Анисимов, Александр Иванович (искусствовед)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Иванович Анисимов
Портрет работы Б. М. Кустодиева, 1915 год.Портрет работы Б. М. Кустодиева, 1915 год.
Дата рождения 30 марта (11 апреля) 1877(1877-04-11)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 2 сентября 1937(1937-09-02) (60 лет)
Место смерти Сандармох, Карельская АССР
Страна  Российская империя СССР
Альма-матер Московский университет (1904)
Известен как историк и реставратор древнерусской живописи

Александр Иванович Анисимов (30 марта [11 апреля1877, Санкт-Петербург, Российская империя2 сентября 1937, Сандармох, Карельская АССР, РСФСР, СССР) — историк и реставратор древнерусской живописи.

Биография

Родился 30 марта (11 апреля) 1877 года в Санкт-Петербурге в семье земского статистика. Окончил 2-ю Московскую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета (1900—1904).

Деятельность

В 1904—1916 годах работал в Новгородской мужской учительской семинарии в Григорово. Был также профессором в Новгородском народном университете. Принимал активное участие в исследовании и реставрации древнерусских фресок, в том числе фресок XIV века в церкви Фёдора Стратилата. Анисимов сотрудничал с такими специалистами, как П. П. Покрышкин, К. К. Романов и др. Собирал церковную утварь, на основе собранной коллекции в 1913 году было создано Новгородское епархиальное древлехранилище (ныне Новгородский государственный объединённый музей-заповедник), где Анисимов организовал реставрационную мастерскую.

В 1916—1918 годах преподавал в Петергофской гимназии. В 1918—1919 годах работал в музейном отделе Народного комиссариата просвещения.

По приглашению И. Э. Грабаря стал сотрудником, а затем и научным руководителем Комиссии Наркомпроса по сохранению и раскрытию памятников искусства и по реставрации настенной живописи и древних икон. В 1924 году она была переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские и Анисимов занял должность научного руководителя реставрации памятников искусства. В 1921 году вместе с И. Э. Грабарем участвовал в Первой Всероссийской реставрационной конференции, где было решено организовать комиссию для рассмотрения технических приёмов укрепления и раскрытия древней иконописи. Возглавлял реставрационные работы в Новгороде, Ярославле, Ростове, Угличе, Владимире. Среди отреставрированных под его руководством памятников: иконы и настенная живопись, связанные с именем Феофана Грека, в Москве и Новгороде; иконы «Троица» и «Звенигородский чин» Андрея Рублёва; Богородичные иконы «Владимирская», «Боголюбская», «Максимовская», «Знамение», «Оранта», «Толгская», «Фёдоровская», «Донская». Организовал специальные реставрационные мастерские в Новгороде, Ярославле, Вологде. С 1925 по 1930 год руководил ярославским филиалом живописной секции мастерских.

В 1920—1929 годах работал в Государственном Историческом музее заведующим отделом памятников религиозного быта. В начале 1920-х годов руководил секцией древнерусского искусства в Институте историко-художественных изысканий и музееведения. Работал в Московском НИИ археологии и искусствознания, Государственной Академии художественных наук. В 1926 году вместе с Н. И. Брягиным создал выставку древнерусских икон. Участвовал в организации передвижной выставки русских икон в Европе и США (1929—1932).

Преподавал в Московском университете; в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) (византийскую и монументальную живопись). В Ярославском университете заведовал кабинетом изящных искусств (1918—1919), был профессором кафедры археологии и материальной культуры (1919—1924), деканом исторического отделения (с 20 февраля 1920), читал курсы истории русского искусства, раннего христианского искусства, введения в искусство понимания, русского искусства до XVIII века.

Преследования, аресты, расстрел

Впервые был арестован в июне 1919 года в Петергофе, освобождён по ходатайству Н. И. Седовой (Троцкой). В 1921 году был арестован в Екатеринбурге и приговорён к шести месяцам принудительных работ без содержания под стражей. 3 февраля 1921 года освобождён досрочно.

В 1929 году прекратил всякую общественную деятельность. 6 октября 1930 года арестован по делу о «шпионаже и вредительстве через Центральные государственные реставрационные мастерские». 23 января 1931 года приговорён к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения (Кемский лагпункт). С мая 1931 до середины 1932 года работал в музее Соловецкого лагеря, реставрировал иконы, читал доклады.

В 1937 году переведён в Беломоро-Балтийский лагерь (лагпункт Кузема). 22 августа 1937 года, в лагере, был арестован, а 26 приговорён Тройкой НКВД Карельской АССР к расстрелу. Расстрелян 2 сентября 1937 года в урочище Сандармох под Медвежьегорском. Сейчас на этом месте мемориальное кладбище «Сандармох».

Верный страж и ревностный блюститель
Матушки Владимирской, — тебе —
Два ключа: златой — в Её обитель,
Ржавый — к нашей горестной судьбе.

Максимилиан Волошин. 26 марта 1929

Имя его долго замалчивалось. Доктор искусствоведения Герольд Иванович Вздорнов собрал наиболее важную часть трудов учёного и написал о нём статью в журнале «Советское искусствознание» в 1984 году. Александр Иванович Анисимов полностью реабилитирован прокурором Карелии в 1989—1990 годах.

Художник Б. М. Кустодиев в 1915 году написал его портрет на фоне древнерусской архитектуры. Поэт Максимилиан Волошин посвятил ему, как другу, стихотворение «Владимирская Богоматерь» (26 мая 1929).

Труды

  • Экскурсия студенческого общества в Грецию // Вестник воспитания. XV. 1904, февраль. отд. 1. С. 116—141.
  • Историко-археологическая выставка новгородского общества любителей древности // Новгородская жизнь. 1910. № 139. С. 1-2; № 140. С. 1-2.
  • Реставрация фресок Федора Стратилата в Новгороде // Старые годы. 1911, февраль. С. 43-52.
  • Церковная старина на выставке XV археологического съезда в Новгороде // Старые годы. 1911, октябрь. С. 40-47.
  • Новгородская икона св. Федора Стратилата / А. И. Анисимов, П. П. Муратов. Памятники древнерусской живописи. — М.: К. Ф. Некрасов, 1916. — 48 с.
  • Проект реставрации св. Софии Киевской // Художественная жизнь. № 3. 1920. С. 10-12.
  • Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле. 1919—1926. М.: Центральные государственные реставрационные мастерские, 1926. — 16 с.
  • Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928.
  • Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации: сборник Центральных Государственных Реставрационных Мастерских. Вып. 2 / Под ред. И. Э. Грабаря. — М.: Центральные государственные реставрационные мастерские, 1928. — 284 с.
  • О древнерусском искусстве. М., 1983.

Литература

  • Miller D. B. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir: A Study of the Development of Muscovite National Consciousness // Speculum. — 1968. — Oct., 1968. — Т. 43, № 4. — С. 657—670.
  • Вздорнов Г. И. Александр Иванович Анисимов (1877—1932) // Советское искусствознание. — М., 1984. — Вып. 2. — С. 297—317.
  • Кызласова И. Л. Александр Иванович Анисимов (1877—1937). — М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2000. — 89 с.

Источники