Геленджик (аэропорт)
| Аэропорт Геленджик | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||
| ИАТА: GDZ – ИКАО: URKG – Внутр. код: ГДЖ | |||||||
| Информация | |||||||
| Вид аэропорта | гражданский | ||||||
| Страна | Россия | ||||||
| Расположение | Краснодарский Край | ||||||
| Высота НУМ | +40 м | ||||||
| Часовой пояс | UTC+3/+3 | ||||||
| Время работы | 04:30-16:30 UTC | ||||||
| Сайт | gdz.aero | ||||||
| Карта | |||||||
|
|
|||||||
| Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
| Статистика | |||||||
| Годовой пассажиропоток | 1 040 тыс.[1] | ||||||
Геленджи́к — аэропорт города Геленджика в Краснодарском крае. Расположен на территории города, на западном берегу Геленджикской бухты в районе Тонкого мыса.
Ближайшие коммерческие аэропорты находятся на расстоянии 83 км (Анапа) и 170 км (Краснодар).
Также на территории города имеется девять действующих вертолётных площадок принадлежности АОН и МО, и единственный в стране действующий гидроаэродром класса «В» Геленджик-Бухта (Gelendzhik Bukhta), принадлежащий испытательной базе ТАНТК им. Бериева.[2]
Историческая информация
Перед Великой Отечественной войной в районе Геленджика базировалась 83-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС Черноморского флота.
В годы войны в районе города имелись два полевых и три гидроаэродрома, на которых базировались истребительные, минно-торпедные, штурмовые и разведывательные части авиации ЧФ и части ВВС КА. По данным немецкой аэрофоторазведки за 1943 год, один полевой аэродром располагался на мысе Толстом, второй аэродром — восточнее терминала и склада ГСМ современного аэропорта. Также имеется достоверная информация, что в Геленджике некоторое время базировался знаменитый 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — женский авиационный полк, также известный как «ночные ведьмы».
Так как оба грунтовых аэродрома были временными и не соответствовали требованиям к такого рода объектам, сразу после окончания боевых действий они перестали использоваться авиацией.
Аэродром Солнцедар был построен на окраине одноименного посёлка после окончания войны и использовался для нужд авиации Черноморского флота.
В 1956 году была проведена реконструкция аэродрома, после которой он был передан в ведение Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Начиная с 1957 года с этого аэропорта начали выполняться пассажирские рейсы в Краснодар. На аэродроме была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием 03/21, длиной 1500 и шириной 40 метров.[3].
В советское время аэропорт принимал самолёты Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410 и все более лёгкие (а также вертолёты всех типов), обслуживая внутрисоюзные маршруты и местные воздушные линии. Прямые рейсы из Москвы выполнялись на Ан-24 из Быково, ныне закрытого, и Як-40 из Внуково. В 1980-е годы из аэропорта г. Геленджик выполнялось до 34 рейсов в день. В 1990-е годы пассажиропоток значительно уменьшился, аэропорт обслуживал к 2000 году 1 рейс в день (в Москву). С 2004 года аэропорт фактически не работал.[4]
В 2004 году было принято решение о коренной реконструкции аэропорта, которое предусматривало строительство нового аэровокзального комплекса и новой взлётно-посадочной полосы (ИВПП 01/19) размерами 3100×45 м, благодаря которой аэропорт сможет принимать самолеты производства Boeing и Airbus, а также российского производства типов Ту-154, Як-42, Ту-204. Пропускная способность аэродрома должна составить 8 взлётно-посадочных операций в час, взлёт и посадка односторонняя (со стороны моря).
29 мая 2010 года реконструированный аэропорт принял первый регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» из Москвы на самолёте Airbus A320.
Аэропорт Геленджик способен принимать самолёты Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-74, Ан-148, Ил-62, Ил-76, Ил-96, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, ATR 42, ATR 72, Boeing 737, Boeing 757, Bombardier CRJ 100/200, Embraer EMB 120 Brasilia и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
В апреле 2018 года аэропорт был куплен банком ВТБ, совладельцем стал Таймураз Боллоев.[5]
В связи с началом специальной военной операции на Украине с 24 февраля был введён запрет на все полёты из аэропорта[6]. 18 июля 2025 года аэропорт возобновил приём регулярных пассажирских рейсов из Москвы[7]. Позже было объявлено о начале полётов в Геленджик из Петербурга, Казани и Екатеринбурга.
Реконструкция и модернизация
Завершение реконструкции планировалось на 2007 год. Аэродромная часть была готова в 2008 году, первая техническая посадка и взлет воздушного судна на новой ВПП были выполнены 25 декабря 2008 (Як-42 авиакомпании «Авиационные линии Кубани»)[8][9]. В связи с задержками в строительстве аэровокзального комплекса было принято решение открыть аэропорт с временным аэровокзалом, оборудованным в здании, первоначально предназначавшемся для грузового терминала.
29 мая 2010 года реконструированный аэропорт принял первый регулярный рейс[10] (а/к «Аэрофлот», рейс СУ705 Москва—Геленджик, самолёт Airbus A320 VP-BWE «Н. Римский-Корсаков»).
Временный аэровокзал принимал только внутренние рейсы, его пропускная способность составляла 140 пассажиров в час. Почти сразу началось проектирование полноценного аэровокзала площадью около 5000 м² и обладающее пропускной способностью 314 пассажиров в час. Оно представляет собой двухэтажное здание, на втором этаже которого распологаются технические помещения.[11] Новый аэровокзал рассчитан на обслуживание только внутренних рейсов. Строительство нового терминала началось в июне 2020 года и завершилось в декабре 2021 года.[12]
С 2019 года в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» были начаты работы по модернизации аэродромной инфраструктуры аэропорта. Специалисты реконструировали площадки очистных сооружений, установили водосточно-дренажную систему и уложили цементобетонное покрытие перрона, проложили кабельные линии электроснабжения и обустроили грунтовое сопряжение рулёжной дорожки. В аэропорту была улучшена существующая соединительная рулёжная дорожка и была построена новая, что позволило развести пути руления воздушных судов к местам стоянок. Также было запланировано расширение перрона, что позволило увеличить число стояночных мест для самолётов. В аэропорту были обновлены периметровое ограждение, система сбора противооблединительной жидкости и было установлено новое светосигнальное оборудование[13].
| Пассажиропоток: | ||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||||||||||||
| млн пассажиров | 0,129 | 0,158 | 0,187 | 0,197 | 0,236 | 0,274 | 0,273 | 0,295 | 0,295[14] | 0,338 | 0,483 | 1,040 | ||||||||||||||||
| Источники:[15][16] | ||||||||||||||||||||||||||||
Авиакомпании и направления
По состоянию на декабрь 2020 года аэропорт Геленджик обслуживал рейсы следующих авиакомпаний:[17]
По состоянию на сентябрь 2025 года, аэропорт Геленджик обслуживал рейсы следующих авиакомпаний:
За период с 18 июля по 8 сентября 2025 года аэропорт Геленджика обслужил 72 тысячи пассажиров[18].
Происшествия
- 7 января 1982 года самолёта L-410M потерпел катастрофу около села Прасковеевка. Погибло 18 человек.
См. также
Ссылки
- gdz.aero — официальный сайт аэропорта
- БазЭл Аэро заявил о технической готовности I очереди аэропорта в Геленджике (Интерфакс, 7 декабря 2009) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Краткая характеристика аэропорта «Геленджик» до реконструкции и его характеристики после реконструкции
Примечания
- ↑ Аэропорт Геленджика в 2021 году утроил пассажиропоток к 2019 году, до 1 млн человек. Дата обращения: 14 января 2022. Архивировано 12 февраля 2022 года.
- ↑ В Геленджике открылся гидроаэропорт. РБК Стиль. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 29 июня 2021 года.
- ↑ Геленджик (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
- ↑ История аэропорта. www.gdz.aero. Дата обращения: 30 мая 2019. Архивировано 30 мая 2019 года.
- ↑ ВТБ закрыл сделку по покупке аэропорта Геленджика (рус.). Архивировано 4 мая 2018 года. Дата обращения 4 мая 2018.
- ↑ Росавиация приостановила полеты в 11 аэропортов юга России. Interfax-Tourism. Дата обращения: 2 мая 2022. Архивировано 27 февраля 2022 года.
- ↑ Первый с 2022 года рейс приземлился в аэропорту Геленджика RT на русском, 18.07.2025
- ↑ По взлетно-посадочной полосе аэропорта Геленджик пробежал ЯК-42 (недоступная ссылка)
- ↑ Открытие аэропорта «Геленджик» в Краснодарском крае перенесено на сентябрь (2009 года). Дата обращения: 22 апреля 2010. Архивировано 17 августа 2009 года.
- ↑ Официальная церемония открытия аэропорта была проведена 5 июня 2010 года.
- ↑ Главгосэкспертиза одобрила строительство нового терминала в аэропорту Геленджика. ATO.ru (23 июня 2016). Дата обращения: 27 июня 2017. Архивировано 13 апреля 2018 года.
- ↑ [1]
- ↑ ИНФРАСТРУКТУРА АЭРОПОРТА ГЕЛЕНДЖИК ГОТОВА ПРАКТИЧЕСКИ НА 50%. Национальныепроекты.рф, 19.04.2024
- ↑ Аэропорт Геленджик обслужил более 290 000 пассажиров в 2018 году (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 3 декабря 2020 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг.. Росавиация. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 17 июля 2016 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. (недоступная ссылка). Росавиация. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.
- ↑ Расписание рейсов аэропорта Геленджик. www.gdz.aero. Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 3 декабря 2020 года.
- ↑ Аэропорт Геленджика за неполных два месяца обслужил 72 тысячи пассажиров. Коммерсантъ, 08.09.2025