Федеральный закон Российской Федерации
Федеральный закон — федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый Государственной Думой в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации[1].
Порядок принятия федеральных законов
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией и регламентами палат Федерального собрания.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов[2].
После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, может создаваться Согласительная комиссия с целью устранения разногласий между двумя палатами. Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов в независимости от решения Совета Федерации[2].
После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту[3]. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, то он считается окончательно принятым. Принятый закон подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение недели после подписания в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете», «Парламентской газете» или Официальном интернет-портале правовой информации[4] (pravo.gov.ru). Закон вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования, либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, имеет право отклонить закон[3] (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом -ФЗ (-ФКЗ для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год[5][6], поэтому наиболее краткой корректной ссылкой на закон может быть его номер и год принятия.
Внесение законопроектов
Состоит из Законодательной инициативы и Обсуждения законопроекта. Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому соответствует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.
Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.
Принятие федеральных законов Государственной Думой
Порядок принятия Государственной Думой федерального закона (статьи 116—126) прописан в главе 13 Регламента Государственной Думы
Рассмотрение принятых федеральных законов Советом Федерации
Порядок рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (статьи 103—110) прописан в главе 12 Регламента Совета Федерации[7].
Последствия отклонения федеральных законов Советом Федерации
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы[8].
Рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
Последствия отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию[9].
Количество
На октябрь 2022 года по данным с «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в Российской Федерации действует чуть более 9170 федеральных законов, в том числе включая федеральные законы «О внесении изменений…», которых чуть более 6740[10].
См. также
- Законодательство Российской Федерации
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации
- Указ Президента Российской Федерации
- Постановление Правительства Российской Федерации
Источники
- ↑ Конституция Российской Федерации. Статья 76
- ↑ 2,0 2,1 Статья 105 Конституции РФ
- ↑ 3,0 3,1 Статья 107 Конституции РФ
- ↑ Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (редакция от 21.10.2011 Архивная копия от 31 декабря 2014 на Wayback Machine; действующая редакция от 25.12.2012)
- ↑ Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (постатейный). . "Деловой двор"; Гарант (2012). — «Регистрационный номер присваивается федеральному конституционному закону, федеральному закону непосредственно после его подписания Президентом РФ. Нумерация устанавливается сплошной в течение календарного года отдельно для федеральных конституционных законов (к номеру добавляется "-ФКЗ") и федеральных законов (к номеру добавляется "-ФЗ").». Дата обращения: 30 декабря 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ «Основы права для бизнеса». 4.1.3. Законы 193. ДЖЕЙ ВИ ПИ (04.04.2014). — «нумерация федеральных законов не сквозная, а ежегодно возобновляется после принятия Конституции РФ в 1993». Дата обращения: 30 декабря 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ Порядок рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (статьи 103–110) . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 8 июня 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
- ↑ Статья 105 Конституции Российской Федерации.
- ↑ Статья 107 Конституции Российской Федерации
- ↑ "Официального интернет-портала правовой информации" .
Ссылки
- Федеральные законы на сайте Президента России
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность // Консультант плюс: Регламент Совета Федерации, Регламент Государственной Думы, Комментарий к отдельным статьям Регламента Государственной Думы