Перейти к содержанию

Кингисепп (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Кингисепп
Балтийское (Ивангородское) направление
Октябрьская железная дорога
59°22′02″ с. ш. 28°36′19″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Санкт-Петербург Витебский
Дата открытия 1870[1]
Прежние названия Ямбург (до 1922)
Тип пассажирская, грузовая
Количество платформ 1
Количество путей 6
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 380
Выход к Объездная ул., Вокзальная ул.
Пересадка на пригородные автобусы
Расстояние до Санкт-Петербурга 136 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Гатчины 92 км 
Тарифная зона 15
Код в АСУЖТ 073507
Код в «Экспресс-3» 2004646

Кингисе́пп (до 1922 года — Я́мбург) — железнодорожная станция Санкт-Петербург — Витебского региона Октябрьской железной дороги на 136 километре линии на Ивангород. Расположена в городе Кингисепп Ленинградской области. На станции имеется вокзал постройки 2005 года, в котором есть зал ожидания с буфетом и билетными кассами[⇨].

Станция была открыта в 1870 году вместе с железнодорожным мостом через Лугу. Проходившие через Ямбург (после 1922 года — Кингисепп) военные конфликты XX века каждый раз затрагивали станцию как важный транспортный узел: мост через Лугу неоднократно разрушался, в годы Великой Отечественной войны были также разрушены многие станционные постройки. После войны деревянное здание вокзала было восстановлено, но концу 1990-х годов оно обветшало, пришло в негодность и было разобрано, а вместо него построено новое здание[⇨].

Станция выполняет большинство операций как в пассажирском, так и в грузовом сообщении[⇨], на ней останавливается одна пара пригородных и одна пара поездов дальнего следования в день[⇨].

Описание

2ТЭ116у с грузовым составом проходит станцию

Станция Кингисепп расположена в одноимённом городе на 136 километре линии Гатчина — Ивангород Санкт-Петербург — Витебского региона Октябрьской железной дороги между станцией Сала и остановочным пунктом Тикопись[2]. На станции 5 путей и 1 тупик, слепо оканчивающийся со стороны Санкт-Петербурга. С южной стороны путей расположена старая платформа, некогда прилегавшая к вокзалу по адресу Таможенная улица дом 1, там же расположен пост электроцентрализации станции. С южной стороны в направлении Санкт-Петербурга отходит подъездной путь[3].

Вокзал станции расположен с северной стороны путей по адресу Вокзальная улица, дом 14[4], к нему прилегает низкая платформа длиной 380 метров, оснащённая подогревом. В здании вокзала имеется пункт полиции, буфет, 3 кассовых окна и зал ожидания вместимостью 60 человек[5][⇨].

История

Старый вокзал на дореволюционной фотографии
Перейти к шаблону «Мга — Ивангород» 
Мга — Ивангород
48,8
Мга
На Горы
Пост 2 км
8,1
Войтоловка
17,1
Пустынька
21,7
пост 22 км
26,0
о.п. Княжелисино
39,0
о.п. 39 км
35,4
о.п. 36 км
31,0M
33,3Г
Стекольный
29,0
пост 29 км
26,7
42,4
Новолисино
16,0
Владимирская
14,0
о.п. 14 км
13,0
о.п. 13 км
10,0
о.п. Саборы
4,0
Фрезерный
48,5
47,6
Гатчина-Тов.-Балт.
Центральная ул.
р. Колпанская
50,0
Западный парк
55,1
Войсковицы
58,9
Борницы
67,2
Елизаветино
75,9
Кикерино
80,2
Роговицы
 
Мшинская
на Лугу
о.п. Липово
о.п. Верест
о.п. Сосницы
о.п. 47 км
о.п. Извара
84,8
Волосово
96,2
Вруда
104,0
Овинцово
109,3
Молосковицы
115,8
Ястребино
121,6
147,7
Веймарн
=3кВ
нет
127,2
Тикопись
135,6
Кингисепп
146,0
Сала
о.п. Комаровка
157,0
Ивангород-Нарвский
158,0
314,0
Нарва

Станция Ямбург была построена на южной окраине города[6] к августу 1869 года[7], но движение поездов запустили только в 1870 году[8] при строительстве линии Балтийской железной дороги из Тосно в Ревель[5][9]. На станции были построены деревянный вокзал и каменная водокачка[6][10]:29[7].

Несмотря на то, что вся линия делалась однопутной, каменные устои моста через Лугу (заложен 15 мая 1866 года[6]) сделали под два пути[11][10]:9. Мост был двухпролётным с пролётами по 72 м, которые перекрывались неразрезной многораскосной фермой. Береговые устои и опоры были сложены из бутовой кладки с облицовкой тёсаным гранитным камнем[10]:10. Мост имел настил для движения пешеходов и гужевого транспорта, за что губернское земство ежегодно платило управлению железной дороги 1600 рублей[6].

Открытие железнодорожной станции привело к разорению некоторой части извозчиков города, но в целом отмечался экономический подъём: сумма собранных с населения налогов увеличилась на 4 %[7], а количество жителей выросло на 245 человек, без учёта наёмных строителей[6].

В 1913 году на деньги местного купечества между вокзалом и водокачкой был разбит сквер с цветником и установлен бронзовый бюст Николая I[12]. В том же году Путиловским заводом[13] было начато строительство второго моста через Лугу[7]. 28 января на строительстве моста произошла трагедия: одна из ферм из-за преждевременного ледохода упала с опор в воду и покалечила много рабочих[13][14]. После разбора пришедшей в негодность фермы была доставлена и установлена новая[14].

Железнодорожный мост через Лугу

до 1913 года
между 1918 и 1919 годами
август 1919 года
1920 год
Существующий мост

В ходе революционных волнений 1917—1918 годов со станции бесследно исчез бюст Николая I[12]. Во время последовавшей за этим Гражданской войны сама станция не пострадала, однако оба моста были взорваны: новый — красногвардейским отрядом в ночь на 4 марта 1918 года, чтобы предотвратить возможный прорыв германских бронепоездов[15][16], а старый 5 августа 1919 года взорвали части отступавшей Северо-Западной армии[17] (по другой версии, несмотря на приказ, белые мост не подорвали, и сделано это было эстонцами с целью укрепить оборону Нарвы[18]). После взятия Ямбурга Красной Армией на станцию прибыл поезд с председателем ВЦИК М. И. Калининым, который провёл митинг у вокзала[19]. В 1920 году второй мост был восстановлен сначала путём укладки временного деревянного полотна, а после — в металле[6].

В 1922 году город и станция были переименованы в честь Виктора Кингисеппа[5].

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны мост через Лугу был снова взорван (на этот раз — отступавшими частями вермахта), а станция серьёзно пострадала: все станционные постройки были повреждены или разрушены[5]. В том же году деревянный вокзал был восстановлен в общих формах исторического здания[6].

В 2001 году обветшавшее здание вокзала было разобрано на дрова[6], а в 2005 году на станции Кингисепп появился новый одноэтажный вокзал. Одновременно с постройкой вокзала на станции был проведён капитальный ремонт путевого и сигнального хозяйства[5].

Коммерческие операции

Грузовое сообщение

Станция принимает и выдаёт все типы грузов как мелкими, так и повагонными отправками. На станции действуют крытые склады, имеются подъездные пути к некоторым предприятиям Кингисеппа. Отправка контейнеров возможна только полной массой не более 5,5 т[2].

Пассажирское сообщение

Кассы на вокзале работают ежедневно, также возможно оформление электронного билета и оплата банковскими картами[8]. Осуществляется приём и выдача багажа[2]. Пассажирское сообщение по станции крайне скудное и включает в себя одну пару пригородных поездов и одну пару поездов дальнего следования[20] со стоянкой от одной до пяти минут[8]. Дальнее сообщение представлено поездом № 33/34 сообщением между Москвой и Таллином через Санкт-Петербург[21], пригородное — поездом № 6661/6662 сообщением между Санкт-Петербургом и Ивангородом[22].

Примечания

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 224. — 368 с. — 100 000 экз.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Станция Кингисепп. railwayz.info. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 3 декабря 2019 года.
  3. Спутниковые фото Кингисеппа. Яндекс.Карты. Дата обращения: 4 декабря 2019.
  4. Вокзал станции Кингисепп. Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 3 декабря 2019 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Сегодня на Октябрьской железной дороге — филиале ОАО «РЖД» состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала в г. Кингисепп (Ленинградская область), Новости ОЖД (4 августа 2005). Дата обращения 27 ноября 2019.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Белобородов А. С восточного берега Луги на западный // Восточный берег. — 2005. — № 32. — С. 12.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 Аристов, 2009, с. 143.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 ЖД станция Кингисепп. ждвокзалы.рф. Дата обращения: 27 ноября 2019.
  9. Головачёв, 1881, с. 228.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 Доклад Правления общества Балтийской железной дороги общему собранию г.г. акционеров 3 октября 1871 года. — СПб., 1871. — С. 9—10, 29.
  11. Головачёв, 1881, с. 227.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Белобородов А. В царскую честь // Восточный берег. — 2005. — № 10.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 Аристов, 2009, с. 145.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 Новости Ямбурга // Нарвский листок. — 1914. — 28 июля (№ 74).
  15. Ефимов, 1972, с. 55.
  16. Ямбург в 1917—1919 годах. Страница 4. historigood.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 1 октября 2020 года.
  17. Ямбург в 1917—1919 годах. Страница 11. historigood.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 21 сентября 2020 года.
  18. Надёжный, 1929, с. 117.
  19. Ефимов, 1972, с. 68.
  20. ЖЖ-авторnord_ursus ≡ Карташов К. В. Кингисепп. Часть 1. Живой Журнал (29 декабря 2017). Дата обращения: 29 ноября 2019.
  21. Расписание поездов дальнего следования по вокзалу станции Кингисепп. Яндекс.Расписания. Дата обращения: 27 ноября 2019.
  22. Расписание пригородных поездов по вокзалу станции Кингисепп. Яндекс.Расписания. Дата обращения: 27 ноября 2019.

Литература

  • Аристов В. В. Страницы Яма-Ямбурга-Кингисеппа в истории России и Европы / В. В. Аристов. — СПб., 2009. — 239 с. — 1000 экз.
  • Головачёв А. А. История железнодорожного дела в России. — СПб.: Типография Р. Голике, 1881. — 404 с.
  • Ефимов А. С. Кингисепп : Ист.-краевед. очерк. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Л.: Лениздат, 1972. — 144 с.
  • Надёжный Д. Н. На подступах к Петрограду летом 1919 г. — М.Л.: ГИЗ, Отдел воен. лит-ры, 1929. — 167 с.