Фаниполь

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Фаниполь
белор. Фаніпаль
Герб
Герб
53°45′ с. ш. 27°20′ в. д.HGЯO
Страна  Белоруссия
Область Минская
Район Дзержинский
Председатель горсовета Владимир Кореневич[1]
История и география
Первое упоминание 1856 год
Город с 1999 года
Площадь 7,57 км²
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 17 493[2] человек (2022)
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +375 1716
Почтовый индекс 222750, 222751
Автомобильный код 5
СОАТО 6222506000
Фаниполь на карте
Фаниполь
Фаниполь
Фаниполь на карте
Фаниполь
Фаниполь
Фаниполь на карте
Фаниполь
Фаниполь

Фа́ниполь (белор. Фаніпаль) — город районного подчинения в составе Дзержинского района Минской области Белоруссии. Находится на железнодорожной линии МинскБарановичи (действует одноимённая станция), недалеко от города проходит автомобильная трасса М1 (Минск — Брест). Город расположен в 15 километрах от Дзержинска и 16 километрах от Минска.

География

Город расположен в 24 км юго-западнее города Минска по железнодорожной и автомобильной магистралям БрестМосква на водоразделе рек Птичи и Немана, на одинаковом расстоянии как от минской кольцевой дороги, так и от города Дзержинска — 13 км.

История

М1 Брестское шоссе в окрестностях города

Впервые Фаниполь упоминается как фольварок[3], согласно документам Национального исторического архива Беларуси, в составе Самохваловичской волости Минского повета, во владении Богдашевских и Энельфельдтов. Современное название известно с конца XIX века, по легенде, происходит от имен дочерей местного землевладельца Богдашевского — Фани и Поли, согласно «Краткому топонимическому словарю», название происходит от женского имени Фаня (Феония или Евфиминия) в сочетании с формантом -поль[4]. В 1870 году начал работу железнодорожный вокзал в Фаниполе. В 1871 году в Фаниполе начала действовать железнодорожная станция «Токаревская»[5] на Московско-Брестской железной дороге, 9 августа 1876 года железнодорожная станция «Токаревская» была переименована в железнодорожную станцию ​​«Фаниполь». В 1897 году, согласно данным, полученным в ходе первой всероссийской переписи на железнодорожной станции проживали 23 жителя, в колонии при станции насчитывалось 10 домохозяйств, 27 жителей, работали корчма и две лавки, в имении Фаниполь — 5 дворов, 67 жителей, где работала ветряная мельница, в ближайшей лесной сторожке — 1 двор и 5 жителей. В 1917 году на железнодорожной станции было 26 дворов, проживали 102 жителя; в имении — 142 жителя.

Здание городского исполкома и горсовета

1 ноября 1917 года (по старому стилю), во время Октябрьской революции железнодорожники станции помогли провести бронепоезд во главе с В.А. Пролыгиным на помощь революционному Минску. В 1920 году на станции Фаниполь организован трест свиноводческих совхозов «Свиновод», который имел 1284 га земли, 1568 га сельскохозяйственных угодий, на котором работали 75 рабочих (в 1931 году — 195 рабочих). С 20 августа 1924 года в составе Гричинского сельсовета Самохваловичского района Минского округа. С 23 марта 1932 года в составе Фанипольского польского национального сельсовета, который являлся частью Дзержинского польского национального района. 31 июля 1937 года полрайон был упразднён и деревня была включена в состав Минского района. С 20 февраля 1938 года находится в составе Минской области, которая была образована после упразднения окружной системы деления Белорусской ССР. С 4 февраля 1939 года в составе восстановленного Дзержинского района. В годы коллективизации был организован колхоз, который был назван в честь Д.Ф. Фалько[6] (затем — совхоз «Вязань»), который обслуживала Фанипольская МТС, созданная в 1937 году1938 году — 8 тракторов, в 1941 году — 32 трактора, 7 комбайна, 4 служебных автомобиля и др. сельхозтехника).

Православная Спасо-Вознесенская церковь

В годы Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 по 6 июля 1944 года Фаниполь находился под немецко-фашистской оккупацией. Гитлеровцы создали здесь филиал Масюковщинского лагеря смерти. На фронте погибли 39 местных жителей, была разрушена железнодорожная станция, машинно-тракторная станция (после войны восстановлены). Под Фаниполем проходило множество сражений, о чём свидетельствуют памятники павшим солдатам. Так, на железнодорожном вокзале есть памятный камень с надписью о том, что во время боев на станции погибло более восьмисот человек. Фаниполь встречается в эссе Пимена Панченко, описывающего, как он и его сослуживцы во время Великой Отечественной войны раздобыли здесь топливо перед началом боёв за Минск.

С 16 июля 1954 года, Фаниполь — деревня и посёлок в составе и административный центр Фанипольского сельсовета, где в 1960 году проживали 94 жителя (деревня) и 625 жителей (посёлок). В 1958 году машинно-тракторная станция переоборудована в районную тракторную станцию. В 1965 году построен и введён в эксплуатацию первый завод в Фаниполе — единственный в Белоруссии завод железобетонных мостовых конструкций[3]. 29 апреля 1984 года посёлку и деревни присвоен статус посёлка городского типа[7]. С 22 июня 1999 года Фаниполь является городом районного подчинения, образуя Фанипольский городской совет. 20 ноября 2006 года был официально утверждён герб города. 4 октября 2012 года состоялось торжественное начало строительства завода по совместному производству со Stadler Rail AG (Швейцария) железнодорожного и электротранспорта.

Население

По состоянию на 1 января 2022 года в Фаниполе проживало 17 493 человека. 20,6% населения Фаниполя моложе трудоспособного возраста, 59,5% — в трудоспособном возрасте (самый высокий процент среди городов Минской области), 19,9% — старше трудоспособного возраста (существенно ниже среднего по области)[8]. Ошибка скрипта: Модуля «Wikidata» не существует.

Численность населения[9][10][11][12]:
Численность населения (по годам)[13][14][15]
18971909191719601989200620082009201020112014
117208244719872912 24112 52712 65612 73112 95713 826
2015201620172018201920212022
14 22315 19815 99216 44416 64417 50717 493
Национальный состав населения (на 2009 год)
Национальность (чел.) %
белорусы — 10 779 чел.
  
84.75 %
русские — 1 368 чел.
  
10.76 %
поляки — 196 чел.
  
1.54 %
украинцы — 178 чел.
  
1.4 %
другие — 135 чел.
  
1.06 %
всего — 12 656 чел.
  
100.0 %

Транспорт

У Фаниполя хорошая транспортная доступность с Минском и Дзержинском. Добраться до этих городов можно на маршрутных такси и на пригородных электропоездах, а также на автобусе. Существуют автобусные маршруты, связывающие Фаниполь и близлежащую деревню Бруморовщину. Внутригородских маршрутов нет.

В январе 2019 года был открыт нефтепродуктопровод, связавший Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод на севере страны с хранилищем автомобильного топлива в Фаниполе[16].

Дороги

Северо-западнее города проходит автотрасса Р1 Минск — Дзержинск. В непосредственной близости от города проходит участок М14 второй Минской кольцевой дороги (МКАД-2).

Административное деление

Город разделен на 5 микрорайонов:

  • Молодёжный;
  • Северный;
  • Центральный;
  • Заводской;
  • Южный.

Образование

В городе четыре дошкольных учреждения, в которых обучается около 500 детей, Фанипольская музыкальная школа — 218 учащихся по специальностям: фортепиано, аккордеон, аккордеон, цимбалы, скрипка, виолончель, класс духовых инструментов. В Фанипальской гимназии и лицее обучается более 2000 учащихся в обычных, профессиональных, гимназических и лицейских классах. Имеется городская библиотека, насчитывающая 2115 читателей, из них 895 студентов[3].

Религия

В городе представлены различные конфессии, действует Свято-Вознесенская православная церковь (2005 года постройки) и католический костёл, действует евангельский молитвенный дом.

Примечания

  1. Дзержинский райисполком. Официальный сайт. - Горсельсоветы (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано 1 ноября 2015 года.
  2. Численность населения на 1 января 2022 г. и среднегодовая численность населения за 2021 год по Минской области в разрезе районов, городов, поселков городского типа Архивная копия от 2 августа 2022 на Wayback Machine, belstat.gov, Национальный статистический комитет Республики Беларусь
  3. 3,0 3,1 3,2 Национальная академия наук Беларуси, Белорусская энциклопедия им. П.Бровки, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Гарады і вёскі Беларусі. — Мн.: Издательство Белорусской энциклопедии им. П.Бровки, 2011. (белор.)
  4. В.А. Жучкевич. Краткий топонимический словарь Белоруссии. — Мн.: Издательство БГУ им. В.И. Ленина, 1974. Архивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine
  5. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
  6. Фалько Данила Фёдорович. Дата обращения: 19 августа 2022. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  7. Беларусь: энцыклапедычны даведнік. — Мн.: Издательство Белорусской энциклопедии им. П. Бровки, 1995. — 800 с. — ISBN 985-11-0026-9. (белор.)
  8. Минская область в цифрах. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 49.
  9. Ярмолович В.С. Список населенных мест Минской губернии Архивная копия от 6 октября 2019 на Wayback Machine. — Минск, 1909.
  10. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность городского населения союзных республик, их территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 6 февраля 2019. Архивировано 21 октября 2006 года.
  11. Минская область в цифрах. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 45–48.
  12. Минская область в цифрах. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. — С. 44–48.
  13. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность городского населения союзных республик, их территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 6 февраля 2019. Архивировано 21 октября 2006 года.
  14. Минская область в цифрах. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 45–48.
  15. Минская область в цифрах. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. — С. 44–48.
  16. В Беларуси запустили первый нефтепродуктопровод. Дата обращения: 17 января 2019. Архивировано 19 января 2019 года.

Ссылки