Евреи в Латвии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «История евреев в Латвии»)
Даугавпилсская синагога

Евреи Латвии (латыш. Latvijas ebreji, ивр.יהדות לטביה‏‎) — национальное меньшинство Латвии. По состоянию на 1 июля 2022 года численность евреев в Латвии составляла 7438 человек (0,36 % жителей Латвии), из них 5571 человек — граждан Латвии и 1232 человека — неграждан Латвии[1]. По состоянию на 1 июля 2022 года в Латвии проживало 676 граждан Израиля[2]. Евреи на территории Латвии постоянно проживают по крайней мере с XVI века.

История

Первые поселенцы

В созданном в XIII веке на территории Латвии немецком Ливонском ордене евреям селиться запрещалось, но запрет иногда нарушался. После распада ордена в появившемся на его территории Курляндском герцогстве евреям запрещалось «заниматься в Ливонии торговлей и откупом налогов и пошлин». Тем не менее, заинтересованные в евреях герцоги и дворянство обходили запрет вопреки давлению опасавшихся конкуренции местных купцов, ремесленников и церкви[3]. В 1710 году впервые в истории Курляндии было разрешено создание в Митаве еврейского кладбища[4].

В Российской империи

По переписи населения 1897 года евреи являлись самым многочисленным народом в городах Двинск (Даугавпилс), Режица (Резекне), Люцин (Лудза) (Витебская губерния), Якобштадт (Екабпилс) и Фридрихштадт (Яунъелгава) (Курляндская губерния).

В буржуазной Латвии

В буржуазной Латвии быстро утвердился крайний национализм и антисемитизм, гнездом которого стал Латвийский университет, где 1 декабря 1922 года группа латышских студентов с криками «Все жиды вон!», напала на однокашников-евреев. Стычки продолжились на улицах города ещё в течение двух недель[5].

В феврале 1925 года в ходе потасовки, затеянной боевиками Латышского национального клуба, был застрелен 19-летний рабочий, еврей Александр Масакс[5].

Широкий резонанс получило происшествие на заседании академического Сената Латвийского университета в 1929 году, когда латышский преподаватель Линдеманис отказал в месте на скамье профессору Центнершверу, заявив, что не будет сидеть рядом с жидом. Профессор Центнершвер покинул заседание сената, уволился из ЛУ и переехал в Варшаву, где получил должность профессора Варшавского университета и стал членом Краковской академии наук. Впоследствии он погиб в Варшаве в 1944 году[6].

В 1932-33 годах приверженцы фашизма и нацизма в Латвии из организаций «Угунскрустс» (после её запрета «Перконкрустс») принимали активное участие в обсуждении стерилизационного законодательства, высказываясь за необходимость защитить с помощью евгеники «нашу расу» [savu rasi] и в то же время не давать размножаться не только физически или умственно отсталым людям, но также преступникам и «евреям, неграм, монголам и другим подобным лицам»[7]. Лидерами в продвижении евгенических концепций организации были психиатры Э. Планис и Херманис Салтупс[8]. Газета «Перконкрустс» пугала читателей еврейским заговором, который в результате развязанного следующего глобального конфликта повлечёт «убийство 15 миллионов арийцев, а тех, кто избежит убийства, ждёт большевизация, то есть рабство»[9].

Согласно предвоенной переписи населения в 1935 году в Латвии проживало 93 479 евреев, в том числе 43 672 — в Риге (11,34 % рижан[10]). Существовали еврейские партии, культурные, религиозные, медицинские, образовательные и другие национальные организации. Выпускались печатные издания на языках идиш и иврит, евреи избирались в латвийский парламент — Сейм[11]. Членом правительства был известный еврейский общественный деятель и учёный-правовед Пауль Минц.

После фашистского переворота Карлиса Улманиса прошла национализация с передачей в ведение Латвийского кредитного банка ряда немецких и еврейских банков, льняная мануфактура в Елгаве, текстильная фабрика Buffalo в Риге. Из рук евреев были отняты и переданы государству торговля горючим и мукой. Для импорта товаров были введены лицензии, которые выдавались в первую очередь латышским торговцам, а евреи могли приобрести их только через вторые или третьи руки по завышенной цене. Еврейские врачи потеряли места в здравоохранении. Президент Улманис недолюбливал интеллигенцию, считая себя простым крестьянином, однако он не предпринимал мер против антисемитизма в этой среде, зато прямо поддерживал рост националистических настроений среди молодёжи на селе[12].

В апреле 1939 года в заметках К. Улманиса появляется идея антиеврейского закона с целью ограничить занятость евреев[13][14]. 24 апреля Министерство финансов выпустило рекомендации по вопросу домашней прислуги: принимать во внимание «национальность работодателей (тайно, с точки зрения расовой чистоты) и их семейное положение)[14][15]. Хотя формально антиеврейский закон принят не был, в апреле 1940 года началась брутальная антиеврейская кампания, так называемое «Большое дело по найму слуг»: каждый день допрашивали 10-15 нелатышей, у которых работали слуги-латыши, имена допрошенных публиковали, и все они были евреи, которых называли «хорошо известными инородцами». Сообщалось, что такие дела будут переданы в прокуратуру. Это был беспрецедентный случай в латвийской юридической практике и практически антиеврейский закон, считает историк Айвар Странга[14].

После присоединения Латвии к СССР

В 1940 году после включения Латвии в состав СССР многие еврейские организации были закрыты. Советские власти отрицательно относились к ивриту и любым проявлениям религиозных традиций, хотя большинство латвийских евреев вело светский образ жизни и разговаривало на идише. Евреи понесли также существенные экономические потери — частные предприятия были национализированы[11]. Однако после присоединения Латвии к СССР с расширением промышленного производства началась массовая миграция бедного еврейского населения из маленьких городов и сельской местности в крупные промышленные центры, где эти люди получали работу и жильё[10].

14 июня 1941 года власти осуществили высылку антисоветских элементов в отдалённые районы СССР, в основном в так называемые исправительно-трудовые лагеря и на «спецпоселение», 14 476 человек, в том числе 1771 еврея. Высланы были члены сионистских и других некоммунистических организаций, религиозные деятели и предприниматели. Около половины заключенных в лагерях умерли от голода, болезней и непосильных работ. Выжившие были спасены от последующего уничтожения, которое развернули немецкие оккупанты и их коллаборационисты[11][16].

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны около 10 тысяч латвийских евреев смогли эвакуироваться в тыловые районы СССР[10]. Многие из них вступили добровольцами в первое созданное после начала войны национальное воинское формирование - 201-ю Латышскую дивизию РККА. Таким образом она получила такую особенность, что количество бойцов-евреев в ней было больше, чем в любом другом подразделении Красной армии, указывает историк Арон Шнеер[17].

Большинство оставшихся латвийских евреев погибли во время Холокоста. Всего в Латвии погибло около 70 тысяч латвийских евреев и 20 тысяч евреев, привезённых из других стран[18][19]. Мнения о количестве погибших расходятся: эмигрантский историк Андриевс Эзергайлис считает, что число латвийских жертв не превышает 61 тысячи, Маргерс Васерманис оценивает его в 75 тысяч человек[20]. Историки считают, что Холокост пережили не более 1000 латвийских евреев, помимо тех, кто находился в Советской армии или в эвакуации в СССР[21]. «Каждый из спасшихся мог рассказать только то, что сам видел и пережил, — писала Рута Шац-Марьяш. — Но во всех этих рассказах открывалась одна общая, ужасающая правда: евреев убивали не только немецкие оккупанты. Их сдавали оккупантам, арестовывали, заключали в тюрьмы и гетто, вели на расстрел и убивали также местные жители, латыши. Обычная среда вдруг стала вражеской и опасной. Люди, которые вчера жили по соседству, вдруг превратились в смертельных врагов — злобных, безжалостных и неумолимых»[22]. После войны за военные преступления были осуждены около 30 тысяч коллаборационистов, преимущественно латышей. Однако советская власть избегала обвинений по национальному признаку, акцентируя внимание на коллаборационизме «буржуазных националистов»[23].

Согласно первой послевоенной переписи в СССР, которая проводилась в 1959 году, в Латвии численность евреев составляла 36 592 человека или 1,75 % населения, из них 30 267 человек жили в Риге.

По переписи 1979 года в Латвии проживало 28 300 евреев, по переписи 1989 года — 22 900, из них 18 800 жили в Риге[источник не указан 1089 дней].

В 1989 году была открыта еврейская школа в Риге и музей «Евреи в Латвии».

В литературе

  • Вилис Лацис. Буря. Роман в трех частях. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 

Имея доступ к документам КГБ, латвийский советский писатель отразил в романе события войны — создание и жизнь в Рижском гетто, массовые убийства в Шкедских дюнах и в Румбуле[23].

См. также

Примечания

  1. [1] (латыш.)
  2. https://www.pmlp.gov.lv/lv/media/9158/download
  3. Пумпянский А. Э. «Евреи в Лифляндской и Курляндской губерниях». «Еврейские Записки», Рига, 1881 г.
  4. Латвия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Гусев, Игорь Николаевич. Безжалостный и беспощадный: как зарождался латышский антисемитизм. Sputnik Латвия (14 января 2020). Дата обращения: 16 января 2020. Архивировано 16 января 2020 года.
  6. Press, Bernhard. The Murder of the Jews in Latvia: 1941-1945 = Judenmord in Lettland, 1941-1945 (1992). — Иллинойс, США: Northwestern University Press, 2000. — С. 29,. — ISBN 0-8101-1728-2. — ISBN 0-8101-1729-0.
  7. Слово латышским врачам -- учёным и законодателям (латыш.) = Vārds latviešu ārstiem–zinātniekiem un likumdevējiem // Pērkonkrusts : газета. — 1933. — 4 июня.
  8. Björn Michael Felder. Lettland im Zweiten Weltkrieg: Zwischen sowjetischen und deutschen Besatzern 1940–1946. — Paderborn: Schöningh, 2009. — С. 236—237. — 410 с. — ISBN 978-3-657-76544-7. Архивная копия от 8 мая 2021 на Wayback Machine
  9. Сыны Израиля хотят войны! (латыш.) = Izraēlis grib kaŗu! // Pērkonkrusts : газета. — 1934. — 27 января.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 Смирин, Григорий Ефимович. Рижские евреи во время нацистской оккупации (1941–1944) // Холокост в Латвии = Rīgas ebreji nacistiskās okupācijas laikā (1941–1944) / Дзинтарс Эрглис. — Труды Латвийской комиссии историков при президенте ЛР. — Рига: Институт истории Латвийского университета, 2006. — С. 82—116. — 385 с. — ISBN 9984-601-59-5.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 Залманович М. Катастрофа евреев Латвии (обзорная лекция) // М. Баркаган Уничтожение евреев Латвии 1941-1945 : сборник. — Рига: Шамир, 2008. — С. 36—37. — ISBN 978-9984-9835-6-1.
  12. Press, Bernhard. The Murder of the Jews in Latvia: 1941-1945 = Judenmord in Lettland, 1941-1945 (1992). — Иллинойс, США: Northwestern University Press, 2000. — С. 29,. — ISBN 0-8101-1728-2. — ISBN 0-8101-1729-0.
  13. Kārļa Ulmaņa pieraksti. LNA LVVA, 5969-1-235, с. 23-24.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Странга, Айвар. Деятельность Рабочей централи в 1939–1940 годах (латыш.) = Darba Centrāles darbība 1939.–1940. gadā // Vēsture : Научный журнал Латвийского университета. — 2016. — Num. 1 (96). — L. 27—44. — ISSN 2500-9621. Архивировано 5 марта 2021 года.
  15. Artūrs Rundzāns. Создание и деятельность Латвийской рабочей централи в 1939-1940 годах в контексте сельскохозяйственной политики = Latvijas Darba centrāles izveide un darbība 1939.-1940.gadā lauksaimniecības politikas kontekstā. — Магистерская работа. — Рига: Латвийский университет, 2013. — С. 56.
  16. Штейман И. Латвийские евреи в Советском Союзе и вооружённых силах СССР // Евреи Латвии и Советская власть. 1928-1953. — Рига: Институт философии и социологии Латвийского университета, 2009. — С. 227. — 344 с. — ISBN 978-9984-624-80-8.
  17. Шнеер Арон Ильич. ЛАТЫШСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ДИВИЗИИ КРАСНОЙ АРМИИ В 1941-1945 ГГ // НП/NP. — 2020. — № 4.
  18. О ПРОЕКТЕ. Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  19. Открытие музея Рижского гетто. Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано 8 марта 2016 года.
  20. Antonijs Zunda. Политика немецкой оккупационной власти в Латвии (1941-1945): оценки в историографии (латыш.) = Vācijas okupācijas varas politika Latvijā (1941–1945): vērtējums historiogrāfijā // Latvija nacistiskās Vācijas okupācijas varā. Starptautiskās konferences referāti, 2003. gada 12.–13. jūnijs, Rīga. : Latvijas vēsturnieku komisijas raksti. — 2004. — L. 24.
  21. Шнейдере И. Латвийские евреи и советский режим (1944-1953) // Евреи Латвии и Советская власть. 1928-1953. — Рига: Институт философии и социологии Латвийского университета, 2009. — С. 264—265. — 344 с. — ISBN 978-9984-624-80-8.
  22. R. Šaca-Marjaša. Калейдоскоп моей памяти = Mans atmiņu kaleidoskops. — Rīga: Jumava, 2013. — С. 79–80. — ISBN 978-993-411-27-37.
  23. Перейти обратно: 23,0 23,1 Didzis Bērziņš. Социальная память Холокоста в Латвийской ССР, 1944-1948 (латыш.) = Holokausta sociālā atmiņa Latvijas PSR, 1944–1948 // Vēsture : Научный журнал. — 2016. — Num. 1 (96). — L. 45—73. — ISSN 2500-9621. Архивировано 5 марта 2021 года.

Литература

Ссылки