Вознесенский собор (Елец)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный собор
Соборный храм Вознесения Господня
Координаты: 52°37′28″ с. ш. 38°30′20″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Местоположение Елец
Конфессия Православие
Епархия Елецкая
Архитектурный стиль Русско-византийский
Автор проекта Константин Тон
Дата основания 1745
Строительство 18451889 годы
Основные даты
  • Закрыт — 1934
  • Возвращен — 1947
Статус Герб ОКН
Состояние Действующий
Сайт sobor-elec.cerkov.ru

Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный собор Елецкой епархии Русской православной церкви.

История

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году: ктитор Федор Сафрониевич Попов по настоянию прихожан поднял вопрос о необходимости строительства «обширного по размерам и красивого по архитектуре нового Соборного храма». Начался сбор пожертвований. Был составлен первый «архитекторский план и фасад на построение нового Собора» (1815). Первый проект собора был разработан в 1824 году. При Иване Герасимовиче Петрове — купце, избранном в 1841 году ктитором, проект храма в «византийском и частию итальянском стиле» выполнил харьковский губернский архитектор Фёдор Иванович Данилов (1810—1885), однако работу Данилова не одобрил Святейший Синод. Следующий проект, архитектора Орловской казенной палаты Брычкова, отклонили уже «прихожане и граждане». В мае 1842 года И. Г. Петров отправился в Москву и обратился к Константину Андреевичу Тону с просьбой «составить на Собор проект и смету». Вскоре последовало согласование проекта и сметы со Святейшим Синодом, Строительным комитетом, Губернской строительной комиссией и Елецкой городской думой. 22 августа 1845 года состоялась закладка храма. Для надзора за ходом строительства был приглашён известный архитектор академик Иван Осипович Вальпреди. Строительство заняло 44 года. В конце строительства к контролю подключился Александр Степанович Каминский; он также спроектировал иконостас собора.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен, которую осуществляли А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.

22 августа 1889 года освящение собора совершил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году. В 1954—1958 годах его настоятелем был иеромонах Сергий (Петров), в 1958—1981 — архимандрит Исаакий (Виноградов).

Описание

  • Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
  • Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
  • На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
  • Внутренность Вознесенского собора украшает трёхъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
  • Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
  • Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
  • Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.
  • Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.

Литература

Виды Вознесенского собора

Ссылки