Юбилейная площадь (станция метро)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Юбилейная площадь»
Юбілейная плошчаЗеленолужская линия
Зеленолужская линия
Минский метрополитен
Район Центральный
Дата открытия 7 ноября 2020[1]
Проектное название «Юбилейная»
Тип колонная трёхпролётная глубокого заложения
Глубина заложения, м 20[2][3]
Тип платформ островная
Форма платформ прямая
Архитекторы Вячеслав Лопато
Скульпторы М. Петруль
Переходы на станции  Фрунзенская
Выход к улицам улицам Сухой, Кальварийской
Наземный транспорт  40,  9, 13, 14
Режим работы 5:33—1:06[4]
Код станции 316
Зеленолужская линия
Перейти к шаблону «Зеленолужская линия» 
оборотные тупики
Зелёный Луг
Улица Кольцова
Улица Мележа
оборотный тупик
Площадь Бангалор
Улица Максима Богдановича
Веры Хоружей
Проспект Победителей
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Юбилейная площадь
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Площадь Франтишка Богушевича
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Вокзальная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ковальская Слобода
оборотный тупик
Аэродромная
Неморшанский сад
Слуцкий Гостинец
оборотные тупики

«Юбиле́йная пло́щадь» (белор. Юбілейная плошча) — конечная станция Зеленолужской линии Минского метрополитена. Является пересадочной на станцию «Фрунзенская» Автозаводской линии. Расположена на Юбилейной площади, на пересечении Сухой и Кальварийской улиц. Станция была открыта для пассажиров 7 ноября 2020 года[5]. Самая глубокая станция Минского метрополитена (глубина заложения — 20 м[3]).

Строительство

Строительство станции началось в конце 2014 года[6][7]. По состоянию на апрель 2017 года при строительстве станции было извлечено 2/3 части необходимого грунта[8]. На февраль 2019 года строительство «Юбилейной площади» находилось в начальной стадии[9]. В мае 2019 года строительство станции только началось[10]. По состоянию на ноябрь 2019 года станция была готова на 50 %. В начале мая 2020 года основные строительные работы были завершены, за исключением пересадочных тоннелей на станцию «Фрунзенская». Готовность отделки — примерно 60 %.

Открытие станции метро было запланировано на 9 сентября 2020 года[11], но в итоге перенесено на ноябрь[12]. 6 ноября станция была торжественно открыта с участием Александра Лукашенко. 7 ноября станция метро была открыта для пассажиров.

Название

Название станции сохраняет местный топоним — Юбилейная площадь. Площадь в старом Минске (в 1826 году) так назвали в честь важной даты: юбилея, 1500-летия, первого Вселенского собора, на котором утвердили символы христианской веры.

Конструкция

«Юбилейная площадь» — станция глубокого заложения, оснащённая по краям платформы прозрачными стеклянными автоматическими платформенными дверьми[13] для предотвращения падения пассажиров на пути. Станция является самой глубокой в Минском метрополитене — её глубина составляет 20 м как перепад высот по вертикали от платформы (на которой люди стоят ожидая поезда) до поверхности земли. И до 30 м от нижней точки «стены в грунте» до поверхности земли, то есть от самой глубокой точки в конструкциях станции (но это не считается «глубиной заложения станции»).

Эскалатор, поставленный из Солигорска, имеет высоту ступеней 20 см. Высота подъёма эскалатора — 14,1 м. После чего, остаётся из вестибюля ещё 47 ступеней (стандарт по 12 см) — до самого высокого выхода на поверхность. Таким образом, глубина платформы станции «Юбилейная площадь» составляет 20 м.

Строилась открытым способом.

Интерьеры станции «Юбилейная площадь» создают настроение праздника, эмоционального подъёма и торжественности. Этот эффект достигается благодаря использованию контрастных цветов (насыщенный красный и белый) в сочетании с мягким рассеянным светом в конструкции потолка, имеющего отверстия в форме колец разного диаметра. «Кольца света» расположены в вестибюле и над центром платформы, в остальных частях платформенного участка используются встроенные светильники точечного освещения.

На платформе станции установлена скульптура «Солнце», её авторы — скульптор Максим Петруль и архитектор Вячеслав Лопато. Она выполнена из нержавеющей стали, причем с загадкой: это только половина диска, но она так вмонтирована в потолок, что с определенных точек на платформе будет казаться полным солнечным диском[14].

Станция имеет два подземных вестибюля, связанных с платформой эскалаторами и лестницей.

Галерея

Расположение и выходы

Станция расположена под улицей Сухая возле её пересечения с улицами Романовская Слобода и Кальварийская, под которой расположена станция «Фрунзенская». Обе станции имеют совмещённые подземные вестибюли с общим подземным переходом с лестничными выходами на перекрёстке. Также имеется лифт.

Пересадки

Переход на станцию «Фрунзенская» через совмещённый вестибюль и пешеходный тоннель.

Путевое развитие

За платформой станции расположен противошёрстный съезд для оборота составов.

Примечания

  1. Председатель Мингорисполкома о строительстве третьей ветки метро: нужно завершить к ноябрю
  2. Эскалаторы, траволаторы, двери, глубина станций Минского метрополитена
  3. 3,0 3,1 Названа самая глубокая станция минской подземки
  4. Расписание отправления электропоездов (Зеленолужская линия), metropoliten.by, ГП «Минский метрополитен»
  5. Лукашенко открыл третью ветку метро. Пассажиров пустят 7 ноября (недоступная ссылка). TUT.BY (6 ноября 2020). Дата обращения: 6 ноября 2020. Архивировано 6 ноября 2020 года.
  6. Минский метрополитен, racechrodno.by, (6 декабря 2020)
  7. Зеленолужская линия метрополитена Минска, realt.by
  8. Репортаж со строительства самой глубокой станции метро, minsknews.by, «Минск-Новости»
  9. Гендиректор «Минскметростроя» рассказал о готовности станций 3-й линии подземки (недоступная ссылка). TUT.BY. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 14 февраля 2019 года.
  10. Как выглядит изнутри станция «Вокзальная» (недоступная ссылка). TUT.BY. Дата обращения: 28 мая 2019. Архивировано 28 мая 2019 года.
  11. Стала известна дата открытия четырёх станций новой линии метро.
  12. Инна Корсак. В Минске к 7 ноября откроют сразу несколько объектов городской инфраструктуры. Среди них и третья ветка метро. Комсомольская правда в Беларуси (2 ноября 2020). Дата обращения: 2 января 2020.
  13. Что делать, если не открываются? В Минском метрополитене объяснили механизм работы автоматических станционных дверей, minsknews.by, «Минск-Новости» (2 декабря 2020)
  14. Показываем, как изнутри выглядят четыре новые станции минского метро накануне открытия, TUT.BY.