Аркаим
Городище | ||
Аркаим | ||
---|---|---|
Координаты: 52°38′57″ с. ш. 59°34′16″ в. д.HGЯO | ||
Страна | Россия | |
Область | Челябинская | |
Дата основания | рубеж XX/XVIII—XVIII/XVI веков до н. э. | |
Статус |
Археологический памятник ОКН |
|
|
||
Аркаи́м — комплекс из городища, могильника и селищ рубежа XX/XVIII—XVIII/XVI (20/18—18/16) веков до н. э. Принадлежит к синташтинской культуре[1] и так называемой «Стране городов».
Расположен в долинах рек Большая Караганка и Утяганка в Челябинской области России.
Комплекс был открыт в 1971 году. Исследования проводили в 1980—1990-е годы Г. Б. Зданович, С. Г. Боталов, С. А. Григорьев, Д. Г. Зданович.
В 1991 году был создан природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим»[1].
История археологического памятника
Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции в составе двух археологов (С. Г. Боталов и В. С. Мосин), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Больше-Караганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. Специалисты не придали значимости исследованиям в этом районе — экспедиция отправлялась как на малоперспективную работу — предстояло обследовать неинтересный с точки зрения находок обширный степной район. Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности. Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении, и это обстоятельство позволило оценить важность открытия[2].
После первичного осмотра и снятия плана городища Боталовым и Мосиным была установлена принадлежность памятника к синташтинскому типу эпохи бронзы. Это оказалось возможным благодаря тому, что уже хорошо были известны подобные материалы, полученные в период исследований Синташтинского комплекса, изучение которого началось экспедицией В. Ф. Генинга с 1974 году[3].
В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были быть затоплены, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории[2].
Борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. Главной причиной, определившей данный исход событий, стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм[2].
17 мая 2005 года Аркаим посетил президент России Владимир Путин[4].
Этимология
Поселение было названо не Александровским (от соседнего посёлка), а по названию одной из сопок (не самой близкой)[5][6], которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа»[5][6].
Описание
Городище имеет два кольца валов диаметром 143—145 м и 85 м соответственно и четыре прохода, которые ориентированы по сторонам света. Главный проход обращён на запад. Жилища образуют ещё два кольца диаметр 39—40 м — внешнее и 27 м — внутреннее. Между кольцами жилищ имелась круговая улица с деревянной мостовой[1]. Под мостовой находился ров ливневой канализации[7] (глубина и ширина 1,5 м) с водосборными колодцами. В центре поселения была расположена незастроенная площадка диаметром около 25 м[1].
Внутри валов были расположены узкие коридоры, ниши и проходы в жилые помещения. Жилища были наземными, трапециевидными в плане, площадью 110—180 м². Они имели каркасную конструкцию и общие длинные стены. Выходы из жилищ были ориентированы к центру поселения. Внутри жилищ найдены следы очагов, печей, колодцев и погребов. Обнаружены следы металлургического производства[1].
Назначение комплекса спорно. По разным предположениям он мог быть крепостью, убежищем, металлургическим, торговым, сакральным центром и др.[1]
В 1—1,5 км к северо-востоку от городища находится Большекараганский могильник. Он включает в себя насыпи, под которыми располагались площадки, огороженные рвом и отделённые друг от друга внутренними грунтовыми перемычками. На площадках находятся от 7 до 20 погребальных и жертвенных ям. Могильные ямы имели глубину до 3,5 м и включали в себя камеры до трёх этажей, перекрытые деревянными настилами. Нижняя камера включала захоронения, которые были одиночными, парными и групповыми. Тела располагались в скорченном положении. В верхней камере сохранились остатки жертвоприношений — костяки и черепа лошади, крупного и мелкого рогатого скота и собак. Погребённые имели европеоидный антропологический тип. Число женских захоронений вдвое превышает число мужских. Захоронения сопровождались инвентарём, представленным керамическими сосудами, деревянными чашами, медными и бронзовыми ножами, наконечниками копий и стрел и др. Рядом с этими насыпями бронзового века располагались курганные группы позднесарматской культуры[1].
Происхождение
Согласно исследованиям в области палеогенетики, люди из синташтинской культуры имеют значительное генетическое сходство с представителями культуры шнуровой керамики. Миграция популяций из культуры шнуровой керамики на восток, вероятно, привела к формированию синташтинской культуры[8][9]. При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a[8] и митохондриальные гаплогруппы J1, J2, N1 и U2[8].
В настоящее время недостаточно данных, чтобы однозначно утверждать, являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами[2].
В эзотерике и псевдонауке
Образ Аркаима получил популярность в среде эзотериков, экстрасенсов, уфологов, националистов, неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими[6]. К идее спасения Аркаима привлекались разнообразные общественные силы и организации. На фоне общего кризиса социализма, породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы стали источником фантазий и домыслов, породивших эзотерические и неоязыческие идеи и питающие индустрию псевдонауки. Поддержку сохранения Аркаима оказали эзотерики и сторонники «арийской» идеи, представившие Аркаим столицей древней «арийской» (славянской) цивилизации. Эта поддержка была одобрена частью научного сообщества, и мифологизация Аркаима приобрела большие масштабы, не встречая противодействия. В этом процессе участвовали также некоторые местные учёные и представители местных властей[10][2].
В эзотерической и псевдонаучной интерпретации Аркаима выделяются две основных идеи: славянская («арийская») этническая принадлежность «синташтинцев» («славяно-арии», русы, русские) и феноменальный уровень технологического, социального и «духовного» развития «аркаимцев». Даже в тех случаях, когда в псевдонаучной теории нет прямой националистической направленности, «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых. Эти идеи не согласуются с научными данными[2]. Аркаим считается «местом силы»[11], «прародиной» славян, «ариев» (речь идёт не об исторических ариях, предках только индоиранцев, а о псевдонаучном синониме праиндоевропейцев, «арийцах»[12]) или индоевропейцев[13][6], «колыбелью мира»[4], название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется родиной Заратустры[13][6]. Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстаёт значительно завышенным по сравнению с реальными данными. Утверждается, что Аркаим использовался как обсерватория. По мнению уфологов, города Страны городов были построены инопланетянами. По мнению экстрасенсов, в районе Аркаима проходит мощный поток энергии, поэтому они совершают туда поездки с целью «подзаряжаться». В результате эзотерического «освоения» Аркаима возникли инсталляции типа спиралеобразного сада камней.
В рамках арийского мифа, популярного в эзотерике и славянском неоязычестве (родноверии), часто считается, что культура Аркаима и родственных ему памятников Южного Урала является «арийской цивилизацией» и отождествляется со славянами. Многие авторы увязывают Аркаим с мифической северной страной Гипербореей, якобы прародиной «арийцев» (вариант: «ариев», не следует путать с историческими ариями) или «белых людей». Утверждается, что похолодание и наступление ледников заставили «арийцев» переселяться южнее. Пройдя через Урал, они остановились в благодатном крае, который связывается с Семиречьем, упоминаемым в Авесте, или с «Беловодьем» русских сказаний. В обоих случаях речь идёт о Южном Урале, где помещается «вторая прародина арийцев», из которой последние расселились по просторам Евразии от Карпат до Китая. Сторонники этих взглядов считают Южный Урал источником ведических верований и местом древнейшей в мире государственности, столицей которой был священный Аркаим[12].
«Эзотерическое освоение» Аркаима началось в 1991 году с визита Тамары Глобы и к началу XXI века имеет всеобъемлющий характер[2]. По состоянию на 2005 год на одном из соседних холмов огромными белыми линиями была вычерчена свастика, в Аркаиме действовал «Национальный арийский союз», занимавшийся литьём свастик на заказ[4]. Популяризацию этой идеи осуществлял сатирик Михаил Задорнов. Он отождествлял «праславян» с «арийцами». По его мнению, «арийцы в золотой век своей истории даже не воевали, пока оледенение Сибири их не заставило переселяться в Европу и на юг материка». В 2008 году Задорнов в соавторстве с Сергеем Алексеевым и режиссёром Александром Волковым выпустил фильм «Аркаим. Стоящий у солнца». Согласно фильму, между Западом и Востоком всегда располагалась «третья (особая) цивилизация, ныне называемая Россией», культуру которой Алексеев называет «арийской». Говорится о мудрости «предков-арийцев» и их «высокой духовности», а также о том, что учёные скрывают это от народа[12]. «Арийская» версия также рассматривается в литературно-телевизионном проекте «Хребет России». Близкой точки зрения придерживается биохимик Анатолий Клёсов, создатель учения «ДНК-генеалогия», признаваемого научным сообществом псевдонаучным[14][15][16]. В рамках этого учения Клёсов утверждает древность и «арийское» происхождение славян, при этом речь идёт об «ариях» как псевдонаучном синониме праиндоевропейцев, «арийцах», а не об исторических ариях[12].
Превращение Аркаима в «святое место» стало причиной того, что в настоящее время научные работы там практически прекращены[12].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Кузьминых, 2005, с. 225.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Епимахов, Семьян, 2017.
- ↑ Боталов, 2009, с. 30—42.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Колесников, 2005, с. 7.
- ↑ 5,0 5,1 Зданович, 1996, с. 124.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Шнирельман, 2011.
- ↑ Семьян, 2017.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Allentoft et al, 2015, p. 167—172.
- ↑ Novembre, 2015, p. 164—165.
- ↑ Ларюэль, 2010.
- ↑ Семьян, 2016.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Шнирельман, 2015.
- ↑ 13,0 13,1 Шнирельман, 1999.
- ↑ Балановский, 2015, с. 64—66.
- ↑ Клейн, 2015а, с. 29—49.
- ↑ Балановская и др., 2015.
Литература
- Аркаим / С. В. Кузьминых // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 225. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
- Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). — Кн. 1. Сост. Д. Г. Зданович. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2002.
- Аркаим: Некрополь. — Челябинск, 2003. — Кн. 1.
- Аркаим. 1987—1997: Библиографический указатель. — Челябинск, 1999.
- Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. — 348 с.
- Аркаим — Синташта: древнее наследие Южного Урала: к 70-летию Г. Б. Здановича ; сб. науч. тр.: в 2 ч. / отв. ред. Д. Г. Зданович; редкол.: Н. Б. Виноградов, С. А. Григорьев, А. В. Епимахов ; Челяб. гос. ун-т ; Ист.-культур. заповедник обл. значения «Аркаим». — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. — 4.1.214 с.
- Аркаим — «Страна городов». Путеводитель по «бронзовому кольцу России» / М. Р. Макурова, Ф. Н. Петров ; Заповедник «Аркаим». — Челябинск : АБРИС, 2017. — 55 с.
- Археологический атлас Челябинской области. Вып. 1. Степь-лесостепь. Кизильский район / Зданович Г. Б. и др. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003.
- Балановская Е. В., Боринская С. А., Бужилова А. П., Дубова Н. А., Дыбо А. В., Клейн Л. С., Шнирельман В. А. и др. ДНК-демагогия Анатолия Клёсова // Троицкий вариант. — 2015. — № 170.
- Балановский О. П. Лженаучные дискуссии // Генофонд Европы. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2015. — С. 64—66. — 354 с. — ISBN 9785990715707.
- Боталов С. Г. Номады. — Челябинск, 2009.
- Виноградов Н. Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003.
- Виноградов Н. Б. Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана в начале II тыс. до н. э. (памятники синташтинского и петровского типа): Автореф. дисс. докт. ист. наук. — М., 2007.
- Виноградов Н. Б. Степи Южного Урала и Казахстана в первые века II тыс. до н. э. (памятники синташтинского и петровского типа). — Челябинск: Абрис, 2011.
- Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта. Археологический памятник арийских племен Урало-Казахстанских степей. — Т. 1. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1992.
- Григорьев С. А. Бронзовый век. Древняя история Южного Зауралья. — Т. 1: Каменный век. Эпоха бронзы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
- Дегтярева А. Д. История металлопроизводства в эпоху бронзы. — Новосибирск: Наука, 2010.
- Евразийская степная металлургическая провинция / Е. Н. Черных, С. В. Кузьминых // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 514—516. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- Епимахов А. В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.
- Епимахов А. В. Ранние комплексные общества севера центральной Евразии (по материалам могильника «Каменный Амбар-5»). — Кн. 1. — Челябинск: Челябинский дом печати, 2005.
- Епимахов А. В. Относительная и абсолютная хронология синташтинских памятников в свете радиокарбонных датировок. Проблемы истории, филологии, культуры. — Вып. XVII. — М.–Магнитогорск–Новосибирск, 2007.
- Зданович, Г. Б. За тысячу лет до Трои // Вокруг света. — 1989. — № 3.
- Зданович, Г. Б. Аркаим // Башкортостан: Краткая энциклопедия / Под ред. Р. З. Шакурова. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — С. 124. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7. (недоступная ссылка)
- Зданович, Г. Б. Аркаим — культурный комплекс эпохи средней бронзы Южного Зауралья // Российская археология. — 1997. — № 2. — С. 47—62.
- Зданович, Г. Б. «Страна городов» // Родина. — 2001. — № 11.
- Зданович, Г. Б. Урало-казахстанские степи в эпоху средней бронзы: Автореф. дисс. докт. ист. наук. — Челябинск, 2002.
- Зданович, Г. Б., Батанина И. М. Аркаим — Страна городов: пространство и образы (Аркаим: горизонты исследований). — Челябинск: Крокус; Южно-Уральское кн. изд-во, 2007. — 260 с.: ил.
- Зданович Д. Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1 / Сост. Д. Г. Зданович. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. — 216 с., ил.
- Зданович Д. Г. Жертвоприношения животных в погребальном обряде населения степного Зауралья эпохи средней бронзы: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2005.
- Китов Е. П. Палеоантропология населения Южного Урала эпохи бронзы: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М., 2011.
- Клейн Л. С. Опасная ДНК-демагогия Клёсова // В защиту науки. Бюллетень № 15 / Отв. ред. Е. Б. Александров; сост. Е. Б. Александров, Ю. Н. Ефремов; Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. — М.: Наука, 2015. — С. 29—49. — 96 с. — ISBN 978-5-02-039148-2.
- Кореняко В. А., Кузьминых С. В. Наука и паранаука в современной отечественной археологии (по следам обсуждения «проблемы Аркаима») // Российская археология. — 2007. — № 2. — С. 173—191.
- Андрей Колесников. С кратким доисторическим визитом] // Коммерсантъ, 17.05.2005. — 2005. — № 87. — С. 7.
- Ларюэль, Марлен. Арийский миф — русский взгляд / Перевод с французского Дмитрия Баюка. 25.03.2010 // Вокруг света. — 2010.
- Смирнов К. Ф., Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. — М.: Наука, 1977.
- Ткачев В. В. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. — Актобе: Актюбинский областной центр истории, этнографии и археологии, 2007.
- Ткачев В. В., Хаванский А. И. Керамика синташтинской культуры. Орск — Самара: Изд-во ОГТИ, 2006.
- Хохлов А. А. О происхождении и дальнейшем развитии физического типа носителей синташтинско-потаповского круга культур. Аркаим — Синташта: древнее наследие Южного Урала. — Ч. 1. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010.
- Шнирельман В. А. Страсти по Аркаиму: арийская идея и национализм // Язык и этнический конфликт. — М.: Гендальф, 2001. — С. 58—85.
- Шнирельман В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум. — 2011. — № 14. — С. 133—167.
- Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. — 2014. — № 5. — С. 19—40.
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
- Аркаим Архивная копия от 19 мая 2009 на Wayback Machine // Уральская историческая энциклопедия
- Аркаим // Энциклопедия «Челябинск»
- Аркаим после Путина // Челябинский рабочий. 27 августа 2005.
- Morten E. Allentoft et al. Population genomics of Bronze Age Eurasia // Nature. — 2015. — Vol. 522. — С. 167—172. — doi:10.1038/nature14507.
- John Novembre. Human evolution: Ancient DNA steps into the language debate // Nature. — 2015. — Vol. 522. — С. 164—165. — doi:10.1038/522164a.
Ссылки
- Сайт музея-заповедника Аркаим
- Веб-страница музея-заповедника Аркаим на портале «Культура.рф»
- Урало-Казахстанская археологическая экспедиция
- История музейных площадок Аркаима (недоступная ссылка)
- Фотоотчёт с поездки в Аркаим
- О профессиональной этике в современной отечественной археологии (по следам обсуждения проблемы Аркаима). май 2007 г. (недоступная ссылка)
- Епимахов А. В., Семьян И. Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность . Антропогенез.ру (26 февраля 2017).
- Иван Семьян. Аркаим настоящий и вымышленный . Антропогенез.ру (25 августа 2016).
- Иван Семьян. Аркаим настоящий и вымышленный . Учёные против мифов 3-2. (7 февраля 2017).
- Шнирельман В. А. Аркаим, археология, национализм… Анатомия одной сенсации . skeptik.net (22 марта 1999).