Государственный исторический музей
Государственный исторический музей | |
---|---|
Дата основания | 1872 |
Дата открытия | 1883 |
Основатель | Иван Забелин, Александр Зеленой, Алексей Уваров, Николай Чепелевский, Александр Попов |
Адрес | 109012, г. Москва, Красная пл., дом 1 (пр. Воскресенские Ворота, дом 2) |
Директор | Алексей Константинович Левыкин |
Сайт | shm.ru |
ОКН
| |
Объект всемирного наследия | |
Kremlin and Red Square, Moscow (Московский Кремль и Красная Площадь) |
|
Ссылка | № 545 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | (i), (ii), (iv), (vi) |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1990 (14-я сессия) |
Государственный исторический музей (ГИМ) — крупнейший национальный исторический музей России[1]. Основан в 1872 году, здание на Красной площади Москвы было построено в 1875—1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова[2][3]. Участок для строительства предоставила Московская городская дума, приказав снести стоявшее там здание Главной аптеки[4].
Фонд современного Государственного исторического музея насчитывает более 5 млн единиц хранения и 14 млн листов документальных материалов[5]. Постоянная экспозиция в здании на Красной площади вмещает только 0,5 % от общей коллекции[6]. Число посетителей музея ежегодно превышает 1,2 млн человек. Штат составляют более 800 сотрудников[7].
В настоящее время в музейное объединение входят Храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых. ГИМ также принадлежат выставочные залы на Площади Революции, хранилища и реставрационные мастерские в Измайлове[7]. Идёт строительство депозитарно-выставочного центра площадью 120 тысяч м² в посёлке Коммунарка Новой Москвы[8][9].
С 1990 года входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.
История
Основание
Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века. Сохранились письма генерал-майора Николая Чепелевского от 1871 года, в которых он «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял бы свою деятельность к разработке и собиранию материалов»[10]. Академик Константин Бестужев-Рюмин называл народное самосознание высшей целью исторической науки, а создание музея — самым могущественным средством его повышения[11]. В 1871 году граф Алексей Сергеевич Уваров хотел устроить выставку рисунков о российском быте допетровской эпохи[12][13]. Великий князь Александр Александрович в середине 1860-х посетил музей древностей в замке Розенборг, после чего заинтересовался археологией и захотел создать в России нечто подобное[14].
Толчком к воплощению этой идеи послужил успех промышленной выставки к 200-летию со дня рождения Петра I. Среди её экспонатов были археологические находки и исторические реликвии, которые не вписывались в концепцию политехнического музея. Ветераны Крымской войны присылали памятные вещи в отдел обороны Севастополя. Этим предметам требовалось место для хранения и последующей экспозиции. Николай Чепелевский и генерал-адъютант Александр Зеленой (по другим данным — граф Уваров) в январе 1872 года подали цесаревичу Александру записку с предложением создать исторический музей[15][16]. Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Цесаревич обратился с соответствующим прошением к императору Александру II и получил письменное разрешение[14][17].
В открытых источниках расходятся данные о точной дате подписания указа о создании музея Александром II. Достоверно известно, что это случилось в феврале 1872 года, однако в дне нет определённости — в разных источниках называются 3, 8, 9[8][17] (21 по новому стилю) и 14 числа[18][19]. Будущий музей решено было назвать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича»[18][20].
По приказу императора для организации музея была создана специальная комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова. В неё вошли Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Сергей Соловьёв, архивист В. Е. Румянцев и Иван Забелин[18][1]. В январе 1873 года была сформулирована общая концепция музея — «служить наглядной историей главных эпох русского государства»[8]. Второго августа 1874 года был утверждён составленный Уваровым Устав музея[2]. Этот документ регламентировал все вопросы пополнения и сохранения фонда экспонатов[13]. Уже тогда разошлись мнения о предмете показа: Чепелевский хотел создать «храм воинской славы», а Забелин и Уваров настаивали на показе общей истории государства. Историки принадлежали к разным школам, и поэтому Уваров предлагал экспонировать «важнейшие государственные реформы в картинах», а Забелин хотел сделать упор на показ быта и жизни народа[21].
В 1875 году императорская комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. Планы-претенденты должны были соответствовать определённой программе: использовать исконно русские архитектурные детали: шатры, ширинки, закомары и прочее, гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором[22][23]. В августе 1875 года победителями были признаны Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом под названием «Отечество». Члены жюри отметили глубину его проработки: он сопровождался обстоятельными пояснительными записями и демонстрировал глубокие знания о русском зодчестве и его наследии. Шервуд — внук англичанина и москвич во втором поколении — лучше других претендентов справился с конкурсным заданием. Решающее слово принадлежало Ивану Забелину, и он одобрил «Отечество» и подписал заказ на строительство[24][25].
Изначально организаторы надеялись привлечь частное финансирование и сделать музей общественным, неподконтрольным государству[26]. Несмотря на привлечение спонсоров, в 1874 году общий капитал ГИМ составлял всего 154 тысяч рублей. Из переписки великих князей Александра Александровича и Сергея Александровича известно, что денежные вопросы велись «с легкомыслием замечательным. Построили здание, которое, ещё не законченное, стоит 1 ½ миллиона, и для этого не имели других средств, кроме 200 тысяч, которые дала казна»[27]. На строительство ГИМ пришлось взять в Московском кредитном обществе ссуду в 1,26 млн рублей. Закрыть кредит удалось только через 28 лет[17][4].
Главное здание
Выбор места
Площадку для строительства музея в апреле 1874 года предоставила Московская городская дума[28]. С 1472 года на этой земле располагался почтовый двор, с 1556-го — Сытный отдаточный двор[29]. В период с 1599-го по 1699-й на его месте находился Земский приказ — ведомство, которое занималось сбором налогов, судебными разбирательствами и руководило ярыжным отрядом[30]. 3 ноября 1699 года Земский приказ был расформирован, а его дела были переданы в Стрелецкий и Судный приказы[31]. В 1700 году по поручению Петра I вместо деревянного здания была построена каменная ратуша. До пожара 1737 года в ней располагались Главная аптека и медицинская канцелярия[32]. Вход украшала каменная голова единорога с настоящим рогом нарвала, приёмный зал расписан фресками. Шпиль центральной башни венчал двуглавый орёл[33].
26 апреля 1755 года в ратуше открыли первый российский университет[34]. Для него здание было перестроено под руководством Дмитрия Ухтомского. На торжественном открытии присутствовали императрица Елизавета Петровна и покровитель Ломоносова граф Шувалов, а среди студентов были Василий Баженов, Денис Фонвизин, Григорий Потёмкин. Впоследствии университет получил новое здание на Моховой улице, а в ратуше на Красной площади находились сначала Магистрат, потом — губернские присутственные места. В итоге здание выкупила для себя городская Дума[35].
После получения императорского согласия на создание музея его планировали построить у стен Кремля, на месте нынешнего мавзолея[36]. 16 апреля 1874 года Городская дума приняла решение отдать ГИМ место под зданием Земского приказа[35]. В тексте постановления было сказано:
Уважение к древности есть, несомненно, одно из проявлений истинного просвещения…
Примечательно, что при этом ради строительства нового музея историческая ратуша была уничтожена. По мнению современников, здание относилось к европейскому стилю и потому не являлось ценным[37].
1 сентября (20 августа по старому стилю) 1875 года прошла церемония торжественной закладки ГИМ, на ней присутствовали цесаревич Александр, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков и депутаты Думы[35]. Первый камень в основание музея заложил лично император Александр II[28][20].
Концепция музея
С момента подписания указа об основании и до конца строительства здания на Красной площади среди устроителей музея шли споры о его характере и направленности экспозиции. Забелин и Уваров настаивали на том, что главную роль должны играть подлинные исторические предметы. Шервуд предлагал сделать уклон в сторону стилизаций и экспонировать в том числе произведения искусства на исторические темы[17].
Изначально Уваров и Забелин хотели оформить Парадные сени сценами из истории древних славян и постепенно от зала к залу показать развитие культуры и переход от язычества к христианству. Однако после перехода на государственное содержание от этой идеи пришлось отказаться — главную роль отвели идее самодержавия. Первым, что видели посетители при входе, было генеалогическое древо Императорской семьи из 68 портретов[17][38].
Первые программы музея были основаны на трудах Константина Бестужева-Рюмина, Дмитрия Иловайского, Алексея Уварова, Сергея Соловьёва и Василия Ключевского. Основу музейного фонда составила личная коллекция Уварова[17][12].
Строительство
Проект «Отечество» был совместной работой Владимира Шервуда и Анатолия Семёнова. Шервуд был выпускником Московского живописного училища по классу пейзажа и поэтому не имел статуса архитектора. За техническую сторону проекта отвечал военный инженер Анатолий Семёнов, один из строителей Политехнической выставки 1872 года[20][39]. Здание выполнено в смешанной конструктивной схеме и имеет неправильную прямоугольную форму: средние размеры сторон составляют 115,5 и 55,5 м, площадь застройки — 6500 м²[40].
Согласно сохранившемуся архиву Шервуда, он работал над проектом музея в течение семи лет. За эти годы были четырежды полностью переделаны чертежи фасада и созданы рисунки всех элементов его отделки, а также оформления залов экспозиции. Семёнов разрабатывал композицию технических помещений, библиотеки и аудиторий[41].
В архиве музея сохранились служебные записи Семёнова, из которых следует, что инженерно-геологические условия строительства были очень сложными. Площадка имеет уклон в сторону засыпанного русла Неглинки[40]. Почвы под основанием здания представляют собой неоднородную смесь глин с большим водопритоком и высоким уровнем подземных вод[42]. Для строительства землю укрепили дубовыми лежнями, бутовой кладкой и цементом[25].
Первый камень в основание будущего музея 1 сентября 1875 года торжественно заложил император Александр II[20]. Строители музея пользовались самыми современными технологиями своего времени. Качество материалов лично контролировал Анатолий Семёнов[25]. Поставки шли из Брянска, Санкт-Петербурга, позднее — из Лотарингии и Дортмунда. Кирпичная кладка скреплялась цементом, внутренние перекрытия были выполнены из металлических конструкций, а все трубы и провода были убраны в стены[17]. Сложную работу над возведением наружных стен и башен выполняли мастера под руководством подрядчиков Г. И. и И. И. Губониных. Только в 1876—1877 годах кладку кирпича выполняли 260 каменщиков и более 300 подсобных рабочих[27][43].
С 1879 по 1881 годы строительство было остановлено из-за недостатка финансирования. По той же причине пришлось отказаться от оформления фасада изразцами. Работы возобновили при подготовке к коронации Александра III[27].
Оформление
Задумка проекта «Отечество» возвращала к идеалам древнерусского зодчества. Здание должно было привнести новый дух в Кремлёвский ансамбль и переосмыслить облик Красной площади — из подобия римского форума превратить её в символ народности и перекликаться с Покровским собором[44]. Заимствования приёмов и деталей древнерусского зодчества помогли Шервуду создать образцовый пример русского стиля, популярного во второй половине XIX века в России, согласно тенденции развития историзма[20]. По мнению многих искусствоведов, Шервуд удачно совместил традиционные в русском зодчестве элементы оформления с красным кирпичом. В оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы[27]. Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает два здания на Красной площади[45][46].
Спустя некоторое время между Шервудом и Забелиным возник конфликт из-за разных взглядов на то, как на оформлении музея должны отразиться национальные архитектурные традиции. Забелин заявил, что «Шервуд и Семёнов поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское». Кроме того, Шервуд начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, отводя первостепенную роль оформлению, а не экспонатам[25]. В 1879 году архитектор был отстранён от строительства, а в 1886-м Забелин отказал ему в должности сотрудника музея[24][47].
Критика проекта встречалась и позднее: многие считали ошибкой снос двухсотлетнего здания Главной аптеки[48]. В 1920-х архитектор Ле Корбюзье советовал вообще убрать здание музея с Красной площади как нарушающее архитектурный облик Москвы[24].
Интерьеры
Проекты здания и экспозиции разрабатывались одновременно и ориентировались на «археологически-вещеведческую и искусствоведческую направленность». Музей отличала новаторская для своего времени идея группировки археологических памятников по эпохам и векам[12]. Изначально планировалось создание 47 залов, каждый из которых должен был в своём оформлении соответствовать стилю отображаемого периода[20]. Внутри помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал[45].
Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Например, полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора мастерами артелей Захарова и Кампиони[49]. Помимо интерьеров, Шервуд спроектировал специальные экспозиционные витрины. Они выполнялись из дуба и имели две части: нижнюю закрытую для хранения предметов, и верхнюю со стеклянной крышкой — для демонстрации экспонатов[50].
В период после отставки Шервуда и до 1887 года отделка внутренних помещений музея велась под руководством Анатолия Семёнова и архитектора Александра Попова. Последний был учеником Фёдора Рихтера и давним единомышленником Уварова, автором реконструкции храма Никиты Мученика и палат Аверкия Кириллова. Попов создал планы общего оформления залов, а также эскизы малых архитектурных форм — окон, мебели, мозаик и башенных шпилей. В результате несколько сотен окон музея стали предметами художественной ценности благодаря уникальному рисунку переплётов в стиле древнерусских слюдяных окон. Столярные работы по созданию витрин выполняли в мастерской Полякова, там же изготовили дубовые и сосновые двери между залами[49]. Мозаичные полы первого этажа укладывали мастера артели Седова под руководством художника Кругликова[49]. Завершали оформление здания позолоченные металлические скульптуры на шпилях башен. Они были выполнены в форме геральдических символов императорского дома — львов, единорогов и орлов. Прообразами к их эскизам Попову послужили печати и портики храма Василия Блаженного[51][52]. Размах крыльев у орлов составлял три метра. Скульптуры отличала необычная конструкция — они были подвижными и разворачивались лицевой стороной к ветру, а не против него, как обычные флюгеры[53].
После смерти Попова Семёнов отказался от дальнейшего участия в работе. В 1890-х годах внутренней отделкой руководили Николай Никитин и Пётр Бойцов[41] Над оформлением залов здания музея работали выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Генрих Семирадский и другие[54][6][17].
В 1881 году Александр III назначил своего младшего брата великого князя Сергея Александровича почётным председателем музея, а графа Уварова — товарищем председателя, то есть фактическим управляющим. Уваров получил задание подготовить музей к первому посещению императорской семьи и коронационным торжествам[55].
29 мая 1881 года почти готовый музей получил статус государственного учреждения и заодно новое название — Императорский Российский Исторический музей.[56] Музей стал содержаться на средства из казны под управлением Министерства финансов. С 10 декабря 1882 года им заведовало Министерство народного просвещения[8][57].
Открытие
Одиннадцать лет спустя после подписания указа о создании музей был готов не до конца: успели оформить только несколько залов первого этажа и расставить лишь часть экспонатов. 24 мая 1883 года великий князь Сергей Александрович пригласил императора на открытие музея и в ответ услышал:
Зачем ты меня зовёшь на открытие, когда ничего не готово и лежит мусор[58].
27 мая открытие всё-таки состоялось, но прошло без торжественных церемоний, как «простой приезд государя с царицею». Император Александр III с супругой посетили Императорский РИМ и первыми осмотрели 11 законченных залов, которые в хронологическом порядке отражали историю России от древнейших времён до XIII века. Императору представили Александра Попова и архитектора Анатолия Семёнова, а архитектор Владимир Шервуд приглашён не был[58].
2 июня 1883 года здание освятил митрополит Иоанникий, с этого дня музей был открыт для публики[12].
После открытия
Появление музея изменило исторический облик центра Москвы, отчего стало неизбежным дальнейшее обновление города в определённом стиле, — последовали здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды[20].
Граф Уваров, первый директор и один из главных создателей ГИМ, умер через один год после открытия музея. В период с 1883-го по 1908-й годы главным заведующим был Алексей Орешников[3]. Он был ведущим специалистом в области античной и средневековой русской нумизматики, а также древнерусского прикладного искусства. В общей сложности Орешников проработал в ГИМ 45 лет[59]. Пост товарища председателя в эти годы занимал Иван Забелин. По его завещанию в 1908 году музей получил собранные Забелиным коллекции исторических ценностей и всё жалованье, полученное за годы службы[60].
В 1889 году между большим и малым внутренними дворами был построен поперечный корпус для аудитории на 500 мест. Её отличала уникальная акустика и прогрессивное оснащение, например, освещение электричеством[25]. В мае 1894 года музей был переименован в «Императорский российский исторический музей имени императора Александра III»[8][1].
К началу XX века библиотека музея насчитывала около 18 тысяч книг. Фонд пополнили коллекции Московского и Русского археологических обществ, Московского университета и многих частных пожертвователей. Ежегодное число посетителей составляло около 40 тысяч человек, а число выставочных залов увеличилось до 16-ти[8][3][17].
В 1905 году Пётр Иванович Щукин передал в дар музею собрание своего Музея древностей, насчитывавшее около 300 тысяч предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи)[61]. В том же году по завещанию Алексея Петровича Бахрушина музею было передано собрание из около 2 тысяч предметов и 25 тысяч книг[62].
Среди меценатов были представители всех сословий, включая членов императорских фамилий, дворянских родов (Дашковы, Оболенские, Голицыны, Уваровы, Олсуфьевы и др.) и именитые коллекционеры предоставившие в музей, как отдельные предметы, так и целые собрания[61].
Изначальный проект Шервуда не предусматривал создание запасников музея. На момент его основания создатели не предполагали, что могут понадобиться крупные хранилища для экспонатов. В 1912 году князь Николай Щербатов ходатайствовал о передаче музею соседнего здания Думы. Планам по расширению музея помешали Первая мировая война и Русская революция[63][64].
В 1910 году разобрали лекционный зал в поперечном корпусе. На его месте четыре года спустя были открыты библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. Проект строительства принадлежал Илье Бондаренко[25].
После революции
В 1917 году новой властью музей переименовывается в Государственный Исторический Российский музей (а с 1921 года — Государственный Исторический музей).[65] Согласно воспоминаниям сотрудников, после 1917 года ГИМ неоднократно предлагали расформировать. Например, сохранилась запись от 28 мая того года в дневнике главы Общества друзей ГИМ Василия Городцова:
Сегодня [...] разыгралась следующая сцена… В открытые залы музея вошёл солдат-малоросс и начал кричать: «Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! — обратился солдат к сбежавшийся публике, — весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!»[66]
В дни революции музей оказался в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея[66][17].
В 1918—1920 годах в фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых, собрание серебра Алексея Александровича Бобринского, серебра, фарфора и стекла Николая Михайловича Миронова, огромный архив Куракиных, нумизматическое собрание и библиотека Павла Васильевича Зубова, библиотеки со специальным подбором книг библиофила и издателя Льва Эдуардовича Бухгейма, историка Геннадия Фёдоровича Карпова и генеалога Леонида Михайловича Савёлова. В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая библиотека и как филиалы дом Археологического общества на Берсеневской набережной с библиотекой общества, дом московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища в Лиховом переулке с их фондами[62].
Позднее была создана специальная Коллегия по делам музеев под руководством Натальи Седовой-Троцкой. Ведомство критиковало ГИМ за саботаж революционных идей и предлагало разделить его на отдельные самостоятельные музеи. В марте 1921 года вышло постановление о переорганизации его в Музей быта[67]. В том же году была создана комиссия по утилизации музейных ценностей под председательством Льва Троцкого[68]. Тем не менее, за первые 10 лет советской власти собрание ГИМ увеличилось вдвое — за счёт выморочных, конфискованных и национализированных ценностей[69].
В 1928 году было выпущено новое «Положение о Государственном историческом музее». Оно включило современность в сферу научных интересов ГИМ и добавило освещение идеологической пропаганды в его деятельность[1].
В 1920—1930-х годах в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев (в частности, из собрания Румянцевского музея, Военно-исторического музея, музея «Старая Москва», Музея 1840-х годов, Музея Отечественной войны 1812 года, монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино, Дубровицы, Богучарово Тульской губернии, Надеждино Саратовской губернии) и особняков[62].
К концу 1930-х постоянная экспозиция была открыта в 23 залах и охватывала временной период от древнейших времён до XVIII века[70]. В августе 1935 года со шпилей башен были демонтированы скульптуры[51]. Прапоры и орлов переплавили, но фигуры львов и единорогов сотрудники музея смогли спрятать[71].
В 1936 году, при подготовке музея к 20-летию советской власти, было уничтожено оформление Парадных сеней и переделаны залы эпох великокняжеского и царского периодов. Расписное генеалогическое древо императорской семьи было закрашено побелкой, во многих залах скололи лепнину и сняли позолоту[72].
С начала 1936 по конец 1937 года оформлением залов первого этажа занимался архитектор Андрей Буров[73]. В дневнике от 1937-го года он писал, что пытался переосмыслить интерьеры «максимально скупыми архитектурными средствами — характером наличников и капителей, определяющим характер эпохи, а также окраской стен». Современные ему искусствоведы отмечали, что новое строгое оформление облегчило обозрение экспонатов и подчёркивало их важность, а не оттягивало внимание на отделку залов[74]. Вместе с Буровым над переоформлением музея работал художник Лев Жегин[50]. До начала 1940-х годов идеология советского правительства доминировала над исследовательской и научной деятельностью музея[1].
В 1937 году ГИМ был объявлен главным национальным музеем, в его подчинение стали передавать многочисленные филиалы[17].
Вторая мировая война
В годы Великой Отечественной фонд музея фактически разделился на две части — спустя неделю после объявления войны директор Анна Карпова получила приказ к концу июля подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты. Их тщательно упаковали, сложили в ящики и сопроводили детальными описями[71]. Эта часть коллекции получила название Госхранилище № 1 и на три года была отправлена в Костанай[70][75].
ГИМ на Красной площади был единственным из столичных музеев, который продолжал работать даже во время осады Москвы. Его закрывали только на неделю осенью 1941-го, когда после бомбёжки в здании выбило стёкла и возникла трещина в фундаменте[76][38][70]. В годы войны продолжали открываться новые выставки. Они были посвящены боевым действиям и сформированы из фронтовых материалов[17]. Из дневника сотрудницы музея Марии Михайловны Денисовой известно, что в тот период в подвалах музея ночевали сотрудники личной охраны Иосифа Сталина[77].
Послевоенные годы
В 1957 году были открыты залы второго этажа, общая экспозиция стала охватывать период от древнейших времён до начала XIX века[17][72]. В 1963 открылись дополнительные залы, покрывающие временной промежуток до 1917 года[17].
К началу 1980-х музей сильно обветшал — за сто лет работы его ни разу не ремонтировали[78]. Ежегодно случалось до 14-ти аварий, когда выходили из строя электрическая или отопительная система, прорывало трубы. Поскольку при строительстве здание не было разделено деформационными швами на блоки, при осадке отдельные элементы конструкции неравномерно нагружались. Из-за этого в стенах и перекрытиях стали появляться трещины, деформировался пол[40]. Реставрация началась в 1986 году, над ней трудились сотни специалистов[17][79]. Восстановлением архитектурных утерь, полученных зданием в 1936—1937 годах, занимались архитекторы из бюро «Спецпроектреставрация» под руководством Е. В. Журина: С. Н. Алёшина, Н. В. Зеленова, В. Н. Овчинников, А. А. Савинкина, Е. И. Николаева. Над восстановлением интерьеров работали сотрудники мастерской «Мосреставрация» под руководством Л. А. Баулиной: Л. В. Решетов, А. Н. Замощин, В. Л. Лагутин, М. Г. Чистяков, М. А. Дороднев, В. В. Марковин, Д. Д. Рахманинов, В. Г. Береснев, С. В. Кормилин, В. Г. Черкасов, В. В. Власкин, В. Г. Козлов, С. С. Лазовский, А. Д. Семенко, Л. В. Новгородский. Из-за недостатка финансирования работы надолго останавливались и были продолжены только по личному указанию премьер-министра России Виктора Черномырдина. Окончена реставрация была только в 2002 году[72].
После распада СССР
Особым событием в истории музея стало устройство аванзала на месте бывшего малого двора. Новый вход со стороны Воскресенских ворот украсили барельефами с изображениями Уварова, Забелина, Шервуда и Семёнова, работы скульптора А. С. Карташова. Также в аванзале разместили мемориальные доски с именами главных дарителей музея, скульптором выступил А. В. Черноусов[72].
18 декабря 1991 года был подписан президентский указ о присвоении музею статуса особо ценного объекта культурного наследия России[1]. В том же году собор Василия Блаженного был передан в совместное пользование музея и РПЦ[80].
30 июля 1997 года на башни музея установили копии исторических двуглавых орлов[51]. К 850-летнему юбилею Москвы были открыты исторический вход через Парадные сени, а также залы первого этажа. Большой внутренний двор был закрыт, полученное пространство разделили на Половецкий дворик и Новый выставочный зал[72]. В декабре 2003-го года на шпили были возвращены парные скульптуры льва и единорога[51].
На 2001 год в состав музея входили[1]:
- главное здание на Красной площади
- Музей декабристов
- Новодевичий монастырь
- Покровский собор
- Церковь Троицы в Никитниках
- Палаты Романовых
- Центральный музей Владимира Ленина (С 2012 года Музей Отечественной войны 1812 года)
- Усадьба Измайлово
- Крутицкое подворье
Современность
Деятельность
С весны 2007 года впервые в истории ГИМ для посещения открыли все 40 залов[81]. Экспозиция музея охватывает период от древнейших времён до начала XX века, его выставки ежегодно посещают более 1,2 млн человек[7][72]. Также музей является крупнейшим научно-методическим центром, в котором идёт исследовательская, научная и просветительская работа. На базе отделов проходят лекции и семинары, стажировки, учреждены премии в исследовательской и реставрационной деятельности[82].
По состоянию на 2016 год музей является федеральным учреждением и подчиняется Министерству культуры[5]. Число сотрудников музея составляет более 800 человек[7].
С конца 2016 года осмотреть экспозицию можно с помощью виртуального тура, доступ к которому открыт на официальном сайте музея[83]. Главным нововведением 2017 года стало создание новой системы навигации в главном здании: полную карту основной экспозиции можно получить на входе или скачать с сайта музея[5].
Ежегодно на базе экспонатов из фонда музея проводится около 30—40 выставочных проектов на всей территории России. К 500-летию Новодевичьего монастыря музей планирует открыть экспозицию, посвящённую Русской православной церкви. На 2018—2023 годы планируется проведение серии выставок проекта «Национальные музеи мира — Историческому музею», в котором примут участие европейские музеи[5][9].
С марта по июль 2020 года музей был закрыт для посетителей в связи с карантином на фоне пандемии COVID-19[84].
События
В 2017 году музею исполнилось 145 лет. В день юбилея 9 февраля вход в здание сделали бесплатным и открыли две тематические выставки. Первая из них — «Портрет музея на фоне истории» — была составлена из архивных фотографий с 1876 по 2015 года. Во второй посетителям демонстрировали знаковые предметы собрания, например, браслет под учётным номером «1», который передал музею граф Уваров. 11 февраля в Парадных сенях для посетителей музея было устроено праздничное чаепитие с тематическим угощением. К этому событию по старинным рецептам испекли 145 тортов весом в 500 килограммов, каждый из которых был покрыт пищевым золотом и украшен фигурками-копиями скульптур со шпилей ГИМ[7][85]. 1 июня 2017 года впервые за 30 лет был торжественно открыт парадный вход[86].
20 январь 2022 года согласован проект депозитарно-выставочного центра в Новой Москве. Предположительно, площадь хранилища будет составлять 120 тысяч м², на его базе создадут экспозиционные зоны и мастерские для реставрации. Комплекс в Новой Москве будет включать пять корпусов фондохранилища, четыре из которых фондохранилища федеральных музеев и один 6-этажный корпус фондохранилища шестнадцати музеев Москвы[87].
Залы
Залы первого этажа являются ценными экспонатами и произведениями искусства. При оформлении многих из них были сделаны копии памятников истории и архитектуры, многие из которых были впоследствии утрачены. Современный облик интерьеров музея был восстановлен в ходе реконструкции 2001 года, все залы обрели вид согласно изначальным эскизам Шервуда и Попова[88].
Парадные сени — первое помещение, куда входят посетители. На потолке находится генеалогическое древо императорской семьи, роспись артели Фомы Торопова. В композицию входят 68 ростовых портретов российских государей. В основании древа стоят князь Владимир и княгиня Ольга, они символически поливают его корни из алавастров. Последними в ряду государей изображены Александр III и Мария Фёдоровна, при которых был открыт музей[18][49].
По свидетельству главного архитектора музея в начале XX века Генриха Антоновича Короткова, изначально каждый из 68 портретов был написан на отдельном холсте-медальоне и уже потом прикреплён к потолку. В 1937 году, когда НКВД отдало приказ уничтожить историческое оформление залов, бригадир команды маляров решил скрыть холсты под слоем побелки. Спустя почти пятьдесят лет это позволило восстановить оригинальный рисунок[53]. После реставрации 2000-х в арке напротив входа разместили позолоченную скульптуру трубящего ангела Фамы. Эта фигура в 1928 году была сброшена с Красных ворот. В день их сноса один из основателей Общества друзей ГИМ Николай Левинсон сумел подобрать скульптуру и тайно перевезти в музей, в запасниках которого она пролежала более полувека[89].
От Парадных сеней налево уходит ряд залов первого этажа — с 1-го по 21-й. Экспозиция посвящена истории России от древнейших времён до начала правления Петра I. Прямо через сени находятся литерные залы, где показаны выдающиеся изделия из золота разных времён и народов. Правее от них расположен небольшой зал, в котором воссоздан рабочий кабинет основателей музея — Забелина и Уварова. На втором этаже находятся залы под номерами от 22 до 36, в них представлена история России от Петра I до Александра III. На третьем этаже проводятся временные выставки[6].
Литерные залы
В современной экспозиции музея литерные залы отведены под выставку изделий из золота, каждый посвящён определённой области применения драгоценного металла[18][90].
- Зал «А», Металл богов — изначально назывался «Византийский зал», выполнен в подражание собору Святой Софии в Стамбуле. В настоящее время разделён на две части: в первой показаны предметы церковного искусства православной Руси. Во второй части зала выставлены памятники XII—XIX веков других христианских конфессий[18][90].
- Зал «Б», Металл царей и символ власти — в этом зале представлены самородки, государственные эталоны веса и длины, монеты и медали, полковое серебро, ордена, наградное оружие[18].
- Зал «В», Символ богатства и роскоши — здесь представлены золотые ювелирные изделия с античных времён до конца XX века. Параллельный показ предметов разных культур и эпох демонстрирует общие тенденции и взаимовлияние златокузнечного дела разных стран[18].
Залы первого этажа
На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление[20][45].
- Зал № 1. Эпоха праобщины. Ранний и средний палеолит — квадратный в плане зал украшен лепными карнизами и орнаментами, скопированными с древних гончарных изделий. Эти же мотивы отражены в мозаике пола. В первые годы работы музея в этом зале располагалась экспозиция памятников каменного периода[18][91].
- Зал № 2. Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит — круглый зал в юго-восточной башне. Изначально в нём экспонировали памятники неолита. Зал декорирован лепниной и орнаментами, скопированными с археологических находок во Владимирской губернии. Декоративный фриз «Каменный век» в верхней части стен написал Виктор Васнецов в 1885 году[18][91][92].
- Зал № 3. Завершение формирования раннепервобытной общины. Мезолит. Эпоха позднепервобытной общины. Неолит — в этом зале начиналась экспозиция памятников металлического периода и бронзы. В оформлении использованы космогонические символы и орнаменты различных культур. Так, например, верх дверного проёма декорирован символом плодородия — свастикой, а также ромбами, характерными для оружия народов Сибири. Лепнина со змеями вокруг окон вдохновлена изделиями кобанской культуры Кавказа[18][91].
- Зал № 4. Распад первобытной общины. Энеолит Юга. Бронзовый век — тематику экспонируемой эпохи отражает оформление бронзовых наличников карнизов и арочных проёмов[18][91].
- Зал № 5. Первая половина — третья четверть первого тысячелетия до нашей эры. Скифская эпоха — во время открытия музея этот зал назывался «Памятники металлического периода». Карнизы и арки дверных проёмов декорированы по образцу находок в мерянских и скифских курганах, их же повторяет узор мозаики пола[18][91].
- Зал № 6. Восточная Европа и античный мир — по первоначальному проекту этот зал назывался «Древности скифские и сарматские». Ступенчатый свод потолка и узор мозаики пола воспроизводят внутреннее пространство керченской гробницы Куль-Оба IV века до н. э. Рисунки фризов верхней части потолка скопированы с реальных образцов из склепа у горы Митридат, кургана Чертомлык, усыпальницы Анфистерия[18][91].
- Зал № 7. Эпоха Великого переселения народов — изначально этот зал назывался «Первый Киевский» и отражал временной период от 988 до 1054 года. Поэтому отделка зала была выдержана в стиле убранства киевского Софийского собора. В настоящее время экспозиция отражает культуру тех племён, которые впоследствии сформировали уклад жизни в Древней Руси[18][91].
- Зал № 8. Формирование Древнерусского государства — в прошлом «Второй Киевский», этот зал также оформлен в стиле Софийского собора. На стенах воспроизведены орнаменты из Остромирова Евангелия 1056 года и Изборника Святослава 1073-го. После реконструкции 1930-х годов в зале демонстрируются предметы быта восточнославянских племён конца IX — начала XII веков[90].
- Зал № 9. Древнерусский город — изначально назывался «Новгородский», это один из самых богато декорированных залов первого этажа. По проекту Александра Попова и Николая Никитина оформляли зал палехские мастера артели Н. М. Сафронова. Стены и потолок расписаны копиями фресок из церкви Спаса на Нередице, особенно ценными после разрушения оригинала в 1942 году[18].
- Зал № 10. Жизнь Древнерусского государства в период феодальной раздробленности — круглый зал угловой северо-восточной башни, изначально назывался «Владимирским» и был посвящён культуре этого древнего города. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, роспись стен и мозаика скопированы из Успенского собора[18].
- Зал № 11. Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века — последний зал, открытый для посещения в 1883 году, однако оформление было закончено только в 1891-м. В первые годы работы музея зал назывался «Суздальским», поэтому в его оформлении также использованы мотивы Успенского собора. Барельефы на стенах и арках являются слепками резьбы Георгиевского собора Юрьево-Польского[18].
Остальные залы первого этажа не были закончены к 1883 году, из отделки были готовы только мозаичные полы. Реконструкция 1930-х под руководством Бурова не ставила целью создание выразительных интерьеров. В период реставрации 2000-х залы получили оформление согласно изначальному проекту Попова конца XIX века[18].
- Зал № 12. Памятники Ростова Великого и Ярославля — отделка этого зала была закончена в 1902 году, она включала в себя копии портала Успенского собора в Ростове и керамические фризы дворца угличского дворца царевича Дмитрия. В 1936 году оформление было полностью разрушено, темой экспозиции стала Золотая Орда[18].
- Зал № 13. Образование единого Российского государства — после открытия музея зал назывался «Московский», его своды и оконные проёмы расписаны по мотивам шапки Мономаха. На западной стене находится панно "Московский Кремль в начале XV века[18].
Залы второго этажа
На втором этаже находятся залы с 25-го по 36-й. Их оформление проводилось значительно позже открытия музея и отличается от первого этажа значительно более сдержанным видом. В 25-м зале находится вход в читальный зал отдела рукописей, в 28-м — в отдел изобразительных материалов[6].
Музейный фонд
Экспонаты
С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций[54]. Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Бахрушины, Боткины.Знаменитый Барон де Шодуар, Иван Максимилианович передал в дар, через доцента К. С. Кузьминского свои 92 ценные кириллические старопечатные книги.[14][63]. Вдова Фёдора Достоевского Анна Григорьевна передала в дар музею архив книг, писем и фотографий писателя. Впоследствии на основе этих предметов была создана экспозиция «комната Достоевского»[6]. В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея истории[17][93].
В настоящее время коллекция продолжает пополняться: ежегодно до 15 тысяч предметов поступают в фонды благодаря археологическим экспедициям. Небольшое количество предметов поступают в дар от частных лиц или в ходе специальных закупок[94]. Во всех помещениях музея поддерживается оптимальная среда для сохранности экспонатов: температура +18 °C и 55 % влажность воздуха[94].
Научно-хранительские отделы
2 января 1914 года помощник председателя князь Щербатов подписал приказ о разделении собрания музея на отдельные фонды. Каждый отдел получил чёткую сферу деятельности и отдельный штат сотрудников[95]. Современная структура музея выделяет 15 отделов:
Отдел археологических памятников — археологические памятники заложили основу всего музея. Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге стал витой браслет бронзового века, найденный в кавказском селении Кобан. Его передал музею граф Уваров в 1881 году, ещё до официального открытия[96][97]. Первые 14 залов экспозиции составлены из фондов этого отдела. Его собрание на 2015 год насчитывает более полутора миллионов предметов и является одним из крупнейших в мире[98].
Отдел дерева и мебели представляет собой коллекцию мебели и различных изделий из дерева с XIII до XX века. Собрание насчитывает более 34 тысяч предметов — от крупных архитектурных деталей и средств передвижения до церковной утвари и лаковых миниатюр. Часть экспонатов хранится в реставрационно-выставочном комплексе в Измайлове[97].
Отдел драгоценных металлов был основан в 1905 году как Особая кладовая, расположенная в зале экспозиции Тверского княжества. Самую первую коллекцию — 800 экспонатов — передал Пётр Щукин. По его завещанию в 1912 году музею отошло ещё 12 тысяч предметов[6][93][94]. В настоящее время Кладовая находится в одной из башен здания на Красной площади. Осмотр проводится строго по записи, детям вход запрещён[94].
Фонды Отдела древнерусской живописи насчитывает более 5 тысяч икон и 20 тысяч прорисей, в нём также содержится церковная утварь и памятники древнерусской живописи от XII до XVII веков. Начало собрания было положено в конце 1870-х, к началу XX века оно стало одним из крупнейших в мире. После революции коллекцию перевели в «Отделение религиозного быта», однако спустя 8 лет отдел был закрыт, сотрудники уволены, а руководитель Александр Анисимов осуждён на 10 лет и впоследствии расстрелян. До 1940-х многие иконы и ценные экспонаты были переданы в Гохран и бюро «Антиквариат» для продажи за границу и безвозвратно утеряны. Только в 1956 году отдел был восстановлен в составе фонда изобразительных материалов, а как самостоятельная единица — в 1999-м[99].
Коллекцию Отдела изобразительных материалов составляют произведения разных жанров и направленностей, объединённые по историко-культурному принципу: от живописи и графики до плакатов и фото-негативов. Хронология охватывает период с XIII по XX век.
Отдел керамики и стекла основан в конце XIX — начале XX веков, выделен в самостоятельный отдел в 1940-м. Предметный фонд был создан на основе личных коллекций Петра Щукина и Алексея Бахрушина. Собрание насчитывает более 36 тысяч произведений искусства из фарфора, фаянса, стекла и керамики[100].
Отдел книжного фонда ведёт историю с Государственной публичной исторической библиотеки, которая возникла как частное собрание историка и коллекционера Александра Черткова[101]. В 1863-м, через пять лет после его смерти, сын Черткова Григорий превратил коллекцию книг в первую российскую публичную бесплатную библиотеку. Она находилась в доме 7 по улице Мясницкой, в правом крыле дома Чертковых. Должность руководителя занимал Пётр Бартенев, он же занимался каталогизацией собрания, которая превышала 17 тысяч единиц[101].
В 1871 году Григорий Чертков переехал в Санкт-Петербург и продал особняк на Мясницкой улице, а книжное собрание передал в дар городу. Книги временно разместили в Румянцевском музее. В 1872 году, когда Александр II одобрил создание ГИМ, Московская городская дума с разрешения Черткова передала в него всю библиотеку. Вместе с дарами Забелина, А.П.Бахрушина, Щукина, Барятинского и других меценатов, коллекция Чертковых с 1889 года стала доступна публике как библиотека ГИМ[102]. В 1933 году библиотека была передана в совместное управление ГИМ и Библиотечного Наркомпроса РСФСР, а 15 августа следующего года — выделена в отдельное учреждение. Свыше 843 тысяч книг перевезли в здание в Старосадском переулке, а историческому музею осталось только 70 тысяч единиц[103]. Современная библиотека ГИМ насчитывает более 300 тысяч томов с начала XV века, среди них около 13 тысяч — уникальные издания малых тиражей, инкунабулы и экслибрисы[104].
Отдел металлов и современных синтетических материалов включает свыше 56 тысяч памятников материальной культуры, орудий труда и предметов декора от начала XVI века до современности[93].
Отдел нумизматики по данным на 2017 год является самым крупным — он хранит более 1,7 млн предметов, в том числе около 60 тысяч орденов и медалей[93][94].
Коллекция Отдела оружия насчитывает более 16 тысяч единиц, её основу составили дары частные коллекционеры: Александр Катуар де Бионкур, Владимир Барятинский, В. С. Турнери другие[6][93].
Отдел письменных источников до 1938 года назывался «отдел архива»[105]. С момента открытия музея письменные источники накапливались очень медленно. Основу собрания составляли дары частных владельцев. Первую значительную коллекцию писем и документов XVIII века в 1882 году пожертвовали главный хранитель музея Алексей Орешников и его секретарь Владимир Сизов[106]. С момента основания музея и до 1917 года семья Уваровых значительно расширила музейные фонды, передавая свои библиотеки и архивы[107]. С 1890-х музей начал покупать архивные материалы на аукционах и у букинистов. После 1905 года собрание музея пополнилось современными материалами и расширило временные рамки — в течение нескольких лет департамент МВД передавал в музей копии нелегальной литературы о революции 1905—1907 годов[108].
После 1917 года в фонд музея стали массово передавать личные архивы и библиотеки представителей «буржуазии», а также вотчинные и монастырские собрания. С 1920-х музей стал организовывать экспедиции для поиска новых материалов. После Великой Отечественной войны была организована фондовая закупочная комиссия[109]. К 1 января 2014 года коллекция отдела включала 558 фондов с более чем 15 миллионами документов XVI—XX веков[93][110]. В настоящее время материалы отдела принадлежат одновременно Архивному и Музейному фондам Российской Федерации[93].
Картографический отдел — один из старейших отделов, был создан в 1919 году. Единственный в России специализируется исключительно на картах. Его собрание насчитывает более 42 тысяч предметов XVI—XX веков[93].
Основа коллекции Отдела тканей и костюма была заложена в 1883 году — первые предметы музей получил в дар от семьи адмирала Владимира Корнилова. В 1922 году отдел стал самостоятельным структурным подразделением музея[111]. В настоящее время фонд отдела составляют образцы тканей, народные костюмы и военная форма, предметы одежды, вышивка и кружево с XII—XX веков[112].
Отделу рукописей и старопечатных книг в 1912 году была выделена одна из первых коллекций музея, которую составляли рукописи и книги допетровской эпохи. Первым заведующим стал историк, палеограф и лингвист Вячеслав Щепкин, при нём была создана первая система каталогов и закончено обустройство научного зала. Собранию отдела принадлежат всемирно известные памятники словесности: Хлудовская псалтырь, Изборник Святослава, Новгородская первая летопись, Андрониково Евангелие и другие[113].
Музей В. И. Ленина был основан в 1924 году и получил привилегированное положение среди музеев СССР — в него передавали уникальные материалы о Владимире Ульянове и высших партийных руководителях. Полученные предметы накапливались бессистемно, у коллекций не было хранителей. В 1993 году музей перешёл в состав исторического. На данный момент отдел содержит более 75 тысяч единиц хранения[114].
Памятник Минину и Пожарскому созданный в 1818 году по проекту Ивана Мартоса и посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года. В 2016 году скульптурный монумент был передан в ведение музея, а в 2018 году объявлена всероссийская акция по сбору средств на его реставрацию. Реставрация завершена в 2022 году[115][116].
Директора
- Алексей Уваров (1872—1885)
- Иван Забелин (1885—1909)
- Николай Щербатов (1909—1921)
- Николай Щёкотов (1921—1925)
- Леонид Пономарёв (1925—1926)
- Николай Рожков (1926—1927)
- Пантелеймон Лепешинский (1927—1930)
- Юрий Милонов (1930—1932)
- Павел Воробьёв (1932—1934)
- Виктор Серёжников (1934—1935)
- Иван Дмитриев (1935—1936)
- Леонид Пономарёв (1936—1937)
- Галин А. И. (1937—1940)
- Анна Карпова (1940—1962)
- Василий Вержбицкий (1962—1976)
- Константин Левыкин (1976—1992)
- Александр Шкурко (1992—2010)
- Алексей Левыкин (июнь 2010—по настоящее время)
Награды
- Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (24 января 2006 года) — за подготовку и организацию выставки «240 лет Вольному экономическому обществу России»[117].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Энциклопедия, 2001, с. 237.
- ↑ 2,0 2,1 Непомнящий Н. Н. 100 великих сокровищ России. — Москва: Вече, 2013. — ISBN 9785444472620.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Черкасов, 2004, с. 223.
- ↑ 4,0 4,1 Датиева, 2015, с. 10.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Зайцев А. «Расширять свои возможности — обязанность музея». Директор ГИМа Алексей Левыкин о работе главного исторического хранилища страны. . Лента.ру (12 декабря 2016). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 26 октября 2020 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Государственный исторический музей . Портал культурного наследия России “Культура.рф”. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 2 августа 2017 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Исторический музей работает бесплатно в день своего 145-летия . ТАСС (9 февраля 2017). Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Государственный исторический музей в Москве . РИА Новости (21 февраля 2017). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ 9,0 9,1 Депозитарно-выставочный центр ГИМ откроют в "новой" Москве к 150-летию музея . Интерфакс (7 февраля 2017). Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ ГИМ, 1987, с. 30.
- ↑ Муравьёв В. Б. Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — АСТ, 2012. — 1300 с. — ISBN 978-5-271-38528-5.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Майстровская, 2016, с. 612.
- ↑ 13,0 13,1 Станюкович Л. Б. Государственный исторический музей и его библиотека . Государственная публичная историческая библиотека. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 13 октября 2017 года.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Палтусова, 2014, с. 5.
- ↑ Альбом, 2006, с. 10.
- ↑ Потёмкин, 2017, с. 442.
- ↑ 17,00 17,01 17,02 17,03 17,04 17,05 17,06 17,07 17,08 17,09 17,10 17,11 17,12 17,13 17,14 17,15 Дом, где живёт история: Государственный исторический музей отмечает 145-летие . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (9 февраля 2017). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ 18,00 18,01 18,02 18,03 18,04 18,05 18,06 18,07 18,08 18,09 18,10 18,11 18,12 18,13 18,14 18,15 18,16 18,17 18,18 18,19 18,20 Романюк С. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — Москва: Центрполиграф, 2013. — 912 с. — ISBN 978-5-227-04778-6.
- ↑ Альбом, 2006, с. 11.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 20,6 20,7 Сутормин В. Н. Вокруг Кремля и Китай-Города / отв. ред. Янцева Л. И.. — Москва: Центрполиграф, 2016. — 478 с. — ISBN 9785457832046.
- ↑ Альбом, 2006, с. 15.
- ↑ Сборник, 2014, с. 57.
- ↑ Бусева, 2001, с. 29.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Формозов, 2001, с. 701.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 25,5 Палтусова, 2014, с. 18.
- ↑ ГИМ, 1987, с. 5.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 27,3 Палтусова, 2014, с. 19.
- ↑ 28,0 28,1 Энциклопедия, 2001, с. 238.
- ↑ Ухов, 2006, с. 136.
- ↑ Муравьёв В. Святая дорога. Истории московских улиц. — Москва: Изографус, Эксмо, 2003. — 512 с. — ISBN 5-94661-035-X.
- ↑ Эксин, 2015, с. 61.
- ↑ Пенско, 1953, с. 85.
- ↑ Сергиевская, 2017, с. 448.
- ↑ Жуков, 2012, с. 223.
- ↑ 35,0 35,1 35,2 Разгонов, 2008, с. 14.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 17.
- ↑ Лисовский, 2009, с. 274.
- ↑ 38,0 38,1 Нерсесьян Т. Исторический музей в Москве открыл уникальную выставку . Вести (25 апреля 2015). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Егоров, 2002, с. 249.
- ↑ 40,0 40,1 40,2 Ухов, 2006, с. 137.
- ↑ 41,0 41,1 Лисовский, 2009, с. 282.
- ↑ Ухов, 2006, с. 140.
- ↑ Датиева, 2015, с. 19.
- ↑ Кириченко, 2010, с. 147.
- ↑ 45,0 45,1 45,2 Лисовский, 2009, с. 283.
- ↑ Бусева, 2001, с. 28.
- ↑ Сборник, 2014, с. 60.
- ↑ Сергиевская, 2017, с. 449.
- ↑ 49,0 49,1 49,2 49,3 Датиева, 2015, с. 23.
- ↑ 50,0 50,1 Майстровская, 2016, с. 623.
- ↑ 51,0 51,1 51,2 51,3 Давыдова Н. Львы, единороги, орлы и звезды . Известия (12 августа 2009). Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 19.
- ↑ 53,0 53,1 Разгонов, 2008, с. 145.
- ↑ 54,0 54,1 Олма, 2006, с. 226.
- ↑ Игумнова, 2002, с. 1885.
- ↑ Об указе об учреждении Государственного исторического музея . Дата обращения: 10 октября 2020. Архивировано 20 января 2021 года.
- ↑ Шедевры, 2013, с. 4.
- ↑ 58,0 58,1 Разгонов, 2008, с. 23.
- ↑ Гайдуков, 2015, с. 179.
- ↑ Иван Егорович Забелин (17.09.1820 - 31.12.1908) . Исторический музей. Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 13 октября 2017 года.
- ↑ 61,0 61,1 Яновский А. Д. Исторический музей // Большая российская энциклопедия. — Москва, 2008. — Т. 12. — С. 128.
- ↑ 62,0 62,1 62,2 Юхименко Е. М., 2012, с. 8—16.
- ↑ 63,0 63,1 Шедевры, 2013, с. 14.
- ↑ Трабун Д., Сандалов Ф. Жизнь музейных запасников . Афиша. Дата обращения: 14 октября 2017. Архивировано 11 ноября 2017 года.
- ↑ История ГИМ.
- ↑ 66,0 66,1 Разгонов, 2008, с. 83.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 92.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 97.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 100.
- ↑ 70,0 70,1 70,2 Шедевры, 2013, с. 15.
- ↑ 71,0 71,1 Разгонов, 2008, с. 106.
- ↑ 72,0 72,1 72,2 72,3 72,4 72,5 Датиева, 2015, с. 31.
- ↑ Либсон, 1983, с. 403.
- ↑ Михайлова А. 1937. Реконструкция . Colta.ru (25 марта 2016). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 24 сентября 2017 года.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 121.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 136.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 118.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 138.
- ↑ Чтения, 2015, с. 3.
- ↑ Храм Василия Блаженного на Красной площади отмечает 455-летие . РИА Новости (12 июля 2016). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 148.
- ↑ Премии имени И. Е. Забелина . Государственный исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 18 ноября 2017 года.
- ↑ Виртуальные туры по Историческому музею на Красной площади запустят в этом году . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (14 апреля 2016). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Государственный исторический музей открылся для посетителей . ТАСС. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 1 июля 2020 года.
- ↑ В день рождения Государственного исторического музея испекут 145 "золотых" тортов . ТАСС (7 февраля 2017). Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- ↑ Проскурякова Т. Парадный вход в Исторический музей открыт спустя 30 лет . Вести (1 июня 2017). Дата обращения: 19 октября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Власти Москвы согласовали проект Межмузейного выставочного комплекса в Коммунарке - ТАСС . TACC. Дата обращения: 2 ноября 2022.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 147.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 149.
- ↑ 90,0 90,1 90,2 Альбом, 2006, с. 20.
- ↑ 91,0 91,1 91,2 91,3 91,4 91,5 91,6 Коллектив авторов. Исторический музей : путеводитель / под ред. Лемиговой Г. В.. — Москва: Исторический музей, 2016. — 217 с. — ISBN 978-5-89076-306-8.
- ↑ Разгонов, 2008, с. 153.
- ↑ 93,0 93,1 93,2 93,3 93,4 93,5 93,6 93,7 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный исторический музей” (недоступная ссылка). Государственный каталог музейного фонда Российской федерации. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
- ↑ 94,0 94,1 94,2 94,3 94,4 Лаврентьева М. Тайны секретного хранилища . Вечерняя Москва (2 декабря 2012). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 1 ноября 2017 года.
- ↑ Сиротина, 2014, с. 18.
- ↑ Архотдел, 2014, с. 4.
- ↑ 97,0 97,1 Исторический музей открывает выставку "Портрет музея на фоне истории. Фотографии 1876 - 2015 гг." . Телеканал «Россия – Культура» (1 февраля 2017). Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Архотдел, 2014, с. 3.
- ↑ Отдел древнерусской живописи . Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 9 ноября 2017 года.
- ↑ Дулькина Т. И. История отдела керамики и стекла Государственного исторического музея: конец XIX в.-1950-е гг. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — 70 с.
- ↑ 101,0 101,1 Сборник, 2014, с. 9.
- ↑ Сборник, 2014, с. 10.
- ↑ Сборник, 2014, с. 11.
- ↑ Сборник, 2014, с. 13.
- ↑ Сиротина, 2014, с. 36.
- ↑ Клосс, 2008, с. 85.
- ↑ Сиротина, 2014, с. 38.
- ↑ Касимовцева, 1958, с. 3.
- ↑ Касимовцева, 1958, с. 4.
- ↑ Сиротина, 2014, с. 10.
- ↑ Ефимова, 2000, с. 25.
- ↑ Белогорская, 1982, с. 7.
- ↑ Отдел рукописей и старопечатных книг . Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2017. Архивировано 22 октября 2017 года.
- ↑ Рубинина М. малоизвестные коллекции фотодокументов как информационный ресурс исторической науки (на примере коллекции фотографий фоддово-экспозиционного отдела ГИМ “Музей В. И. Ленина” // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е.. — 2017. — ISBN 9785040056088.
- ↑ Памятник Минину и Пожарскому передали в ведение Исторического музея - ТАСС . TACC. Дата обращения: 3 ноября 2022.
- ↑ Татьяна Голикова: Завершение реставрации - это и связь времен, и призыв к консолидации общества. Как восстанавливали памятник Минину и Пожарскому . Российская газета (31 октября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022.
- ↑ Об объявлении благодарности Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Литература
- Потёмкин Е. Л. Высшие чины Российской империи. Биографический словарь (22.10.1721-2.03.1917). — Москва, 2017. — Т. 3, Р-Я. — С. 442. — 597 с.
- Коллектив авторов. Труды Государственного исторического музея. — Москва: Государственный исторический музей, 1987. — Т. 64—66. — С. 5—30.
- Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / под рецензией Дажиной В. Д., Лаврентьева А. Н.. — Москва: Прогресс-Традиция, 2016. — С. 608—623. — ISBN 978-5-89826-447-5.
- Игумнова Т. Г., Яновский А. Д. Войди в историю: к 130-летию Государственного Исторического музея : путеводитель по выставке. — Художник и книга, 2002. — С. 1858—1885.
- Клосс Б. М. Полное собрание русских летописей. Западнорусские летописи.. — Москва: Языки славянских культур, 2008. — Т. 17. — С. 85—124. — 384 с. — ISBN 978-5-9551-0171-2.
- Коллектив авторов. Мировая история. История России. XVIII-XIX вв. / науч. рец. Черкасов П. П.. — Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2004. — Т. 1. — С. 223. — 320 с. — ISBN 5-94849-644-9.
- Гайдуков, П. Г. Документальное наследие А. В. Орешникова в Государственном историческом музее // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е. А. ; Бородкин Л. И., Яновский А. Д.. — Москва : Этерна, 2015. — С. 179—184. — ISBN 978-5-480-00300-0.
- Датиева Н. С. Исторический музей. Архитектура. Интерьеры.. — Москва: Государственный исторический музей (ГИМ), 2015. — С. 10—31. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-299-3.
- коллектив авторов. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, Рипол-классик, 2001. — Т. 1. — С. 237. — 416 с. — ISBN 5-01-004535, 5-7905-1007-3.
- Россия. Иллюстрированная энциклопедия / под ред. Никифорова Ю. А.. — Москва: ОЛМА медиагрупп, 2006. — С. 226. — 600 с. — ISBN 5-373-00239-9.
- Коллектив авторов. Градостроительство России середины XIX — начала XX века. / под общей ред. Кириченко Е. И.. — Москва: Прогресс-традиция, 2010. — Т. 3. — С. 147. — 616 с. — ISBN 978-589826-333-1.
- Лисовский В. Г. Архитектура России XVII-начала XX века. Поиски национального стиля / под ред. Аптекмана В. — Москва: Белый город, 2009. — С. 274—284. — ISBN 978-5-7793-1629-3.
- Формозов А. А. Иван Егорович Забелин: Очерк жизни и творчества // Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. — Москва: Языки русской культуры, 2001. — Т. 2. — С. 701. — ISBN 5-7859-0171-4.
- Касимовцева Е. Предисловие // Письменные источники в собрании Государственного исторического музея / под ред. Марголина С.. — Москва: М-во культуры РСФСР. Государственный исторический музей, 1958. — Т. 1. — С. 3—5.
- Егоров В. Л. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — С. 249. — 350 с.
- Ухов С. Б., Семёнов В. В., Знаменский В. В. Результаты обследования фундаментов и прогноз развития осадок основания Государственного исторического музея // Вестник МГСУ. — 2006. — № 200. — С. 136—148.
- Сиротина О. А. Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых / под ред. Наумова Г. Р.. — Москва: МГУ им. Ломоносова, 2014. — С. 10—38.
- Пенско Н. А. Основание Московского университета. — Изд-во Московского университета, 1953. — С. 85. — 191 с.
- Лисейцев Д. В., Рогожин Н. М., Эксин Ю. М. Приказы Московского государства XVI-XVII вв. Словарь-справочник / под рецензией Писарьковой Л. Ф., Лаптевой Т. А.. — Москва - Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — С. 60—61. — 303 с. — ISBN 978-5-8055-0279-9.
- Коллектив авторов. Исторический музей. Шедевры и реликвии. — Москва: Исторический музей, 2013. — С. 3—15. — 456 с. — ISBN 978-5-89076-241-2.
- Палтусова И. Н. Дары Российского Императорского Дома Историческому музею. — Москва: Исторический музей, 2014. — С. 5—19. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-223-8.
- Коллектив авторов. Забелинские научные чтения — год 2012-й: Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Исторический музей, 2015. — С. 3. — 440 с. — ISBN 978-5-89076-242-9.
- Коллектив авторов. Государственный исторический музей и отечественная археология. К 100-летию отдела археологических памятников / под рецензией Г. А. Ломтадзе, Н. А. Хайкуновой. — Москва: Исторический музей, 2014. — С. 3. — 304 с. — ISBN 978-5-89076-285-6.
- Коллектив авторов. Государственный исторический музей: сокровища истории и культуры / под редакцией В. Л. Егорова, Е. М. Юхименко. — Москва: Государственный исторический музей, Интер-бизнес, 2006. — С. 3. — ISBN 5-89164-164-X.
- Сергиевская И. Г. Легенды и тайны Московского Кремля. — Москва: Вече, 2017. — С. 448. — 560 с. — ISBN 978-5-4444-5543-2.
- Ефимова Л. В., Алёшина Т. С., Самонин С. Ю. Костюм в России : из собрания Государственного исторического музея. XV - начало XX века. — Москва: Арт-Родник, 2000. — С. 25. — 231 с. — ISBN 5-88896-042-X.
- Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. — Москва: Рипол Классик, 1982. — С. 271. — 7 с. — ISBN 9785458318099.
- Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — Москва: Стройиздат, 2001. — С. 28—29. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — Москва: Искусство, 1983. — С. 403—404. — 504 с. — 25 000 экз.
- Разгонов С. Орлы на башнях: Государственный Исторический музей. Люди и годы. — Москва: Роспэн, 2008. — С. 5—148. — 207 с. — ISBN 978-5-8243-0997-3.
- Коллектив авторов. 150 лет на службе науки и просвещения: сборник материалов Юбилейной международной научной конференции, Москва, 5-6 декабря 2013 г. — Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2014. — С. 1—63. — 528 с. — ISBN 978-5-85209-346-2.
- Жуков К. История Москвы в датах. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 223. — 446 с. — ISBN 978-5-373-04748-7.
- Юхименко Е. М. Исторический музей // Православная энциклопедия. — М., 2012. — Т. XXVIII : «Исторический музей — Йэкуно Амлак». — С. 8—16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
Ссылки
- Медиапортал Исторического музея
- Объекты культурного наследия России
- Всемирное наследие по алфавиту
- Музеи по алфавиту
- Музеи, основанные в 1872 году
- Музеи Москвы
- Археологические музеи России
- Здания и сооружения, заложенные в 1875 году
- Здания и сооружения, построенные в 1881 году в России
- Здания и сооружения Красной площади
- Русский стиль
- Сооружения, спроектированные Владимиром Шервудом
- Государственный исторический музей
- Исторические музеи России