Градостроительство
Градостроительство — теория и практика планировки и застройки городов[1][2][3].
Градостроительство также определяется как область архитектуры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи[4][3].
Градостроительство формирует материально-пространственную среду жилой застройки, города, села, пространственно организует ландшафт обширных систем расселения[5].
Новые проблемы планирования городской среды привнесла среда цифровая и, в особенности, беспрецедентная скорость её развития[6]. Качественный скачок скорости развития и как следствие многократные социотехнологические трансформации за время одной человеческой жизни крайне затрудняют планирование развития городской инфраструктуры не только в долгосрочной, но уже в среднесрочной и даже ближайшей перспективе[7].
Объекты градостроительного проектирования и исследования
Объектами градостроительного проектирования и исследования являются развивающиеся градостроительные системы разного масштаба и функционального содержания, пространственная организация которых направлена на создание среды общественных процессов[5].
Градостроительная система — совокупность пространственно организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.
Элемент градостроительной системы — часть такой системы, рассматриваемая как единая, неделимая составляющая. Существуют два подхода к выделению элементов градостроительной системы:
- 1. По характеру расположенных на территории физических объектов:
- — зона — территориальный элемент градостроительной системы, характеризуемый размещением на нём однотипных градостроительных или природных компонентов. По функциональному признаку выделяются жилые (селитебные) и производственные зоны. По видам хозяйственного использования — сельского, лесного хозяйства и массового отдыха населения. Выделяются также зоны исторически сложившейся и новой застройки, зоны высокой и низкой плотности населения и др.;
- — район — относительно целостная и автономная единица;
- — комплекс — территориальная целостность и высокая степень функциональной или композиционной целостности;
- 2. По назначению элемента в структуре градостроительной системы:
- — центр (узел) — функциональный или композиционный фокус градостроительной системы. Одновременно — точка концентрации какого-либо признака;
- — ось — линейная концентрация, а также функциональные (дорога) и композиционные (река);
- — ядро — участок территории с высокой концентрацией признака системы в целом. Ядру системы противостоит периферия;
- — сеть — группа объектов точечного или линейного характера, упорядоченно размещённая на рассматриваемой территории (сеть учреждений культурно-бытового обслуживания, транспортная сеть).
Теория градостроительства
Теория градостроительства изучает планировочную организацию систем расселения и населённых мест, особенности их формирования, функционирования и развития во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями. В теории градостроительства исследуются закономерности формирования и функционирования градостроительных образований, разрабатываются принципы и критерии принятия проектных решений[5]. Мировоззренческой основой различных теоретических концепций искусства планировки и градостроения является исторически изменчивая философия урбанизма.
История градостроительства
Градостроительство родилось в недрах архитектуры, многие до сих пор считают его просто разделом архитектуры[8]. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина — градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.
На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора[8].
Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учёт местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т. д.
Градостроительство Древнего мира
История отечественного градостроительства на землях современной России условно начинается с палеолитических Костёнок (на Дону, южнее Воронежа), где 40 — 25 тысяч лет назад была заселена площадь более 90 га. На этой площади отмечено более 60 мест разновременных палеолитических жилищ и хозяйственных комплексов. Выявлены разнообразные типы жилищ, включая площадь примерно 34 на 7 метров (с десятком очагов по оси). Феномен Костёнок ныне активно изучается с привлечением американских специалистов. Аналогов Костёнкам вплоть до античного времени в России пока не выявлено.
Древнейшие слои Иерихона и Чатал-Хююка относятся к 7 — 6 тыс. до н. э., являют элементы относительно стихийной городской планировки. Город Дербент по археологическим данным отметил 5000-летие, но широкого признания эта дата в истории российского градостроительства не получила. Аркаим и близкие ему поселения-укрепления (площадью до нескольких гектаров) складываются с 3 — 2 тыс. до н. э.
Отсюда начинается более известная история отечественного градостроительства, ещё до нашей эры представленная такими городами как Гелон, Танаис, Фанагория, Синдская Гавань, Гермонасса и т. д. По данным Птолемея (их отразили средневековые карты), в округе Приазовья и на землях нынешней России (исключая Украину и бывшие советские республики) оказывалось не менее двадцати городов.
Заметные опыты упорядочения городов и поселений относятся к сер. III — нач. II тыс. до н. э. В Древнем Египте и Древней Месопотамии применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. Протогорода трипольской культуры (Майданец, Доброводы, Тальянка и т. п.) начинают свою историю с 5 — 4 тыс. до н. э. Российский Аркаим и близкие ему поселения-укрепления складываются с 3 — 2 тыс. до н. э.
Градостроительство классической античности и периода эллинизма
Классической для древнегреческих городов является система с Акрополем в центре, с защищёнными природой храмами и святилищами на возвышенности и стихийно разрастающимся «нижним городом» у подножия, разделённым на кварталы соответственно занятиям ремесленников и торговцев. Другими центрами, помимо акрополя, как это было в древних Афинах, становились ареопаг и агора[9]. Городские стены защищали «нижний город» от врагов, например «длинные стены», соединявшие Афины с морским портом Пиреем и Фалероном. Стены часто имели особые дипилонские ворота с «секретом» для нападающего противника.
В период эллинизма, в связи с интенсивным ростом торговых городов, предпринимались попытки рациональной и регулярной планировки. Известны имена Дейнократа, архитектора Александра Македонского, разработавшего план города Александрии Египетской, и Гипподама Милетского, автора знаменитой «гипподамовой системы», предполагающей способ планировки с пересекающимися под прямым углом улицами, образующими прямоугольные кварталы и площади, кратные размерам квартала. Примерами рациональной планировки крупных малоазийских городов периода эллинизма являются Пергам, Приена, Родос, Пальмира и многие другие.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Fori-imperiali-big-1-.jpg&width=250)
Римляне разработали собственную систему, основанную на планировке военного лагеря или колонии — «квадратуры» палаток легионов по осям двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света магистралей: декуманус (по оси: восток — запад) и кардо (север — юг). Аналогичным образом римляне создавали форумы (общественные площади). Следы такой рациональной планировки сохранили многие западноевропейские города, выросшие из древнеримских военных поселений.
Градостроительство в Средние века
Средневековые города, как правило, имели радиально-кольцевую (реже веерную) планировку. В центре: цитадель, замок, кремль, детинец, бергфрид или донжон. Вокруг рыцарского замка возникал посад, со временем его окружали кольцом оборонительных стен. Новые ремесленно-торговые поселения за пределами городских стен снова окружали кольцом стен, воротами с подъёмным мостом и фланкирующими башнями, сооружали барбакан, форбург, цвингер; в архитектуре славян — захаб. Но внутри планировка оставалась преимущественно хаотичной. Разнообразие градостроительных решений создают природные условия, топография и метафизика места: наличие реки, священной горы, особого рельефа местности, которому придавали символический смысл, например семихолмье Рима, Константинополя, Москвы, Антверпена, Мадрида[10].
Одним из центров средневекового города становился собор и соборная площадь, но фактически средоточием городской жизни была рыночная площадь, иногда ратуша или здание магистрата (совмещения двух центров были редкими). Так образовалась двухцентровая система, типичная для западноевропейских средневековых городов[11].
Градостроительные утопии эпохи Возрождения
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Fra_Carnevale_-_The_Ideal_City_-_Walters_37677.jpg&width=780)
Одним из первых известных нам утопических трактатов, посвящённых детальному описанию идеального города, создал итальянский архитектор А. Филарете под названием «Трактат об архитектуре» (ок. 1465). В трактате даётся описание города Сфорцинда (в честь миланского покровителя Филарете, герцога Сфорца). Город на плане Филарете окружён крепостной стеной и имеет форму восьмилучевой звезды. В каждой вершине восьмиугольника высятся сторожевые башни; из центра к ним тянутся проспекты. Город связан с внешним миром через систему каналов. В центре Сфорцинды находится главная площадь с собором. Проект Филарете насыщен астрологическими символами.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Idealstadt.jpg&width=200)
Симметричные планы идеальных городов предлагали Л. Б. Альберти в трактате «О городе» (ок. 1450), Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Антонио да Сангалло, Б. Перуцци, В. Скамоцци (1615)[12].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Palmanova1600.jpg&width=200)
Социально-теологическая утопия, повлиявшая на дальнейшее развитие идеологии урбанизма, изложена в знаменитом сочинении Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (ок. 1602 г.).
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0.jpg&width=200)
Знаменитый проект, связанный с обустройством «Новой улицы» (Le Strade Nuove) — ныне Виа Гарибальди в Генуе на северо-западе Италии, получил наименование Палацци-деи-Ролли (итал. Palazzi dei Rolli — «Дворцы по спискам»). Название объясняется тем, что здания строили на основании общественного выбора из списков «общественного жилья в частных резиденциях» (так называемых «ролли»), установленных Сенатом в 1576 году, для приёма важных гостей, находившихся в Генуе с государственным визитом. Это первый в европейской истории проект централизованной городской застройки, осуществлявшейся в соответствии с заранее утверждённым планом, разработанным в 1550—1551 годах архитектором Галеаццо Алесси). Более сорока дворцов стеснены на довольно узком участке земли, вдоль прямой, но круто поднимающейся вверх улицы. Здания, образовавшие проспект, в 2006 году были выбраны в качестве объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Палацци-деи-Ролли, как пример новаторского градостроительного решения, вызывали неподдельный интерес посещавших Геную иностранцев, не исключая и Рубенса, который включил их в свою книгу Palazzi di Genova. Опыт возведения этого аристократического квартала использовался при задуманной Генрихом IV и его министром Сюлли перепланировке Парижа (см. площадь Вогезов).
Градостроительство Нового времени
В эпоху «большого стиля» французского короля Людовика XIV Генеральный план Парижа с 1676 года разрабатывал архитектор Франсуа Блондель. План предусматривал создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. В 1748 году французский архитектор Пьер Патт выполнил план центральной части Парижа с изображением существующих и планируемых городских площадей. Он послужил основой идеи создания в центре города ансамбля будущей Площади Согласия.
Оригинальную теорию и методику модульной системы проектирования, в том числе планировки жилых кварталов крупных городов, предложил в начале XIX века французский архитектор Жан-Николя-Луи Дюран.
Начало традиции регулярного градостроительства в России можно отнести к концу XVI века, однако переломным моментом стала эпоха Петра I, начало XVIII века. В это время на новом месте началось строительство новой столицы государства — Санкт-Петербурга, по утверждённым планам строились города–крепости (Крепость Святого Креста, Елизаветград, Кронштадт), города-заводы на Урале. Второй этап развития регулярного градостроительства в России XVIII века связан с работой Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая, начиная с 1763 года, стала заниматься стандартизацией застройки городов по всей стране[13].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Gustave_Caillebotte_-_Jour_de_pluie_%C3%A0_Paris.jpg&width=300)
Бурный рост городов в середине XIX века стимулировал поиск новых градостроительных решений. По поручению Наполеона I в 1806 году были сделаны первые шаги по реконструкции центра Парижа, в частности была проложена осевая улица Риволи. Значительных успехов с огромными трудностями по сносу старых кварталов и переустройству хаотической застройки достиг префект Парижа барон Ж. Э. Осман. Градостроительные работы, начатые под его руководством в 1853 году, получили название «Османизация Парижа».
В начале XIX века осуществлялась планомерная застройка центральных площадей Санкт-Петербурга по проектам выдающегося итальянского архитектора Карло Росси. С формированием в центре города Карлом Росси параллельно течению Невы ансамбля «трёх площадей» — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской, слившихся в одну, более километра длиной, — возникла впечатляющая искусственная перспектива. Она создала новый жанр в искусстве — «архитектуру дальних перспектив». Ни в одной из европейских столиц из-за их древности и напластований хаотической застройки такое не было возможно.
Крупнейшим теоретиком градостроительства в конце XIX века был австрийский архитектор К. Зитте, обобщивший европейский опыт в книге «Художественные основы градостроительства», переведённой на шесть языков мира[14]. Полную историю основных этапов развития градостроительного искусства в крупнейших странах Европы изложил бывший в центре событий того времени швейцарский архитектор З. Гидион в книге «Пространство, Время и Архитектура: Становление новой традиции» (Space, Time and Architecture: The Growth of a New Tradition, 1941)[15].
Выдающимся градостроителем был немецкий архитектор Мартин Вагнер, разработавший и частично осуществивший в 1920-х годах реконструкцию площадей и районов старого Берлина.
Градостроительство XX века
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Clarence_Perry%27s_Neighborhood_Unit%2C_1928.jpg&width=300)
В 1898 году Эбенизер Говард опубликовал книгу «Города-сады будущего». В качестве альтернативы перенаселенным, шумным, грязным большим городам он предложил небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Говард предположил что такие города-сады привлекут теснящихся в больших городах людей, которые смогут создать самодостаточные и самоокупающиеся сообщества. Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два «города-сада» — Лечворт и Велвин. Принципы «города-сада» затем использовались при проектировании десятков городов, в том числе Тель-Авива, Канберры, Зеленограда. Однако не все такие проекты оказались успешными, часто они превращались в «спальные пригороды», жители которых работали в близлежащих больших городах.
Еще одной попыткой рассредоточить большие города была концепция «линейного города». Такой город должен был тянуться в виде параллельных полос промышленных и жилых зданий, разделенных зеленой зоной, вдоль железной дороги и автомагистрали. Артуро Сориа-и-Мата[исп.] применил этот принцип при строительстве одного из районов Мадрида ещё в конце XIX века. Однако растянутые коммуникации и рассредоточенная инфраструктура создавали много неудобств, кроме того, для больниц, университетов и других учреждений, занимающих большие площади, в линейном городе нет места[16].
Архитектор XX века Ле Корбюзье внёс свой вклад в градостроительное искусство, предложив смелый план перестройки центра французской столицы. Макет «Современного города на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое решение пространства города будущего, созданный в 1922 году, позднее был преобразован в «План Вуазен» (название от фамилии владельца фирмы аэропланов Габриэля Вуазена, поддержавшей проект Ле Корбюзье; 1925). План предусматривал подлинно дизайнерский подход к решению наболевших проблем: сноса старых зданий в центре города и строительства нового делового центра Парижа; для этого предлагалось расчистить 240 гектаров старой городской застройки.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D1%83%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD.jpg&width=200)
Восемнадцать одинаковых небоскребов высотой 200 метров (50 этажей) должны были стоять свободно, на расстоянии друг от друга. Высотные здания дополняли горизонтальные постройки сферы обслуживания у их подножия. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. План-макет впервые был представлен в павильоне «Эспри Нуво» («Новый дух»), построенном Ле Корбюзье для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств («L’Exposition Internationale Des Arts Décoratifs et Industriels Modernes») в Париже 1925 года. «План Вуазен» стал своего рода сенсацией, но не был реализован.
В этом и других подобных проектах — планы реконструкции Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Ле Корбюзье развивал новаторские градостроительные концепции. Суть состояла в том, чтобы посредством планировочных методов обеспечить комфортное проживание в крупных городах, создать в них зеленые зоны (концепция «зеленого города»), современную сеть транспортных магистралей — и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье и его помощники проявили нетрадиционные подходы и приемы ландшафтного дизайн-проектирования.
Развитие автотранспорта, интенсивная урбанизация и, как следствие, возникновение городских агломераций, загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов).
При участии Ле Корбюзье была составлена Афинская хартия (фр. Charte d'Athènes) — градостроительный манифест, принятый конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году. Текст документа, полностью опубликованный в 1943 году, основывался на результатах ранее проведенного изучения опыта планировки и застройки 33 крупнейших городов мира. Итогом стал кардинальный пересмотр принципов и целей градостроительства в исторически изменившихся условиях функционирования мегаполисов.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Arquivo_da_Ag%C3%AAncia_Brasil_-_Bras%C3%ADlia_01.jpg&width=300)
Хартия преследовала цель создания идеальной архитектуры и градостроительных систем, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии. Согласно этому документу наиболее ценные архитектурные произведения прошлого должны быть сохранены, но только в том случае если они являются актуальными памятниками культуры и представляют общественный интерес, а также, если их консервация не влечёт за собой нездоровых условий для жизни людей. При неудачном расположении ценного архитектурного сооружения возможен перенос участков дорог или даже городского центра. Снос трущоб, расположенных рядом с историческими памятниками, даст возможность создания зелёных зон. Использование в новых постройках «исторических стилей» под предлогом сохранения национальных традиций или эстетических требований, следует считать неприемлемым. Необходимо отказаться от замкнутой квартальной застройки с дворами-колодцами и перейти к свободным планам при преимущественно меридиональном размещении зданий для наилучшего освещения и циркуляции воздуха.
В 1960-е годы как ответ на субурбанизацию в США, где автомобиль стал самым удобным, а порой и единственным возможным средством передвижения, появились идеи «города для людей». Кевин Линч[англ.] в 1960 году издал книгу «Образ города», в которой указал, что важным свойством города является его способность создавать легко читаемый устойчивый образ среды, выделять распознаваемые элементы, легко связываемые в целое. Журналистка Джейн Джекобс в своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов», вышедшей в 1961 году, писала о том, что город следует реконструировать «снизу», и выдвинула идею «смешанного использования». В 1960-е годы также начал свою профессиональную деятельность датский архитектор Ян Гейл, который выступал за приоритет пешехода перед автомобилем в городе. Начав с экспериментального временного перекрытия одной из центральных улиц Копенгагена в 1962-м году, Гейл с тех пор добился значительного увеличения пешеходных зон в центре этого города.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Kungsholms_strand_July_2015_05.jpg&width=300)
Подход этих теоретиков градостроительства был назван «новым урбанизмом». Он предполагает транзитно-ориентированное проектирование, предполагающее ведущую роль общественного транспорта в городе, смешение жилой, торговой, культурной, развлекательной, рекреационной и других функций в районах, кварталах и зданиях, «разумный рост» городов (то есть препятствование бесконтрольному расползанию города)[17].
Градостроительство в СССР
Основы градостроительной школы советского периода закладывались молодыми архитекторами 1920-х годов в московском ВХУТЕМАСе и далее в 1930-х годах в Государственном институте по проектированию городов (Гипрогор). Пионером развития градостроительства в СССР был И. И. Леонидов. В 1931 году он уехал в сибирский город Игарку. После возвращения разрабатывал проект реконструкции Москвы. В 1932—1933 годах возглавлял одну из мастерских Моспроекта.
Иван Леонидов — автор уникального в мировой практике проекта «Город Солнца»[18]. В этой работе архитектор опирался на труд Томмазо Кампанеллы. «Творческое кредо И. Леонидова, видимо, связано с каким-то особым жанром, который можно было бы назвать архитектурным мифотворчеством. <…> И. Леонидов строил свои произведения в чем-то похоже на то, как воплощал образ „Града небесного“ древний строитель, как строил пространство фрески или иконы древний художник, который принципиально не отделял изображение от предмета, действа и слова; только у И. Леонидова архитектура не могла быть ни антуражем, ни фоном — она была для него самим ликом Вселенной»[19].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=V%C3%BDhled_z_Vilniusk%C3%A9_televizn%C3%AD_v%C4%9B%C5%BEe.jpg&width=300)
Создателями школы научного градостроительства в России были инженеры и архитекторы Г. Д. Дубелир, А. К. Енш, М. Г. Диканский. Генеральный план реконструкции Москвы в 1930-х годах был разработан под руководством В. Н. Семёнова.
В конце 1929 года был дан старт первым конкурсам на проектирование соцгородов — жилых районов, которые строились по комплексному единому плану неподалёку от крупных новых заводов и предназначались для проживания и досуга преимущественно их работников.
Основные задачи градостроительства в СССР:
- создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик;
- решение городских экологических проблем;
- преодоление монотонности типовой застройки;
- сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров;
- бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
Градостроительство в современной России
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow%2C_Dmitrovskoe_Highway_13_construction_site_%2830528567174%29.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Ogorodny_Lane_industrial_area_construction_zone_from_Skladochnaya_Street.jpeg&width=300)
Градостроительная деятельность в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ) — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде:
- — территориального планирования;
- — градостроительного зонирования;
- — планировки территории и др. деятельности.
В 1990-е—2000-е годы ажиотажный спрос на жильё в крупных городах привел к повышению высотности и плотности застройки. Во всех крупных городах России стали строить 25-ти и более этажные жилые дома. Стала широко распространена так называемая "уплотнительная застройка", которая повышает нагрузку на городскую инфраструктуру и негативно сказывается на эстетике городской среды. Также продолжается экстенсивный рост застроенной городской территории, расползание городов за счет воспроизведения советской микрорайонной застройки. Перспективным направлением является строительство жилой и офисной недвижимости в бывших промышленных зонах[20][21][22].
Современная мировая практика градостроительства
В современных государствах в силу роста населения городов, и, следовательно, объёмов информации, при осуществлении градостроительной деятельности используются компьютерные программы, систематизирующие сведения о городской застройке — ИСОГД. Применяются подходы, синтезирующие городское планирование и архитектуру, — градостроительное проектирование.
См. также
Примечания
- ↑ Горкина, 2002.
- ↑ Некипелова, 2008.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Шепелев, 2009.
- ↑ Кравец, 2005.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Яргина, 1986.
- ↑ Шестакова.
- ↑ human.spbstu.ru.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Гутнов, Глазычев, 1990.
- ↑ Сидорова Н. А. Афины. — М.: Искусство, 1967. — С. 11—14
- ↑ Власов В. Г.. Семь холмов // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 696
- ↑ Гильдебранд А. К пониманию художественной связи архитектурных ситуаций // Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. — М. Изд-во МГПИ, 1991. — С. 146—154
- ↑ Бунин А. В., Круглова М. Г. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1953. — С. 11—24
- ↑ В. И. Лучкова. Лекционный курс: История градостроительства доиндустриального периода . Дата обращения: 6 августа 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
- ↑ Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993
- ↑ Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984
- ↑ «Идеальные города» XIX-XX веков: индустриальная утопия и мечты о городе-саде . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Концепция Нового урбанизма: предпосылки развития и основные положения . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Е. А. Бухарова. К проблеме истоков проекта архитектора Ивана Леонидова «Город солнца» // Перспективы Науки. — 2011. — Вып. 9 (24). — С. 93–100. — ISSN 2077-6810.
- ↑ О.И. Явейн. Иван Леонидов: начало ХХ – начало XXI вв. : материалы, воспоминания, исследования / О. Адамов, Ю. Волчок. — М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. — С. 182.
- ↑ Удивительные приключения урбанизма в России . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Эксперты: проблема уплотнительной застройки в России нарастает . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ «Обычно начинают с транспорта» . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
Литература
- Алфёрова Г. В. Организация строительства городов в Русском государстве в XVI—XVII вв. // Вопросы истории. — 1977. — Т. 7. — С. 50—67.
- Каминер Т. Кризис планирования и постфордистский город // Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М. С. Ильченко, В. С. Мартьянова.. — Москва: Политическая энциклопедия, 2015. — ISBN 978-5-8243-1995-8.
- Михайлова М. Б. Тема акрополя в европейском градостроительстве первой половины XIX века // Архитектурное наследство / Под редакцией Рябушина А. В.. — Вып.40. — Москва: НИИТАГ, 1996. — С. 101—108.
- Михайлова М. Б. Государственная власть и архитектурно-градостроительное творчество на юге России периода классицизма // Архитектура в истории русской культуры / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — Вып.4: Власть и творчество. — Москва, 1999. — С. 107—112. — ISBN 5-86700-001-X.
- Михайлова М. Б. Пётр I и новые начала в русском градостроительстве // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. — Вып. XIII: «Пётр Великий — реформатор России». — Москва, 2001. — С. 109—124.
- Михайлова М. Б. Особенности ампира в градостроительстве Новороссии // Архитектура в истории русской культуры / Под редакцией И. А. Бондаренко. — Вып. 5: Стиль ампир. — Москва: Рохос, 2003. — С. 102—126. — ISBN 5-9519-0016-6.
- Михайлова М. Б. Опыт сравнительного анализа // Западноевропейское градостроительство Нового времени / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — Москва: КРАСАНД, 2018. — 464 с. — ISBN 978-5-396-00840-3.
- Осятинский А. И. Строительство городов на Волге / Под ред. д-ра архитектуры проф. В. И. Пилявского. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1965. — 191 с.
- Русское градостроительное искусство. Серия из 4 книг:
- Древнерусское градостроительство X—XV веков / под ред. Гуляницкий Н.Ф.. — Москва: Стройиздат, 1993. — 392 с. — (Русское градостроительное искусство). — ISBN ISBN 5-274-01502-6.
- Градостроительство Московского государства XVI—XVII веков / под ред. Гуляницкий Н.Ф.. — Москва: Стройиздат, 1994. — (Русское градостроительное искусство).
- Петербург и другие новые российские города XVIII-- первой половины XIX веков / под ред. Гуляницкий Н.Ф.. — Москва: Стройиздат, 1995. — (Русское градостроительное искусство).
- Москва и сложившиеся русские города XVIII-- первой половины XIX веков / под ред. Гуляницкий Н.Ф.. — Москва: Стройиздат, 1998. — (Русское градостроительное искусство).
- Русское градостроительное искусство. В 8-ми томах. М., 1993—2010.
- Саваренская Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков: Эстетические и теоретические предпосылки. — Москва: Стройиздат, 1987. — 192 с.
- Яргина З. Н. и др. Основы теории градостроительства: Учеб. для вузов. Спец. «Архитектура» / З. Н. Яргина, Я. В. Косицкий, В. В. Владимиров, А. Э. Гутнов, Е. М. Микулина, В. А. Сосновский. — Москва: Стройиздат, 1986. — 326 с.
- Яргина З. Н., Яргин С. В. Озеленение в центре Москвы: средство снижения транспортной нагрузки. — Архитектура и время, 2012, № 5. — 2012. — С. 22—25.
- А. Гутнов, В. Глазычев. Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6.
- Большая российская энциклопедия / под ред. С. Л. Кравец.. — Москва: Большая Росс, 2005. — Т. 7. — С. 22—25. — (эн-цикл).
- Шепелев В. В. Несовершенство понятия «Градостроительная деятельность», закрепленного в Градостроительном кодексе Российской Федерации // Вестник Пермского Университета. — выпуск 1(3). — 2009. — Т. 7.
- Большой энциклопедический словарь / под ред. А. П. Горкина. — Москва: Большая Росс. энцикл, 2002.
- Новая российская энциклопедия / под ред. А. Д. Некипелова. — Москва: ИНФРА-М, 2008. — Т. V(I).
Ссылки
- Города в прошлом и в будущем (Градостроительство) .
- В. И. Лучкова. Лекционный курс: История градостроительства доиндустриального периода
- Человеческий масштаб . фильм о задачах и сложностях градостроительства, необходимости учесть человека в нём (на примере Копенгагена, Нью-Йорка, Мельбурна, Дакки и др..
- УДК 711(G)
- Портал о градостроительстве .
- Библиотека по архитектуре и градостроительству .
- International Planning History Society .
- Society for American City and Regional Planning History .
- The International Planning History Society International Conference — 2012 website .
- The International Planning History Society International Conference — 2014 website .
- Regional Science Association International .
- French Institute of Urbanism .
- Шестакова И. Г. Анализ современных тенденций научно-технического прогресса и горизонты планирования .
- Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило .