Фаниполь
Город | |||
Фаниполь | |||
---|---|---|---|
белор. Фаніпаль | |||
|
|||
53°45′ с. ш. 27°20′ в. д.HGЯO | |||
Страна | Белоруссия | ||
Область | Минская | ||
Район | Дзержинский | ||
Председатель горсовета | Владимир Кореневич[1] | ||
История и география | |||
Первое упоминание | 1856 год | ||
Город с | 1999 года | ||
Площадь | 7,57 км² | ||
Часовой пояс | UTC+3:00 | ||
Население | |||
Население | ↘ 17 493[2] человек (2022) | ||
Цифровые идентификаторы | |||
Телефонный код | +375 1716 | ||
Почтовый индекс | 222750, 222751 | ||
Автомобильный код | 5 | ||
СОАТО | 6222506000 | ||
|
|||
Фа́ниполь (белор. Фаніпаль) — город районного подчинения в составе Дзержинского района Минской области Белоруссии. Находится на железнодорожной линии Минск — Барановичи (действует одноимённая станция), недалеко от города проходит автомобильная трасса М1 (Минск — Брест). Город расположен в 15 километрах от Дзержинска и 16 километрах от Минска.
География
Город расположен в 24 км юго-западнее города Минска по железнодорожной и автомобильной магистралям Брест — Москва на водоразделе рек Птичи и Немана, на одинаковом расстоянии как от минской кольцевой дороги, так и от города Дзержинска — 13 км.
История
Впервые Фаниполь упоминается как фольварок[3], согласно документам Национального исторического архива Беларуси, в составе Самохваловичской волости Минского повета, во владении Богдашевских и Энельфельдтов. Современное название известно с конца XIX века, по легенде, происходит от имен дочерей местного землевладельца Богдашевского — Фани и Поли, согласно «Краткому топонимическому словарю», название происходит от женского имени Фаня (Феония или Евфиминия) в сочетании с формантом -поль[4]. В 1870 году начал работу железнодорожный вокзал в Фаниполе. В 1871 году в Фаниполе начала действовать железнодорожная станция «Токаревская»[5] на Московско-Брестской железной дороге, 9 августа 1876 года железнодорожная станция «Токаревская» была переименована в железнодорожную станцию «Фаниполь». В 1897 году, согласно данным, полученным в ходе первой всероссийской переписи на железнодорожной станции проживали 23 жителя, в колонии при станции насчитывалось 10 домохозяйств, 27 жителей, работали корчма и две лавки, в имении Фаниполь — 5 дворов, 67 жителей, где работала ветряная мельница, в ближайшей лесной сторожке — 1 двор и 5 жителей. В 1917 году на железнодорожной станции было 26 дворов, проживали 102 жителя; в имении — 142 жителя.
1 ноября 1917 года (по старому стилю), во время Октябрьской революции железнодорожники станции помогли провести бронепоезд во главе с В.А. Пролыгиным на помощь революционному Минску. В 1920 году на станции Фаниполь организован трест свиноводческих совхозов «Свиновод», который имел 1284 га земли, 1568 га сельскохозяйственных угодий, на котором работали 75 рабочих (в 1931 году — 195 рабочих). С 20 августа 1924 года в составе Гричинского сельсовета Самохваловичского района Минского округа. С 23 марта 1932 года в составе Фанипольского польского национального сельсовета, который являлся частью Дзержинского польского национального района. 31 июля 1937 года полрайон был упразднён и деревня была включена в состав Минского района. С 20 февраля 1938 года находится в составе Минской области, которая была образована после упразднения окружной системы деления Белорусской ССР. С 4 февраля 1939 года в составе восстановленного Дзержинского района. В годы коллективизации был организован колхоз, который был назван в честь Д.Ф. Фалько[6] (затем — совхоз «Вязань»), который обслуживала Фанипольская МТС, созданная в 1937 году (в 1938 году — 8 тракторов, в 1941 году — 32 трактора, 7 комбайна, 4 служебных автомобиля и др. сельхозтехника).
В годы Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 по 6 июля 1944 года Фаниполь находился под немецко-фашистской оккупацией. Гитлеровцы создали здесь филиал Масюковщинского лагеря смерти. На фронте погибли 39 местных жителей, была разрушена железнодорожная станция, машинно-тракторная станция (после войны восстановлены). Под Фаниполем проходило множество сражений, о чём свидетельствуют памятники павшим солдатам. Так, на железнодорожном вокзале есть памятный камень с надписью о том, что во время боев на станции погибло более восьмисот человек. Фаниполь встречается в эссе Пимена Панченко, описывающего, как он и его сослуживцы во время Великой Отечественной войны раздобыли здесь топливо перед началом боёв за Минск.
С 16 июля 1954 года, Фаниполь — деревня и посёлок в составе и административный центр Фанипольского сельсовета, где в 1960 году проживали 94 жителя (деревня) и 625 жителей (посёлок). В 1958 году машинно-тракторная станция переоборудована в районную тракторную станцию. В 1965 году построен и введён в эксплуатацию первый завод в Фаниполе — единственный в Белоруссии завод железобетонных мостовых конструкций[3]. 29 апреля 1984 года посёлку и деревни присвоен статус посёлка городского типа[7]. С 22 июня 1999 года Фаниполь является городом районного подчинения, образуя Фанипольский городской совет. 20 ноября 2006 года был официально утверждён герб города. 4 октября 2012 года состоялось торжественное начало строительства завода по совместному производству со Stadler Rail AG (Швейцария) железнодорожного и электротранспорта.
Население
По состоянию на 1 января 2022 года в Фаниполе проживало 17 493 человека. 20,6% населения Фаниполя моложе трудоспособного возраста, 59,5% — в трудоспособном возрасте (самый высокий процент среди городов Минской области), 19,9% — старше трудоспособного возраста (существенно ниже среднего по области)[8]. Ошибка скрипта: Модуля «Wikidata» не существует.
Численность населения[9][10][11][12]: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТранспортУ Фаниполя хорошая транспортная доступность с Минском и Дзержинском. Добраться до этих городов можно на маршрутных такси и на пригородных электропоездах, а также на автобусе. Существуют автобусные маршруты, связывающие Фаниполь и близлежащую деревню Бруморовщину. Внутригородских маршрутов нет. В январе 2019 года был открыт нефтепродуктопровод, связавший Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод на севере страны с хранилищем автомобильного топлива в Фаниполе[16]. ДорогиСеверо-западнее города проходит автотрасса Р1 Минск — Дзержинск. В непосредственной близости от города проходит участок М14 второй Минской кольцевой дороги (МКАД-2). Административное делениеГород разделен на 5 микрорайонов:
ОбразованиеВ городе четыре дошкольных учреждения, в которых обучается около 500 детей, Фанипольская музыкальная школа — 218 учащихся по специальностям: фортепиано, аккордеон, аккордеон, цимбалы, скрипка, виолончель, класс духовых инструментов. В Фанипальской гимназии и лицее обучается более 2000 учащихся в обычных, профессиональных, гимназических и лицейских классах. Имеется городская библиотека, насчитывающая 2115 читателей, из них 895 студентов[3]. РелигияВ городе представлены различные конфессии, действует Свято-Вознесенская православная церковь (2005 года постройки) и католический костёл, действует евангельский молитвенный дом. Примечания
Ссылки |