Партитура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Партитура для голоса и фортепиано Play 

Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись оркестровой, хоровой или ансамблевой композиции, объединяющая все партии и отображающая их одна над другой. Партии располагаются в определённом порядке[1].

Страница партитуры читается слева направо — по горизонтали, и одновременно сверху вниз — по вертикали. Каждая горизонтальная нотная строчка — голос либо одного инструмента, либо группы одинаковых инструментов. Партитура лежит на пульте у дирижёра, на пюпитре у каждого оркестранта стоит нотная запись лишь той партии, которую должен играть этот музыкант.

История

Изначально многоголосные сочинения записывались и (с XVI века) издавались только в виде набора отдельных голосов (поголосников). Первыми образцами печатной партитуры считаются фрагменты партитурной записи музыки, воспроизведённые немецкими теоретиками первой половины XVI века: пример расшифровки табулатуры в партитуру у Мартина Агриколы (в трактате «Musica instrumentalis deudsch», 1529) и мотет Филиппа Вердело «Sancta Maria succurre miseris», который приводит Лампадий (в трактате «Музыкальный компендий», 1537). Со временем партитура стала основной формой записи многоголосных сочинений.

Начиная с XIX века для исполнения издаются как партии отдельных исполнителей, так и партитура (оркестровая, хоровая, ансамблевая).

Порядок расположения голосов

Дирижёрская партитура

В вокальной партитуре голоса располагаются сверху вниз по мере понижения тесситуры:

Для симфонического оркестра партии располагаются по следующим группам:

В каждой из групп партии располагаются по высоте звучания. Партии солирующих инструментов, вокальных голосов и хора помещаются между партиями арфы и смычковых инструментов.

Литература

  • Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). — М.: МГК, 1997.

Примечания

  1. Попов С. С. Инструментоведение : учебник. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2022. — С. 420. — ISBN 978-5-8114-9738-6.

Ссылки