Палаты Романовых
Достопримечательность | |
Палаты бояр Романовых | |
---|---|
Координаты: 55°45′09″ с. ш. 37°37′46″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город | Москва, ЦАО, Тверской район, улица Варварка, 10 |
Тип здания | Палаты |
Архитектурный стиль | Русская гражданская архитектура XVI—XVII веков |
Строительство | XVI—XVII века |
Статус | ОКН |
Сайт | shm.ru/museum/pbr/ |
Пала́ты боя́р Рома́новых — музей московского боярства XVI—XVII веков, является филиалом Государственного исторического музея. Единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых[1].
История
Жилые палаты
Палаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV—XVI веков. Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек. В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка — «палаты на верхних погребах» — являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского[2][1].
В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Захарьину-Юрьеву. По преданию, именно в этих палатах 12 июля 1596 года родился царь Михаил Фёдорович. Во времена правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599-м Фёдора Никитича заключили в тюрьму, затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя»[3][4][5].
С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль, усадьбу стали называть «Старым государевым двором»[3]. С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря, созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители[6][7].
После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек:
Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие — монастырь — выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение — палаты — от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец[3].
Реставрацией монастыря занялись Милославские — родственники царицы Марьи Ильиничны. На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря[3]. Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку[8].
После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду[9]. В 1752—1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т. Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А. Ю. Горголи[10].
В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида[11].
Дом-музей Романовых
XIX век
В 1856 году по распоряжению Александра II началась реставрация палат с возвращением им облика XVI—XVII веков для основания в них музея «Дом бояр Романовых»[11]. Для этого постройка была выкуплена у Знаменского монастыря и передана в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Для археологических работ создали комиссию, в которую вошли Иван Снегирёв, Александр Вельтман, Бернгард Кёне, Алексей Мартынов. На основе архивных документов и графических материалов архитектор Фёдор Рихтер разработал проект реставрации. В процессе работ были обнаружены сохранившиеся древние окна, двери, переходы, лестницы. Под территорию музея отвели северо-восточную часть монастыря, разобрав поздние постройки. Официальная церемония по закладке и освещению «Дома бояр Романовых» состоялась в августе 1858 года[12][13].
Согласно задумке основателей музея, он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. В основу орнамента лёг герб Романовых, выполненный Александром Фадьевым. Своды других помещений оштукатурили и покрасили, оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой. На месте несохранившихся печей были сделаны рельефные изразцы. Экспозиция музея включала девять помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, вышку, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, изготовленной с аналогов мебели Теремного дворца, Ипатьевского монастыря, а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков[14][15]. В комнатах находились серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй, третий и деревянный этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых — грифона[4].
Открытие музея состоялось в августе 1859 года. Попасть в него могли только лица высших сословий по бесплатному билету. Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий Александр III). До 1917-го в музее примерно раз в десять лет проводились ремонтные работы. Впервые они были выполнены в 1875 году под руководством архитектора Московской Дворцовой конторы Николая Шохина[16][17].
XX—XXI века
После революции 1917 года в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. После реорганизации в 1923-м его преобразовали в филиал Государственного музея декоративного искусства «Оружейная палата». Через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства»[18][19].
В марте 1932 года постановлением Секретариата ЦИК СССР и Приказом № 134 по Наркомпросу РСФСР «Музей боярского быта XVII века» стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). К нему также присоединили церковь Троицы в Никитниках. В 1937-м, к юбилею Александра Пушкина, была организована выставка «Материалы к трагедии А. С. Пушкина „Борис Годунов“ по истории начала XVII века»[20][19][21].
В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины XIX века» и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада[22].
В 1963 году филиал переименовали в «Музей фондовых выставок ГИМ». В 1972-м производственная мастерская треста «Росреставрация» начала в нём ремонтные работы, которые завершились через пять лет[23]. Последняя большая научная реставрация была проведена в 1984—1991 годах мастерской № 13 «Моспроекта-2». Мастера реконструировали интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску, установленную в XIX веке. Археологи обнаружили белокаменную капитель конца XV века и некрополь XVI столетия. Были вскрыты два бревенчатых сруба, восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия, в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи — правнучки Андрея Кобылы, от которого ведут свой род Романовым[24][25].
В 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, потомки Фёдора Рихтера — семья Черновых-Рихтеров — и Пол Эдвард Куликовский, родственник сестры Николая II, выделили средства для обновления интерьера парадной трапезной палаты[26].
Экспозиция
Здание состоит из трёх частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой, монашеских келий и музейной надстройки. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из клети и подклета. С внешней стороны стены здания имеют декоративное убранство XVII века — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены[4].
Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века[4].
В палатах устроен подземный музей с выставленными раритетами XII—XVI столетий. В нём также демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину[27][28]. В подклете висят портреты Романовых, стоит русская печь, для которой было изготовлено 314 изразцов. В центре помещения расположен макет постройки. В кирпичном подвале установлен светец. Рядом с ним находится белокаменный подвал конца XV века, в котором хранилась хозяйская казна[29]. Сени соединяют несколько жилых покоев и хозяйственное помещение. В них сохранились печные зеркала, на которых видны плитки с цветочным рисунком, украшавшие печи сразу после открытия музея во второй половине XIX столетия[30].
Самая большая комната — боярская столовая, в которой обедала семья, устраивались пиры, принимали гостей. Свод украшает растительный орнамент, в комнате расположены шкаф с посудой, шведское паникадило, немецкая гравюра, портрет московского губернатора Тихона Стрешнева в раме, стол, кресла, вдоль стен установлены лавки[31]. Комнату боярина украшают голландские кожаные обои XVII века. Также представлены стол с письменными принадлежностями и обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен[32].
В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка. Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин[33]. Стены библиотеки обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, справа от входа — изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами — стол работы первой четверти XVIII века[34]. Комнату боярыни украшает деревянное кружево — «плотничный наряд». На стене висит портрет с надписью: «Царица Наталья Кирилловна». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина. В помещении также представлен образ «Знамение Божией Матери»[35].
Самая светлая комната в доме носит название светлицы. У стен в ней стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок[36].
-
Белый подвал, 2010-е годы
-
Интерьер, 2010-е годы
-
Светлица, 2010-е годы
-
Покои старшего сына, 2010-е годы
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Путеводитель, 2014, с. 26—27.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 5.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Васькин, 2013.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Харичев, 2017.
- ↑ Палаты, 2012, с. 7.
- ↑ Мясников, 2012.
- ↑ Палаты бояр Романовых в Москве . Культура.рф (21 октября 2010). Дата обращения: 16 августа 2018. Архивировано 19 сентября 2018 года.
- ↑ Палаты, 2012, с. 9.
- ↑ Палаты, 2012, с. 10—11.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 15.
- ↑ 11,0 11,1 Палаты, 2012, с. 12.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 19—20.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 41—47.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 20—23.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 49—51.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 34—35.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 52.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 41.
- ↑ 19,0 19,1 Путеводитель, 2014, с. 59—60.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 58.
- ↑ Палаты, 2012, с. 21.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 58—59.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 58—64.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 67—78.
- ↑ Баранова, 2011, с. 163—179.
- ↑ Экспозицию о предках Дома Романовых представили в филиале ГИМа . РИА Новости (16 мая 2013). Дата обращения: 16 августа 2018. Архивировано 2 февраля 2014 года.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 70—74.
- ↑ Палаты бояр Романовых . Strana.ru. Дата обращения: 16 августа 2018. Архивировано 19 сентября 2018 года.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 78—87.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 96—98.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 98.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 116—117.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 117.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 92—95.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 147—150.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 162—164.
Литература
- Баранова С. Архитектор Ф. Ф. Рихтер первый исследователь русского изразца // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2011. — № 2. — С. 163—179.
- Васькин А. Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых. — М.: Спутник+, 2013. — 320 с.
- Грабарь И. Э. Гражданское зодчество // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 251—304. — 478 с.
- Музей как лицо эпохи. Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «Знание — сила» / под ред. И. Харичева, Н. Алексеевой. — М.: Знание-сила, 2017. — 730 с.
- Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 319 с.
- Щуцкая Г., Трегубова Е. Старый дом на Варварке: палаты конца XV-XVII веков бояр Романовых. — М.: Государственный исторический музей, 2007. — 117 с.
- Щуцкая Г. «Палаты в Зарядье», музей. Дом бояр Романовых: путеводитель-справочник. — М.: Москвоведение, 2014. — 155 с.
- Щуцкая Г. Палаты бояр Романовых. — М.: Государственный исторический музей, 2012. — 30 с.
Ссылки
- Официальный сайт Государственного исторического музея
- Музеи и исторические места Москвы, Палаты бояр Романовых в Зарядье
- «Палаты бояр Романовых», документальная передача из цикла «Прогулки по Москве»