Перейти к содержанию

Алесси, Галеаццо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Галеаццо Алесси
итал. Galeazzo Alessi
Дата рождения 1512(1512)
Место рождения Перуджа
Дата смерти 30 декабря 1572(1572-12-30)
Место смерти Перуджа
Подданство  Италия
Род деятельности архитектура

Галеаццо Алесси (итал. Galeazzo Alessi; 1512, Перуджа, Умбрия — 30 декабря 1572, Перуджа) — итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения в Генуе, один из авторов проекта знаменитого квартала улицы «Ле-Страде-Нуове» в этом городе, который вошёл в историю архитектуры под названием Палацци-деи-Ролли (итал. Palazzi dei Rolli — «Дворцы по спискам»).

Жизнь и творчество

Галеаццо Алесси родился в Перудже в центральной Италии (провинция Умбрия) в 1512 году. Проходил обучение под руководством живописца и архитектора Джованни Баттиста Капорали, изучал античную архитектуру. В 1532—1542 годах он был в Риме, встречался с Микеланджело Буонарроти, влияние которого будет ощущаться в его более поздних произведениях[1].

В Перудже Алесси построил церковь Санта-Мария-дель-Пополо (1547), портик Сант-Анджело-делла-Паче в Порта-Соле (1548)[2]. В 1548 году он поселился в Генуе по приглашению республики, которой требовалось усилить укрепления гавани. Алесси построил въездные ворота, называемые Порта дель Моло (Porta del Molo) — монументальное сооружение, заключённое между двумя дорическими колоннами. В том же году он построил загородную виллу для семьи Джустиниани: Вилла Джустиниани-Камбьязо (1548) по образцу римской виллы Фарнезина работы архитектора и живописца Бальдассаре Перуцци, ученика Донато Браманте и Рафаэля Санти. Также в Генуе Алесси построил базилику Санта-Мария-Ассунта-ин-Кариньяно (1552), проект, отчасти вдохновленный проектом Браманте собора Святого Петра в Ватикане. Он построил Палаццо Камбьязо (1565), Виллу Гримальди (1555), палаццо Пароди (1567)[1].

В 1550—1551 годах по заказу генуэзского дожа Алесси разработал общий проект престижных палаццо (дворцов) вдоль «Новой улицы» (Le Strade Nuove), ныне Виа Гарибальди, — один из первых примеров ренессансных проспектов. Этот проект вошёл в историю архитектуры под названием Палацци-деи-Ролли (итал. Palazzi dei Rolli — «Дворцы по спискам»), поскольку здания строили на основании выбора из списков «общественного жилья» в частных резиденциях (так называемых «ролли»), установленных Сенатом в 1576 году, для приёма важных гостей, находившихся в Генуе с государственным визитом. Квартал включает серию зданий в стилях маньеризма и барокко, которые обычно имеют три или четыре этажа «с эффектными открытыми лестницами, внутренними дворами и аркадами с видом на сады»[3][4].

В Генуе Алесси возводил одно за другим Палаццо Камбиазо (1552), Палаццо Саули (1555), Палаццо Леркари-Пароди (с 1567 г.). Его начинания продолжили ученики: Рокко да Лурага в Палаццо Дориа-Турси (1564), Бартоломео Бьянко в Палаццо дель Университá (1628). Галеаццо Алесси многое взял из архитектурного творчества Микеланджело, однако его композиции представляют собой нечто новое. Б. Р. Виппер, анализируя творчество Алесси, отмечал:

«Галеаццо Алесси — типичный представитель переходного, противоречивого времени… Мы сталкиваемся не только с различными мотивами и приёмами, но и с различным пониманием архитектурного пространства, массы, поверхности. Алесси очень близок к римской школе, к Сангалло и особенно к Микеланджело; иногда он сближается с Палладио, а иной раз обнаруживает теснейшее родство с мастерами тосканского, декоративно-натуралистического направления, с Амманати и Буонталенти… Архитектура Высокого Возрождения ещё не знала такого богатства пространственных возможностей, такого органического слияния множества разнородных пространств. В итальянском дворце Высокого Возрождения внутренние пространства однородны и статичны; каждое в них замкнуто, независимо изолировано от другого. Зритель, входящий во внутренний дворик или на лестницу, видит только дворик или только один марш лестницы и осознаёт себя центром этого пространства. Совершенно иной замысел лежит в основе генуэзских дворцов Алесси… Сама Генуя, расположенная на склонах холмов, спускающихся к морю, как бы подсказывала архитектору его новое понимание ансамбля — сочетание конструктивной логики классического стиля с живописными традициями местной генуэзской архитектуры… Архитектура Галеаццо Алесси сильно отличалась от архитектуры остальной Италии, так как он понимал зодчество как организацию пространства, стремился связать наружное пространство с внутренним, фасад с интерьером, отразить в наружной пластической оболочке здания расположение внутренних помещений. Динамическое развёртывание главной пространственной оси здания, расположение пространственных ячеек уступами, на разном уровне, комбинирование крытых и открытых помещений — эти смелые и чреватые будущим замыслы всё с большей последовательностью и большим размахом Алесси развивает в генуэзских дворцах… Дворцы Алесси и его генуэзской школы занимают важное место в истории европейской архитектуры, позволяют яснее видеть не только сложную борьбу направлений в архитектуре позднего чинквеченто, но и рождающиеся в этой борьбе поиски новых плодотворных путей» [5]

Проект «Палацци-деи-Ролли» повлиял на творчество других архитекторов, работавших вдоль «Новой улицы», таких как Джованни Баттиста Кастелло, известный как Бергамаско, Бернардино Кантоне, Антонио Родерио, а также Джованни и Доменико Понселло.

В 1607 году молодой Питер Пауль Рубенс сопровождал герцога Мантуанского Винченцо Гонзага, придворным живописцем которого он был, в Геную. Там Рубенс «тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов», результатом чего явилась большая двухтомная работа «Дворцы Генуи» (Palazzi di Genova), изданная в 1622 году[6]. Книга иллюстрирована гравюрами с изображениями фасадов, чертежами планов и разрезов зданий[7].

В тот же период Галеаццо Алесси работал в Милане, где он оставался и когда окончательно покинул Геную, хотя, скорее всего, он поддерживал связь с Кантони, который продолжил свою работу в Генуе над зданиями «Новой улицы», присылая ему предложения и рисунки. В Милане Алесси работал над проектами Палаццо Марино (1553—1558), ныне ратуши, церкви Сан-Барнаба (1561), церкви Сан-Витторе-аль-Корпо и фасада Санта-Мария-деи-Мираколи близ Сан-Чельсо, завершёнными Мартино Басси. Он также принимал участие в строительстве Дуомо (городского Собора).

Алесси также выполнил новый проект для Сакро-Монте-ди-Варалло (1565—1568) и отправил рисунки для Эскориала близ Мадрида[8]. Между 1551 и 1555 годами Алесси работал над реконструкцией Палаццо д’Аккурсио в Болонье под руководством папского наместника и архиепископа Генуи Джироламо Саули[9].

Около 1561 года он вернулся в Перуджу. Два года спустя маркиз Кастильоне-дель-Лаго Асканио делла Корниа, специалист по военным укреплениям, поручил ему отремонтировать свой дворец «Кастильоне»: архитектор использовал оригинальные проекты Виньолы и преобразовал резиденцию в стиле Бальона. То же самое он сделал с дворцом Корниа в Читта-делла-Пьеве, бывшим охотничьим домиком. Наконец, в Ассизи он спроектировал базилику Санта-Мария-дельи-Анджели (1569), перестроенную в 1832 году. Купол и апсида сохранились от первоначальной постройки Алесси.

Галеаццо Алесси умер в 30 декабря 1572 года в возрасте шестидесяти лет и похоронен в Перудже в церкви Сан-Фьоренцо.

Галерея

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 23
  2. Ceccucci F. L’attività perugina di Galeazzo Alessi, tesi di laurea 2003. — Рubblicata a Roma, 2011. — Р. 15
  3. Genoa: Le Strade Nuove and the system of the Palazzi dei Rolli, su whc.unesco.org. URL consultato il 4 maggio 2019 [1]
  4. Commissione Nazionale UNESCO, I Palazzi dei Rolli Genova. — Libreria dello Stato: Istituto poligrafico e zecca dello Stato. — Р. 5
  5. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. 1520—1590. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 109—113
  6. В. Н. Лазарев. Старые европейские мастера. — Москва: Искусство, 1972. — С. 12
  7. Bibliothek Alter Meister der Baukunst. Zum Gebrauch For Architekten Herausgegeben von Cornelius Gurlitt. Band III: Hildebrand Gurlitt. Peter Paul Rubens: Genua. Palazzi di Genova 1622. — Berlin: Der Zirkel. Architektur-Verlag G.M.B.H.,1924 [2]
  8. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 2 (1960) [3]
  9. Richard J. Tuttle. Piazza Maggiore. Studi su Bologna nel Cinquecento. — Venezia: Saggi Marsilio, 2001. — Рр. 138—139

Литература

  • Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Emmina De Negri. Università di Genova, 1957 — Рр. 116
  • Vita di Galeazzo Alessi: architetto perugino. Giorgio Vasari. G. Boncompagni, 1873 — Рр. 24