История евреев в Болгарии
История евреев в Болгарии (болг. Евреи в България, ивр. יהדות בולגריה) начинается в II веке. Евреи часто играли важную роль в истории Болгарии. Сейчас большинство болгарских евреев переселились в Израиль, а в Болгарии проживает небольшая еврейская диаспора.
Римский период
Предположительно евреи поселились во Фракии во времена Римской империи, когда после поражения восстания Бар-Кохбы, вероятно, были перемещены римлянами на Балканы из Ближнего востока. Руины синагог были обнаружены в Пловдиве, Никополе и Гигене[1]. Самые ранние письменные источники, подтверждающие наличие еврейской общины в провинции Мёзия, относятся к II веку н. э. Иосиф Флавий подтверждает существование еврейской общины в балканских провинциях. Указ Римского императора Феодосия I от 379 года в отношении преследования евреев и уничтожения синагог в Иллирии и Фракии также указывает на существование еврейских поселений на территории этих провинций.
Период Болгарского царства
До XIV века еврейское население Болгарии относилось к субэтнической группе романиотов, в 1376 году из Венгрии, а позднее из других частей Европы началась миграция ашкеназов. После создания в 681 году Первого Болгарского царства, евреи страдавшие от гонений в Византии, начали массово переселяться в Болгарию. Большое число евреев проживало в 967 году в Никополе. Царь Иван Александр был женат на еврейке Саре (после крещения Теодора), которая приняла христианство и имела значительное влияние при дворе[2][3]. Её сын Иван Шишман был последним царем Тырновского царства и был низложен турками в 1395 году.
Период Османского владычества
После османского завоевания Болгарского царства в 1396 году, существовали значительные еврейские общины в городах Видин, Никопол, Силистра, Плевен, София, Ямбол, Пловдив (Филиппополь) и Стара-Загора. Султан Баязид II пригласил евреев в Османскую империю, рассчитывая на то что они принесут развитие и обогащение территорий империи. Султан предоставил евреям гарантии автономии, и дал им ряд различных прав, к примеру право на владение недвижимостью, строительство синагог, право торговли по всей территории империи[4]. В 1470 году ашкеназы изгнанные из Баварии переселились в Болгарию. С 1494 года начинается приток изгнанных из Испании сефардов, они переселились в Болгарию через Салоники, Македонию, Италию и Боснию. В результате этого на территории Болгарии сложились три отдельных еврейских общины: романиоты, ашкеназы и сефарды. Такое положение сохранялось до 1640 года, когда один раввин был назначен для всех трех групп. В XVII веке в Болгарии появляются сторонники идей Шабтая Цви, Натан из Газы и Самуил Примо активно распространяли свое учение в Софии.
Конец XIX — начало XX века
После окончания Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Болгария получила независимость. По условиям Берлинского договора болгарские евреи получили равные права с другими гражданами Болгарии. Евреи призывались в ряды болгарской армии и воевали в Сербско-болгарской войне (1885), в Балканских войнах (1912—1913), и в Первой мировой войне. 211 солдат болгарской армии еврейской национальности погибли во время Первой Мировой войны[1].
В годы, предшествующие Второй Мировой Войне, темпы роста населения еврейской общины снизились. В 1920 году в Болгарии проживало 16 000 евреев, что составляло 0,9 % от населения страны. Хотя размер еврейской общины к 1934 году возрос до 48 565 человек, это составило всего лишь 0,8 % от общей численности населения Болгарии. Причем более половины болгарских евреев проживало в столице Болгарии — Софии. Ладино был доминирующим языком в большинстве еврейских общин Болгарии, но молодежь часто предпочитала говорить на болгарском языке.
Вторая мировая война и Холокост
Этот раздел статьи ещё не написан. |
После Второй мировой войны
После Второй мировой войны, и установления коммунистического режима, большинство еврейского населения эмигрировало в Израиль. В Болгарии в данный момент проживает около тысячи евреев (1 162 согласно переписи 2011 года). Согласно статистике израильского правительства из Болгарии в Израиль в период с 1948 по 2006 год эмигрировали 43 961 человек, что делает болгарских евреев четвёртой по величине группой эмигрировавшей из европейских стран, после евреев СССР, Румынии и Польши[5].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 "Bulgarians and Jews throughout History" by Pavel Stefanov . digitalcommons.georgefox.edu. Дата обращения: 12 апреля 2016. Архивировано 6 апреля 2020 года.
- ↑ Bozhilov, Familiyata na Asenevtsi, pp. 192–235. .
- ↑ Sugar Pete. Southeastern Europe Under Ottoman Rule, 1354–1804. — University of Washington Press, 1983. — P. 16. — ISBN 0-295-96033-7. .
- ↑ A. Assa, p.36. .
- ↑ "Immigrants by period of immigration, country of birth and last country of residence" (in Hebrew and English). The Central Bureau of Statistics (Israel). Retrieved 2008-08-22. (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 апреля 2016. Архивировано 10 июня 2011 года.
Литература
- Ben-Yakov, Avraham (1990). Encyclopaedia of the Holocaust 1. New York: Macmillan. pp. 263—272. ISBN 0-02-896090-4. (map, illus.)
- Stefanov, Pavel (2002). «Bulgarians and Jews throughout History» . Occasional Papers on Religion in Eastern Europe (Newberg, Oregon: George Fox University) 22 (6): 1-11. ISSN 1069-4781
- Stefanov, Pavel (2006). «The Bulgarian Orthodox Church and the Holocaust: Addressing Common Misconceptions»
- Occasional Papers on Religion in Eastern Europe (Newberg, Oregon: George Fox University) 26 (2): 10-19. ISSN 1069-4781 . Retrieved October 4, 2015.
- Trankova, Dimana; Georgieff, Anthony. A Guide to Jewish Bulgaria . Sofia: Vagabond Media. p. 168. ISBN 978-954-92306-3-5.
- Comforty, Jacky (2001). «The Optimists: A film about the Rescue of the Bulgarian Jews during the Holocaust» . See also the resources page on the same website.
- Иоанн-Шишман и Иоанн-Срацимир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.