фр. cor, англ. French horn[2]) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.
Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовали ещё в классической и барочной музыке, в том числе Бах, Моцарт, Бетховен).
Одинарная и двойная валторна
Несмотря на введение вентилей, одинарная валторна оказалась сложной для использования в самом высоком диапазоне. Раннее решение состояло в том, чтобы просто использовать валторны более высокого строя, обычно.
Двойная валторна также сочетает в себе два инструмента в одном: оригинальную валторну в F, и вторую, в более высоком строе B♭. При помощи четвёртого вентиля — квартвентиля (который обычно нажимается большим пальцем), валторнист может быстро перейти от глубокого, тёплого тембра строя F к более высокому и яркому строю B♭.
Техника игры на валторне
Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В настоящее время используют инструмент главным образом in F (в строе Фа).
Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.
Ноты для валторны in F пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков).
Тембр инструмента несколько грубоватый, напоминающий фагот или тубу в нижнем регистре, в среднем и верхнем — мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.
Среди приемов изменения звука — закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона — приём использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) — на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий.
Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) — звук на пиано звенящий, напряжённо-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.
Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (с длинным певучим соло валторны в первом разделе), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.
Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте, как в Пятой симфонии Шостаковича) и мелодий широкого дыхания (кантилен). Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).
Известные валторнисты
- Воронцов Дмитрий Александрович (Россия)
- Барсов Даниил (Россия)
- Кобызева Лада (Россия)
- Коршунов Дмитрий (Россия)
- Илья Царев (Россия)
- Герман Бауман (Германия)
- Деннис Брейн (Великобритания, 1921—1957)
- Михаил Николаевич Буяновский (Россия, 1891—1966) и его сын Виталий Михайлович Буяновский (СССР, 1928—1993)
- Алан Сивилл (Великобритания)
- Петер Дамм (Германия)
- Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия, 1932—2013)
- Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811)
- Валерий Владимирович Полех (Россия, 1918—2006)
- Баборак Радек (Чехия)
- Ян Денисович Тамм (Россия, Эстония, 1874—1933)
- Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981)
- Аркадий Шилклопер (Россия, Германия)
- Сара Уиллис (Германия)
Наиболее известные произведения для валторны
- Концерт для валторны с оркестром № 1 ре-мажор K. 412 (1791)
- Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
- Концерт для валторны с оркестром № 3 ми-бемоль мажор K. 447 (1787)
- Концерт для валторны с оркестром № 4 ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
- Концертное рондо для валторны с оркестром ми-бемоль мажор К. 371 (1781)
- Концерт для валторны с оркестром № 1 ми-бемоль мажор, соч. 11 (1883)
- Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 132 (1942)
Примечания
Литература
- Буяновский В.М. Валторна. — М.: Музыка, 1971. — 69 с.
- Рогаль-Левицкий Д.Р. Валторна // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 12—80. — 447 с.
- Прасолова К., Лекция по инструментоведению : Валторна. Часть I
- Черных А.В. Валторна // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 95—98. — 320 с.
- Чулаки М.И. Валторна // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 126—135. — 224 с.
- Валторна // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 653—655. — 1072 с.