Пирей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Пирей
греч. Πειραιεύς
Гавань МикролиманоГавань Микролимано
Страна  Греция
Периферия Аттика
Периферийная единица Пирей
Община Пирей
Димарх Иоанис Моралис (Ιωάννης Μώραλης, 2014)
История и география
Площадь 10,865[1] км²
Высота центра 2[1] м
Население
Население 163 688[2] человек (2011)
Плотность 15 065,62[2] чел./км²

Пире́й[3][4] (греч. Πειραιεύς[2][5], Πειραιάς) — третий по величине[1] город в Греции, на северо-восточном побережье залива Сароникос Эгейского моря. Узел железных дорог Пирей — Афины — Салоники и Пирей — Афины — Коринф — Патры  (англ.). Пирейский порт — главный внешнеторговый порт Греции (через который проходит около 50 % внешнеторговых грузов страны; грузооборот 20 млн т в 2007 году), аванпорт Афин. Крупнейший торговый и промышленный центр Греции. Благодаря интенсивному промышленному и жилищному строительству Пирей сливается с Афинами, входит в состав Больших Афин[6]. Расположен на высоте 2 метра над уровнем моря[1], в 8 километрах к юго-западу от центра Афин. Административный центр одноимённой общины и одноимённой периферийной единицы в периферии Аттика. Население — 163 688 человек по переписи 2011 года[2].

В городе находится Археологический музей Пирея.

История названия

Название, вероятно, связано с глаголом др.-греч. περάω — «переплывать, проходить, переходить через что-то, переправлять напротив», что подтверждается аналогичными названиями портовых поселений в Коринфе и на Чёрном море (древнегреческий город Амис (современный турецкий город Самсун), находящийся в основании единственной крупной дороги от побережья на взгорье во внутрианатолийские земли, носил некоторое время название ΠΕΙΡΑ, что засвидетельствовано монетами[7]).

История

Карта окрестностей античных Афин
Пирейский лев — копия скульптуры, установленная на входе в гавань
Кусок обшивки взорвавшегося британского парохода SS Clan Fraser, вклинившегося в дерево у сквера у церкви Св. Спиридона, после бомбардировки Пирея немецкой авиацией 6 апреля 1941 года.

Современной береговой линии прежде не существовало, южная часть Афинской равнины до Мосхатона была покрыта морем мезокайнозойского океана Неотетис. В конце третичного периода образовалась восточная часть побережья, а на западе — крупный остров. В четвертичном периоде река Кифисос медленно сформировала аллювиальными отложениями побережье бухты Фалирон, которое существует в современном виде с доисторического времени, о чём свидетельствуют археологические находки поселений и кладбищ того времени. Остров превратился в Пирейский полуостров[8]. В значительной степени низменность в пирейском районе Неон-Фалирон, известная как Галипед[el] («Морская равнина»)[9], была всё ещё покрыта водой в классический период, о чём пишет Гарпократион[10]. Эта низменность и в настоящее время затапливается во время проливных дождей.

До архаического периода портом Афин являлся дем Фалер[11]. Около 483—481 гг. до н. э. Фемистокл укрепил Пирей для защиты созданного флота триер. С тех пор Пирей стал торговой и военной гаванью, опорным пунктом Афинского полиса, столицы Морского союза[6]. Для противодействия осадам порт в 461—456 гг. до н. э. при Перикле[12] был соединён с городом «Длинными стенами» (26 километров)[13]. Третьей стеной соединили Афины с демом Фалер. Внутри укреплённого района могло укрыться всё население Аттики[14]. После 446 года до н. э. Пирей был перестроен по Гипподамовой системе[6].

В 86 году до н. э. Пирей был разрушен римским полководцем Луцием Корнелием Суллой. Во время османского владычества (XV—XIX вв.) исчезло даже название Пирей. После Греческой революции и Лондонского протокола 1830 года, признавшего независимость Греции, Пирей стал расти как порт и промышленный центр. Современный Пирей возведён по плану 1835 года немецкого архитектора Эдуарда Шауберта[en], возобновившего античную планировку[6].

В 1869 году в Пирей пришла первая в Греции железнодорожная линия Пирей — Тисион  (англ.), соединившая его с Афинами[15], была открыта станция «Пирей».

В ноябре 1918 года в Пирее состоялся учредительный съезд Коммунистической партии Греции[6].

10 марта 1923 года близ города потерпел крушение греческий буксир «Але́ксандрос Ζ», в трагедии погибло 150[уточнить] человек[16].

В 1938 году в городе был основан Университет Пирея, впоследствии один из ведущих вузов страны, который готовит специалистов в области экономики, бизнес-менеджмента и информационных технологий.

В период Второй мировой войны (1939—1945) Пирей был сильно разрушен[6].

В 1982 году введена в эксплуатацию паромная переправа «Европа — Ближний Восток», соединившая город Пирей с Латакией в Сирии через Средиземное море. Сейчас Пирей почти слился с Афинами, добраться в него можно отовсюду по Афинскому метро.

Экономика

Промышленность

Церковь св. Николая в Пирее

Помимо порта в Пирее в 1970-х годах находились предприятия металлургической, машиностроительной, химической, цементной, пищевкусовой (пищевой и табачной), стекольной и бумажной промышленности, по выпуску алюминиевых и керамических изделий, стройматериалов, ковровое и канатное производство, а также ТЭС[6].

ТЭС в пирейском районе Неон-Фалирон была построена в 1903 году и закрыта в 1972 году. С 1986 года является историческим памятником[17].

Химические и цементные предприятия в 80-х годах XX века были закрыты или перенесены за пределы города из экологических соображений.

Транспорт

На площади Одису находится станция «Пирей», являющаяся конечной станцией зелёной линии (линии 1) афинского метрополитена и станцией Организации железных дорог Греции. Также в городе находится железнодорожная станция «Лефка»  (греч.).

Железнодорожные станции «Пирей» и «Лефка» обслуживают линию Пирей — Салоники и линию Пирей — Патры, а также линию 1  (греч.) Пирей — Аэропорт и линию 2  (греч.) Пирей — Кьятон пригородной железной дороги Афин  (англ.).

Пирейский порт

Паром Blue Star Paros  (греч.) в Пирейском порту
Пирейский порт

Судоходство является основной составляющей экономики города. Пирей — один из центров мирового судоходства. Пирейская Акти́-Миау́ли (Ακτή Μιαούλη, набережная адмирала Миаулиса Андреас-Вокоса) известна в мировых судоходных кругах так же, как Лондонский Сити известен в финансовых. На относительно небольшой площади здесь располагаются сотни офисов судоходных компаний и смежных с судоходством фирм.

В Пирее представлены все члены IACS (МАКО), то есть основных морских классификационных обществ, включая Российский морской регистр судоходства.

Пирей также является узлом пассажирских и автомобильных паромных линий на острова Эгейского архипелага и в страны Восточного Средиземноморья.

В порт круглый год заходят крупнейшие круизные лайнеры мира, а для некоторых круизных фирм Пирей является базовым или начальным портом круиза.

Как признание вклада транспортов типа «Либерти» в становлении флота греческих судовладельцев в первый флот мира, в порту Пирея, возле старого сухого дока Василиадиса, выставлено музейное судно SS Hellas Liberty.

Выделяется мощная морская отрасль с сетью портов и вспомогательных сооружений.

В Пирее находятся судостроительные и судоремонтные предприятия[6].

Община Пирей

Община Пирей (Δήμος Πειραιώς[2]) включает в себя город Пирей и необитаемый остров Пситалея. Площадь общины — 10,865 квадратных километров[1]. На местных выборах в 2014 году избран димархом Иоанис Моралис (Ιωάννης Μώραλης).

Община создана в 1835 году и была одной из общин, на которые делилась епархия Аттика. В 1925 году из Пирея выделился город Неон-Фалирон[18], который в 1946 году стал самостоятельной общиной. В 1931 году из общины Афин выделился город Куцикари и присоединился к Пирею. В 1933 году выделились города Неа-Кокинья и Перама, ставшие самостоятельными общинами (ныне община Никея-Айос-Иоанис-Рендис и Перама). Выделился город Неа-Иконио и присоединился к общине Пераме. В 1934 году выделились города Куцикари и Тамбурия с образованием общин Коридалос и Тамбурион. К общине Тамбуриону присоединились Амфиали, Аналипсис (Ανάληψις), Анацаси, Эвгения, Айос-Еорьос. В 1950 году выделился город Драпецона с образованием общины Драпецоны (ныне — община Керацини-Драпецона).

В 1968 году община Неон-Фалирон была упразднена и Неон-Фалирон присоединён к Пирею. С тех пор община оставалась неизменной и сохранилась в таком виде после программы «Калликратис» в 2010 году.

Демография

Пирей — один из крупнейших городов Греции, имеет население 163 688 человек по переписи 2011 года[2]. Плотность — 15 065,62 чел./км²[2]. Вместе с тем городская агломерация Пирея — часть агломерации Больших Афин. В состав периферийной единицы Пирей входят также 4 общины (дима), пригороды Пирея, а общая численность её населения составляет 448 997 человек по переписи 2011 года[2].

Год Население, человек
Город Пирей Периферийная единица Пирей
1835 300
1836 1011
1840 2033
1845 4247
1848 5279[19]
1849 5328[19]
1850 5286[19]
1851 5247[19]
1852 5252[19]
1853 5472[19]
1854 5354[19]
1855 5389[19]
1856 6057[19]
1861 6452[19]
1870 11 047[19]
1879 21 618[19]
1889 34 569[19]
1896 51 020[19]
1907 74 580[19]
1920 133 482[19]
1928 251 659
1940 205 404
1951 186 088
1961 183 957
1971 187 458 439 138
1981 196 389 476 304
1991 187 399[20] 530 180[20]
2001 181 933[20] 553 450[20]
2011 163 688[2] 448 997[2]

Известные люди

Спорт

Города-побратимы

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Απογραφή πληθυσμού — κατοικιών της 18ης μαρτίου 2001 (μόνιμος πληθυσμός) (греч.). — Πειραιάς: Εθνική στατιστική υπηρεσία της Ελλάδας, 2009. — Τ. I. — Σ. 22, 336. — ISSN 1106-5761.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Δελτίο τύπου. Ανακοίνωση των αποτελεσμάτων της Απογραφής Πληθυσμού-Κατοικιών 2011 για το Μόνιμο Πληθυσμό της Χώρας (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (28 Δεκεμβρίου 2012). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  3. Пире́й // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 282.
  4. Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М.: Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
  5. Πίνακας αποτελεσμάτων Μόνιμου Πληθυσμού-Απογραφής 2011 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 марта 2014). Дата обращения: 22 октября 2017. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Пирей // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  7. Максимова М. И. Античные города юго-восточного Причерноморья. — Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — С. 88. — 2500 экз.
  8. James George Frazer. Studies in Greek scenery, legend and history. — Youcanprint, 2017. — P. 111. — 386 p.
  9. Ксенофонт. Греческая история. II. 4. 30
  10. Гарпократион. «Словарь десяти ораторов». Ἁλίπεδον
  11. Фалерон // Словарь античности = Lexikon der Antike / cост. Й. Ирмшер[de], Р. Йоне[de]; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва, О. Л. Левинская; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев, Т. В. Васильева, М. Л. Гаспаров и др. — М.: Прогресс, 1989. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
  12. Корш, Мария Валентиновна. Пирей // Краткий словарь мифологии и древностей : Древ. боги, герои, госуд. люди, поэты, философы, художники древности, древ. страны и главнейшие города древности. — СПб.: А. С. Суворин, 1894. — 233 с.
  13. Пирей // Оксфордская иллюстрированная энциклопедия : В 9 т. Т. 3: Всемирная история с древнейших времен и до 1800 г. = Oxford Illustrated Encyclopedia: Volume 3: World History from Earliest Times to 1800 / Пер. с англ. / Ред. тома Гарри Джадж. — М.: Инфра-М : Весь Мир, 1999. — 397 с. — ISBN 5-16-000072-0.
  14. Длинные стены // Словарь античности = Lexikon der Antike / Пер. с нем. / Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др.. — М.: Прогресс, 1989. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
  15. Зимин, Василий. Железные дороги Греции (недоступная ссылка). www.railway.te.ua (8 сентября 2009). Дата обращения: 15 июня 2017. Архивировано 30 октября 2010 года.
  16. Πριν 64 χρόνια στις 10 Μαρτίου 1923 το ναυάγιο του «Αλέξανδρος Ζ» (греч.) // Εν Πλω : Εφημερίδα. — 1987. — 14 Αυγούστου.
  17. Παλαιός ατμοηλεκτρικός σταθμός ΔΕΗ, Νέο Φάληρο (греч.). Φεστιβάλ Αθηνών & Επιδαύρου. Дата обращения: 24 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  18. Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М.: Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
  19. 19,00 19,01 19,02 19,03 19,04 19,05 19,06 19,07 19,08 19,09 19,10 19,11 19,12 19,13 19,14 19,15 Κοτζαμάνης, Βύρων. Αθήνα, 1848 - 1995. Η δημογραφική ανάδυση μιας μητρόπολης (греч.) // Επιθεώρηση Κοινωνικών Ερευνών. — 1997. — Αρ. 92—93. — Σ. 3—30.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Μόνιμος και Πραγματικός Πληθυσμός της Ελλάδος. Σύνολο Ελλάδος, νομοί, δήμοι/κοινότητες, δημοτικα/κοινοτικά διαμερίσμα και οικισμοί. Απογραφές πληθυσμού 2001 και 1991 (греч.) (недоступная ссылка). Ελληνική Στατιστική Αρχή. Дата обращения: 22 июня 2017. Архивировано 16 июля 2006 года.

Ссылки

  • piraeus.gov.gr — официальный сайт общины Пирей