Дубровник (эсминец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дубровник
с 1941 года — Премуда
с 1943 года — TA-32
сербохорв. Дубровник / Dubrovnik
итал. Premuda
нем. Torpedoboot Ausland 32
Эсминец «Дубровник». 1933 годЭсминец «Дубровник». 1933 год
Служба
 Югославия
Класс и тип судна эскадренный миноносец
Порт приписки Котор
Организация ВМС Югославии
Изготовитель Yarrow Shipbuilders
Заказан к постройке 1929 год
Строительство начато 10 июня 1930 года
Спущен на воду 11 октября 1931 года
Введён в эксплуатацию май 1932 года
Выведен из состава флота 17 апреля 1941 года
Статус захвачен итальянцами
Служба
 Италия
Название Premuda
Организация ВМС Италии
Введён в эксплуатацию февраль 1942 года
Выведен из состава флота 9 сентября 1943 года
Статус захвачен немцами
Служба
 Германия
Название TA-32
Организация Кригсмарине
Введён в эксплуатацию 18 августа 1943 года
Выведен из состава флота 24 апреля 1945 года
Статус затоплен 24 апреля 1945
Основные характеристики
Водоизмещение 1910 т (стандартное), 2439 т (полное)
Длина 113,2 м
Ширина 10,67 м
Осадка 3,58—4,1 м
Двигатели 2 турбины Parsons
Мощность 36 670 кВт (48 000 л. с.)
Движитель 2 винта
Скорость хода 37 узлов
Дальность плавания 7000 миль на 15 узлах
Экипаж 220 матросов и 20 офицеров
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения Seetakt[англ.], РЛС целеуказания Würzburg[англ.]
Артиллерия

Югославия: 4 × 140-мм L/56[англ.]
Италия: 4 × 135-мм, 1 × 120-мм L/15 (позднее демонтировано)

Германия: 4 × 105-мм SK L/45[англ.]
Зенитная артиллерия

Югославия: 2 × 84-мм Škoda L/55[англ.]
6 × 40-мм Škoda L/67
Италия: 2×2 37-мм Breda 37, 4 × 20-мм Breda 35

Германия: 10 (4×2, 2×1) 37-мм Flak 37, 36 (7×4, 4×2) 20-мм FlaK 30/38/Flakvierling
Минно-торпедное вооружение два (позднее один) 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата, 40 морских мин

«Дубровник» (сербохорв. Дубровник / Dubrovnik), в 1941—1943 годах — «Премуда» (итал. Premuda), в 1943—1945 годах — TA-32 (нем. Torpedoboot Ausland 32) — югославский эскадренный миноносец (эсминец), построенный в 1930—1931 годах британской судостроительной компанией Yarrow Shipbuilders в Глазго. Считался одним из крупнейших эсминцев в мире на тот момент. «Дубровник», построенный по британским технологиям, являлся достаточно быстрым кораблём, вооружённым 140-мм корабельными орудиями производства фирмы Škoda. Планировалось построить всего три таких эсминца для югославского флота, но был построен только «Дубровник». За время своей службы в королевских ВМС Югославии «Дубровник» совершил несколько визитов в порты Средиземноморья, в Босфор и Дарданеллы и Чёрное море. В октябре 1934 года на нём отправлялся в Марсель король Александр I Карагеоргиевич, и этот же корабль доставил тело погибшего короля на родину.

В апреле 1941 года во время Югославской операции вермахта эсминец «Дубровник» был захвачен итальянцами. После ремонта, включавшего замену вооружения, укорачивания мачты и корабельных труб, корабль был принят в состав КВМС Италии под именем «Премуда», где занимался в основном конвоированием транспортных кораблей. В июне 1942 года он в составе итальянских сил атаковал британцев в разгар операции «Гарпун», не позволив им довести конвой до Мальты. В июле 1943 года корабль получил повреждения силовой установки и вынужден был встать на ремонт в Генуе. Для итальянцев это был крупнейший и важнейший трофей во Второй мировой войне.

После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцы захватили «Премуду» в Генуе. Изначально её хотели переоборудовать в плавучий радар для обнаружения вражеских ночных истребителей и ориентирования собственных, но эти планы были отменены. В августе 1944 года корабль был принят в состав кригсмарине под названием TA-32. Корабль участвовал в обстреле позиций союзников на Апеннинском полуострове и постановке морских минных заграждений. В марте 1945 года он участвовал в сражении в Лигурийском море[англ.] против эсминцев «Метеор»[англ.] и «Лукаут»[англ.], получив лёгкие повреждения. 24 апреля 1945 года немцы затопили корабль, отступая из Генуи.

Предпосылки к строительству

Военно-морские силы Королевства сербов, хорватов и словенцев (ВМС КСХС) в качестве трофеев забрали себе часть кораблей ВМС Австро-Венгрии, что вызвало недовольство Италии, которая на правах победителя в Первой мировой войне также требовала свою долю от флота Австро-Венгрии. В итоге многие австро-венгерские суда, которые получили ВМС КСХС, оказались устаревшими, а современными на тот момент были лишь 12 миноносцев[1]. Вследствие этого Югославии пришлось собирать свой флот почти с нуля[2].

В 1920-е годы во многих флотах начала действовать концепция использования больших эсминцев (наследников лидеров эсминцев). Конструкция таких кораблей основывалась на британских эсминцах типов V и W[англ.][3]. Во французском флоте межвоенных лет подобные корабли назывались «contre-torpilleurs» и предназначались для взаимодействия с эсминцами меньших размеров или отрядами из трёх кораблей размером с половину флотилии. Идея заключалась в том, что такая полуфлотилия могла справиться с кораблём наподобие итальянского лёгкого крейсера типа «Альберико да Барбиано» или «Луиджи Кадорна»[4]. Флот КСХС решил построить три эсминца, которые отличались бы высокой скоростью и дальностью хода. Югославское командование рассчитывало, что такие корабли при необходимости смогут достичь Центрального Средиземноморья и взаимодействовать с французскими и британскими кораблями[5].

В момент принятия Югославией решения о заказе кораблей все французские верфи уже были полностью загружены, так как на них велось строительство кораблей для французского флота. В связи с занятостью французов югославы обратились к британской компании «Yarrow Shipbuilders» в Глазго, чтобы построить корабли там. В отличие от французов, которые ставили на строящиеся для других стран корабли только французские орудия, компания «Yarrow» заказала орудия у чехословацкой компании Škoda. Конструкция эсминцев, заказанных Югославией, основывалась на конструкции лидеров эсминцев типа «Шекспир», но вооружённых пятью 140-мм орудиями Škoda L/56[англ.]. Однако общее водоизмещение выходило слишком большим, и одно из орудий сначала заменили катапультой для гидросамолёта, а затем и площадкой для установки зенитных орудий[5].

Решение построить три эсминца подтверждалось тем фактом, что компания «Yarrow» заказала 12 орудий у компании Škoda (по четыре на корабль). В июле—августе 1929 года Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 3 октября — Королевство Югославия) подписало с компанией контракт на строительство эсминца «Дубровник»[6]. В связи с последовавшей Великой депрессией этот эсминец так и остался единственным, который построила компания «Yarrow» для Югославии[5].

Конструкция

«Дубровник» во многом походил на британские эсминцы, производившиеся в это же время: у него был мостик квадратной формы, полубак простирающийся на треть длины корпуса и резко наклонённый форштевень, как на супер-эсминцах типа «Ягуар» (он был характерен и для построенных позже эсминцев типа «Трайбл»). Закруглённая корма идеально подходила для того, чтобы корабль мог устанавливать минные заграждения[5]. В связи с его техническими характеристиками и статусом флагмана флота Югославии эсминец «Дубровник» часто называют лидером, хотя он таковым формально не числился[7].

Главные размерения были следующими: длина — 113,2 м, ширина — 10,67 м, минимальная осадка — 3,58 м, полная осадка — 4,1 м. Стандартное водоизмещение — 1910 т[8], полное — 2439 т[9]. Главную энергетическую установку составляли три паровые турбины. Две паровые турбины Парсонса и турбина экономического хода Curtis обеспечивали работу двух гребных винтов, пар подавался из трёх водотрубных котлов Yarrow с нефтяным отоплением (рабочее давление пара — 20,3 кГс/см²), расположенных в отдельных котельных[10]. Расчётная мощность на валу составляла 42 000 л. с. (при форсировании — 48 000 л. с. или 36 000 кВт). Проектная максимальная скорость составляла 37 узлов[8], хотя в 1934 году в Адриатическом море при идеальных условиях корабль достиг скорости в 40,3 узла[10][7]. Также была установлена низкооборотная турбина экономического хода системы Кёртиса[7] мощностью на валу в 900 л. с. (670 кВт), которая повышала дальность плавания корабля до 7 тысяч морских миль при скорости в 15 узлов[10]. Запас топлива составлял 470 т мазута[8] при ёмкости топливных цистерн в 590 т[7].

Основное вооружение корабля составляли четыре одиночные 140-мм скорострельные пушки Škoda L/56: две располагались ближе к носу, перед надстройкой, и ещё две у кормы. Эти пушки с длиной ствола 56 калибров могли вести огонь снарядами массой 39,9 кг на расстояние до 23,4 км — это была самая крупнокалиберная артиллерия в классе эсминцев в то время, соперничать с ним могли лишь французские лидеры[7]. Также эсминец был оснащён двумя трёхтрубными торпедными аппаратами Brotherhoods калибра 533 мм, расположенными в диаметральной плоскости[11]. В качестве зенитного орудия дальнего боя выступала спаренная установка 83,5-мм Škoda L/55, расположенная между торпедными аппаратами, которая вела огонь 10-кг снарядами. Начальная скорость снаряда составляла 800 м/с, дальность стрельбы по горизонтали — 17 000 м, досягаемость по высоте — 12 000 м[7]. Ближняя зона защищалась шестью 40-мм зенитными орудиями Škoda L/67 (два спаренных между трубами, два одиночных на главной палубе в корме)[12][7]. По сравнению со знаменитыми автоматами шведской фирмы «Бофорс» чешские были дальнобойнее, но уступали в скорострельности и скорости наводки. Для борьбы против подводных лодок эсминец был оснащён двумя бомбосбрасывателями и двумя бомбомётами с десятью глубинными бомбами[11]. Также в состав вооружения входили два 15-мм пулемёта Škoda и 40 мин заграждения. Экипаж насчитывал 220 матросов и 20 офицеров[12].

Механизмы корабля, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на корабле были изготовлены в Великобритании, дальномеры и системы управления огнём — в Нидерландах, средства связи — в Бельгии, артиллерия — в Чехословакии. Первоначально в проект эсминца хотели включить и катапульту для гидросамолёта, но уже на стадии постройки от подобной идеи отказались окончательно[7].

Имел 533-мм британские торпеды, в отличие от 550-мм французских на эсминцах типа «Београд». Из сравнения характеристик британских и французских торпед следует, что технического смысла иметь два разных типа торпед с малоотличающимися характеристиками на четырёх эсминцах югославского флота не было и это вело к невзаимозаменяемости торпед, и, вероятно, это политическое и финансовое решение, так как Франция и Британия в это время предоставляли Югославии кредиты на закупку вооружения, в том числе и кораблей, с условием что Югославия закупит вооружение фирм соответствующей страны.

Предвоенные 533—550 мм торпеды для надводных кораблей[13]
Страна, год на вооружение Тип Калибр Длина Вес, кг ВВ, кг, тип Дальность и скорость
 Великобритания, 1938 Mk.IX** 533 мм 7,28 м 1693 330, тротил 10,1/41, 13,7/35 км/уз
 Великобритания, 1930 Mk.IX 533 мм 7,28 м 1693 340, тротил 9,6/36, 12,4/30 км/уз
 Франция, 1925 23D 550 мм 8,28 м 2068 308, тротил 9/39, 13/35 км/уз
 Франция, 1932 23DT 550 мм 8,58 м 2105 415, тротил 9/39, 13/35 км/уз
 Италия, 1928 W260 533 мм 6,86 м 1550 260, тротил 3/42, 7/32, 9,2/30, 12/26
 Италия, 1937 W270 533 мм 7,2 м 1700 270, тротил 4,0/43, 12,0/30 км/уз
 Италия, 1935 Si270 533 мм 7,2 м 1700 270, ТГА[14] 4,0/46, 8,0/35, 12,0/29
 Италия, 1937 W300 533 мм 7,2 м 1620 300, тротил 3/47, 5/43, 8/36, 12/29
Кригсмарине Германия, 1936 G7a 533 мм 7,19 м 1528 280, SW-36 5,5/44, 7,5/40, 12,5/30
Кригсмарине Германия, 1928 G7a 533 мм 7,19 м 1528 280, SW-18[15] 5,5/44, 7,5/40, 12,5/30

Служба

Югославия

Александр I Карагеоргиевич на борту «Дубровника» перед отплытием во Францию, октябрь 1934 года

Корабль был заложен 10 июня 1930 года на стапеле судостроительного завода «Yarrow Shipbuilders» в Глазго по заказу Югославии. Спущен на воду 12 октября 1931 года. Получил имя «Дубровник» (сербохорв. Дубровник / Dubrovnik) в честь бывшего города-государства и югославского порта[12]. Корабль был достроен в 1932 году, когда были установлены орудия главного калибра и лёгкие зенитные орудия. После прибытия в Которский залив югославские кораблестроители установили на судно дополнительное тяжёлое зенитное вооружение[10]. В мае 1932 года «Дубровник» официально вошёл в состав Королевских ВМС Югославии[11], первым его капитаном стал Армин Павич[10].

«Дубровник» и «Београд». 1941 год

В сентябре 1933 года эсминец отплыл из Которского залива и прибыл в румынскую Констанцу через территориальные воды Турции. На борт эсминца тогда впервые взошли король Александр I Карагеоргиевич и его супруга королева Мария. Чуть позже «Дубровник» нанёс визит в румынский город Балчик и болгарскую Варну, а после отплыл обратно в Стамбул, совершил визит на остров Корфу в Ионическом море и 8 октября 1933 года вернулся в Которский залив[16]. Через год, 6 октября 1934 года «Дубровник» отплыл во Францию с королём Александром I на борту и прибыл 9 октября в Марсель, но в тот же день короля Александра I застрелил боевик ВМРО Владо Черноземский. «Дубровник» отвёз тело погибшего монарха: эсминец сопровождали британские[17], французские и итальянские корабли[18]. После Павича капитаном корабля стал Владимир Шашкиевич[18]. В августе 1935 года «Дубровник» нанёс визит на греческий остров Корфу и во французский порт Бизерта (ныне Тунис)[19].

Эсминец «Дубровник» в 1936 году

В 1936 году на борту эсминца проходили съёмки немецкого кинофильма Белые рабы: Броненосец «Севастополь». «Дубровник» выступил в роли линкора «Севастополь».

В августе 1937 года «Дубровник» нанёс визит в Стамбул и греческие порты Мудрос и Пирей[20].

В апреле 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Югославии. «Дубровник» под командованием Шашкевича был приведён в полную боевую готовность, возглавив 1-й дивизион миноносцев вместе с тремя эсминцами типа «Београд»Београд», «Загреб» и «Любляна»). Тем не менее, 17 апреля 1941 года итальянцы захватили корабль в Которском заливе, несмотря на попытки югославских моряков затопить его[18].

Италия

«Дубровник» был отправлен в Таранто 21 мая, где прошёл ремонт и покраску. Корабль получил новое имя «Премуда» (итал. Premuda) в честь итальянского острова, у которого торпедным катером MAS в июне 1918 года был потоплен австро-венгерский линкор «Сент-Иштван». Итальянцы сняли запасной ходовой мостик на корме, заменив его на визирный пост зенитного огня, а также укоротили мачту и трубы. Четыре одиночные 140-мм пушки Škoda L/46 были заменены 135-мм итальянскими пушками OTO/Ansaldo /45, спаренные 84-мм пушки Škoda L/55 — 120-мм гаубицей Ansaldo L/15 для стрельбы осветительными снарядами, шесть 40-мм зенитных орудий Škoda L/67 — четырьмя 20-мм пушками Breda/65[18], место для установки дополнительных орудий освободили благодаря демонтажу прожекторов. На мостик был установлен прибор управления артиллерийским огнём[21], а позже 120-мм орудие заменили спаренным 37-мм зенитным орудием Breda 37/54[18]. Экипаж корабля во время его службы в КВМС Италии составляли 13 офицеров и 191 матрос[10].

В феврале 1942 года корабль был принят в состав КВМС Италии[18]. В том же месяце экипаж корабля принял на борт британских военнопленных, которых пришлось спасать после крушения итальянского транспорта «Ариосто», затонувшего на пути из Триполи в Сицилию[22]. В начале июня подводная лодка «Аладжи»[англ.], перепутав «Премуду» из-за схожести с британским эсминцем типа H, выпустила по кораблю торпеду. Хотя «Премуда» избежала попадания торпеды, в результате этой ошибки был торпедирован и потоплен лидер эсминцев «Антониотто Узодимаре»[итал.] типа «Навигатори»[23]. С 12 по 16 июня 1942 года «Премуда» как корабль 10-й флотилии эсминцев была задействована в операции «Гарпун», в ходе которой итальянцы перехватывали британский конвой, шедший из Гибралтара на Мальту. Эсминец поддерживал 7-ю эскадру крейсеров КВМС Италии, в составе которой были лёгкие крейсера «Эудженио ди Савойя» и «Раймондо Монтекукколи». Всего же в атаке на конвой приняли почти все основные корабли итальянского флота (в том числе два линкора и два тяжёлых крейсера). Англичане потеряли один крейсер, три эсминца и несколько сухогрузов в связи с авианалётами, атаками подводных лодок и столкновениями с морскими минами. Итальянцы потеряли в этой операции тяжёлый крейсер «Тренто», также был серьёзно повреждён линкор «Литторио». Эсминцу «Премуда» было дано задание отбуксировать ещё один повреждённый лидер эсминцев типа «Навигатори», «Уголино Вивальди»[итал.], в гавань на острове Пантеллерия в Сицилийском проливе. Действовать необходимо было под прикрытием ещё одного лидера «Ланцеротто Малочелло»[итал.][18].

С 6 по 7 января 1943 года «Премуда» вместе с 13 итальянскими эсминцами перевозила войска в Тунис[18], совершив ещё два таких перехода с 9 февраля по 22 марта. 17 июля в Лигурийском море неподалёку от порта Ла Специя у эсминца были обнаружены серьёзные неполадки в двигателе[24], и он отправился срочно в Геную для ремонта двигателей и котлов[25]. Морские инженеры решили переделать корабль по образцу лидеров эсминцев типа «Навигатори» и повысить ширину для улучшения остойчивости судна, а также заменить все орудия Škoda на 135-мм итальянские пушки L/45[24] и улучшить 37-мм и 20-мм зенитные орудия путём снятия торпедных аппаратов[21]. Однако ремонт не удалось завершить вовремя, поскольку Италия подписала акт о капитуляции. В ночь с 8 на 9 сентября 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками[21][24]. За время участия Италии в войне «Премуда» стала самым главным и самым важным трофейным боевым кораблём Италии[25].

Германия

HMS Meteor — британский корабль, участвовавший в боях против «TA-32» в Лигурийском море в марте 1945 года

На момент захвата немцами на «Премуду» не установили новые орудия. Изначально командование кригсмарине хотело преобразовать корабль в разведывательное судно для обнаружения ночных истребителей Союзников: для этого планировалось установить РЛС обнаружения «Фрейя»[англ.], РЛС наведения орудий «Вюрцбург»[англ.] и РЛС управления артиллерийским огнём «Зеетакт»[польск.]. В качестве вооружения немцы планировали установить три 105-мм орудия L/45[англ.]. Однако в связи с критической нехваткой миноносцев и эсминцев в Средиземном море корабль был зачислен в класс так называемых «иностранных миноносцев[англ.]» с радиолокационными станциями «Зеетакт» и «Вюрцбург»[24][25]. Из артиллерии у корабля появились три 105-мм корабельных орудия SK L/45, десять 37-мм зенитных орудий FlaK 36 (четыре спаренных и два одиночных) и 36 20-мм зенитных пушек FlaK 30 (4 спаренные и 7 счетверённых установок), также убрали торпедный аппарат[24]. Численность экипажа составляла 220 человек[10].

18 августа 1944 года корабль получил наименование TA-32, его командиром стал капитан-лейтенант Эмиль Копка. Эсминец нёс службу в составе 10-й флотилии миноносцев и патрулировал Лигурийское море. Он обстреливал позиции союзных войск в Италии, занимался разведкой в Генуэзском заливе и устанавливал морские мины[24]. 2 октября 1944 года корабль с миноносцами TA-24 и TA-29 отправились к Сан-Ремо для установки мин, когда ввязались в бой с американским эсминцем «Гливс». После небольшой перестрелки все три корабля отступили в Геную без повреждений[26]. К середине марта 1945 года только эти три корабля из 10-й флотилии миноносцев ещё были в боевой готовности[24].

В ночь с 17 на 18 марта 1945 года TA-32 установил 76 морских мин к северо-западу от Корсики у мыса Корс, действуя вместе с эсминцами TA-24 и TA-29[27]. Наземная РЛС обнаружила три немецких корабля[28], и они ввязались в бой с двумя британскими эсминцами «Метеор»[англ.] и «Лукаут»[англ.] (эта битва стала известна как Сражение в Лигурийском море[англ.][27]. TA-24 и TA-29 не смогли оказать сопротивления и были быстро уничтожены. TA-32 получил лёгкие повреждения и вынужден был срочно отступить[24]: ответный огонь и попытка торпедной атаки не принесли успеха его экипажу[27]. Высокая скорость и прикрытие густого дыма позволили эсминцу уйти в Геную. 24 апреля 1945 года немцы вынуждены были оставить Геную, но не желая отдавать британцам TA-32, попросту затопили свой миноносец[24]. В марте 1950 года корабль подняли со дна и отбуксировали в Савону, где его и утилизировали[25].


Примечания

  1. Chesneau, 1980, p. 355.
  2. Novak, 2004, p. 234.
  3. Freivogel, 2014, p. 83.
  4. Freivogel, 2014, pp. 83–84.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Freivogel, 2014, p. 84.
  6. Jarman, 1997, p. 183.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Патянин, 2001.
  8. 8,0 8,1 8,2 Chesneau, 1980, p. 357.
  9. Lenton, 1975, p. 105.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Freivogel, 2014, p. 85.
  11. 11,0 11,1 11,2 Whitley, 1988, p. 313.
  12. 12,0 12,1 12,2 Freivogel, 2014, pp. 84–85.
  13. Campbell, 1985.
  14. итальянская тротилогексагеноалюминивая смесь
  15. смесь 24 % гексанитродифениламина (NHD), 60 % тринитротолуо́ла и 16 % алюминия
  16. Jarman, 1997, p. 453.
  17. Nielsen, 2014, p. 239.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 18,7 Freivogel, 2014, p. 86.
  19. Jarman, 1997, p. 641.
  20. Jarman, 1997, p. 838.
  21. 21,0 21,1 21,2 Whitley, 1988, p. 186.
  22. Birmingham Post, 14 May 2003.
  23. Sadkovich, 1994, p. 252.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 24,5 24,6 24,7 24,8 Freivogel, 2014, p. 87.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Brescia, 2012, p. 134.
  26. O'Hara, 2013, p. 250.
  27. 27,0 27,1 27,2 O'Hara, 2011, pp. 245–246.
  28. Tomblin, 2004, p. 462.

Литература

Книги

Статьи

Ссылки