Перейти к содержанию

Зитте, Камилло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камилло Зитте
нем. Camillo Sitte
Основные сведения
Имя при рождении Camillo Sitte
Страна Германский союз Германский союз, Австро-Венгрия Австро-Венгрия
Дата рождения 17 апреля 1843(1843-04-17)
Место рождения Вена
Дата смерти 16 ноября 1903(1903-11-16) (60 лет)
Место смерти Вена
Работы и достижения
Учёба Венский политехнический институт
Работа в городах Вена, Зальцбург
Архитектурный стиль Градостроительство
Градостроительные проекты Острава
Нереализованные проекты Чески-Тешин, Оломоуц, Либерец

Камилло Зитте (нем. Camillo Sitte; 17 апреля 1843, Вена — 16 ноября 1903, Вена) — венский архитектор, градостроитель, преподаватель, большую часть жизни занимался прикладными искусствами, однако получил всемирную известность как градостроитель[1][2].

Камилло Зитте — лидер австрийского движения искусств и ремесел, организатор, педагог. Выступал с публичными лекциями на темы реставрации, устройства фонтанов, производства керамики, резьбе по дереву и на множество других. Возглавлял Государственные ремесленные школы в Зальцбурге, затем в Вене[2].

Жизнь

Камилло родился в семье художника и архитектора Франца Зитте. Камилло окончил гимназию и в 1863 году поступил в Венский политехнический институт (сейчас университет), где учился в мастерской Гейнриха фон Ферстеля. Также Камилло посещал занятия у Рудольфа фон Эйтельбергера в Венском университете, где у молодого архитектора зародился интерес к вопросам пространственной организации городской среды[1].

По окончании университета Зитте путешествовал по Германии, Италии, Франции, Греции, Турции, Египте. В 1875—1883 годах он был директором Государственного училища прикладного искусства в Зальцбурге. В этот период он опубликовал много работ по искусству книжного переплета, художественной обработке кожи и керамики, реставрации архитектурных памятников[1].

В 1883 году Зитте возглавил училище прикладного искусства в Вене. В архиве фонда Зитте (находится в Техническом университете Вены) сохранились его конспекты лекций этого времени, которые выделяются качеством собственно выполненных иллюстраций. Тогда же он создает свою самую известную книгу «Художественные основы градостроительства». В последнем десятилетии XIX века его все больше интересует градостроительство, он издает более 40 научных статей по этой теме, в то же время он продолжает писать про общие вопросы архитектуры и прикладное искусство[1].

Камилло работал над новой книгой «Хозяйственные и социальные основы градостроительства», которую он не успел закончить и опубликовать из-за неожиданной смерти от апоплексического удара в 1903 году. Существует мнение, что сын Камилло, Зигфрид, который тоже был градостроителем практиком и теоретиком, мог довести книгу до конца и издать. Это не произошло. Стиль Камилло Зитте настолько самобытен и ярко индивидуален, что не поддается воспроизведению[1].

Всего у Камилло было два сына. Зигфрид (1876—1945) пошел по стопам отца и стал градостроителем, а Гейнрих (1879—1953) был профессором классического искусствоведения и считался экспертам в творчестве И. С. Баха[1].

Работы

По проектам Зитте построена церковь мехитаристов в Вене (1871—1876), церковь в Темешваре в Венгрии (1884—1886), церковь, дом священника и ратуша в Пживоце (около Остравы, Чехия, 1894—1899). В церквях в Вене и Пживоце Камилло сам выполнил стенные росписи[1].

Зитте — автор градостроительных проектов для Любляны (1895), Оломоуца (1896), Остравы (1900), Либереца (1901). Больший интерес представляет проект Оломоуца, где на месте снесенных средневековых укреплений вокруг исторического ядра Зитте спроектировал зону жилой и общественной застройки с полосами зеленых насаждений[1].

Художественные основы градостроительства

Художественные основы градостроительства — книга, изданная Зитте в Вене в 1889 году. В ней даны практические рекомендации по пространственно-художественной композиции города на основе анализа исторической застройки ряда городов Центральной Европы. В первую очередь автор обращает внимание на то, что визуально воспринимается в первую очередь — художественные аспекты[1].

Во время жизнедеятельности Зитте (вторая половина XIX века) большинство крупных европейских городов сильно изменили свой облик. Ликвидировались средневековые укрепления, расширялись заселенные территории, перестраивались старые улицы. Самые значимые проекты — перестройка Парижа Ж. Э. Османом в 1853—69 годах, реконструкция центра Вены в 1859 году. Также это время — время становления градостроительной науки на основе трудов Зитте, Рейнхарда Баумайстера, Иозефа Штюббена. Труды последних двух больше посвящены техническим вопросам или фактам, книга Зитте отличается эмоциональностью и яркой индивидуальностью трактовки рассматриваемых вопросов[1]. Автор выступает против схематичности планировки, сухости и однообразности улиц, деградации исторического наследия. Многие современные приемы организации пространства тогда не были известны, но общие принципы, изложенные в тексте, актуальны до сих пор[1].

Книга небольшая по объему, но наглядно проиллюстрирована и содержит большое количество понятий, трудных для перевода. Текст местами носит публицистический характер, некоторые предложения по-немецки занимают почти страницу, поэтому предполагается, произведение написано в короткий срок на одном дыхании[1].

Влияние книги

Труды Зитте оказали влияние на развитие немецкого градостроительства, прямыми его последователями можно считать К. Генрици[нем.], Теодора Фишера. В течение четырех десятилетий после появления книги отсылки к её идеям встречаются во всех крупных теоретических работах по градостроительству. Под влиянием этих идей были реализованы проекты в скандинавских странах[3]. С 20 годах идеи Зитте отошли на задний план, когда разрабатывались принципы свободной планировки и экстенсивной застройки под влиянием идей Ле Корбюзье (CIAM, Афинская хартия)[1].

Зитте одним из первых открыл красоту живописно-пространственной стороны градостроительства. В XX веке в большинстве проектов превалировала техническая, структурная, гигиеническая составляющая, поэтому сегодня ценность книги становится более заметной. Зитте пропагандировал внимательный учет контекста, пиетет к историческим традициям, кроме этого сегодня применяются отдельные приемы, описанные в книге: сознательное использование нерегулярностей, замкнутых или полуоткрытых пространств, акцентирование значительных элементов, соразмерность построек с человеческим масштабом, гуманизацию[1].

Книга вызывает интерес и через 100 лет. Причиной этого является недостаточное качество современного градостроительства (массовое строительство 2-й половины XX века обезличило новые обширные городские районы, которые получили название «архитектура коробок»), отсутствие теоретической платформы[1].

Издания и переводы

Из-за неожиданного успеха книга была переиздана в том же 1889 году. Еще при жизни автора вышли три стереотипных издания. В 1909 году сыновья подготовили 4-е издание, которое было повторено в 1921 году. Была добавлена глава «зеленые насаждения крупных городов», рисунки заменены фотографиями, некоторые планы уточнены Зигфридом Зитте. В 1965 году книга была напечатана на немецком языке в 6-й раз по третьему изданию с предисловием Р. Вуцера. Она вошла в серию трудов Института градостроительства и районной планировки Технического университета Вены, в 1972 году в этой же серии было выпущено издание по варианту 1901 года с факсимиле оригинальной рукописи Зитте. В 1983 году книга была издана в Висбадене по 4-му изданию 1909 года[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Янис Крастиньш. Предисловие к переводу на русский язык. Изд. 79. Камилло Зитте. Художественные основы градостроительства
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 А. Н. Шукурова. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — Москва: Стройиздат, 1990. — С. 318. — ISBN 5-274-00198-X.
  3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 10. Архитектура XIX — начала XX в. — М. 1972