Играбельность
Игра́бельность (англ. playability) — качественная характеристика игрового процесса; степень, определяющая, насколько приносит удовольствие и удовлетворение игра во время интерактивного взаимодействия игры и игрока[1][2][3][4].
Определение
В общем случае нет строгого и стандартного определения термина «играбельность». Так, это понятие может рассматриваться как «множество свойств для описания опыта игрока при использовании определённой игровой системы, призванной развлекать игрока и приносить ему удовольствие посредством убедительного удовлетворения потребностей игрока, будь то в одиночной игре или в компании»[3][5]. В то же время, термин может рассматриваться в контексте пользовательского интерфейса и взаимодействия с игрой: «играбельность представляет собой сочетание игрового процесса и интерфейса пользователя, что объединяет концепты интуитивности, ненавязчивости, удовольствия и игрового вызова»[6]. Однако чтобы избежать конфликтов терминов, в ряде случаев связь с интерфейсом опускают.
Улучшение играбельности ставит перед собой простую задачу: сделать так, чтобы игроку было приятно во время игры[7]. Как следствие, играбельность представляет собой степень того, насколько пользователь получает желаемое, что выражается в удовлетворении игровым контекстом, который зависит от игрового процесса, качества сюжета и других составляющих[3][8]. К факторам, определяющим играбельность, также относят удобство интерфейса, контроль происходящего, ответная реакция игрового мира, качество интеграции, возможность настройки, сложность, стратегичность и др[3].
Свойства
При более подробном рассмотрении играбельности, её значение может быть определяться исходя из следующих характеристик[9]:
- Удовлетворение: насколько игрок наслаждается игровым процессом, в который включены: «веселье» (англ. fun) как основная игровая цель; «разочарование», которого не должно быть слишком много или слишком мало, так как в первом случае игрок бросит игру, а во втором будет недостаточен вызов; «привлекательность» как набор атрибутов, повышающих удовольствие и удовлетворение от игры.
- Обучаемость: способность игрока понять игровой мир и его механики, и далее стать в нём мастером — сюда входят постановка задачи, набор правил, способы взаимодействия с игрой и др. Сюда включаются «игровое знание», «навыки», «сложность», «скорость», «разочарование», «открытие».
- Эффективность: количество времени и ресурсов, которые необходимо потратить игроку для получения игрового опыта; описывается через «полноту» выполнения и «структурированность» элементов.
- Погружение: свойство игры, дающее игроку чувство правдоподобности происходящего в игровом мире, в которое входит «осознанная осведомленность», «абсорбация», «реализм», «гибкость», «социо-культурная близость».
- Мотивация: множество характеристик, мотивирующих игрока пройти игру до конца. Здесь важны «поощрение», «интересность», «самосовершенствование», «разнообразие».
- Эмоциональность: свойства игры, дающие игроку импульс к цепочкам неосознанных действий: «реакция», «поведение», «чувствительность».
- Социализация: характеристики игры, стимулирующие социальные аспекты, удовлетворяющие игроков благодаря формированию отношений с другими игроками. Сюда входят социальное восприятие, групповая идентичность, личная реализация, коммуникации, интерактивное взаимодействие, кооперация и конкуренция.
Таким образом, играбельность является сложным процессом, так как зависит от множества факторов и при этом может рассматриваться с разных точек зрения и построения архитектуры[10].
Примечания
- ↑ Usability First - Usability Glossary - playability | Usability First (англ.). www.usabilityfirst.com. — «the degree to which a game is fun to play and usable, with an emphasis on the interaction style and plot-quality of the game; the quality of gameplay». Дата обращения: 3 октября 2017.
- ↑ Zhu, Fang, 2015, p. 671.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Gonzalez, 2009, p. 67.
- ↑ Advertising and Branding: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. — Management Association, Information Resources. — IGI Global, 2017. — С. 586. — 1806 с. — ISBN 9781522517948.
- ↑ Zhu, Fang, 2015, p. 671: «».Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]a set of properties that describe the Player Experience using a specific game system whose main objective is to provide enjoyment and entertainment, by being credible and satisfying, when the player plays alone or in company
- ↑ Zhu, Fang, 2015, p. 671: «».Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]playability is the combination of gameplay and user interface, which can be further connected to concepts of intuitiveness, unobtrusiveness, fun and challenge
- ↑ Zea, 2010, p. 300: «objective: to make the player feel good when playing it».
- ↑ Zea, 2010, p. 300: «».Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]Playability represents the degree to which specified users can achieve specified goals with effectiveness, efficiency and specially satisfaction and fun in a playable context of use, with an emphasis on the integration style and plot-quality of the game or the quality of Gameplay, Storyline and so on
- ↑ Gonzalez, 2009, p. 68-70.
- ↑ Gonzalez, 2009, p. 70.
Литература
- Miaoqi Zhu, Xiaowen Fang. A Lexical Analysis of Nouns and Adjectives from Online Game Reviews (англ.) // Human-Computer Interaction: Interaction Technologies. — Los Angeles, CA, USA: 17th International Conference, HCI International, 2015. — P. 670-672.
- Gonzalez Sanchez J.L. From Usability to Playability: Introduction to the Player-Centred Video Games Development Process (англ.) // Human Centered Design. — San Diego, CA, USA: First International Conference, Held as Part of HCI International, 2009. — P. 65–74.
- Zea, Natalia Padilla; Sánchez, José Luís González; Vela, Francisco Gutiérrez. Joining Playability and CSCL to Improve the Learning Experience (англ.) // Academic Conferences International Limited : journal. — European Conference on Games Based Learning; Reading, 2010. — October. — P. 299-305.
Дополнительная литература
- Алексей Макаренков, Владимир Болвин, Светлана Померанцева. Секреты играбельности . Игромания (04.10.2005). Дата обращения: 7 октября 2017.